Патриотическое воспитание школьников средствами курса «История и культура мордовского края»

19.12.2020

Патриотическое воспитание школьников средствами курса «История и культура мордовского края»

Патриотическое воспитание школьников средствами курса
«История и культура мордовского края»

М. С. Волкова, М. Г. Якунчева, Н. Н. Яушкина
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье актуализируется значимость патриотического воспитания школьников; раскрывается воспитательный потенциал курса региональной истории; проанализированы и сформулированы педагогические условия патриотического воспитания обучающихся при изучении тем «Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны» и «Мордовия в годы Великой Отечественной войны» в курсе «История и культура мордовского края» (9 класс).
Материалы и методы: в исследовании использовались следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по проблеме патриотического воспитания школьников; педагогический анализ содержания учебника «История и культура мордовского края».
Результаты исследования: в результате проведенного исследования изучена разноплановая литература, проанализирован учебник «История и культура мордовского края». Выявлены и описаны методы реализации воспитательного потенциала региональной истории, которые определяются особенностями содержания и структурирования курса; ценностными компонентами; внедрением в образовательную практику личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию.
Обсуждение и заключение: выполненное исследование доказывает, что историческое образование обладает значительным воспитательным потенциалом. Патриотическое воспитание реализуется в содержании курса «История и культура мордовского края» в рамках организации учебной и внеучебной деятельности посредством включения исторической информации аксиологической направленности, использования личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию обучающихся.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, общее историческое образование, ФГОС ООО, курс «История и культура мордовского края», Великая Российская революция, Гражданская война в России, Великая Отечественная война.

