Философское и педагогическое понимание сущности и путей предупреждения отчуждения подростка от общества и его ценностей

26.12.2020

Философское и педагогическое понимание сущности и путей предупреждения отчуждения подростка от общества и его ценностей

Философское и педагогическое понимание сущности и путей предупреждения отчуждения подростка от общества и его ценностей

С. А. Ермолаева
ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» (ГСГУ), г. Коломна Московской области, Россия

Введение: в статье прослеживается взаимосвязь и выявляется отличие философского и педагогического подходов к определению сущности и причин возникновения отчуждения человека от общества и его ценностей. Обосновывается значение организации специальной педагогической деятельности по решению проблемы предупреждения возникновения отчуждения у подростков через совершенствование духовно-нравственного воспитания и предупреждения разных форм девиантного и преступного поведения несовершеннолетних.
Материалы и методы: в проведенном исследовании использовались методы анализа научной (философской, психологической и педагогической) литературы по проблеме отчуждения человека от общества и его ценностей; сравнение позиций разных ученых на изучаемую проблему; моделирование направлений для организации дальнейших научно-теоретических исследований по проблеме и путей ее решения в практике работы общеобразовательных учреждений.
Результаты исследования: установлено, что проблема отчуждения имеет достаточно глубокие корни изучения в области философских исследований, но в педагогике изучается сравнительно недавно. Развитие таких отраслей педагогики, как социальная и превентивная педагогика, позволяют расширить и интенсифицировать поиск путей и методов предупреждения возникновения отчуждения подростков от общества и его ценностей, а также самоотчуждения. Основными направлениями предупреждения отчуждения от общества должны стать совместная работа семьи, школы и всего общества (разнообразных общественных организаций) по совершенствованию качества всего образовательного процесса, а также по организации духовно-нравственного воспитания, соответствующего современным тенденциям развития общества и актуальным проблемам становления подростка в этом обществе.
Обсуждение и заключения: в рамках сравнительного анализа понятия «отчуждение» обосновывается положение о необходимости выявления и учета социальных, социально-педагогических и личностных причин возникновения отчуждения у человека. Общим для исследователей проблемы отчуждения человека от общества и его ценностей с позиции философии и педагогической науки является выделение и обоснование в качестве ведущих причин – существование социального неравенства, отношений эксплуатации и притеснения; неблагополучной жизненной ситуации, в которой оказался человек; лишение его права на свободное самоопределение, саморазвитие и творчество. Особенностью педагогических исследований проблемы является изучение и преодоление преимущественно педагогических причин, вызывающих отчуждение подростка. Обосновывается значение организации целенаправленной и разноплановой педагогической работы в условиях школы по предупреждению отчуждения и, как следствие, – разнообразных фор девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: отчуждение от общества, отчуждение от духовно-нравственных ценностей общества, самоотчуждение, предупреждение возникновения отчуждения от общества и его ценностей.

Введение
В условиях глобализации социальных процессов, становления и развития сложного общества, увеличения количества кризисов и кардинальных перестроек социума обостряются проблемы личностного самоопределения, развития и построения взаимоотношений человека с окружающим его миром. Неспособность человека приспособиться к быстроменяющимся условиям современной жизни, новым реалиям порождает проблему отчуждения его от окружающего мира, общества и его ценностей. Решение данной проблемы возможно при необходимости уяснения самой сущности феномена «отчуждения от общества» с позиции философского и педагогического подходов, выявление причин и особенностей его возникновения у взрослого человека и подростка, а главное, обоснования путей, форм и методов предупреждения данного негативного явления не только социальными, но и педагогическими средствами. Наиболее перспективным направлением видится изучение проблем научно обоснованной в соответствии с новыми социальными реалиями организации духовно-нравственного воспитания подростков.
Обзор литературы
Проблему отчуждения подняли и активно начали исследовать ученые в философии (И. Фихте, А. Шопенгауэр, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Ницше, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), а позднее ее изучение велось и в других науках. Если в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, Д. Лукача, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Э. Фромма и других ученых больше внимания уделялось социальным проблемам, порождающим отчуждение человека от общества и его ценностей, то в экзистенциа-листской философии и психологии (Ж. П. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет, Р. Мертон, К. Хорни и др.) внимание ученых смещается на субъективные аспекты отчуждения.
