Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: "Диаграммы на 1 - 2 - 3"

УМК: УМК "Перспектива"

Предмет: Математика

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: "Диаграммы на 1 - 2 - 3"

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся первичного навыка построение столбчатых диаграмм как способа визуализации различного рода информации. Примечание. Урок может быть реализован в формате смешанного обучения и онлайн обучения, что обеспечивается использованием онлайн сервиса Wizzer.me, интерактивных листов, созданных с помощью Google-рисунков).

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится: -понимать назначение диаграмм; -самостоятельно определять масштаб будущей диаграммы. Обучающийся получит возможность научиться: -делать выводы на основе имеющихся данных; -строить столбчатые диаграммы на основе имеющихся данных.

Личностные:

- мотивация к самостоятельной познавательной деятельности; - приобретение опыта участия в коллективной деятельности.

Метапредметные:

Обучающийся научится: -строить монологические высказывания, выдвигать и аргументировать свою собственную позицию; -осуществлять первоначальный навык выполнения логических операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения; -фиксировать затруднения в пробном учебном действии. Обучающийся получит возможность научиться: - планирование учебного сотрудничества; - использование знаково-символических средств; - осуществлять самоорганизацию своей деятельности; -адекватного и позитивного оценивания своей деятельности; -выдвигать гипотезы по вопросу, доказывать и опровергать их.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Предполагаемая длительность этапа: 2.5. минуты

 

Деятельность педагога


(Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовноть к уроку и мотивирует на дальнейшую деятельность). 

 

- Добрый день, уважаемые обучающиеся! Я рада приветствовать Вас на нашем занятии. Проверим вашу готовность к его началу. Все ли учебные принадлежности находятся на парте? Если да, то мы начинаем!

 

Деятельность обучающихся 

 

(Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют наличие учебных материалов на рабочем месте).

 

 -

Личностный результат:

 

-мотивация к учебной деятельности.

 

Регулятивные УУД:

 

- самоорганизация своей деятельности.

 

Коммуникативные УУД:

 

- планирование учебного сотрудничества

 

Познавательные УУД:

 

- первоначальный навык выполнения логических операций анализа.  

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Деловая графика

Предполагаемая длительность этапа: 10 минут

 

Деятельность педагога

 

- Сегодняшнее занятия с предлагаю начать с отгадывания ребуса (URL-адрес: https://drive.google.com/file/d/1h5bDHGG67qLIi3rv2nBMegM6e9ir1mzz/view?usp=sharing). На выполнение задания вам отводится 2 минуты. 

 

- Кто разгадал ребус, какое слово у Вас получилось? (Предполагаемый ответ обучающихся: информация). 

 

-Абсолютно верно - информация. Как вы считаете, зачем нужно уметь работать с информацией? 

(Предполагаемый ответ обучающихся: чтобы находить нужную информацию, находить ответы на вопросы).

 

-Спасибо за ваши ответы. Да, работа с информацией важна для человека и сегодня мы постараемся убедиться в этом.

 

- Обратите внимание, у каждого из вас на парте находится рабочий лист «Высокий полет!» (рис.1.) с небольшим текстом о птицах. Прошу вас прочесть его и ответить на заданный вопрос: «Какая из перечисленных птиц имеет самую высокую скорость полета?». На выполнение задания вам отводится 2 минуты.

 

-Назовите, пожалуйста, какая из перечисленных птиц имеет самую высокую скорость полета? (Предполагаемый ответ обучающихся: сапсан, он может набирать скорость до 270 км/ч)

 

- С какими сложностями вы столкнулись при ответе на вопрос и работой с предложенным текстом, который содержит числовые значения? (Предполагаемый ответ обучающихся: текст содержит много информации и было не просто с первого раза найти ответ на заданный вопрос в тексте).

 

-Внимательно изучите информацию на втором рабочем листе, находящий у вас на парте (рис. 2.). Можем ли мы по представленным данным ответить на тот же самый вопрос: «Какая из перечисленных птиц имеет самую высокую скорость полета?» 

