Организационно-педагогические условия проведения туристско-краеведческой смены со школьниками в рамках реализации образовательной программы «Школа познавательного туризма»

01.12.2020

Организационно-педагогические условия проведения туристско-краеведческой смены со школьниками в рамках реализации образовательной программы «Школа познавательного туризма»

Организационно-педагогические условия проведения туристско-краеведческой смены со школьниками в рамках реализации образовательной программы «Школа познавательного туризма»

А. В. Шигаев
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье рассматриваются современные подходы к организации туристско-краеведческой смены со школьниками в форме полевого лагеря «Школа познавательного туризма», выявлены необходимые организационно-педагогические условия этого процесса. Целью исследования является развитие одаренности в области туризма, профессиональное самоопределение и становление учащихся, отбор талантливых подростков для совершенствования в области туристско-спортивной деятельности.
Материалы и методы: в исследовании использовался метод анализа программ и практической деятельности полевых туристских лагерей, направленный на выявление организационно-педагогических условий проведения туристско-краеведческой смены со школьниками.
Результаты исследования: рассмотрены организационно-педагогические условия реализации туристско-краеведческой полевой смены с подростками в рамках внедрения программы «Школа познавательного туризма», выявлены условия эффективной реализации данной программы.
Обсуждение и заключения: выявленные нами условия позволяют эффективно использовать социально-педагогические возможности туристско-краеведческой смены «Школа познавательного туризма» в решении задач развития одаренности подростков в области туристской деятельности, при этом в процессе обучения интегрируется все лучшее, что может быть в лагере – программа, персонал, вид деятельности.
Ключевые слова: познавательный туризм, туристско-краеведческая смена, полевой лагерь, детский туризм, образовательная программа, школьники.

