Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Исследовательское путешествие по флоре и фауне Самарского края

УМК: Школа России

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок рефлексии

Тема: Исследовательское путешествие по флоре и фауне Самарского края

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления обучающимися природного богатства Самарской области

Планируемые результаты:

Предметные:

- опыт уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, ее современной жизни; - освоение современных средств изучения природного богатства всего мира в целом и родного края в частности (через поиск, сравнение, анализ, классификацию и др., с получением информации из сервисов, предназначенных для поиска информации и идентификации отличительных особенностей флоры и фауны Самарского края (ФГОС НОО)

Личностные:

проявлять интерес к познанию природы; осознавать свою ответственность за состояние природного окружения родного края Самарской области (ФГОС НОО).

Метапредметные:

регулятивные УУД: - опыт определять наиболее эффективные способы достижения результата; - опыт планирования действий команды в процессе выполнения заданий на станциях. познавательные УУД: - опыт самостоятельного выбора оснований для принятия решений; - навык осуществлять анализ объектов, строить логические рассуждения; - опыт выбора наиболее эффективного способа решения задачи коммуникативные УУД: - опыт работы в команде, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (ФГОС НОО).

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

1. Приветствие класса.

1. Эмоциональный настрой на работу:
Учитель:

Прочитайте пословицу "Береги землю родимую, как мать любимую".

Как вы понимаете ее смысл?

2. Погружение в тему

Сегодня мы отправимся в исследовательское путешествие по флоре и фауне Самарского края. 

  • опыт уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны (ФГОС НОО)

регулятивные УУД:

  • самоорганизация, саморегуляция, контроль.

коммуникативные УУД:

  • умение выражать свое мысли с достаточной полнотой и точностью.
  • личностные результаты:

осмысление внутренней позиции ученика; самоопределение.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Верные и неверные утверждения

Задание. Принять участие в игре-викторине "По тропинкам Самарского края", организованной на игровой обучающей платформе “Kahoot” и спользованием приема верных и неверных утверждений (URL:https://create.kahoot.it/details/fed7cf2d-dc35-4250-b63b-99b95a8641fb).

 Вопросы:
• Правда ли, что на фотографии изображен лен, один из травянистых обитателей Самарской области?
• Правда ли, что на территории Самарской области нельзя встретить дуб черешчатый?
• Правда ли, что на территории Самарского края обитает лисица обыкновенная?
• Правда ли, что на карте представлена Самарская область?
• Правда ли, что на изображении представлен лист клена, одного из самых популярных древесных растений Самарской области?


  • различать изученные виды флоры и фауны Самарской области, узнавать их на рисунках;
    • определять территорию Самарской области на карте.

  • навык осуществлять анализ объектов, строить логические рассуждения (познавательные УУД);
  • опыт самостоятельного выбора оснований для принятия решений (познавательные УУД).

 

3. Применение полученных знаний в практической деятельности

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Исследование

Общее описание учебной ситуации:

 

Класс делится на 3 группы, каждой из которых предстоит совершить исследовательское путешествие по флоре и фауне Самарской края, используя возможности сервисов/

 

Используемые сервисы

Станция 1 «AI Experiment: обучаем нейросети в «Teachable Machine»:

 

Также за каждой станцией закрепляется маршрутный лист, с его примером можно ознакомиться, изучив приложение 9 (пример маршрутного листа представлен для одной группы). 

 

За каждой станцией закреплен сервис, в котором необходимо совершить исследование флоры и фауны Самарского края:

  • 1 станция "Обучаем нейросеть в Teachable Machine". На данной станции обучающимся предстоит обучить нейросеть распознавать изображения представителей растительного мира Самарской области. Ссылка на сервис Teachable Machine (URL:https://teachablemachine.withgoogle.com/). 
  • 2 станция "Юные исследователи". На данной станции обучающимся предстоит исследовать фауну Самарского края в сервисе iNaturalist" (URL: https://www.inaturalist.org/). Приложения 1-8. 
  • 3 станция «Знатоки Красной книги». Работа в карточках (приложение 10).

 

Станция 1 «AI Experiment: обучаем нейросети в «Teachable Machine»

 

Задание. Обучить нейросеть распознавать информационные объекты с помощью системы “Teachable Machine”. 

 

Примечание: для трех групп обучающихся предусмотрены разные задания для. Это необходимо для того, чтобы после проведения занятия у всего класса была возможность обсудить между группами свои задания.

 

Описание задания:

  • обучающимся необходимо загрузить изображения из папки в имеющиеся базы растительного и животного мира Самарской области;
  • обучающиеся, используя веб-камеру в сервисе «Teachable Machine» обучают нейросеть идентифицировать настоящие объекты растительного мира Самарской области. Для этого необходимо поднести предмет к камере в системе «Teachable Machine», и идентифицировать объект.

 

Реквизит:

  • Листья деревьев, встречающихся на территории Самарской области: листья березы, дуба, клена (листья деревьев удобнее использовать в качестве реальных объектов растительного мира для данного урока, но также можно использовать изображения листьев или изображения самих деревьев родного края). Травянистые растения, встречающиеся на территории Самарской области: Ромашка Пахучая, Василек Луговой, Лютик. Птицы, встречающиеся на территории Самарской области: синица, грач, скворец, воробей.

