Развитие этноценностной позиции взрослеющей личности в контексте социальной работы

28.01.2019

Развитие этноценностной позиции взрослеющей личности в контексте социальной работы

Развитие этноценностной позиции взрослеющей личности в контексте социальной работы
Ж.Х. Кендирбекова, М.Т. Баймуканова

Современное строительство государственности в Республике стремлением к поиску наиболее эффективных путей поддержания сложившихся основ межнационального согласия. Выбор интеграции, как стержня политической стратегии и тактики современного Казахстан, основывающееся на принципах демократизации, характеризуется Казахстана, позволяет изначально судить о приоритетности государственной заботы о сохранении социальной целостности общества. Первостепенную роль в данном процессе играет определение основ формирования этнокультурной позиции взрослеющей личности.
Статья посвящена исследованию проблемы формирования межкультурной толерантности современной молодежи посредством определения сущности этносоциальной работы. Рассматриваются вопросы выявления зависимости стабильных межэтнических отношений от содержания процесса этносоциализации молодежи. Убедительно доказана взаимосвязь институционального и внеинституционального компонентов этнокультурной среды при формировании этносоциально-культурной идентичности молодежи. Выявлена сущность решающего влияния внеинситутционального этнокультурно-образовательного компонента. Представлен анализ опыта работы в данном направлении. Определено его содержательное наполнение в контексте подготовки социального работника.
В условиях определения сущности процесса организованной этносоциализации молодежи современного общества внимание акцентируется на роли этнопедагогической деятельности, способствующей сохранению и дальнейшему развитию этнической культуры. В этой связи учеными обозначена относительность возможностей институционального образования в его включенности в целостную этномикросреду личности (В.А. Тишков, М.С. Сужиков и др.). Ж.Ж. Наурызбай, выявляя особенности структурных компонентов этнокультурного образовательного пространства, относит к содержанию внеинституциональной этнокультурно-образовательной среды влияние всей социально-культурной системы. Он подчеркивает ее детерминированность внеинституциональной средой личности как особенной составляющей, которая в своем воздействии является наиболее решающей в формировании ценностной позиции взрослеющей личности. Мы разделяем это мнение и считаем возможным повышение эффективности работы в данной части этнокультурного образовательного пространства через определение сущности социальной работы в ней как особого профессионального направления, реально содействующей как формированию, так и коррекции иерархически ценностного восприятия мира современного молодого человека с точки зрения влияния последнего на процесс социального развития.
Выделение социальной работы как особого вида деятельности, обеспечивающего «лечение» и профилактику социальных проблем личности, подчеркивает возможность решения на основе индивидуального подхода представителями данной профессиональной категории проблем, связанных с включением индивида в широкие этносоциальные связи, с оказанием максимального содействия их успешности. При этом социально-педагогическое направление этносоциальной работы позволяет оказать значительное воздействие на этносоциальную микросреду личности, ее расширение, либо сужение, посредством активного влияния на ее агентов и их максимального использования в этносоциально-позитивном плане, параллельно содействуя процессу этносоциализации данных агентов. Оно также способствует одновременно целенаправленной профилактике негативных тенденций этноповедения (этнокультурные маргинальность, центричность) и их «лечению». В этой связи актуализируется проблема выявления сущности открытой этнокультурно-образовательной среды в процессе становления этнокультурной позиции современной молодежи.
Стихийность внеинституционально-образовательного влияния может заметно снизиться и стать значимой средой личности молодого человека при выявлении принципов соответствующего педагогического управления. Позиция достаточно детально обосновывается результатами изучения сущности потенциального использования условий внеинституциональной этнокультурно-образовательной среды.
