Дидактические условия подготовки будущих учителей математики к использованию идей этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе

01.04.2019

Дидактические условия подготовки будущих учителей математики к использованию идей этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе

Дидактические условия подготовки будущих учителей математики к использованию идей этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе
Р.М. Вахитова, А.Нугусова

В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей математики к использованию идей этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе в школе. Подчеркивается, что задача современного математического образования в школе – максимально использовать его воспитывающий потенциал. Разработаны педагогические условия формирования этнопедагогической культуры студентов, будущих учителей: организационные и дидактические. Определены уровни этнопедагогической культуры учителей. Разработаны методические требования к использованию различных форм этнопедагогики при обучении математике и технология формирования этнопедагогических идей у будущих учителей математики в учебно-воспитательном процессе. Излагаются методические особенности организации обучения на уроках математики с проведением традиционной и нетрадиционной форм, с использованием общих и специальных методов обучения.
В законе «Об образовании» в качестве первоочередной задачи выделяется «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей» [1].Задача подготовки подрастающего поколения на ценностях, национальной истории, традициях, обычаях лежит на плечах будущих специалистов-учителей. Это сегодняшние студенты педагогических институтов, университетов. Развитие школы на основе народной педагогики, социально-этических идеалах народа – один из главных путей ее обновления.
Задача современного математического образования в школе – максимально использовать его воспитывающий потенциал, который включает в себя способность действовать на личность каждого отдельного учащегося, дает возможность ему активно участвовать в деятельности школьных коллективов, вступать в различные общественные и личностные отношения. Связь обучения с реальной жизнью пробуждает у учащихся дух познания, утверждает их веру в силу знания и неограниченные его возможности.
Вечные ценности народной педагогики, ее идеи и опыт необходимо переосмыслить сквозь призму изменяющийся реальности и найти в ней то, что позволить сохранить элементы этнопедагогического подхода к преподаванию учебных предметов.
Этнопедагогическая культура будущего учителя понимается как сложное личностное образование, которое включает в себя нравственно-этническую направленность сознания, способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности; профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями; морально-психологическую воспитанность; наличие гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся.
В конце ХХ начале ХХI века этнопедагогические исследования ведутся по ряду направлений:
методологические проблемы этнопедагогики и теория национальной школы;
этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогическое обеспечение;
народные традиции в воспитании подрастающего поколения.
Структура этнопедагогической культуры будущего учителя представлена четырьмя компонентами: когнитивный (система знаний этнического характера; образованность в сфере преподаваемого предмета, профессионально-деловая подготовленность); эмоционально-ценностный (нравственно-этническая направленность сознания (потребность и интерес к этнопедагогической деятельности, интериоризация этнических ценностей, культурная идентификация); деятельностный (система этнокультурных и этнопедагогических умений и навыков; стремление к этнопедагогическому самообразованию и саморазвитию; опыт этнопедагогической деятельности); профессионально-личностный (этнические качества, моральнопсихологическая воспитанность, нравственно-волевые качества) [2].
На формирование этнопедагогической культуры студентов, будущих учителей, оказывают непосредственное влияние две группы педагогических условий: организационные и дидактические.
Организационные условия выводятся из макросоциальных факторов, в частности, сложившихся в общественном сознании представлений о менталитете, национальном самосознании, толерантности, этнизации и др.
Представляется необходимым выделить такие организационные условия, как:
этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в вузе;
организация педагогической практики в многонациональных коллективах.
К дидактическим условиям формирования этнопедагогической культуры относятся:
этнопедагогическая компетентность преподавателей;
усиление межпредметных связей в обучении;
приобщение студентов, будущих учителей, к народным традициям [3, С. 207-209].
Высокий уровень этнопедагогической культуры характеризуется глубиной, объемом и систематичностью этнопедагогических знаний, развернутостью, аргументированностью и логикой суждений, знанием региональной этнической культуры. Студенты свободно ориентируются в содержании, методах, средствах этнической педагогики, умеют интегрировать знания на основе взаимодействия культурологических и психолого-педагогических дисциплин. Будущие учителя испытывают устойчивую потребность и интерес к этнопедагогической деятельности, этнически идентифицированы, эмоционально откликаются на художественно-образное содержание народного искусства, отличаются сформированностью этнических и нравственно-волевых качеств. Отмечается ярко выраженное стремление к этнопедагогическому самообразованию и саморазвитию, сформированность этнопедагогических умений и претворение их в социально-значимой этнокультурной воспитательной деятельности.
Средний уровень этнопедагогической культуры определяется неглубокими, несистемными знаниями о народной культуре, которые чаще носят бытовой характер и не опираются на фундаментальные представления о ее сути. Потребность в восприятии ценностных качеств народной культуры проявляется не всегда, этнические культурные интересы выражены слабо. Представления о национальном менталитете отличаются недопониманием отдельных проявлений ментальности. Студенты эмоционально-положительно принимают иные культурно-этнические ценности и их проявления без критического анализа и в ущерб своей личной социокультурной идентичности, отличаются практической сформированностью педагогического мышления и нравственно-волевых качеств, стремятся к этнопедагогическому самообразованию и саморазвитию. Будущие учителя характеризуются недостаточной сформированностью этнопедагогических умений и готовностью к их реализации в социально-значимой этнокультурной воспитательной деятельности.