В отечественной философской мысли проблема отчуждения исследуется на протяжении XX века – результаты ее изучения отражаются в трудах Р. Г. Апресяна, В. Ф. Асмуса, Г. С. Батищева, В. С. Библер, А. А. Гусейнова, О. В. Дробницкого, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, И. С. Нарского, А. П. Огурцова, А. В. Прокофьева, А. В. Разина, А. И. Титаренко и др. Проблема не теряет своей актуальности и изучается в рамках современной философии, культурологии, этики (Н. А. Вторушин, А. А. Грицанов, И. С. Нарский, В. И. Овчаренко, Д. Н. Приходько, А. А. Юдин и др.) и других науках.
В педагогике понятие «отчуждение» долгое время вообще не использовалось, хотя исследования по близкой проблематике велись. В отечественных педагогических исследованиях ХХ в. и рубежа XX–ХХI вв. ученые продолжают уделять внимания как социальным (Е. В. Андриенко, Г. А. Донских, Ц. П. Короленко, А. В. Мудрик и др.), так и психолого-педагогическим причинам возникновения у подростков отчуждения от общества и его ценностей (С. А. Беличева, И. С. Кон и др.). Оформление и развитие социальной и превентивной психологии и педагогики позволило ученым напрямую выйти на изучение проблемы отчуждения подростков в кон-тексте изучения вопросов предупреждения различных форм девиантного поведения и преступности несовершеннолетних (А. В. Гоголева, А. Д. Гонеев, С. А. Ермолаева, Ю. А. Клейберг, М. И. Рожков, В. Г. Степанов и др.).
Материалы и методы
В процессе исследования активно использовались следующие подходы и методы: проблемно-исторический подход, позволяющий проследить особенности научного исследования проблемы в философии и педагогике на разных исторических этапах; культурологический и аксиологический подход, направленный на выявление взаимосвязи нарушения хода культурного, духовно-нравственного развития личности и возникновения отчуждения подростков от общества в целом и его ценностей; системный и сравнительный анализ, способствующий целостному и системному рассмотрению проблемы отчуждения с позиции разных наук, а также анализу сущностных, общих и особенных аспектов его проявления в системе педагогических отношений.
Результаты исследования
Результаты исследования показали, что само понятие «отчуждение» является достаточно сложным с точки зрения разного понимания учеными его сущности в философии и педагогике. Можно выделить две общие основные тенденции в его научной трактовке. С одной стороны, отчуждение рассматривается как объективный позитивный процесс выделения и познания человеком себя, своей сущности и предназначения в окружающем мире. С другой стороны, его изучают как негативный процесс, отражающий те или иные нарушения гармоничных отношений человека с окружающим миром или отдельными его объектами, приводящий к отрицательным для общества и самого человека последствиям.
И. Г. Фихте, подчеркивая объективность возникновения изучаемого процесса, писал: «Отчуждение – это неизбежный процесс, следуя которому «Я» только на пути отчуждения от «Не-Я» достигает своей сущности» [1]. Отчуждение им рассматривается и понимается как сложный процесс, когда человек, выделяя и противопоставляя себя окружающей его действительности или чему-либо в ней, осознает и утверждает свое Я.
Рассматривая проблему отчуждения в отношении человека к другому человеку, А. Шопенгауэр подчеркивал, что «мы друг для друга составляем не-Я». Он писал: «Всякий индивид, обращая свои взоры внутрь себя, узнает в своем существе, которое представляет собой его волю, – вещь в себе, т. е. то, что повсюду служит единственной реальностью. Вот почему он признает в себе ядро и средоточие мира и считает себя бесконечно важным. Когда же он обращает взоры во вне, то он оказывается в сфере представления, простого явления, и там он видит себя индивидуумом среди бесконечного множества других индивидуумов, – он видит себя чем-то совершенно незначительным, совершен-но ничтожным». Следовательно, – подчеркивает философ, – каждый, даже самый незначительный индивидуум, каждое Я, рассматриваемое изнутри, есть все во всем; рассматриваемое же извне, – ничто или почти ничто. Такое положение рождает, по мнению философа, эгоизм, агрессию, которые могут быть рассмотрены как естественно возникающие формы отчуждения одного Я от другого Я [2].