Внеинституциональное образовательное пространство характеризуется определеннойпедагогической организацией внеинституциональной среды, выбором средств, методов, способствующих социальноприемлемой активности личности (В.Д. Семенов). Педагогическая работа в нем реализуется при условии опоры на развитие сферы интересов и актуальных субъективных потребностей индивида, направления их в общественно значимое русло (Н.В. Голубева, Ю.С. Бродский). Обращение к этому виду образовательной среды связано с потребностью активизации потенциальных способностей личности, не всегда проявляющихся в условиях институционального образовательного пространства в силу таких факторов, как: ограниченность времени общения, специфические личностные черты и т.д. (Е.А. Мясоедова, А.Г. Калашников). Результат зависит и от организации взаимного переноса в деятельности официальных институтов социализации и внеинституционального социализирующего пространства, включающего весь комплекс социального воздействия. В последнем закрепляется основа формирования ценностных ориентаций и установок молодежи. Определяется это большей степенью свободно-осознанного выбора индивидом того, что представляет собой значимость в его взаимоотношениях в обществе, в том числе в области ценностного отношения к культуре.
Теснота институционального и «свободного» средового влияний (А.Е. Выгорбина) актуализирует взаимное использование их условий в определении направлений педагогической деятельности в этнокультурно-образовательной среде. Показательно, что именно открытость позволяет повысить эффективность всей совокупности образовательных действий и скорректировать их институциональную часть, содержание которой предполагает выявление базовых потребностей конкретного общества в области структурирования социально-значимых качеств формируемой личности. Сущность внеинституциональной части во многом более отражает целостность межличностного взаимодействия и направлена на «практическое закрепление» субъективной позиции, создание условий включения в реальную ситуацию общественных отношений. Открытое средовое воздействие, проявляясь на всех уровнях индивидуальносоциальных связей, воспроизводит наличие подлинной потребности социума в отношении взаимодействия. При этом система образования должна представлять собой достаточно устойчивую основу в определении специфики трансляции ценностей культуры.
В современной ситуации осознание молодежью своей причастности к определенной этнокультуре, принадлежности к общечеловеческой культуре в целом представляет собой довольно неравнозначную степень их оценивания. Очевидно, что этнокультурная и общечеловеческая идентифицированность без целенаправленного, комплексного воздействия на этот процесс формируются отдельно друг от друга – вне понимания индивидом их взаимосвязи; либо сформированность одной исключает другую.
Вместе с тем, современному молодому человеку характерно возможное отсутствие целенаправленного влияния институтов образования. Систему внеинституциональных связей современной молодежи составляет среда потенциальной либо реальной профессиональной деятельности. Это в немалой степени детерминировано относительной сформированностью сферы интересов. Последние в своем содержании в рассматриваемых условиях полностью опосредуются определенной для личности доминантой деятельности в системе социального взаимодействия, что отражается на возможности дальнейшего культурного воспроизводства общества, особенно его духовного компонента. Данные обстоятельства подчеркивают необходимость расширения культурно-средовых контактов молодежи и актуализируют педагогическое управление в открытом этносоциуме. Нами особенно выделяется решающая роль внеинституционального образовательного компонента в становлении и влиянии на культурно-ценностную ориентированность взрослеющей личности, поскольку этот возрастной период характеризуется началом широкой средовой опосредованности ее поведения.
Открытая этнокультурно-образовательная среда играет немаловажную роль в целостном осмыслении индивидом культурного наследия общества. Это объясняется наибольшей возможностью актуализации ценностной направленности личности, «ненасильственного» включения ее в данный процесс. Напомним, что она представлено в существующей системе этнокультурного образования национально-культурными центрами, кружками при воспитательных учреждениях и т.д. в тесной взаимосвязи с другими компонентами: институциональным и окказиональным. Мы считаем, что это пространство обеспечивает основу осознания индивидом этнокультурного своеобразия, составляющего культуру в целом; формирования причастности к определенной этнической культуре, и способствует пониманию равнозначности всех этнокультур через «практическое» ознакомление с их ценностями. Включенность личности в сферу открытой этнокультурно-образовательной среды, организованная посредством актуализации ее интересов, установок и ценностных ориентаций, может гораздо эффективнее способствовать активизации культуротворческой деятельности индивида. Это подтверждается широким спектром условий, содействующих удовлетворению потребностей в познании этнической и общечеловеческой культуры. Схематично эта связь выглядит следующим образом (рисунок 1).
