Формирование у старшеклассников практических навыков изготовления керамических изделий в системе дополнительного образования

04.12.2020

Формирование у старшеклассников практических навыков изготовления керамических изделий в системе дополнительного образования

Формирование у старшеклассников практических навыков изготовления керамических изделий в системе дополнительного образования

Л. П. Карпушина, А. П. Русяев
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье рассмотрен процесс формирования у старшеклассников практических навыков изготовления керамических изделий на гончарном круге в ходе изучения курса «Основы гончарного мастерства».
Материалы и методы: методологическими ориентирами послужили логический, культурологический подходы, теоретический анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация результатов исследования.
Результаты исследования: результаты исследования имеют научное и практическое значение для обучения старшеклассников в системе дополнительного образования.
Обсуждение и заключения: в результате освоения программы курса «Основы гончарного мастерства» старшеклассники приобретут практические навыки изготовления керамических изделий на гончарном круге (навыки формования, декорирования, подготовки керамической массы, работы на гончарном круге, термической обработки), которые будут способствовать не только формированию определенной художественно-эстетической компетентности, но и ранней профессиональной ориентации.
Ключевые слова: дополнительное образование, практические навыки изготовления керамических изделий на гончарном круге, основы гончарного мастерства.

Введение
Одной из приоритетных задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы является «модернизация образовательных программ в системе дополнительного образования детей, направленных на развитие потенциала детей и молодежи». В связи с этим большое значение имеет приобщение молодежи к искусству, формирование у нее практических навыков в художественной деятельности, в том числе и в системе дополнительного образования при разработке новых общеразвивающих программ, таких, как, например, «Основы гончарного мастерства».
Обзор литературы
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование трактуется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
В Концепции развития дополнительного образования детей оно трактуется как открытое вариативное образование, а его миссия – наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Концептуальные положения дополнительного образования изложены в работах Л. Н. Буйловой [1], Т. Н. Гущиной, Н. Г. Иобидзе, Т. М. Таловой [2], О. А. Жильцовой [3], Ю. В. Киракозова, Т. В. Лаврушиной [4], Г. С. Семенова [5], Л. Э. Трусовой [6] и др.
Дополнительное образование, осуществляемое на основе искусства, представляет собой сложный многоуровневый педагогический процесс, направленный на организацию активной, осознанной, культуротворческой и личностно-развивающей деятельности детей на основе явлений художественной культуры в учреждениях дополнительного образования. Оно способствует активному художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающему духовно-нравственное, культурное развитие личности, развитию способности понимать художественные ценности, обогащению их внутреннего мира, приобщению к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формированию духовных и нравственных качеств. Воспитанию детей средствами искусства посвящены работы отечественных педагогов-ученых (Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, Б. Т. Неменский и др.).
Дополнительное образование детей на основе декоративно-прикладного искусства и, в частности, гончарного искусства, особенно актуально в настоящее время. Оно направлено на сохранение этнических и этнокультурных характеристик индивида, прогрессивных народных традиций, технологий народного художественного творчества, позволяет передать новому поколению этно-духовный, этно-социальный и этно-художественный опыт [7]. Приобщение к этно-культурным традициям активно осуществляется в процессе формирования у старшеклассников практических навыков изготовления керамических изделий на гончарном круге в ходе изучения курса «Основы гончарного мастерства».
Материалы и методы
Методологическими ориентирами исследования являются логический, культурологический подходы, теоретический анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация результатов исследования.
Результаты исследования
Программа курса «Основы гончарного мастерства» (авт. А. П. Русяев) реализуется на базе Республиканского научно-образовательного центра «Академия успеха», созданного при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Мордовии, Образовательного центра «Сириус» [8].
Программа предназначена для старшеклассников, проявляющих интерес к освоению гончарного мастерства. Ее целью является знакомство обучающихся с технологиями изготовления гончарных изделий. В качестве основных задач выделим следующие: дать знания об особенностях работы с глиной на гончарном круге, сформировать практические навыки формования, декорирования, подготовки керамической массы, работы на гончарном круге, термической обработки, умения творчески воспроизводить художественный образ; развить творческие способности и задатки, способность наблюдать; воспитать художественный вкус, отзывчивость, интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству, народной культуре в целом.
Программа состоит из двух модулей, в рамках которых проводятся практические занятия.
Модуль 1. «Изготовление керамических работ на гончарном круге»
Занятие 1. «Лепка традиционных гончарных сосудов». Краткое содержание занятия: Основные положения рук при работе на гончарном круге. Центровка глины на круге. Фиксирование дна сосуда. Формирование формы сосуда. Приемы транспортировки сосуда после завершения работы.
Занятие 2. «Изготовление миски и чашки на гончарном круге». Краткое содержание занятия: Создание эскиза. Детальный эскиз будущего изделия. Подготовка материала. Вымешивание и разминание глины. Работа над формой изделия. С помощью гончарного круга или вручную придание глине нужной формы. Проработка сложных форм, мелких деталей. Работа над текстурой. Сушка. Утильный обжиг. Политой обжиг. Муфельный обжиг.