Отчуждение философы часто рассматривают как вечную категорию, которая проявлялась всегда и характерна для отношений человека к окружающему его миру, в том числе – в отношении к обществу, морали, труду, другим людям, во все исторические эпохи (Э. Шехтель, Т. Адорно и др.).
В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса «отчуждение от труда» определяется как исторически обусловленный общественный процесс, связанный с возникновением разделения труда в обществе, возникновением неравенства, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую от них силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. Даже мораль, как подчеркивают ученые, вступает в противоречие с существующими отношениями, благодаря тому, что существующие общественные отношения вступили в противоречие с существующей производительной силой [3]. При этом происходит не только отчуждение человека от своей деятельности, продуктов деятельности, но и отчуждение от своей природы, от собственной сущности (самоотчуждение).
В неомарксизме продолжает развиваться мысль о необходимости преодоления отчуждения и самоотчуждения человека. В работах Д. Лукача, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Э. Фромма показывается, что нарастанию отчуждения в современном обществе способствует не только экономическая эксплуатация человека человеком, но и вся культурная индустрия, господствующие информационно-идеологические и культурные практики, которые активно навязывают и формируют ложные ценности потребления [4]. Э. Фромм при этом выделял следующие основные формы отчуждения: отчуждение от свободной спонтанной деятельности, от власти, от других людей, от самого себя, от творческого мышления, от продуктов своего труда и от природы. Анализируя разные формы отчуждения, он особое внимание уделяет именно социальным противоречиям, которые отчуждают человека от свободной деятельности, необходимой для раскрытия и развития внутреннего потенциала каждой личности в обществе, налаживанию его отношений с другими людьми [5].
Идеи отчуждения развиваются и в других направлениях философской и психологической мысли. Продолжая изучение внешних, социальных и техногенных причин, вызывающих отчуждение, ученые постепенно начинают больше внимания уделять внутренним причинам, связанным с развитием чувств, сознания человека, его предпочтений и ценностей. М. Хайдеггер использует понятие «онтологическое отчуждение», которое возникает потому, что вся производимая человеком техника по своему существу, заведомо и определенно, осуществляет власть над человеком. Отчужденный от самого себя, человек не признает своей окружающую действительность – природу, общество. В работе «Бытие и время» ученый выявляет и анализирует феномены искушения, успокоения, отчуждения и самозапутывания-совращения, которые, будучи характерными для современного бытия индивида, обрекают его на низвержение и обреченное пропадание. Отчуждение, вызванное внешними факторами, в конечном счете, ведет не просто к отчуждению от самого себя, но и, по мнению М. Хайдеггера, обрекает человека на гибель [6].
С позиции экзистенциализма проблема отчуждения начинает рассматриваться преимущественно как проблема внутреннего переживания и отражения в его сознании человеком окружающего бытия. Ж. П. Сартр рассматривает проблему отчуждения как проблему противопоставления феномена бытия мира («бытие-в-себе») и бытия отдельного человека («бытие-для-себя»). Сознание человека, которое ученый с позиции феноменологического подхода определяет понятием «ничто» (чистое сознание), лежит в основе отвержения или низвержения Я. Это позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны, анализировать свои чувства (такие, например, как тревожность, страх, свои достоинства или пороки) и быть свободным. Ж. П. Сартр связывает феномен отчуждения с пониманием человеком свободы для себя и свободы для другого человека. Он считал, что свобода и есть человеческое бытие. Свобода характеризуется постоянно обновляемой обязанностью переделывать свое Я, которое и означает свободное бытие. Но человек существует среди других Я, поэтому, что-бы постигнуть свободу в моем Я, пишет ученый, важно постичь ее как свободу другого. Он детально анализирует установки одного человека, возникающие по отношению к другому человеку. Среди них им рассматривается, с одной стороны, такие установки как – любовь, язык, мазохизм, и, с другой – безразличие, желание, ненависть, садизм. Именно последние установки порождают преступное поведение. Причина возникновения тех или иных отношений человека к другому человеку («бытие-для-другого») заключается в том, что, опираясь на собственную свободу, человек пытается освободиться от присутствия и захвата со стороны другого, или пытается воздействовать на свободу другого, или выступить против свободы другого человека. Защищая свою свободу, считает Ж. П. Сартр, человек борется за право свободно жить и творить в мире. Но пытаясь подчинить себе другого человека, лишая его свободы, он становится на путь нарушения прав и свобод другого, а значит – преступления и самоотчуждения [7]. Предупреждение отчуждения неразрывно связано с формированием духовно-нравственного отношения к себе и к другому человеку, к пониманию его права на жизнь, свободу и творчество.
