Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_М. М. Пришвин_Выскочка

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»

Цель урока: Познакомить детей с новым произведением М.Пришвина «Выскочка»; произвести анализ данного произведения, учить пересказывать текст; формировать универсальные учебные действия.

Планируемые результаты:

Предметные:

формировать представление об идее художественного произведения; продолжить знакомство детей с биографией и творчеством М.Пришвина; познакомить детей с рассказом «Выскочка», её идейно- смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм.

Метапредметные:

познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – умение извлекать информацию из текста. коммуникативные: – аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над прочитанным; –адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Набежали тучки, и пошёл дождь. Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усилился, капли падают чаще. Чаще…Настоящий ливень! Наконец выглянуло солнышко! Надеюсь, что ваше настроение улучшилось, и вы будете активны на уроке. (Дети хлопают в ладошки во всё убыстряющемся темпе).

 

умение выполнять задания учителя (регулятивные УУД).

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Объяснение

 -Дома вы выполняли творческую работу. Вам необходимо было подобрать материал о сороке.

Загадки? Пословицы? Приметы?

(дети выступают со своим материалом, подготовленным дома)

Итак,

 - Какая же сорока? У кого сообщения?

Сороки

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается — резкое стрекотание. А если сорока застрекота­ла, значит, кого-то она заметила: глаз у нее зоркий — никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле — зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помо­гает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спус­ки. Брюшко, грудь и полоса па плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпры­гивает.

Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо уст­раивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похо­же на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится па дереве или кусте годами.

Самка откладывает 5—8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и по­явившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка по­могает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомы­ми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитара­ми. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О соро­ке сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет — к вьюге».

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во вре­мя линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносят их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.


формировать представление  об идее художественного произведения.

 

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из объяснения учителя;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Моделирование

-Молодцы. Сегодня мы дополним эти сведения.

Знакомство с планом работы на уроке

  • Речевая разминка (тренажёр)
  • Проверка творческого д.з
  • М.Пришвин «Выскочка»- чтение и анализ
  • Характеристика героев
  • Составление плана
  • Итог

Д/З


 

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
познавательные:
– использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы рисунки;
– фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
– моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Ребята, а вы знаете кто такой выскочка?

(нет)

-А хотите узнать? (да)

-Давайте сформулируем цель нашего урока. (узнать какого человека называют выскочкой)

-Правильно, а делать мы это будем с помощью произведения М .М. Пришвина «Выскочка»


 

 

 
регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Изучающее чтение

- Как вы думаете, всё ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.

  • + уже знал
  • - - узнал новое
  • ! – удивило

Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.)

Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье разорившегося купца. Отец умер вскоре после рождения сына, оставив на руках жены шестерых детей. Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском реальном училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Занимался нелегальной политической деятельностью, за что был исключен. В 1898 г. М. Пришвин — студент агрономического отделения Лейпцигского университета.

В 1902 г. вернулся в Россию, служил земским агрономом в Луганском и Клинском уездах, и первые печатные труды создал по практической агрономии.
Во время Первой Мировой войны Михаил Пришвин отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. Позднее  совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя. К тридцати годам твердо решил стать писателем. Начинается его сотрудничество с газетами, а затем появляются  и книги, которые сразу  полюбились читателям.  Его первая книга вышла в 1905 году и называлась  «В краю непуганых птиц». Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, не только наблюдал, но исследовал. Михаил Пришвин с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей и зверем, а за открытиями. Очень часто в произведениях Пришвина (он называл их очерками) читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Почти всё его творчество посвящено описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. К. Паустовский справедливо называл его “певцом русской природы”. Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вел на протяжении всей жизни. В них идет постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об об­ществе, стране, времени.

Особенно нравилась Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, - в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - давно стал музеем. А книги его с удовольствием читают и сегодня. Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 г. в Москве.

 

Проверка.

- Что узнали нового?

(Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: “Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался” - писал Пришвин. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.)

 


совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения.

