Модель формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ

03.06.2018

Модель формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Модель формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ
Мирошникова Анастасия Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет шимени В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте
студентка магистратуры

Осадчая Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений,Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

Аннотация:

В статье предлагается модель формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ. Подробно рассматриваются этапы формирования готовности, принципы и подходы, положенные в разработку модели, организационно-педагогические условия, при выполнении которых данная модель будет реализована.


Abstract:

In the article the model of formation of readiness of teachers to use ICT in the educational process of kindergartens is presented. The stages of formation of readiness, principles and approaches required in developing the model, organizational-pedagogical conditions under which the model will be implemented are analyzed.


Ключевые слова:

информационно-коммуникационные технологии; воспитательно-образовательный процесс; дошкольное образовательное учреждение; ИКТ-компетентность; компьютер; интернет.
Keywords:

information and communication technologies; educational process; preschool educational institution; ICT competence; computer; Internet.

УДК:378.2
Введение. Современное общество живет в веке нанотехнологий и интенсивного развития новых знаний.    Информационно-коммуникационные технологии дают возможность быстрее адаптироваться к многообразию информации. В образовании они  уже получили широкое распространение. Но, долгое время, это все относилось лишь к школьному образованию, дошкольные детские учреждения отставали в освоении возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Проблемы использования компьютерных технологий в образовательном процессе и необходимость подготовки педагогических кадров отражены в трудах Ю. К. Бабанского, В.П. Беспалько, В. С. Гершунского, С. А. Жданова, В. Г.  Кинелева,  О. А. Козлова, Г. А. Кручининой,  А. А. Кузнецова, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, Е. С. Полат, Н. Ф. Талызиной, А. Ю. Уварова.
Отображение актуальности изучаемой проблемы находим в содержании нормативно-правовых актов. В соответствии с документом «ФГОС ДО», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умение применять их в воспитательно-образовательном процессе.
         Формулировка цели статьи. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что информатизация образовательного процесса позволит повысить его эффективность.   Компьютерные технологии могут стать большими помощниками при организации образовательного процесса, при работе с родителями и взаимодействии с социальными партнерами.  Это стало основанием  для разработки модели формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ. Целью статьи является анализ этапов формирования готовности, принципов и подходов, положенных в разработку модели, описание организационно-педагогические условий, при выполнении которых данная модель будет реализована
         Изложение основного материала статьи. Множество дошкольных образовательных учреждений не могут в полной мере использовать возможности ИКТ, так как нет оборудования, и не все педагогические работники имеют навыки работы с компьютерами [4]. Поэтому, на начальном этапе внедрения ИКТ в ДОУ необходимо сформировать материально-техническую базу и подготовить воспитателей. Без этого практически невозможно изменить привычные стереотипы поведения в образовательном процессе.
         Для эффективного внедрения ИКТ в ДОУ необходимо, чтобы каждый воспитатель умел работать с компьютером, знал его технические возможности и был готов применять их на практике [3]. Учитывая это необходимо формировать готовность воспитателей использовать ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
Для подготовки воспитателей была разработана модель формирования готовности воспитателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, которая представлена на рис. 1.
         В основу разработки модели подготовки воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ были положены следующие дидактические принципы: принцип профессиональной направленности, принцип научности, принцип сознательности, самостоятельности и творческой активности, принцип наглядности.
         Формирование готовности воспитателей к использованию ИКТ основывается на таких подходах к обучению как, деятельностный, компетентностный, системный.
         Предложенная модель формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ состоит из трех этапов – организационно-подготовительного, когнитивно-аналитического, креативно-деятельностного.
Цель первого этапа – формирование мотивационного компонента, который ориентирован на развитие мотивационной готовностивоспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ. Тут с помощью таких форм работы как активная лекция, презентация работы с использованием ИКТ на основе изучения и систематизации передового педагогического опыта формируется осознанная потребность изучать возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективной педагогической деятельности.
В качестве критериев мотивационной готовности педагогов были выделены: осознание необходимости изучать возможности ИКТ для эффективной педагогической деятельности, устойчивый интерес к использованию преимуществ ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
Второй этап – когнитивно-аналитический – направлен на формирование содержательного компонента модели, который включает в себя развитие теоретической готовности воспитателей к реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения [1]. С помощью таких средств, как анкетирование, семинары-практикумы, оценка и самооценка воспитателей, анализа сложившейся ситуации были выделены критерии теоретической готовности воспитателей: информированность об основных программных продуктах ИКТ, знание различных видов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для дошкольного учреждения.
На третьем этапе – креативно-деятельностном – был реализован технологический компонент модели, который направлен на развитие практической готовности воспитателей. Для практической готовности воспитателей очень важна организация процесса обучения. В целях организации отработки умений, обеспечивающих формирование готовности воспитателей к использованию ИКТ, были использованы такие средства как: составление портфолио, деловые игры, разработка и презентация конспектов занятий с использованием ИКТ, игровое проектирование [5].
В качестве критериев сформированности практической готовности педагогов были выделены: способность организовать образовательный процесс в ДОУ на основе средств ИКТ, способность разрабатывать некоторые виды ЭОР.
Реализации программы по формированию готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольного учреждения, содействуют разработанные организационно-педагогические условия:
1.    Обеспечение мотивации к изучению и использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
1.    Модернизация системы методической работы в ДОУ, как основы формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
2.    Создание необходимых условий для успешного овладения основными продуктами информационно-коммуникационных технологий.
Выводы. Проблема формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ является актуальной, поскольку ее решение обуславливает профессиональный рост современных воспитателей, что является важным заданием сегодняшней системы образования Российской Федерации. Компьютер перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Магазин искусственных елок от 90 см до 300 см в Киеве. Совершать покупки в интернете просто! Искусственная елка: elochcka.in.ua синоним хорошего сервиса. Убедитесь в этом лично, купите искусственную елку в магазине elochcka.in.ua.
В результате реализации модели при определенных организационно-педагогических условиях мы получим сформировавшуюся готовность воспитателей использовать ИКТ в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Библиографический список:

Литература:
1. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-пресс, 1998 – 328 с.
2. Колин, К. К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К.К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4 – С.5-7.
3. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 133 с.
4. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
5. Цветкова, М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М.С. Цветкова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.

http://sci-article.ru/stat.php?i=1479373389