Особенно ярко связь причины возникновения отчуждения человека от общества с успешностью освоения им высших ценностей проявляется в работах А. Г. Маслоу. Исследуя и обосновывая сущность самоактуализированного человека, он подчеркивает, что именно такой человек обращен к высшим ценностям или к ценностям более-менее приближающихся к высшим. Раскрывая свою теорию метамотивации, А. Г. Маслоу утверждает, что самоактуализированные люди уже главным образом метамотивированы (т. е. мотивированы высшими ценностями) [8]. Для них служение закону является способом достижения справедливости, правды, добродетели. Интроспекция высшего, считает ученый, означает расширение «Я», трансценденцию (стирание) различий между «Я» и «не-Я». Высшие ценности имеют инстинктивную при-роду, предупреждая социальные болезни, вызываемые депривацией высших ценностей. Описывая несамоактуализированого человека, пер-вой среди общих метапатологий А. Г. Маслоу ставит именно отчужденность. Остальные «болезни» или, как называет их ученый, варианты «расчеловечевания» (утрата вкуса к жизни, безразличие, апатия, тотальное отсутствие ценностей, чувство бесполезности, отчаяние, цинизм, неверие ни во что, «бесцельная» деструктивность, протесты, вандализм и др.), неразрывно связаны с отчужденностью от родителей, семьи, общества. Успешность освоения высших ценностей способна предупредить возникновение «социальных болезней», сохранить жизнь и нравственное здоровье человека.
В отечественной философии и педагогике также исследовались и обосновывались идеи связи отчуждения и одиночества с отсутствием свободы, невозможности проявлять себя в свободной деятельности, значимости духовно-нравственного, творческого развития человека (Н. Бердяев, И. А. Ильин, Вл. Соловьев, П. Флоренский и др.). И. А. Ильин в работе «О сущности правосознания» писал о том, что человек, лишенный права на индивидуальное свободное бытие, на духовную деятельность, на творчество, не будет полноценно развиваться. Отчуждение от культуры и творчества неизбежно приводит человека к тому, что его поведение, деятельность становится или примитивно обычными, или преступными, так как неразвитые духовные силы не будут контролировать формы его самоутверждения, самореализации в соответствии с интересами общества, человечества Предупреждение отчуждения и преступности видится ученым в обеспечении свободы индивидуального, духовно-нравственного развития каждого человека, при условии пресечения существования духовно не свободного, не развитого, эгоистически озлобленного одиночества.
Педагогическое понимание сущности отчуждения отличается от философской его трактовки, так как процесс отчуждения рассматривается как сложный процесс становления личности, преимущественно в системе социально-педагогических отношений. Исследование отчуждения в педагогике – это не только выявление причин его возникновения в сознании и переживаниях взрослеющего человека, но и раз-работка педагогических путей, форм и методов предупреждения или его коррекции.
Отчуждение обычно рассматривается как результат возникших дисгармоний и противоречий, возникших у подростка в ходе взаимодействия с семьей, школой, образованием, обществом и т. д. Отчуждение подростка – это результат накапливающихся негативных переживаний событий окружающей его действительности и анализа своего собственного опыта жизни, которые возникают чаще всего на фоне неблагоприятных условий жизни, трудной жизненной ситуации, в которой он оказался.
