Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Л. Н. Толстой "Котёнок"

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Л. Н. Толстой "Котёнок"

Цель урока: Содействовать нравственному становлению личности; формировать универсальные учебные действия.

Планируемые результаты:

Предметные:

формировать представление об идее художественного произведения; формировать представление об авторе художественного произведения; совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения;

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам персонажей.

Метапредметные:

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности (регулятивные УУД). умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом (коммуникативные УУД). самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера; построение цепи рассуждения (познавательные УУД).

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент


Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
- Посмотрите в паре друг на друга и определите, с каким настроением вы пришли на урок?

 


2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Расскажите, что больше всего вас заинтересовало в биографии Л.Н. Толстого? ( …) А какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?  ( …)

(Проверка домашнего задания )

1.С кем Филипок остался дома?

а) с братом

б) с дедушкой

в) с бабушкой

  1. Почему мальчик по дороге упал?

а) испугался

б) споткнулся

в) уронила собака

  1. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?

а) что учитель прогонит
б) что учитель заставит учиться

в) что ребята будут смеяться

  1. Какое задание дал учитель Филипку?

а) решить задачу

б) написать своё имя

в) сложить своё имя

  1. Кто учил мальчика читать?

а) мама

б) Костюшка

в) друг

 

Чистоговорка 

Ол – ил- ул – ал

Белый кот клубок катал.

Ил- ул – ал – ол

Он загнал его под стол,

Ал –ол – ил –ул

А затем загнал под стул.

ел-ил- ёл –ял

Долго кот клубок катал,

-ил – ел –юл- ул

Потянулся и уснул.

 

 


Дидактические материалы:

Л. Н. Толстой "Филиппок"

формировать представление  об авторе художественного произведения

регулятивные: 

– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

 


- Скажите, почему люди называют животных своими друзьями?( Потому что люди общаются с животными, заботятся о них, как о друзьях)
- Объясните смысл пословицы:

Плохо без друга, но, если он есть, его надо беречь.(Друга надо беречь, ведь без него плохо) 
— Эта мысль, выраженная в пословице, рожденная народной мудростью, будет проходить через все рассказы, которые будем читать по теме.

- У кого дома есть животные?

-  Какие?(Кошки, собаки, рыбки)

- Как вы заботитесь о них?( Кормят, гуляют с ними, моют)

- Почему вы заботитесь о животных?( потому что нравится ухаживать за своим питомцем, заботится о его здоровье) 

 

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, а с каким произведением узнаете, если
отгадаете загадку:

Он первым входит в дом
И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет, исчезает далеко,
А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно
Пьёт парное молоко. (Котенок) 
-
Мы познакомимся с рассказом «Котёнок».



совершенствовать сознательность;

формировать представление об идее художественного произведения

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

 На доске записаны слова, а дети предполагают. что они могут значить)

амбар — это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку,

подле – около,

что было духу – очень быстро


 совешенствовать сознательность 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Комбинированное чтение

Ребята, сейчас мы с вами прочитаем произведение Л. Н. Толстого "Котёнок" 

Сядьте так, как вам удобно, и внимательно следите, я могу в любой момент остановиться, а кто-то из вас продолжит. Прочитаем  эту историю. А после прочтения, вам необходимо ответить на вопрос: Что же все-таки случилось с котёнком?

(Учитель читает начало произведения и конец)


Дидактические материалы:

Картинка 2

 размышлять о событиях, происходящих в произведении;

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

 

регулятивные:
– работать по предложенному учителем плану.
коммуникативные:
– умение слушать и понимать речь других;
– выразительно читать текст.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?( когда Вася спасает котенка от собак)

Найдите это место в тексте и подтвердите свою мысль цитатой.

-На какие части можно разбить текст?

(Страшные собаки

Дети нашли котят

Вася спасает котёнка

Дети забыли котёнка

Кошка пропала

Самый лучший котенок)

- Прочитайте про себя и попробуйте разделить текст на части.


Дидактические материалы:

Картинка 1

 самостоятельно читать текст про себя, детить текст на части, составлять план.

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Чтение по смысловым отрывкам

(Ответ на вопрос подвердить словами из текста)

Кто жил у Васи и Кати? Когда пропала кошка? Кого нашли дети? Сколько было котят? Какого котёнка оставили себе? Что мама сделала с оставшимися котятами? Куда пошли дети? Почему они забыли про котенка? Как вели себя собаки, когда увидели котенка? Что сделал Вася? Почему дети больше не брали с собой котенка?


находить в тексте материал для ответа на вопрос, составлять устные и письменные описания.


 

регулятивные: 
–контроль собственных действий; 
познавательные: 
–извлечение необходимой информации из демонстрации; 
–сопоставление предъявляемой информации; 
–использование извлеченной информации; 
коммуникативные: 
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Творческое задание

Ребята, сейчас я поделю вас на 3  группы и порошу выполнить творческое задание. 

в конверте лежат буквы, они рассыпались, когда я шла к вам на урок, если вы их соберете,то узнаете, какой жанр произведения, которое мы с вами прочитали. ( ы,ь,л,б = быль) 

Что же такое быль? ( Быль- это то, что было на самом деле, случай из жизни) 

Ребята, нарисуйте рисунок в котором вы покажете  историю, которая произошла на самом деле с вашим домашним животным, 

Зачем Л. Н. Толстой рассказал нам эту историю? 

Какими мыслями он хотел поделиться с нами? 

Как бы выпоступили на месте Васи? 

 

 


 определить главную мысль произведения,относить произведение к жанру.

формировать представление  об идее художественного произведения;

совершенствовать сознательность, правильность;

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение использовать простейшие виды анализа текста произведения,

развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения


 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной и письменной форме

 

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Составление плана произведения

Укаждой группы в конверте лежит план этого произведения, но последовательность пунктов плана нарушена. Восстановите план, пронумировав пункты плана цифрами. (Учитель дает правильную последовательность пунктов плана на слайде) У какой группы получился такой же план, как и на слайде? Кто записал по-другому?


 делить  текст на части,  составлять простой план; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

 Познавательные УУД

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения

Коммуникатив ные УУД

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

5. Домашнее задание

 Подготовить подробный пересказ.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с биографией Л.Н. Толстого и его былью "Котёнок"

- Как вы думаете, какова  же главная мысль произведения? 

( Человек, даже если он ещё маленький, должен нести ответственность за тех, кого приручил.)

 

Закончить наш урок, мне хотелось бы вот этой пословицей: «Ты в ответе за того, кого приручил?»


 формировать представление  об идее художественного произведения; давать нравственную оценку героям произведения

 

личностные:
– развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
– оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
регулятивные:
– высказывание своего предположения.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.