Введение
В современных условиях задача эффективной организации патриотического воспитания граждан, уважающих закон и общество, инициативных и ответственных, любящих свою Родину, признается актуальной, как государством, так и обществом.
Воспитание патриота прописано в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Ее основные проектно-программные ориентиры учитывают сложившиеся за последние десятилетия традиции воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования у них патриотического сознания. Одной из ключевых мер в рамках отмеченной программы является «активизация интереса к изучению истории страны и формирование чувства уважения к прошлому России, ее героическим страницам, в т. ч. сохранение памяти о подвигах защитников Отечества», что подчеркивает особое значение, которое всегда имел и продолжает сохранять курс исторических дисциплин в школьном образовании как важнейшей ступени обучения и воспитания подрастающего поколения.
ФГОС ООО, помимо акцента на содержа-тельный компонент учебных дисциплин, определяет приоритетные направления в образовательной практике, одно из которых – формирование патриотического воспитания как одной из ключевых линий, которую реализует каждая общеобразовательная организация в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся2.
Обзор литературы
В современной педагогической литературе имеется значительное число работ, посвященных проблемам патриотического воспитания обучающихся.
Вопросы совершенствования патриотического воспитания подрастающего поколения на уроках истории, как в общетеоретическом, так и методологическом плане разработаны в трудах Л. Н. Боголюбова, Е. Е. Вяземского, А. Г. Колоскова, Т. В. Левкиной, О. Ю. Стреловой и др.
В рамках данного исследования наибольший научный интерес представляют публикации, посвященные реализации национально-регионального компонента содержания общего исторического образования (Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова [1], С. О. Тепшинова [2]).
При изучении проблемы патриотического воспитания обучающихся средствами курса «История и культура мордовского края» возникла необходимость проведения анализа научных работ, отражающих современные проблемы этнокультурного образования в Республике Мордовия. Это работы Н. Ф. Беляевой [3], С. Н. Горшениной [4], Л. П. Карпушиной [5], М. А. Якунчева [6] и др.
В условиях обновления содержания современного исторического образования, реализации требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта (ИКС)3 по отечественной истории данная проблема патриотического воспитания курсов региональной истории является весьма актуальной.
Материалы и методы
Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе выделены теоретические основы патриотического воспитания, проанализирована степень изученности проблемы в педагогической и научно-методической литературе; изучена нормативная документация по изучаемой теме; проведена актуализация понятийного поля исследования; обобщен передовой педагогический опыт преподавания курса «История и культура мордовского края». На втором этапе сформулированы педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в содержании курса «История и культура мордовского края»; выработаны методические рекомендации, адресованные педагогическим работникам.
Результаты исследования
В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.
Патриотическое воспитание предполагает формирование бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучение обычаев и культур разных этносов.
В содержании ИКС актуализирован этнокультурный компонент содержания отечественной истории: «В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной».
Воспитательный потенциал курса «История и культура мордовского края» прежде всего связан с социальными функциями предметной области. Он определяется особенностями содержания и структурирования курса; ценностными компонентами; внедрением в образовательную практику личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию.
Раскрывая общие подходы к проектированию воспитательного потенциала содержания курса «История и культура мордовского края», особое внимание следует обратить на то, что педагогическим инструментом его проектирования и реализации являются, в первую очередь, содержательные линии общего исторического образования. Они являются педагогическим механизмом отбора и конструирования учебного содержания изучаемого предмета и позволяют проектировать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты общего исторического образования. Смысловыми доминантами учебного предмета «История» являются его содержательные линии: историческое время; историческое пространство; историческое движение. Однако с воспитательной и ценностной точки зрения наиболее важными являются так называемые «сквозные содержательные линии», пронизывающие и связывающие все со-держание исторического образования, например «Человек в истории».
Сквозные содержательные линии, с одной стороны, позволяют проследить основные векторы развития региона в контексте российской истории, оценить роль исторических личностей в истории, дать нравственную оценку деятельности субъектов исторического процесса; с другой – расширить и обогатить подготовку учащихся, представленную в примерных программах по истории как единство содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов, ценностной (аксиологической) составляющей.
В ходе исследования был проведен педагогический анализ учебника за 9 класс «История и культура мордовского края в XX веке», подготовленного Т. Д. Надькиным, А. П. Солдаткиным, Т. И. Щербаковой. Хронологические рамки содержания учебника охватывают XX в. Данный курс региональной истории изучается синхронно с курсами отечественной и всеобщей истории. Были определены темы, которые, на наш взгляд, обладают, ярким воспитательным потенциалом.
Параграф «Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны» посвящен освящению ряда событий Великой российской революции: (25 октября (7 ноября по новому стилю) свержение Временного правительства; принятие Декрета о мире и Декрета о земле; установление советской власти на территории края; Гражданская война (боевые действия между большевистскими и антибольшевистскими силами; вооруженное противостояние населения (прежде всего крестьянства) и власти; продовольственная диктатура; деятельность комитетов бедно-ты; крупные выступления крестьян; боевые действия на территории края в годы гражданской войны; политика «военного коммунизма»)). Посредством реализации историко-антропологического подхода к изучению истории в учебнике решается задача: Понять, чем же являлась Гражданская война в России для ее участников? При изучении Гражданской войны нельзя не учитывать роль политических и экономических факторов, но здесь важно отметить, что «все факторы, действующие в обществе или воздействующие на него, даже в тех исторических ситуациях, когда они выходят на первый план, опосредуются таким социокультурным достоянием, как общественная психология» [7]. Применение антропологического подхода к истории Гражданской войны целесообразно для понимания причины и характера действий и поступков отдельных личностей, входящих в разные социальные группы.