 

Ссылка на папку, из которой обучающиеся должны загрузить в систему изображения для распознавания:

 

Примеры для работы в системе «Teachable Machine»:

 

Примечание: каждой группе может быть предоставлена работа по одному из видов растений родного края.

 

Тестирование обучающимися работы нейросетей в «Teachable Machine» (продукт от имени школьников):

 

Примечание: в том случае, если у учителя нет в наличии реальных природных объектов растительного мира (настоящих примеров травянистых растений, листьев и т.д.), можно использовать их изображения, а если на школьном дворе растут деревья, встречающиеся на территории родного края, (береза, ель, дуб) можно позволить ученикам сфотографировать их листья (или сами деревья, но тогда в систему необходимо загрузить примеры деревьев для дальнейшей корректной работы с нейросетью) и загрузить в сервис для обучения нейросети. Для корректной работы стоит загружать изображения с различных ракурсов.

 


  • опыт узнвать представителей растительного мира (флоры) Самарского края; представителей животного мира самарского края (фауны);
  • опыт идентифицировать представителя флоры и фауны Самарского края с его названием;
  • опыт уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны (ФГОС НОО).

  • опыт поиска информации по теме работы в геоинформационной системе «Inaturalist», веб-приложении для создания моделей машинного обучения «Teachable Machine» (познавательные УУД);
  • навык находить нужную информацию для достижения поставленной цели (познавательные УУД);
  • навык соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью (познавательные УУД);
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности (коммуникативные УУД).
я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Исследование

Станция 2 "Юные исследователи в iNaturalist"

 

  • Задание для первой группы: на основе геоинформационной системы https://www.inaturalist.org/ проведите исследование и найдите ответы на вопросы, представленные в таблице (приложение 1). Модельный ответ обучающихся представлен в приложении 2. Критерии оценивания для данного задания представлены в приложении 3.
  • Задание для второй группы: на основе геоинформационной системы https://www.inaturalist.org/ проведите исследование и найдите ответы на загадки о растениях (приложение 4). Прикрепи фото всех растений, которые ты угадал. Модельный ответ обучающихся представлен в приложении 5. Критерии оценивания для данного задания представлены в приложении 6.
  • Задание для третьей группы: на основе геоинформационной системы https://www.inaturalist.org/  проведите исследование и соотнесите растения по группам в learningapps. Напиши из каких областей другие растения (приложение 7). Модельный ответ обучающихся представлен в приложении 8.

Критерии оценивания выполненного задания для третьей группы:

  • выполнил задание в learningApps - 3 балла
  • заполнил таблицу полностью верно - 4 балла.
  • заполнил таблицу частично верно - 3 балла.
  • заполнил таблицу с 2-мя ошибками - 2 балла
  • заполнил таблицу с 3-мя ошибками - 1 балл
  • не заполнил таблицу - 0 баллов


  • опыт определять по описанным особенностям название представителя флоры Самарского края, используя возможности сервиса iNaturalist;
  • опыт определять место обитания представителя флоры и фауны Самарского края, используя возможности сервиса iNaturalist.

  •  опыт поиска информации по теме работы в геоинформационной системе «Inaturalist», веб-приложении для создания моделей машинного обучения «Teachable Machine» (познавательные УУД);
  • навык находить нужную информацию для достижения поставленной цели (познавательные УУД);
  • навык соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью (познавательные УУД);
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности (коммуникативные УУД).
я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Исследование

Станция 3 «Знатоки Красной книги»

 

Работа в карточках. Перед вами растения Самарской области. Распределите растения родного края на те, которые занесены в Красную книгу Самарской области и на те, которые не занесены. (приложение 10).

 

Примечание: на данной станции в качестве дидактического материла уместно использовать настоящщую Красную книгу Самарской области, которую ученику могут изучить и найти ответы на затруднительные вопросы.

 

Критерии оценивания:

  • Верно соотнесены 5 растений: 3 балла
  • Верно соотнесены 2-3 растения: 2 балла
  • Верно соотнесены 1 растение: 1 балла.


  • знают представителей растительного мира, заесенных к Красную книгу Самарской области.

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации (познавательные УУД).

4. Домашнее задание

 

  • знает отличительные особенности предстаивителя животного и растительного мира Самарского края;
  • умеет определять представителя животного мира по картинке.

познавательные УУД:

  • опыт поиска информации в различных базах данных и геоинформационных системах;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • навык соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
  • навык создания оригинальных текстов.

5. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Облако слов

Составьте облако слов по теме "Путешествие по флоре и фауне Самарского края" (URL: https://wordscloud.pythonanywhere.com/)  , в котором бы отражались основные понятия темы, названия представителей флоры и фауны родного края, о которых вы узнали на сегодняшнем уроке, а также можно указать названия, сервисов, в которых вы сегодня работали и узнали много новой и полезной информации!


  • знают названия представителей флоры и фауны 

Самарского края

  • использование средств ИКТ для решения познавательных задач (познавательные УУД)
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
    способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспех (регулятивные УУД)