Название ТКУ: "Диаграммы на 1 - 2 - 3"
УМК: УМК "Перспектива"
Предмет: Математика
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: "Диаграммы на 1 - 2 - 3"
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся первичного навыка построение столбчатых диаграмм как способа визуализации различного рода информации. Примечание. Урок может быть реализован в формате смешанного обучения и онлайн обучения, что обеспечивается использованием онлайн сервиса Wizzer.me, интерактивных листов, созданных с помощью Google-рисунков).
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающийся научится: -понимать назначение диаграмм; -самостоятельно определять масштаб будущей диаграммы. Обучающийся получит возможность научиться: -делать выводы на основе имеющихся данных; -строить столбчатые диаграммы на основе имеющихся данных.
Личностные:
- мотивация к самостоятельной познавательной деятельности; - приобретение опыта участия в коллективной деятельности.
Метапредметные:
Обучающийся научится: -строить монологические высказывания, выдвигать и аргументировать свою собственную позицию; -осуществлять первоначальный навык выполнения логических операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения; -фиксировать затруднения в пробном учебном действии. Обучающийся получит возможность научиться: - планирование учебного сотрудничества; - использование знаково-символических средств; - осуществлять самоорганизацию своей деятельности; -адекватного и позитивного оценивания своей деятельности; -выдвигать гипотезы по вопросу, доказывать и опровергать их.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
|||||
1. Организационный момент |
||||||
Предполагаемая длительность этапа: 2.5. минуты
Деятельность педагога (Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовноть к уроку и мотивирует на дальнейшую деятельность). - Добрый день, уважаемые обучающиеся! Я рада приветствовать Вас на нашем занятии. Проверим вашу готовность к его началу. Все ли учебные принадлежности находятся на парте? Если да, то мы начинаем! Деятельность обучающихся (Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют наличие учебных материалов на рабочем месте). |
- |
Личностный результат:
-мотивация к учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- самоорганизация своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества
Познавательные УУД:
- первоначальный навык выполнения логических операций анализа. |
||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
||||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Деловая графика Предполагаемая длительность этапа: 10 минут Деятельность педагога - Сегодняшнее занятия с предлагаю начать с отгадывания ребуса (URL-адрес: https://drive.google.com/file/d/1h5bDHGG67qLIi3rv2nBMegM6e9ir1mzz/view?usp=sharing). На выполнение задания вам отводится 2 минуты.
- Кто разгадал ребус, какое слово у Вас получилось? (Предполагаемый ответ обучающихся: информация). -Абсолютно верно - информация. Как вы считаете, зачем нужно уметь работать с информацией? (Предполагаемый ответ обучающихся: чтобы находить нужную информацию, находить ответы на вопросы).
-Спасибо за ваши ответы. Да, работа с информацией важна для человека и сегодня мы постараемся убедиться в этом. - Обратите внимание, у каждого из вас на парте находится рабочий лист «Высокий полет!» (рис.1.) с небольшим текстом о птицах. Прошу вас прочесть его и ответить на заданный вопрос: «Какая из перечисленных птиц имеет самую высокую скорость полета?». На выполнение задания вам отводится 2 минуты.
-Назовите, пожалуйста, какая из перечисленных птиц имеет самую высокую скорость полета? (Предполагаемый ответ обучающихся: сапсан, он может набирать скорость до 270 км/ч) - С какими сложностями вы столкнулись при ответе на вопрос и работой с предложенным текстом, который содержит числовые значения? (Предполагаемый ответ обучающихся: текст содержит много информации и было не просто с первого раза найти ответ на заданный вопрос в тексте). -Внимательно изучите информацию на втором рабочем листе, находящий у вас на парте (рис. 2.). Можем ли мы по представленным данным ответить на тот же самый вопрос: «Какая из перечисленных птиц имеет самую высокую скорость полета?» (Предполагаемый ответ обучающихся: да, по этому рисунку можно ответить на вопрос). - По вашему мнению, чем отличается информация, представленная на 1 рабочем листе и на 2? (Предполагаемый ответ обучающихся: на 2 листе легче работать с информацией, т. к. представлены только числовые значения и отсутствует большое количество текста).
- Абсолютно верно. Такая форма представления информации называется диаграммами. Как вы считаете, какую цель и задачи мы поставим с вами сегодня на нашем занятии? (Предполагаемый ответ обучающихся: цель нашего занятия: научиться стоить диаграммы. Для этого нам нужно узнать больше информации). -Верно. Сегодня мы познакомимся с диаграммами как со способом представления информации). Деятельность обучающихся (Обучающиеся выполняют задание в рабочем листе). Дидактические материалы: Методические материалы |
- самостоятельно делать выводы на основе имеющихся данных. |
|
|||
3. Совместное открытие знаний |
||||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Моделирование Предполагаемая длительность этапа: 10 минут Деятельность учителя
- В начале предлагаю разобраться с тем, что такое диаграмма и на какие виды она делится. Диаграмма – это способ представления какой-либо информации, включающей числовые данные. Диаграммы делятся на несколько видов. Существенным свойством диаграмм является то, что в отличии от текста, они содержит минимум самой необходимой и важной информации.
-Свои названия диаграммы получают за счет своей формы. Давайте вместе определим, какие виды диаграмм бывают. (рис. 3 – 5). (Предполагаемый ответ обучающихся: столбчатая диаграмма (ассоциация со словом «столб»); круговая диаграмма (ассоциация со словом «круг»), линейчатая диаграмма (ассоциация со словом «линейка»).
- Одним из самых простых примеров построения диаграмм являются столбчатые диаграмма. Рассмотрим, как они составляются и узнаем, что такое масштаб.
Дидактические материалы: Методические материалы занятия |
- обучающийся научиться самостоятельно определять масштаб будущей диаграммы; - обучающийся получит возможноть научитья строить столбчатые диаграммы на основе имеющихя данных |
|
|||
4. Первичное закрепление нового |
||||||
я а в о п п у р Г |
Практическая работа Предполагаемая длительность этапа: 10 минут Деятельность учителя
Деятельность обучающихся (Обучающиеся выполняют задание, предложенное учителем, работая в парах). |
- обучающийся научитья понимать назначение диаграмм; - обучающийся научиться самостоятельно определять масштаб будущей диаграммы; - обучающийся получит возможноть научитья строить столбчатые диаграммы на основе имеющихя данных |
|
|||
5. Домашнее задание |
||||||
Предполагаемая длительность этапа: 10 минут Деятельность учителя - Для закрепления знаний предлагаю вам самостоятельно выполнить задание № 1 на странице 72 (URL-адрес: https://drive.google.com/file/d/1JcQvLzniujzWIR34jB4s7MsNZTeHnj1W/view?usp=sharing). Постройте в своих тетрадях столбчатую диаграмму по указанным данным. Обратите внимание, что для построения диаграммы необходимо правильно определить масштаб. При выполнении задания обращайтесь к алгоритму построения диаграмм, который мы разбирали вместе с вами! Деятельность обучающихся (Обучающиеся в качестве домашнего задания выполняют задание в учебнике по составлению столбчатой диаграммы). |
- |
Регулятивные УУД:
- осуществлять самоорганизацию своей деятельности.
Познавательные УУД:
- первоначальный навык выполнения логических операций анализа; |
||||
6. Рефлексия |
||||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Устный опрос
|
- |
Регулятивные УУД:
- строить монологические высказывания, выдвигать и аргументировать свою собственную точку зрения); - адекватное и позитивное оценивание своей деятельности. |