В процессе Гражданской войны страна разделилась на отдельные регионы с разным составом участников и соответственно разной психологией восприятия военных событий. В каждом регионе война имела свою специфику, которая определялась социальными и психологическими особенностями проживающего там населения. Особое внимание следует уделить «внешним» факторам, оказавшим немалое влияние на прохождение конфликта в регионе. Первая мировая война милитаризировала сознание населения, а революция распространила эту милитаризованную агрессию внутри российского общества.
Гражданская война в мордовском крае была вызвана началом мятежа Чехословацкого корпуса, наступлением А. В. Колчака, а затем А. И. Деникина.
Внутренним фактором явилась политика советской власти в отношении крестьянства. Использование историко-антропологического подхода позволит выявить основные мотивы участия в Гражданской войне у разных социальных групп, а также проследить влияние специфических условий внутригосударственного вооруженного конфликта на психологию его участников. В данной связи в учебнике описаны восстания крестьян: мятеж в селе Лада, восстание в Краснослободском уезде (организатор Дмитрий Фокин – руководитель секты «Новый Израиль»), «чапановское движение».
Патриотизм является ключевой ценностной доминантой в изучении темы «Великая Отечественная война» (1941–1945 гг.). Как показал педагогический анализ содержания учебника, на изучение указанной темы отводится два параграфа из шестнадцати: «Уроженцы Мордовии на фронтах Великой Отечественной войны» и «Мордовия – составная часть тыла». В содержании учебника очень точно расставлены аксиологические акценты: «война и общество», «человек на войне», описан массовый героизм уроженцев Мордовии, жизнь на фронте, жизнь в тылу, жизнь в плену, какой была цена Победы. Авторы учебника стремились сформировать у обучающихся чувство сопричастности к трагически-героическим страницам российской истории и тем самым способствовать формированию патриотического мировоззрения.
Параграф «Мордовия составная часть тыла» посвящен описанию состояния промышленности и транспорта, социальной сферы, деревне в годы войны. Центральным моментом рассмотрения данной темы явилось – «Человек на войне». Это повествование истории повседневной жизни людей в разных обстоятельствах тотальной войны: трудовые подвиги на производстве, голодная жизнь простых людей, социальное развитие края и др.
Патриотическое воспитание в содержании курса «История и культура мордовского края» реализуется путем реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов обучения и воспитания, а воспитательный потенциал курса раскрывается путем присвоения исторического материала на основе формулировки ценностных отношений обучающихся.
В организации учебной деятельности обучающихся необходимо обращаться к проблемному, исследовательскому и проектному методам обучения; видам уроков, предполагающим активную и интерактивную деятельность обучающихся (дискуссия, дебаты, ученическая конференция и др.). Данные методы направлены на самостоятельный творческий поиск обучающегося, позволяют освоить содержание исторического материала на личностном уровне.
При проектировании технологий реализации воспитательного потенциала курса «История и культура мордовского края» в формировании патриотизма обучающихся могут применяться следующие подходы:
1. Организация индивидуально-ориентированного целеполагания, призванного обеспечить развитие познавательных интересов, положительной мотивации школьников к обучению.
2. Включение обучащающихся в исследовательскую деятельность по изучению истории и культуры района, города, поселка, села.
3. Усиление воспитательных аспектов содержания образовательного процесса на основе использования исторического и культурного наследия региона.
4. Интеграция средств учебной и внеучебной воспитательной деятельности.
Методическими приемами, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
1. Использование на уроках документального материала, художественной литературы, произведений изобразительно искусства. Например, при изучении темы «Крестьянские восстания на территории Мордовии» целесообразно обратиться к анализу картины В. Макарова «Продкомиссар Анна Лусс».
2. Включение в образовательную практику приемов персонификации и драматизации: От лица участника Гражданской войны расскажите о событиях восстания Ф. К. Миронова, произошедшего в 1919 г. в Саранске. Выразите свое отношение к главным персонажам вашего рассказа.
3. Иллюстрирование и реконструкция изучаемых явлений, событий.
4. Составление характеристик исторических деятелей.
5. Использование компьютерных презентаций, видеофрагментов кинофильмов на исторические темы, аудиозаписей и др.
Обсуждение и заключение
Основными направлениями патриотического воспитания обучающихся в курсе «История и культура мордовского края» являются:
1.    Включение в содержание учебной и внеучебной деятельности исторической информации аксиологической направленности, предполагающей целенаправленный отбор исторического материала, обеспечивающего патриотическое воспитание школьников, а также создание на уроке ситуаций, вызывающих эмоционально-нравственные переживания патриотического толка.
2.    Средствами реализации воспитательного ресурса курса является формирование системы знаний о ратном и трудовом подвиге предков через формирование эмоционально-ценностного отношения к деятелям и событиям отечественной и региональной истории; личной позиции и готовности к служению Отечеству.
3.    Реализация на практике личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию обучающихся.
Курс «История и культура мордовского края» в общеобразовательной организации обладает огромным воспитательным потенциалом по формированию у школьников патриотизма. В образовательной практике учителю истории необходимо реализовать образовательные и воспитательные возможности урочной и внеурочной работы по данному направлению.
Список использованных источников
1.    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования : пособие для учителя. М., 2008. 160 с.
2.    Тепшинова С. О. Разработка и реализация национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта исторического образования в национально-государственных субъектах Российской Федерации: автореф. … канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.
3.    Беляева Н. Ф., Пятыркина Е. П. Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 2. С. 28–34.
4.    Горшенина С. Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 10–13.
5.    Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к образованию как фактор успешной социализации представителей полиэтнического социума // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 29–33.
6.    Якунчев М. А. Горшенина С. Н. Этнокультурное образование в контексте различных научных подходов // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1 (17). С. 71–75.
7.    Зимина В. Д. Гражданская война 1918– 1920 гг. как политических конфликт в развитии Российской государственности : учеб.-метод. Пособие [Электронный ресурс]. URL: http://www.antibr.ru/textbook/au_lgv2_t.html (дата обращения: 05.11.2018).