Введение
Включение в систему дополнительного образования детей подсистемы туристско-краеведческих смен и лагерей, в том числе программы «Школа познавательного туризма», согласуется с общими тенденциями реформирования содержания образования, обозначенными в нормативно-правовых документах, концепциях образования, взглядах теоретиков и практиков образования и педагогической деятельности. Анализ программ и практической деятельности подобных полевых лагерей («Школа выживания», «Школа безопасности» и т. д.) свидетельствует о том, что далеко не всегда они представляют собой целостное единство, носят преимущественно локальный, разовый характер, не имеют надлежащего организационно-педагогического и методического обеспечения. Исключение составляют скаутские лагеря, имеющие устоявшиеся традиции и формы организации деятельности детей, однако программы их работы не во всем соответствуют социокультурному контексту развития нашей страны в целом и системы образования в частности. Все это позволяет сделать вывод, что современная система дополнительного образования не обеспечена научно обоснованной целостной системой полевых и палаточных туристско-краеведческих смен и лагерей.
Недостаточная теоретическая разработанность названной проблемы, имеющей особую социальную и психолого-педагогическую значимость, вызывает противоречие между потребностью детей, молодежи и школы в удовлетворении потребности в риске, самосовершенствовании и самореализации, расширении развития и наличием в системе образования специально организованной подсистемы, позволяющей наиболее полно реализовать вышеуказанные потребности, функции туристско-краеведческой деятельности, способствовать, формированию культуры «здорового образа жизни».
Обзор литературы
Анализ литературы и практической деятельности свидетельствует о значительном внимании к детскому туризму со стороны специалистов в различных областях педагогики. Общие вопросы, связанные с разработкой педагогических принципов и содержания школьного туризма, системы туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы и педагогического руководства ею, обоснованием модели туристско-краеведческих циклов подробно рассмотрены в работах А. А. Остапца-Свешникова [1], Ю. С. Константинова [2], П. И. Истомина [3].
Некоторые аспекты организации молодежного туризма, развития и популяризации детского туризма и проведения туристкой работы со школьниками рассмотрены в работах К. В. Бардина [4], В. А. Квартальнова [5], Ю. Н. Федотова [6] и др.
Материалы и методы
В исследовании использовался метод анализа программ и практической деятельности полевых туристских лагерей, направленный на выявление организационно-педагогических условий проведения туристско-краеведческой смены со школьниками.
Результаты исследования
Выявление организационно-педагогических условий эффективной деятельности туристско-краеведческих смен и палаточных лагерей в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, изменение характера социально-экономических отношений в отечественном социуме диктует необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность определения принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей. Так, в целях эффективной реализации туристско-краеведческой смены со школьниками нами была разработана образовательная программа «Школа познавательного туризма». Ее задачи: 1) выявить и развить разносторонние способности и интересы в области туризма; 2) обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе туристской деятельности; 3) развить волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих; 4) развить деловую и познавательную активность; 5) развить физическую и психическую выносливость; 6) воспитывать привычку рационально использовать свободное время; 7) содействовать развитию детского и молодежного туристско-краеведческого движения в Республике Мордовия; 8) создать психологическую среду, благоприятную для самовыражения, самоактуализации личности; 9) содействовать профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
Программа туристско-краеведческой смены «Школа познавательного туризма» предназначена для подростков в возрасте 12–15 лет (22–25 чел.), реализуется на базе Республиканского научно-образовательного центра «Академия успеха» МГПИ, учреждений общего и дополнительного образования на основе технологий сетевого взаимодействия. Возможны варианты ее проведения в форме полевого палаточного лагеря, походных выходов, полевых сборов. К освоению программы допускаются обучающиеся 7–9 классов общеобразовательных организаций из числа одаренных и способных детей и подростков по спортивному туризму и военно-патриотическим объединениям, в структуре работы которых присутствует туристско-спортивная деятельность, прошедших начальную туристскую подготовку (победители и призеры республиканских, всероссийских юношеских соревнований по туризму, скалолазанию, турслетов, туристско-краеведческих конкурсов, предметных профильных олимпиад), по рекомендации образовательных организаций, в ходе проводимого в МГПИ конкурсного отбора в форме выполнения тестов.
Туристско-краеведческая смена программы направлена на развитие одаренности в области туристской деятельности (видов туризма, туристских мероприятий и соревнований, походов, скалолазания, туристских навыков, игр и тренингов), профессиональное самоопределение и становление учащихся. Главной стратегией реализации программы является организация работы с талантливыми детьми по осмыслению ими собственных достижений, разработке и реализации собственных индивидуальных программ развития, в основу которых положены самостоятельные разработки путей преодоления обозначенных задач в области познавательного туризма. Вместе с тем данная программа связана и с внедрением в современную систему физического воспитания населения (в возрасте от 6 до 70 лет и старше) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), нацеленного на развитие массово-го спорта и оздоровление нации, в структуру которого входит и туристская деятельность в виде туристического похода с проверкой турнавыков.
В качестве основных организаций-партнеров сетевого взаимодействия выступили Министерство образования Республики Мордовия, Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; МОУ «СОШ № 38», МОУ «СОШ № 22», МОУ «СОШ № 17» г. о. Саранск и др.
Программой смены предусмотрено выполнение учебно-тематического плана: систематическое проведение практических занятий; просмотр туристских мероприятий, соревнований по видам туризма, скалолазания, приключенческих гонок, учебных видеозаписей; прохождение игровой и тренинговой практики, направленной на командообразование и достижение результата; привитие юным туристам ответственного отношения к окружающей природе, осознанного восприятия и обеспечения собственной и общественной безопасности, развития волевых качеств.
