Название ТКУ: Литературное чтение_М. М. Пришвин_Выскочка
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель урока: Познакомить детей с новым произведением М.Пришвина «Выскочка»; произвести анализ данного произведения, учить пересказывать текст; формировать универсальные учебные действия.
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать представление об идее художественного произведения; продолжить знакомство детей с биографией и творчеством М.Пришвина; познакомить детей с рассказом «Выскочка», её идейно- смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».
Личностные:
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм.
Метапредметные:
познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – умение извлекать информацию из текста. коммуникативные: – аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над прочитанным; –адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
- Набежали тучки, и пошёл дождь. Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усилился, капли падают чаще. Чаще…Настоящий ливень! Наконец выглянуло солнышко! Надеюсь, что ваше настроение улучшилось, и вы будете активны на уроке. (Дети хлопают в ладошки во всё убыстряющемся темпе). |
|
умение выполнять задания учителя (регулятивные УУД). |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Объяснение -Дома вы выполняли творческую работу. Вам необходимо было подобрать материал о сороке. Загадки? Пословицы? Приметы? (дети выступают со своим материалом, подготовленным дома) Итак, - Какая же сорока? У кого сообщения? Сороки Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается — резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то она заметила: глаз у нее зоркий — никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем. Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле — зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса па плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает. Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится па дереве или кусте годами. Самка откладывает 5—8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет — к вьюге». Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносят их и прячет в гнезде или еще где-нибудь. |
формировать представление об идее художественного произведения.
|
регулятивные: –последовательная реализация поставленной задачи; –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; познавательные: –извлечение необходимой информации из объяснения учителя; –выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; –сопоставление информации; –использование извлеченной информации; коммуникативные: –участие в коллективном обсуждении. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Моделирование -Молодцы. Сегодня мы дополним эти сведения. Знакомство с планом работы на уроке
Д/З |
|
регулятивные: – понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; познавательные: – использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы рисунки; – фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; – моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире; коммуникативные: – высказывать мотивированное суждение. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа -Ребята, а вы знаете кто такой выскочка? (нет) -А хотите узнать? (да) -Давайте сформулируем цель нашего урока. (узнать какого человека называют выскочкой) -Правильно, а делать мы это будем с помощью произведения М .М. Пришвина «Выскочка» |
|
регулятивные: – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Изучающее чтение - Как вы думаете, всё ли знаете об этом писателе? При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.
Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами. Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье разорившегося купца. Отец умер вскоре после рождения сына, оставив на руках жены шестерых детей. Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском реальном училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Занимался нелегальной политической деятельностью, за что был исключен. В 1898 г. М. Пришвин — студент агрономического отделения Лейпцигского университета. В 1902 г. вернулся в Россию, служил земским агрономом в Луганском и Клинском уездах, и первые печатные труды создал по практической агрономии. Особенно нравилась Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, - в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - давно стал музеем. А книги его с удовольствием читают и сегодня. Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 г. в Москве.
Проверка. - Что узнали нового? (Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: “Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался” - писал Пришвин. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.)
|
совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения. |
познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – умения извлекать информацию из текста. коммуникативные: – аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений прочитанным; –адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассматривание книги, картин, рисунков - Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на этой иллюстрации? Определите тему (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Тема: о животных. Определите жанр - Как вы думаете, кого автор назвал Выскочкой? (предположение) |
|
регулятивные: – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – осуществление анализа и синтеза; коммуникативные: – оформление своих мыслей в устной и письменной форме. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выборочное чтение Чтение 1 части с.126 перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.) |
формировать представление об идее художественного произведения |
регулятивные: – оценка успешности своего задания, признание ошибки; познавательные: – поиск и выделение информации; – установление причинно-следственных связей; – доказательство; коммуникативные: – развитие умения слушать и понимать других. |
я а в о п п у р Г |
Дерево предсказаний (На столах карточки с заданием). Подумайте и дайте ответы на вопросы.
- Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос). - У кого другой вариант? |
|
регулятивные: –пошаговый контроль собственных действий в процессе закрепления материала; познавательные: –разграничение основной и второстепенной информации; –преобразование информации из одной формы в другую; коммуникативные: –инициативное сотрудничество учащихся друг с другом. |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Выборочное чтение Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) 2 - Что произойдет дальше? Жужжащее чтение текста до конца. |
совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения |
регулятивные: – оценка успешности своего задания, признание ошибки; познавательные: – поиск и выделение информации; – установление причинно-следственных связей; – доказательство; коммуникативные: – развитие умения слушать и понимать других. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Совпали ли предположения? - Что поразило? - А как вы думаете, кого называют “выскочкой”? - Понравилось ли вам произведение, что именно? - Кто герои этого произведения? - А кто главный герой? Почему? ( если бы её не было не о чем было бы рассказывать; потому что вокруг неё развиваются события) К какому произведение жанру относится. Почему? (Одно событие) |
совершенствовать сознательность чтения |
регулятивные: – учиться высказывать своё предположение (версию); – учиться работать по предложенному учителем плану познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова). В самом начале речь идѐт о бдительности. Чтобы лучше понять значение этого слова подберѐм синонимы. Бдительность – зоркость, чуткость, наблюдательность, внимательность, собака не дремлет, всѐ замечает вокруг. Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова) Выводок – птенцы, живущие с матерью. Срам – стыд, позор. В чѐм заключается стыд, срам для сороки? РАДУЖНЫЙ - разноцветный. - Как понимаете выражения? (затем толкование открыть) Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля) С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая. - Проверим вашу внимательность |
формировать представление об идее художественного произведения |
регулятивные: – учиться высказывать своё предположение (версию); познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Устный опрос - Выбрать на слайде, какой литературный прием использует автор в произведении? (описание) - Прочитайте описание Вьюшки. - Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? (Сравнение) - Прочитайте, как она проявила себя с сорокой? - Как автор относится к Вьюшке? - В каких словах выражено отношение автора? - Что вы узнали о Выскочке? -Что о сороке думает автор? - А как к ней относится? Писатель использует приём противопоставления. -Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов. - На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? |
формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».
|
регулятивные: –пошаговый и итоговый контроль собственных действий; познавательные: –использование извлеченной информации; –выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; –разграничение основной и второстепенной информации; коммуникативные: –формулирование мыслей в устной форме. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выразительное чтение - Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете? Прочитайте. - Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение “В семье не без урода”. А можно ли в жизни применить? - Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство. - Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? - Что они ей сказали? - Попробуйте передать это настроение при чтении. - А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? - Какой же эпизод рассказа изобразил художник? - Прочитайте описание сороки после этого случая - Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Почему? - Почему эта история закончилась именно так? |
формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».
|
личностные: – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Составление плана произведения Деформированный план 1.Весёлая собачка Вьюшка. 2.Выскочка. 3.Сорока без хвоста.
Давайте выделим сюжеты этого рассказа.
- Прочитайте слова М.Пришвина. “Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю” М.Пришвин. - Как понимаете? |
формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение». |
регулятивные: – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; познавательные: – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме. |
5. Домашнее задание |
|||
-Пересказать произведение. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Обобщение -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? -Почему интересно читать это произведение? (Автор использует приём наделение животных качеством человека). - Внимательно прочитайте пословицы и выберите ту, которая подходит к нашему рассказу. Поспешишь - людей насмешишь. Смелость города берёт. Один якал, якал, да и заплакал. - Почему рассказ называется «Выскочка»? - Чему нас учит рассказ? Что хотел донести до нас М.М.Пришвин? |
формировать представление об идее художественного произведения; совершенствовать сознательность. |
личностные: – развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; – оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией. регулятивные: – высказывание своего предположения. познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения. коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. |