(Предполагаемый ответ обучающихся: да, по этому рисунку можно ответить на вопрос).

 

- По вашему мнению, чем отличается информация, представленная на 1 рабочем листе и на 2? (Предполагаемый ответ обучающихся: на 2 листе легче работать с информацией, т. к. представлены только числовые значения и отсутствует большое количество текста).

 

- Абсолютно верно. Такая форма представления информации называется диаграммами. Как вы считаете, какую цель и задачи мы поставим с вами сегодня на нашем занятии? (Предполагаемый ответ обучающихся: цель нашего занятия: научиться стоить диаграммы. Для этого нам нужно узнать больше информации).

 

-Верно. Сегодня мы познакомимся с диаграммами как со способом представления информации).


Деятельность обучающихся

 

(Обучающиеся выполняют задание в рабочем листе).


Дидактические материалы:

Методические материалы

- самостоятельно делать выводы на основе имеющихся данных. 

 

Регулятивные УУД:

 

- фиксировать затруднения в пробном учебном действии.

 

Познавательные УУД:

 

- первоначальный навык выполнения логических операций обобщения.

 

Личностные результаты:

 

-мотивация к учебной деятельности на уроке.

 

Коммуникативные УУД:

 

- умение строить монологические высказывания, выдвигать и аргументировать свою собственную позицию.

 



 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Моделирование

Предполагаемая длительность этапа: 10 минут

 

Деятельность учителя 

 

- В начале предлагаю разобраться с тем, что такое диаграмма и на какие виды она делится. Диаграмма – это способ представления какой-либо информации, включающей числовые данные. Диаграммы делятся на несколько видов. Существенным свойством диаграмм является то, что в отличии от текста, они содержит минимум самой необходимой и важной информации.

 

-Свои названия диаграммы получают за счет своей формы. Давайте вместе определим, какие виды диаграмм бывают. (рис. 3 – 5). (Предполагаемый ответ обучающихся: столбчатая диаграмма (ассоциация со словом «столб»); круговая диаграмма (ассоциация со словом «круг»), линейчатая диаграмма (ассоциация со словом «линейка»).

 

- Одним из самых простых примеров построения диаграмм являются столбчатые диаграмма. Рассмотрим, как они составляются и узнаем, что такое масштаб.

 

- Откройте свои учебнике на странице 72. Для того чтобы построить столбчатую диаграмму, нужно знать данные, на основе которых она строится и выбрать масштаб. Мы будем учиться строить столбчатую диаграмму по клеточкам. Поэтому 1 клеточка соответствует значению 1.

 

- Внимательно прочтите условие задания и разобранный алгоритм. Какие данные у нас есть для построения столбчатой диаграммы? (Предполагаемый ответ обучающихся: мы знаем количество плодовых деревьев: 3 груши, 8 вишен, 2 яблони, 5 слив).

 

- Какой выбран масштаб для построения диаграммы? (Предполагаемый ответ обучающихся: 1 квадрат (1 клетка) это 1 плодовое дерево).

 

- Что еще кроме столбов есть у диаграммы? На что вы обратили внимание? (Предполагаемый ответ обучающихся: каждый столб раскрашен своим цветом и обозначен соответствующей буквой, над каждым столбцом есть числовое значение, обозначающее количество деревьев).

 

- Да. Столбы диаграммы могут иметь разные цвета.

 

- Выполним данное задание у себя в тетради. Открываем тетради, записываем классная работа и сегодняшнее число.

 

Деятельность обучающихся 

 

(Обучающиеся слушают учителя и учатся выделять существенные признаки диаграмм, приступают к выполнению практического задания).


Дидактические материалы:

Методические материалы занятия

- обучающийся научиться самостоятельно определять масштаб будущей диаграммы; 

- обучающийся получит возможноть научитья строить столбчатые диаграммы на основе имеющихя данных

 

Регулятивные УУД:

 

- умение выдвигать гипотезы по вопросу, доказывать и

 опровергать их.