В содержание программы включены два основных модуля. В первом модуле «Общие вопросы теории и практики туристской деятельности» акцентируется внимание на основах туристской подготовки, содержании туристской деятельности, аспектах соревновательной деятельности в туризме, слетам, турлагерям, правилам поведения в ситуациях вынужденной автономии, анализу характерных заболеваний и типичных травм в походе, их профилактике и первой помощи. Во втором модуле «Практика познавательного туризма» отражены практические аспекты подготовки школьников. Они разделены на пять основных блоков: «Туристская техника», «Ориентирование», «Скалолазание», «Туристские навыки», «Туристская игротека».
В процессе подготовки программы смены определены наиболее перспективные направления научно-исследовательской работы в рамках функционирования лагеря: психолого-педагогические особенности управления сменой «Школа познавательного туризма», проблемы педагогического общения, экология, краеведческие исследования (история, этнография, фольклор и т. д.), педагогическая деятельность инструктора, адаптация детей к необычным условиям, поведение в нестандартных ситуациях, проблемы межличностных взаимоотношений, валеологические аспекты туристско-краеведческой деятельности.
Выявлены условия реализации программы:
−    привлечение квалифицированных специалистов и энтузиастов, увлеченных идеей проведения опытно-экспериментальной работы, развивающих и обучающих программ в области туризма и краеведения;
−    создание максимально благоприятных условий для развития и самоактуализации личности в группе, коллективе лагеря;
−    создание на базе МГПИ и партнерских организаций Республики Мордовия экспериментальных площадок и центров, решающих конкретные практические и теоретические задачи развития личности с помощью организационных форм туристско-краеведческой деятельности;
−    тщательный отбор педагогических приемов, разработка инновационных технологий образования, основанных на учете личностных и возрастных особенностей детей, подростков и педагогов;
−    создание адекватной научной, учебно-методической, программной, финансовой и материальной базы для реализации педагогических целей и решения задач программы смены;
−    наличие системы специальной подготовки педагогов к работе в лагерях данного типа («Школа инструкторов») из числа педагогов основного, дополнительного и высшего профессионального образования, опытных туристов и студентов вузов, имеющих склонность к педагогической деятельности [7].
Проблема кадрового обеспечения решается путем специально организованной программы подготовки инструкторского состава, включающей в себя два периода: период теоретических и практических занятий в турклубе МГПИ (подготовительный, октябрь–май) и учебно-тренировочный поход (июль-август), предназначенный для отработки навыков и умений, реализации полученных теоретических знаний на практике, совершенствованию педагогических техно-логий организации деятельности детей в условиях открытой природной и социальной среды. В исключительных случаях могут приниматься кандидаты, имеющие соответствующую турист-скую подготовку (опыт руководства походами 2–3 категорий сложности и выше, звание «Инструктор туризма»).
Среди преимуществ реализации программы «Школа познавательного туризма» в форме полевой смены мы выделили следующие аспекты:
1.    В палаточном полевом лагере практически все на виду, все открыты друг для друга, между участниками смены создаются искренние, доверительные отношения. Как правило, дружественные отношения между людьми завязываются очень быстро, стремительно развиваются, и к концу смены, проведенной в палаточном лагере, ребята и взрослые в большинстве случаев испытывают чувство единения со многими из тех, кто проживал эту смену в лагере [8].
2.    Высокая динамика развития всего коллектива палаточного лагеря, высокий уровень сплоченности коллектива взрослых и детей, старших и младших обусловлен также часто возникающей насущной потребностью младших или менее опытных ребят в помощи – моральной, физической, информационной. Именно поэтому очень часто в палаточных лагерях складываются тесные, искренние отношения между младшими и старшими – это отношения взаимной заботы и поддержки, «питающие» своей энергией процесс развития коллектива.
3.    В палаточном лагере возможны по-настоящему демократические отношения, здесь люди действительно равны. Сами условия палаточного лагеря стирают социальные различия. Социальные и психологические комплексы, связанные с низким уровнем материальной обеспеченности, в подобном лагере естественным образом нейтрализуются и не препятствуют нормальным, демократическим отношениям между людьми.
4.    Обязательное условие – атмосфера. Песни под гитару у костра создают атмосферу, которая запоминается на всю жизнь. Обычно после интересного первого «огонька», проведенного у костра и наполненного песнями на темы, близкие подросткам, ребята начинают ощущать себя частью целого, им хочется быть вместе, им начинает нравиться эта необычная атмосфера, так созвучная их мировосприятию [9].
Обсуждение и заключения
Выделенные в нашем исследовании направления деятельности становятся факторами, которые позволяют использовать социально-педагогические возможности палаточных полевых лагерей, в которых интегрируется все лучшее, что может быть в таком лагере, – программа, персонал, вид деятельности.
Список использованных источников
1.    Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М. : РМАТ, 2001. 87 с.
2.    Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. М. : ЦДЮТиК, 2006. 208 с.
3.    Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. М. : Педагогика, 1987. 96 с.
4.    Бардин К. В. Азбука туризма : пособие для руководителей туристских походов в школе. М. : АПК и ПРО, 1981. 163 с.
5.    Квартальнов В. А., Федорченко В. К. Туризм социальный: история и современность. Киев : КГПИ, 1989. 251 с.
6.    Федотов Ю. Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М. : Советский спорт, 2013. 253 с.
7.    Шигаев А. В., Грызлова Л. В., Якимова Е. А., Шуняева Е. А. Организационно-педагогические условия развития молодежного туризма в вузе // Теория и практика физической культуры. 2017. № 11. С. 54–56.
8.    Зорькин Е. Н. Детский коллектив в походе / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1999. 87 с.
9.    Зорькин Е. Н. Психотренинг в туристском подходе / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1999. 74 с.