Низкий уровень этнопедагогической культуры характеризуется отрывочными знаниями о народной культуре, отсутствием актуальности для студента и критического подхода к получаемой информации. Студентов отличает преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей. Отсутствует стремление к этнопедагогическому самообразованию и саморазвитию. Отмечается непонимание роли этнокультурной воспитательной деятельности, недостаточная сформированность этнопедагогических умений. Потребность в восприятии ценностных качеств народной культуры не проявляется.
Под учебно-воспитательным процессом понимается этнопедагогическая образовательная среда и система социально-воспитательной работы, обеспечивающие формирование этнопедагогической культуры будущих учителей.
Этнопедагогическая образовательная среда (как часть педагогической среды, окружающей личность будущего учителя) рассматривается как совокупность институциональных (учебно-познавательная деятельность, педагогическая практика, досуг), социальных и духовных факторов и условий.
При разработке системы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в учебно-воспитательном процессе в качестве стратегических были взяты следующие идеи и подходы:
системообразующий аспект;
деятельностный подход к построению модели специалиста;
модель образовательного пространства как социально-культурная среда обитания человека;
средовой подход в педагогике;
связь процессов социализации и этнокультурной трансмиссии;
теория педагогических технологий.
В ходе анализа проблемы учеными разработаны блоки и компоненты системы формирования этнопедагогических идей будущих учителей в учебно-воспитательном процессе [4, С. 6.]:
Этнопедагогические знания и умения педагога любого профиля становятся личным достоянием студентов, будущих учителей, благодаря увлеченности лектора, разнообразию учебно-познавательной деятельности, приобщению будущих учителей к научному исследованию [5].
Вечные ценности народной педагогики, ее идеи и опыт необходимо переосмыслить и найти в ней то, что позволит сохранить идеи этнопедагогического подхода к преподаванию математики.
Этнопедагогическая культура у будущих учителей не формируется сама по себе, а требует специально организованной деятельности [6].
Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательного процесса является педагогическая культура учителя. Его главное назначение способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Использование средств и форм этнопедагогики в школе на уроках математики даёт результат только при соблюдении нижеследующих методических условий:
систематически использовать средства и формы этнопедагогики во всех этапах обучения, согласно учебной программы, учебников и методических указаний;
расширить содержание и виды организаций работы учащихся, согласно требованиям математической подготовки учащихся и целей обучения на сегодняшний день;
при математическом планировании показать этапы использования средств и форм этнопедагогики, при организации домашней работы учащихся учитывать требуемые знания, умения учащихся;
строго следить за выполнением заданий с использованием средств и форм этнопедагогики. Соблюдение этих условий обеспечит активное участие учащихся в учебном процессе.
Особенность организации обучения на уроках связано с проведением традиционной и нетрадиционной форм, с использованием общих и специальных методов обучения и особенностями вычислений.
К использованию различных форм этнопедагогики при обучении математике ставятся определённые методические требования. А именно содержание этнопедагогического материала должно отвечать следующим требованиям:
соответствовать учебной программе;
способствовать повышению интереса учеников к получению знаний;
соответствовать психологическим особенностям учеников;
иметь воспитательное значение.
В соответствии с данными методическими условиями нами разработаны технология формирования этнопедагогических идей у будущих учителей математики в учебно-воспитательном процессе( см. рисунок 1).
Особенность организации обучения на уроках связано с проведением традиционной и нетрадиционной форм, с использованием общих и специальных методов обучения и особенностями вычислений.
Одним их нетрадиционных форм организации обучения на уроках математики является использование сказок [7].
Использую метод сказок можно организовать групповую работу со всем классом и урок можно провести в следующих видах:
урок, проводимый в виде театрализованной инсценировки;
урок, проводимый в виде соревнований;
урок, проводимый в виде игр-путешествий с помощью воображений.
При проведении таких уроков необходимо использовать сказки известные каждому. При организации групповой деятельности особое место занимает совместная работа учителя и учащихся. Основная задача учителя – активизировать, направить учащихся к деятельности.
Возможности и цели использования пословиц при обучении и закрепления нового материала на уроках математики зависит от дидактических целей урока. В основном они используются для того, чтобы показать свойства изучаемого понятия в качестве дополнительного примера для повышения познавательного интереса учащихся.
Пословицы и поговорки в качестве системы дополнительного примера используются при формировании понятий следующих материалов:
понятия чисел от 1 до 10;
понятия чисел от 1 до 100;
понятия чисел от 1 до 1000;
понятия многозначных чисел;
понятия величин;
представление о пространстве;
числовые отношения [8].
Рассмотрим план работы с пословицами – поговорками:
ознакомление с текстом пословицы – поговорки;
анализ текста пословицы – поговорки;
обсуждение содержания пословицы – поговорки с математической точки зрения.
Загадки – логические упражнения, способствующие формированию у учащихся правильного мышления. Необходимо учитывать, что в содержании загадки, должны присутствовать элементы математики. В основном, этими элементами являются числа. В некоторых могут использоваться математические отношения («=», «<», «>») или ответ может быть связан с математикой [9].
При использовании на уроках математики загадок в качестве средства познавательного обучения, учитель преследует следующие цели:
выявить знания учащихся о числе, геометрической форме, временных отношениях;
формирование понятий о числе;
формирование понятий о времени;
формирование понятий о пространстве;
для объяснения приближённых отношений.
Использование идей этнопедагогики на уроках математики способствует развитию следующих качеств:
формулировки математического материала;
обобщение математического материала;
поочерёдное, систематически правильное, логическое рассуждение;
плавный переход от одной мыслительной деятельности к другой;
развитию математических способностей сознания;
развитию понятий о пространстве и т.д



