Следует подчеркнуть, что для молодежи, по-прежнему, в числе приоритетных остается среда сверстников и референтных лиц. Практически для всех молодых людей в числе значимой находится неформальность общения. Данная сфера связей обеспечивает анализ полученных в семье представлений о нормах внутри и межэтнического поведения; возможность закрепления или отказа от тех или иных ценностных ориентиров. Повышается вероятность отрицательных проявлений в поведении в контексте личностных этновзаимоотношений через столкновение в обществе полярных этнопозиций либо посредством целенаправленной гипертрофированной выраженности какой-либо одной, что происходит в силу неустойчивости социально-структурного поведения молодежи.
Представляется важной необходимость сочетания преемственности возрастных связей с одновременной организацией внутрипоколенных этновзаимоотношений. По нашему мнению, этому в значительной мере может способствовать совместная деятельность национально-культурных центров (НКЦ) и молодежных общественных объединений независимо от наличия либо вхождения последних в структуру НКЦ.
Молодежные общественные объединения обладают достаточно сильной воспитательно-развивающей системой, имеющей значительный потенциал, оказывающий непосредственное влияние на процесс социализации, основными звеньями реализации которого выступают:
-социально-ориентированная деятельность;
-правовые нормы жизнедеятельности объединения, обеспечивающие приоритетность поиска, диалога, творчества;
-субъектность позиции каждого члена.
Они оптимизируют процесс осознания роли, смысложизненных ориентаций личности, актуализируют возможности, ценностные установки, устраняют дефицит содержательного общения [1].
Анализ опыта такого рода деятельности показывает действительную вероятность построения и функционирования молодежных объединений этнокультурно-образовательной направленности. В частности, в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова при непосредственном участии кафедры социальной работы и социальной педагогики и студентов специальности «Социальная работа» создан и действует Межнациональный молодежный культурный центр. Его деятельность основана на реализации следующих принципов:
-равенство прав всех граждан Республики Казахстан в развитии этнической культуры; приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности; уважение прав и свобод человека как представителя определенной этнической культуры;
-добровольность членства;
-возможность удовлетворения субъектности, причем не только личностной, но и связанной с будущей профессиональной деятельностью;
-возможность участия в деятельности центра всей молодежи, проявляющей к ней интерес, независимо от того, являются ли они студентами КарГУ;
-стимулирование раскрытия творческого потенциала личности; развития этнокультурных интересов на основе создания комфортных условий взаимодействия представителей различных этнических культур;
-синтез научного и профессионального знания и социокультурных аспектов развития общества.
Анализ многолетнего опыта работы данного молодежного объединения позволяет свидетельствовать об определенной эффективности реализации социально-педагогического направления социальной работы в условиях открытой этнокультурно-образовательной среды, а также подчеркивает результативность разработанного содержания подготовки социальных работников к данному виду профессиональной деятельности.
В системе открытой этнокультурно-образовательной среды становится возможным осуществление следующих направлений социально-педагогического аспекта этносоциальной работы:
содействие личности в средовой адаптации (этнической, межэтнической и межконфессиональной) с опорой на сферу ее интересов;
организация социальной и социально-педагогической работы по профилактике и разрешению этнических конфликтов;
оказание социальной, в том числе и социально-педагогической помощи в реабилитации (в частности, этнически полярно настроенной молодежи (маргиналы, этноцентристы и др.).
Обозначается приоритетность этносоциальной работы, основная направленность которой характеризуется организацией и расширением открытых этносоциальных связей личности на основе включения в открытую этнокультурно-образовательную среду.
Таким образом, отмечаемая относительность влияния институтов образования на становление индивидуальной этносреды взрослеющей личности при отсутствии включенности в сферу открытого общения, по нашему мнению, самостоятельно не обеспечивает достижение достаточной эффективности результата этнокультурного образования. Именно включенность открытой этнокультурно-образовательной среды в систему индивидуально-средового взаимодействия во многом может способствовать формированию адекватной позиции личности при условии соответствующего определения его содержания, степени его гибкости.
Литература
1. Прохоров Ю.М. Подготовка студентов университета к социализации детей и молодежи: Автореф…. дисс. канд. пед. наук. Минск, 1998. С. 15-16.

https://articlekz.com/article/19683