 

познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– умения извлекать информацию из текста.
коммуникативные:
– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений прочитанным;
–адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассматривание книги, картин, рисунков

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на этой иллюстрации?

Определите тему (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки).

Тема: о животных.

Определите жанр

- Как вы думаете, кого автор назвал Выскочкой? (предположение)


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

Чтение 1 части с.126 перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)


формировать представление  об идее художественного произведения

 

 
регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Дерево предсказаний

(На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

  1. Что будет дальше?
  2. Чем закончится текст?
  3. Как могут развиваться события?

- Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

- У кого другой вариант?


 

 

регулятивные:
–пошаговый контроль собственных действий в процессе закрепления материала;
познавательные:
–разграничение основной и второстепенной информации;
–преобразование информации из одной формы в другую;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Выборочное чтение

Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) 2 - Что произойдет дальше?

Жужжащее чтение текста до конца.


совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Совпали ли предположения?

- Что поразило?

- А как вы думаете, кого называют “выскочкой”?

- Понравилось ли вам произведение, что именно?

- Кто герои этого произведения?

- А кто главный герой? Почему? ( если бы её не было не о чем было бы рассказывать; потому что вокруг неё развиваются события)

К какому произведение жанру относится. Почему? (Одно событие)


совершенствовать сознательность чтения

 
регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.
я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).

В самом начале речь идѐт о бдительности. Чтобы лучше понять значение

этого слова подберѐм синонимы.

Бдительность – зоркость, чуткость, наблюдательность,

внимательность, собака не дремлет, всѐ замечает вокруг.

Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

Выводок – птенцы, живущие с матерью.

Срам – стыд, позор. В чѐм заключается стыд, срам для сороки?

РАДУЖНЫЙ - разноцветный.

- Как понимаете выражения? (затем толкование открыть)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

- Проверим вашу внимательность


формировать представление  об идее художественного произведения

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Устный опрос

- Выбрать на слайде, какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)

- Прочитайте описание Вьюшки.

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

(Сравнение)

- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

- Как автор относится к Вьюшке?

- В каких словах выражено отношение автора?

- Что вы узнали о Выскочке?

-Что о сороке думает автор?

- А как к ней относится? Писатель использует приём противопоставления.

-Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?


формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».

 

 

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

- Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

Прочитайте.

- Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение “В семье не без урода”. А можно ли в жизни применить?

- Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.

- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

- Что они ей сказали?

- Попробуйте передать это настроение при чтении.

- А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?

- Какой же эпизод рассказа изобразил художник?

- Прочитайте описание сороки после этого случая

- Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Почему?

- Почему эта история закончилась именно так?


формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».

 

 

 
личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Составление плана произведения

Деформированный план

1.Весёлая собачка Вьюшка.

2.Выскочка.

3.Сорока без хвоста.

  1. Пересказ по плану.

 

Давайте выделим сюжеты этого рассказа.

  1. Где и когда происходят события.
  2. Завязка. С чего все началось.
  3. Развитие действий. Как развиваются события.
  4. Кульминация. Важное событие.
  5. Развязка. Чем закончилось.

- Прочитайте слова М.Пришвина.

“Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю” М.Пришвин.

- Как понимаете?


формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».

 

регулятивные:
– контроль и объективная оценка своих действий.
– работа по плану;
познавательные:
– умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

5. Домашнее задание

 -Пересказать произведение.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

-Почему интересно читать это произведение? (Автор использует приём наделение животных качеством человека).

- Внимательно прочитайте пословицы и выберите ту, которая

подходит к нашему рассказу.

Поспешишь - людей насмешишь.

Смелость города берёт.

Один якал, якал, да и заплакал.

- Почему рассказ называется «Выскочка»?

- Чему нас учит рассказ? Что хотел донести до нас М.М.Пришвин?


формировать представление  об идее художественного произведения;

 совершенствовать сознательность.

 

личностные:
– развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
– оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
регулятивные:
– высказывание своего предположения.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.