Рис. 1. Технология формирования этнопедагогических идей у будущих учителей математики в учебно-воспитательном процессе
Казалось бы, что на таком серьезном предмете, как математика нет места этнопедагогике, но оказалось, что использование её идей в учебно-воспитательном процессе способствует укреплению познавательных интересов к самому предмету; углублению понимания изучаемого фактического материала, расширению кругозора, приобщению их к общей культуре.
Чтобы подойти с научной точки зрения к решению многих вопросов математики, надо помнить об исторической связи. Если начать такую работу с первого класса, то постепенно включение идей этнопедагогики в урок станет для учащихся необходимой его частью.
Содержание, объем и стиль изложения должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения сведений может быть разной. Это и краткая беседа, и справка, и решение задачи, и экскурс в прошлое, показ фрагмента видеофильма, разъяснение рисунка. При этом, использование этнопедагогических идей придаёт уроку развивающий характер, помогающий вызвать активную умственную деятельность.
Литература
1.    Закон Республики Казахстан «Об образовании» №319-III, Астана,
2.    Musser G.L., Peterson B.E., Burger W.F. Mathematics for Teachers: A Contemporary Approach, John Wiley & Sons, Inc., 1088 p.
3.    Кожахметова К.Ж., Джанзакова Ш.И. Этнопедагогическая культура в современном образовательном пространстве Республики Казахстан. Материалы международной научно-практической конференции «Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России» (часть первая), г.Новосибирск,
4.    Кожахметова К.Ж. Особенности поликультурного образования в условиях многоэтнического Казахстана // Этнопедагогика народов Казахстана / Сб. научн. статей. Алматы: Алем, 2001.
5.    Jones C. Visualing Elementary and Middle School Mathematics Methods, John Wiley & Sons, Inc., 2011. 512 p. 6 Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2002. 176 с.
6.    Магауова А.С. Подготовка будущего учителя к использованию прогрессивных традиций народной педагогик в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Автореф. дисс. … к.п.н. – Алматы, – 22 с.
7.    Аплашова А.Ж. Полиэтностық ортадағы студенттердің танымдық іс-aрекетінің даму ерекшеліктері: психол. ғыл. канд ... авторефераты. – Алматы, 24 б.
8.    Aгeeвa И.Д. Зaнимaтeльныe мaтepиaлы пo инфopмaтикe и мaтeмaтикe. Мeтoдичecкoe пocoбиe. М.: ТЦ Cфepa, 2005. – 240 c.

https://articlekz.com/article/19672