 

Познавательные УУД:

 

- первичный навык использования знаково-символических средств.

 

Регулятивные УУД:

 

- осуществлять самоорганизацию своей деятельности.

 

Познавательные УУД:

 

- первоначальный навык выполнения логических операций анализа, обобщения;

 

-первичный навык использования знаково-символических средств.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Практическая работа

Предполагаемая длительность этапа: 10 минут

 

Деятельность учителя 

 

- На данном этапе урока вам предстоит выполнить интерактивное задание в парах на планшетах/компьютерах в системе Wizzer.me (URL-адрес: https://app.wizer.me/preview/20V79B). Прошу вас объединиться в группу по 2 человека для работы в системе. На стартовой странице вы видите формулировку задания. На выполнение задания вам отводится 5 минут. Удачи!

 

Деятельность обучающихся

 

(Обучающиеся выполняют задание, предложенное учителем, работая в парах).


- обучающийся научитья понимать назначение диаграмм;

- обучающийся научиться самостоятельно определять масштаб будущей диаграммы; 

- обучающийся получит возможноть научитья строить столбчатые диаграммы на основе имеющихя данных


Регулятивные УУД:

 

- выдвигать гипотезы по вопросу, доказывать и опровергать их.

 

Познавательные УУД:

 

- первичный навык выполнения логических операций анализа.

 

 

 

5. Домашнее задание

 Предполагаемая длительность этапа: 10 минут

 

Деятельность учителя

 

- Для закрепления знаний предлагаю вам самостоятельно выполнить задание № 1 на странице 72 (URL-адрес: https://drive.google.com/file/d/1JcQvLzniujzWIR34jB4s7MsNZTeHnj1W/view?usp=sharing). Постройте в своих тетрадях столбчатую диаграмму по указанным данным. Обратите внимание, что для построения диаграммы необходимо правильно определить масштаб. При выполнении задания обращайтесь к алгоритму построения диаграмм, который мы разбирали вместе с вами!

 

Деятельность обучающихся

 

(Обучающиеся в качестве домашнего задания выполняют задание в учебнике по составлению столбчатой диаграммы).

 

 

 -

Регулятивные УУД:

 

- осуществлять самоорганизацию своей деятельности.

 

Познавательные УУД:

 

- первоначальный навык выполнения логических операций анализа;

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Устный опрос

Предполагаемая длительность этапа: 2.5. минуты

 

Деятельность учителя

 

- В заключении нашего занятия предлагаю вам вспомнить и повторить тему, с которой мы сегодня знакомились.

 

- Как вы считаете, что такое диаграмма? (Предполагаемый ответ обучающихся: диаграмма - графическое представление информации).

 

- С какими видами диаграмм вы сегодня познакомились? (Предполагаемый ответ обучающихся: со столбчатыми, линейчатыми и круговыми).

 

- Какие обозначения должны быть на столбчатой диаграмме? (Предполагаемый ответ обучающихся: масштаб диаграммы, название столбцов диаграммы, числовые данные, которые соответствуют количеству клеток, из которых состоит столбец).  

  

- Оценим свою работу! Если вам все было понятно и у вас не осталось вопросов, то нарисуйте на своем рабочем листе с названием «Лестница успеха» 5 ступенек.

 

- Если у вам понятно, но остались вопросы, нарисуйте 4 ступеньки в вашем листе.

 

- Если тема показалась вам очень трудной, то нарисуйте 3 ступеньки.

 

-Благодарю вас за работу. До новых встреч.

 

Деятельность обучающихся

 

(Обучающиеся осуществляют оценивание своей деятельности).


 

Регулятивные УУД:

 

- строить монологические высказывания, выдвигать и аргументировать свою собственную

точку зрения); 

 

- адекватное и позитивное оценивание своей деятельности.