Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Урок по литературному чтению "Сказка Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

УМК: "Перспективная начальная школа"

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Цель урока: создать условия для изучения сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Планируемые результаты:

Предметные:

учить анализировать текст; учить сопереживать герою, оценивать его поступки; совершенствование сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения; закрепить и проверить знания по ранее изученной теме.

Личностные:

появление у детей стремления преодолевать учебные трудности; формировать нравственные убеждения.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия; научиться организовать своё рабочее место; умение формулировать учебную задачу урока; прогнозировать результат и уровень усвоения знаний; определять последовательность действий; оценивать свои и чужие действия по заданным; умение ориентироваться на страницах учебника; планировать свою деятельность. - коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной / письменной форме; слушать и понимать речь других - познавательные УУД: научиться прогнозировать содержание произведения, научиться воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передавая настроение произведения; научиться рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; извлечение необходимой информации из текста; использование извлеченной из текста информации в словесного иллюстрирования.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
Учащиеся приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

 

 

 Умение организовать рабочее место с помощью учителя.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Иллюстрирование словесное

– Ребята, давайте проверим ваше домашнее задание. Для этого мы с вами сейчас порисуем, но без использования кистей и красок, а при помощи слов. Для того, чтобы нарисовать картину слова нам надо ответить на 3 вопроса:
1) что будет нарисовано? (Содержание);
2) как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. (Композиция);
3) какие краски используем для картины? (Цветовое решение).
– Итак, что мы нарисуем на картине? (Садко, Морской Царь, трон, море, гусли).
– Как мы расположим объекты на картине? (Высказывания детей) .
– Какие краски используем на картине? (Высказывания детей)
– Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо подготовили домашнее задание.

На слайде:
• Цветаева
• Андерсен
• Ахматова
• Есенин
• Рубцов
• Гумилев
 –Что общего у этих слов? (Фамилии)
 – А какая фамилия лишняя? ( Андерсен)
 – Давайте вспомним его сказки. (Высказывания детей)
 – Молодцы! Сказки Андерсена вы знаете.


Дидактические материалы:

Г. Х. Андерсен "Русалочка"

Закрепить и проверить знания по ранее изученной теме.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–использование извлеченной из текста информации в словесного иллюстрирования;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)
– Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник? (Это памятник русалочке)
– Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира. А что вы знаете о русалках? (Ответы детей)
– Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви к человеку. Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания, чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.
– Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини. Ещё раз прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки. (Да, автор относится к ней с нежностью, любовью, уважением и с заботой)


Учить анализировать текст;
Совершенствование сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения.

 регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

– Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.
Сначала дети высказывают свои предположения , затем читают со слайда.
Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.
Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.
Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).
Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.
Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.
Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.


 

 регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Изучающее чтение

– Читаем первую часть сказки (читает учитель, подготовленный ученик)
(до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.71 – 73).
– Где разворачивается действие сказки? (в море)
– О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? (о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)
– Как вы думаете, кто была младшая внучка? (русалочка, героиня сказки)
–Чем отличалась она от своих сестер? (Её привлекал надводный мир.)
– Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его.
– Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте? (сравнение).
– Что происходило дальше, мы узнаем из продолжения сказки.
(Чтение по «цепочке») (до слов «Надвигалась буря…» с.76)
– Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. (Бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность)
– О чем она мечтала? (Всплыть на поверхность моря)
– Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря? (Ей интересно самой увидеть леса, города, корабли, людей. Об этом она знает , со слов бабушки и сестёр.)
– Найдите здесь описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.75)
– Какой праздник отмечали на корабле? (День рождения принца)
– Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему? (Да, потому, что на корабле было красиво, и ей понравился принц)


Дидактические материалы:

Г. Х. Андерсен "Русалочка"

 

 

познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– умения извлекать информацию из текста.
коммуникативные:
– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений прочитанным;
– адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Как вы думаете, удастся ли русалочке познакомиться с принцем? (Ответы детей) – Как может произойти знакомство?(Ответы детей) – Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете, прочитав 1 часть до конца. (Жужжащее чтение) – Расскажите, какой оказалась первая встреча Русалочки с людьми. (пересказ). – Как Русалочка спасает принца? (Она спасает принца, жертвуя собой: «… поплыли между брёвнами и досками, совсем не думая о том, что они её могут раздавить.»). – Почему Русалочка спасает принца? (Он ей очень нравится, она испытывает чувство любви и сострадания к человеку, беспомощному перед разыгравшейся стихией.) – Какими чертами характера обладает Русалочка? (Смелость, доброта, заботится о принце) – Какими словами из текста это можно подтвердить? (зачитать со слов: “… стала ждать, не придет ли кто – нибудь на помощь бедному принцу”).


 

Научиться прогнозировать содержание произведения, научиться воспринимать на слух художественный текст; Читать выразительно, передавая настроение произведения; Научиться рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним (познавательные УУД)

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Синквейн

Составление синквейна – А сейчас давайте составим синквейн. Сделаем это в группах. В первой строчке пишем тему одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. (Дети выполняют)



Дидактические материалы:

Г. Х. Андерсен "Русалочка"

 

Планировать свою деятельность (регулятивные УУД) Умение работать в группе (коммуникативные УУД)

5. Домашнее задание

 Домашнее задание:
Выразительное чтение сказки «Русалочка» стр. 71-80. А также нарисовать иллюстрации к прочитанному отрывку. 

 

 

 Слушать и понимать речь других; (коммуникативные УУД)

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Продолжите любое предложение.
● На сегодняшнем уроке я узнал… (Ответы детей)
● На этом уроке я похвалил бы себя за … (Ответы детей)
● После урока мне захотелось … (Ответы детей)
● Сегодня я сумел … (Ответы детей)


 

 регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.