Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Перенос слов

УМК: система Л. В. Занкова

Предмет: Русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Перенос слов

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыка переноса слов с одной строки на другую.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать правило переноса слов; - уметь делить слова на слоги; - научиться переносить слова с одной строки на другую

Личностные:

- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, к учебному материалу; для осознания причины успехов в учебе.

Метапредметные:

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Творческое задание

Учащимся предлагается звуковой файл «Звуки леса».

"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...

 - Учитель предлагает вместе с Алешей отправиться в лес, в котором их ждет  что-то интересное. На экране появляется старичок  Лесовичок.  

Лесовичок  предлагает сделать гимнастику для глаз:  он будет показывать буквы, а вы должны составить из них слово. Каждая группа предлагает свое  слово.

-Какое слово получилась?(«Лесок»). Идет дальнейшее обсуждение в группах, в результате которого учащиеся дают характеристику звукам, определяют орфограмму, называют правило, приводят примеры. 

 

 


- знать правила правописания безударной гласной;

- научиться применять правило на письме

регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из различных источников;
– использование извлеченной информации;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
– участие в коллективном обсуждении;
– формулирование мыслей в устной и письменной форме.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Деформированный текст

Лесовик - неграмотный житель леса.  Он хотел записать предложение о лесе, но запутался в порядке слов.

Помогите Лесовику составить красивое предложение из данных слов (Бегут первые ручейки по лесу).

- Давайте его запишем.  Что случилось? Какие трудности возникли?

(Предложение не помещается на одной строке). 

-  Сформулируйте тему нашего урока. 

-  Как вы думаете, переносить слово нужно по определенным правилам или так, кто как захочет?

- Какие цели поставим перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? 

(Учащиеся составляют предложения, порядок слов получается разный.

Учащиеся записывают предложение, возникает проблема: предложение не помещается на одной строке. Учащиеся определяют тему и цель урока: «Знакомство с правилами переноса слов».


- научиться переносить  слова с одной строки на другую

 

регулятивные:
– высказывание предположения относительно способов решения учебной задачи, оценка результатов своих действий, внесение коррективов;
познавательные:
–подведение языкового факта под понятие разного уровня обобщения;
развитие умения делать выводы, обобщения, анализ;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.
– понимание точки зрения другого, участие в работе группы, распределение ролей;

– оформление своих мыслей в устной и письменной речи.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Комментирование

Учащиеся пишут под диктовку слова: муха, пчела,  шмель, бабочка,  оса, комментируя их. 

Чем интересно  слово оса?  

(Два слога, но перенести нельзя, так как  одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить).


- знать правило переноса слов; - уметь делить слова на слоги; - переносить  слова с одной строки на другую.

 

 

регулятивные:
–умение планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– умение анализировать языковой материал с выделением существенных и несущественных признаков;
– умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
– построение логической цепи рассуждений;
– установление причинно-следственных связей.
коммуникативные:
–умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Использование данного приема на уроке русского языка.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Словарная работа

Учитель предлагает придумать  слова с корнем лес-. (Лесок, лесочек, лес, лесной, лесник).

Учащиеся записывают слова  в тетрадь, разделяя их черточками для переноса.

Составьте алгоритм деления слов на слоги, используя готовые фразы.

Составление алгоритма:

Алгоритм (как перенести слово)

  • Прочитай слово.
  • Раздели его на слоги.
  • Помни:

- Слова переносим по слогам.

- Если в слове больше 2 слогов – у него несколько вариантов переноса.

- Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя.

-1 букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.

Затем учащиеся делают вывод о правиле переноса слов с одной строчки на другую?


- научиться приенять теоретические знания на практике;

- подбирать однокоренные слова.


 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– формулирование учебной задачи;
познавательные:
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения.

 

5. Домашнее задание

 

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рефлексивные вопросы

- Зачем  нужно уметь правильно делить слова на слоги?

- Нужно ли   знать правила переноса слов?

Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом.  Вы сейчас разукрасите смайлик:

зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;

жёлтым  - если необходимо ещё поработать над  данной темой;

красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.


- научиться делать обобщение по теме урока;

- систематизировать изученный на уроке языковой материал.

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– оценивание совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.