Посчитаем?

28.09.2019

Посчитаем?

Посчитаем?
Наталья Клименко Карьера N4 (112) / Апрель 2008

Представители бизнес-школ уверяют: требования к финансовым руководителям компаний сильно изменились. И прогнозируют рост спроса на финансовые программы МВА. Так ли это?
Многие годы моей жизни были связаны с обучением, — рассказывает Иван Крипак, директор компании «Красносельский Ювелирпром», выпускник Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ (ВШКУ). — Техникум бухгалтерского учета, два вуза, являющихся одними из лучших в России, наличие степени кандидата юридических наук, ряд специальных подготовок, в том числе оценка недвижимости, оценка бизнеса, антикризисное управление, общий аудит и другие, сделали меня ширококвалифицированным специалистом. Уже в начале своей служебной и трудовой деятельности я понял преимущества использования многогранных знаний на стыках различных специальностей, но для дальнейшего роста нужен был качественный скачок. Обучение по программе МВА и стало тем качественным скачком в моем становлении. Я начал видеть проблемы предприятия, по-другому мыслить и решать задачи. У меня появилось целостное понимание системности в управлении».
По мнению исполнительного директора программ дополнительного образования Факультета финансов и банковского дела АНХ при правительстве РФ Наринэ Аракелян, сегодня престижность и популярность банковского образования в нашей стране обусловлены актуальностью подготовки качественно нового поколения банковских менеджеров, обладающих стратегическим видением развития банковского сектора экономики и умеющих вести успешный бизнес с учетом международного фактора. При этом, чем больше компания по размеру, чем более она развита, тем выше актуальность и востребованность таких специалистов, уверяет Екатерина Лисицына, руководитель программы МВА «Финансовый менеджмент» Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС».
С другой стороны, по мнению Дмитрия Балковского, генерального директора Независимого бюро ипотечного кредитования, большинство людей, получающих МВА, не имеют финансового образования. Так, кого, чему и зачем учат на программах МВА с финансовой специализацией?
Прошлое и настоящее
Финансовое образование занимает одно из первых мест по популярности, уверяют представители бизнес-школ. «Для меня одним из стимулов получения МВА стало как раз то, что, просматривая журналы и сайты по найму персонала, я заметила, что все более-менее высокооплачиваемые финансовые вакансии подразумевают наличие у кандидата степени МВА», — говорит Анна Мартынова, финансовый директор издательства «Экзамен», выпускница Школы бизнеса «МИРБИС».
Но дело не только в престижности и повышенном спросе на специалистов и не в том, что именно от финансиста во многом зависит успех организации. Сегодня происходит переосмысление роли финансового менеджера в жизни компании и изменение требований к таким сотрудникам.
«Работа финансовых служб не всегда была кристально чистой: «белые» и «черные» зарплаты, уход от налогов, — говорит Владимир Морозов, завкафедрой финансов и математики Международного института менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК). — Но теперь, когда государство окрепло и в состоянии более результативно контролировать финансовую сферу, от финансистов требуются совершенно другие компетенции: умение работать на финансовых и кредитных рынках, выстраивать эффективные циклы оборотного капитала и инвестиционные циклы, управлять финансовыми рисками».
По словам Екатерины Лисицыной, повышенные требования к уровню знаний и компетенций руководителя финансовой службы (CFO) предъявляют не только работодатели, но и сами слушатели. При этом портрет современного финансового менеджера также изменился: раньше финансовыми директорами становились в основном переквалифицировавшиеся главбухи, которые самым важным в их работе по-прежнему считали своевременное составление и сдачу отчетности. Современный же финдиректор активно участвует в разработке стратегии и управлении компанией в целом.
Два в одном
Среди финансовых программ, предлагаемых бизнес-школами, можно выделить два основных направления — «финансовый менеджмент» и «банковский и инвестиционный менеджмент». Слушатели программы МВА «Финансовый менеджмент», как правило, работают в компаниях реального сектора (производство, торговля, услуги, крупные холдинги, финансово-промышленные группы), а МВА «Банки» — в финансовом секторе (банки, управляющие компании, ПИФы, инвесткомпании).
Стоит отметить, что по управленческой подготовке программы мало чем различаются. Не важно, руководит ли человек финансовым отделом промышленной компании или банком, — управленческие качества одни и те же: лидерство, креативность, способность к командообразованию и т.д. Программы МВА нацелены на подготовку специалистов высшего руководящего состава, поэтому, как правило, акцент делается на методах современного финансового анализа, оценки эффективности стратегий компаний и банков, технологиях анализа и работы на финансовых рынках, способах разработки финансовых стратегий компаний и банков.
«Хороший финансист должен знать и понимать процессы, происходящие не только в финансовой сфере, но и во внешнем окружении организации. Это помогает оценить предполагаемые изменения и риски, — уверена Инна Гаврина, ведущий специалист отдела бюджетирования и сводной отчетности Заполярного филиала НОУ «Корпоративный университет «Норильский никель» (выпускница МИМ ЛИНК). — Программа МВА учит мыслить стратегически, связывать факты из разных сфер управления, понимать меру ответственности менеджеров и разграничение их функциональных возможностей».
Проверка знаний
Эссе, решение кейса, входное тестирование и собеседование — привычный набор вступительных испытаний при поступлении в бизнес-школу. Однако многие школы сталкиваются с проблемой, вызванной различным уровнем базовой подготовки слушателей. Одни, чтобы нивелировать различия, вводят дополнительные проверки для абитуриентов. Например, в Школе бизнеса «МИРБИС» поступающие проходят дополнительный тест по бухучету, и те, кто не справился с заданием, бесплатно проходят курс пре-МВА по бухгалтерским дисциплинам. Другие начинают обучение с азов. «Если человека без базовой экономической или финансовой подготовки бросить, как котенка в воду, в учебную программу по финансовой стратегии или финансовым рискам, он может «утонуть» в концепциях, — уверен Владимир Морозов. — Поэтому в нашей бизнес-школе есть специальный блок — «финансовая математика», в рамках которого преподаются те аспекты математики, которые нужны финансистам: теория вероятности, методы оценки дисконтированных денежных потоков, математическая логика, теория множеств, методы оценки стоимости финансовых опционов. Кроме того, финансисты часто используют специальный «птичий язык», поэтому дополнительно слушатели получают толковый словарь, в котором порядка 400 финансовых терминов».
В то же время большинство бизнес-школ предлагают специальные сокращенные программы, которые рассчитаны на людей исключительно с экономическим образованием.
«Я давно поняла, что моего опыта недостаточно, нужны системные и глубокие знания, — рассказывает Татьяна Клепова, главный бухгалтер ВШКУ. — Имея высшее экономическое образование, квалификацию профессионального бухгалтера — главного бухгалтера, бухгалтера-эксперта (консультанта) и опыт работы более десяти лет, хотелось взглянуть на финансы с позиции главного финансового управляющего (CFO). На мой взгляд, наиболее продвинутой, адекватной и правильной системой получения профессиональных знаний сегодня является именно МВА».
Впрочем, несмотря на оптимизм представителей бизнес-школ и радужные, по их мнению, перспективы выпускников программ МВА, есть и другие точки зрения. Дмитрий Балковский, например, считает: «В связи с мировым финансовым кризисом финансовое образование теряет всякую актуальность. Не удивлюсь, если в скором времени число безработных финансистов увеличится по всему миру». По его мнению, будущее за энергетической и добывающей отраслями, поэтому тем, кто только задумывается о выборе профессии и карьере, стоит выбрать направления, связанные именно с ними.