Занятие 3. «Этапы лепки сосуда цилиндрической формы». Краткое содержание занятия: Виды изделий цилиндрической формы (кувшин, крынка, горшок, корчага и т. д.). Создание эскиза. Детальный эскиз будущего изделия. Подготовка материала. Вымешивание и разминание глины. Работа над формой изделия (цилиндр). С помощью гончарного круга или вручную придание глине нужной формы. Проработка сложных форм, мелких деталей. Работа над текстурой. Сушка. Утильный обжиг. Политой обжиг. Муфельный обжиг.
Занятие 4. «Ручная формовка керамических изделий». Краткое содержание занятия: Изготовление сосуда вручную. Вылепливание дна сосуда. Подготовка и раскатывание жгутиков. Наращивание жгутиков в соответствии с задуманной формой сосуда. Выглаживание поверхности сосуда. Знакомство со способами отделки керамики (лощение).
Занятие 5. «Литье сувенирной игрушки». Краткое содержание занятия: Заготовка модели будущего изделия с помощью пластилина. Отливка гипсовой формы с помощью пластилиновой модели (две половины). Сушка формы. Сборка форм, их закрепление. Заливка будущего изделия с помощью шликера (жидкой глины). Удаление лишней глины из гипсовых форм. Открытие гипсовой формы и изъятие изделия. Обработка швов с помощью резца и влажной губки. Сушка изделия. Обжиг, покрытие эмалью и роспись готового изделия.
Модуль 2. «Декорирование керамических изделий»
Занятие 1. «Основные способы нанесения декора на керамические изделия. Демонстрация». Краткое содержание занятия: Знакомство с приемами декорирования – процессом украшения рельефом, глазурью, росписью и т. д. Разные методы декорирования: скульптурный (создание рельефа, контррельефа, гравировкой и т. д.), живописный (роспись керамическими красками, ангобами, глазурями и т. д.) и технологический.
Занятие 2. «Правила декорирования керамических изделий с помощью рельефа. Демонстрация». Краткое содержание занятия: Знакомство с рельефным декором (демонстрация образцов). Контррельеф. Ажурная техника (способ сквозной резьбы материала). Виды пластики в керамике (скульптурная пластика, керамическое плетение, керамическая флористика, имитация различных фактур).
Занятие 3. «Нанесение гравировки на готовые изделия. Демонстрация». Краткое содержание занятия: Ручное резание. Создание на материале линий и точек различного углубления. Лазерная гравировка (нанесение рисунка с помощью лазерного луча, который фокусируется при помощи линзы и специальных зеркал).
Занятие 4. «Знакомство с различными способами глазурирования изделий». Краткое содержание занятия: Нанесение глазури на изделия различными способами (окунанием, поливом, пульверизацией, а также кистью). Декорирование потёчными цветными глазурями на майолике. Использование бесцветной глазури. Использование пигмента в глазурировании. Технология применения эмали для цветных керамических материалов. Техника резерважа для росписи изделий из красножгущихся глин.
Занятие 5. «Роспись керамических изделий». Краткое содержание занятия: Использование живописного метода декорирования по обожженному и глазурованному изделию. Применение ручной росписи подглазурными и над-глазурными красками. Использование механических способов декорирования (декалькомания, шелкография, аэрография, печать, штамп и др.). Декоративный обжиг. Использование кистей различных видов и форм (мазковые, отводочные, пестроточные). Живопись по утилю. Живопись по сырому изделию. Роспись солями оксидов металлов.
В результате освоения программы обучающийся овладевает знаниями о специфике и способах работы на гончарном круге; практически-ми навыками анализа и определения наиболее подходящей для работы вид глины, подготовки исходного материала к работе, закрепления будущего изделия на гончарном круге и центрировки его, формирования изделия различной формы, правильного снятия сырого изделия с гончарного круга, изготовления деталей изделия (носик, ручка и т. д.), обработки сырого готового изделия, определения оптимальной темпера-туры и времени обжига изделия, а также навыками глазуровки и нанесения различных декоративных элементов на готовое изделие.
Обсуждение и заключения
Таким образом, в результате освоения программы курса «Основы гончарного мастерства», функционирующей на базе Республиканского научно-образовательного центра «Академия успеха», старшеклассники приобретут практические навыки изготовления гончарных изделий (навыки формования, декорирования, подготовки керамической массы, работы на гончарном круге, термической обработки), которые будут способствовать не только формированию определенной художественной культуры, но и ранней профессиональной ориентации.
Список использованных источников
1.    Буйлова Л. Н. Как устроено дополнительное образование детей // Практика административной работы в школе. 2011. № 7. С. 58–63.
2.    Гущина Т. Н., Иобидзе Н. Г., Талова Т. М. Модель развития учреждения дополнительного образования детей за счет возможностей интеграции общего и дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 3 (56). С. 66–73.
3.    Жильцова О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. М. : Акрополь, 2011. 256 с.
4.    Киракозов Ю. В., Лаврушина Т. В. Принципы и концепция развития системы дополнительного образования // Управление современной школой. Завуч. 2011. № 1. С. 32–39.
5.    Семенов Г. С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 2011. № 2. С. 13–15.
6.    Трусова Л. Э. Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1–2. С. 137–140.
7.    Карпушина Л. П. Этнокультурная подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами музыкального искусства [Электронный ресурс] // Подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона : монография / под ред. Л. П. Карпушиной, Т. А. Козловой ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2018. 1 электрон. опт. диск (СD-R).
8.    Кадакин В. В., Четайкина О. В., Кулебякина М. Ю., Якимова Е. А. Организационно-педагогические условия подготовки спортивного резерва в Республиканском научно-образовательном центре «Академия успеха» // Теория и практика физической культуры. 2014. № 8. C. 3–5. URL: http://www.teoriya. ru/ru/node/8430 (дата обращения: 14.11.2018 г.).