Проблема отчуждения, как показывают результаты многочисленных исследований, часто возникает даже во внешне благополучных семьях, где по разным причинам возникает ситуация эмоционального отвержения родителями своих детей (Е. В. Голубева, О. Н. Истратова [10] и др.). В. Г. Степанов указывает на то, что отчужденность у детей, не характерна до 3-х лет: они чувствуют себя единым целым с родителями и природой. Появление и развитие чувства «Я» кладет начало процессу осмысления степени прочности своей позиции в жизни. Детям нужно ощущение надежности и любви.
Иначе у детей возникают тревожность и беспокойство. Отчуждение, подчеркивает ученый, может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку, оставление его без защиты и помощи [11]. Психолого-педагогическая помощь, вовремя оказанная семье и ребенку, может нормализовать отношения в семье и предупредить возникновение чувства отчужденности и серьезных отклонений в поведении ребенка, а позднее – подростка.
Отчужденность особенно часто зарождается и проявляется в «проблемных семьях» (неполные, неблагополучные, аморальные и др. семьи), где к отчуждению детей от семьи, а затем и от общества, приводят безнадзорность, отсутствие любви, заботы, внимания к детям; пьянство, наркомания, безнравственный образ жизни родителей; притеснения, те или иные формы насилия, где отсутствуют необходимые условия для полноценного их развития и нравственного воспитания.
Предупреждение девиантного, в том числе преступного поведения, при этом рассматривается через организацию специальной целенаправленной психолого-педагогической работы с детьми и подростками с тем, чтобы по возможности уберечь неокрепшую психику ребенка от сильных душевных потрясений, стрессов и сохранить его психическое здоровье. С детьми, которые уже оказались жертвами психотравмирующих обстоятельств, как показывает опыт, проведенная реабилитационная работа по предупреждению возникновения отчуждения от людей и от общества, преодолению последствий травматической ситуации, способствует возвращению веры в себя, в общество, формированию чувства защищенности, оптимизма.
В педагогике появляется понятие «педагогическое отчуждение», которое можно определить как процесс и результат возникновения и нарастания у обучающегося чувства чуждости педагогического процесса, а затем – школы, образования [12–14]. Педагогическое отчуждение чаще всего выступает следствием педагогических ошибок или неумения педагогов выстраивать гуманные отношения с учеником, формировать интерес к учебно-познавательному процессу, новым знаниям, к культурному саморазвитию, неумения моделировать и реализовывать индивидуальный подход, программы индивидуальной поддержки и общего развития учащегося и др.
Предупреждение отчуждения от общества и его ценностей в условиях школы неразрывно связано, прежде всего, с гуманизацией образовательной среды школы, демократизацией отношений между всеми участниками педагогических отношений и качественным улучшением всего образовательного процесса. Гуманное отношение к каждому ученику, учет его индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей; предупреждение опасности возникновения отставания в обучении и развитии, неуспеваемости; использование новых педагогических технологий, повышающих сознательность, активность и творчество обучающегося; создание ситуаций успеха, повышающих веру в себя и свои силы; поддержка детских инициатив и начинаний, развивающих способности и таланты, являются важными направлениями по предупреждению возникновения отчуждения от образовательного процесса и школы.
Основным направлением предупреждения отчуждения подростков от общества должны стать совместная работа семьи, школы и всего общества (разнообразных общественных организаций) по целенаправленному духовно-нравственному воспитанию с использованием современных методов и технологий воспитания, соответствующих современным тенденциям развития общества и актуальным проблемам становления подростка в этом обществе. Для этого важно четкое определение целей и обогащение содержания воспитания духовно-нравственными ценностями. Основным направлением педагогической деятельности должна стать ориентация обучающихся на освоение системы общечеловеческих и национальных культурных ценностей; формирование умений строить и регулировать свою деятельность и поведение в соответствии и этими ценностями. Педагог может предупредить возникновение отчуждения, включая учащихся в разнообразную творческую деятельность; последовательно создавая ситуации свободного выбора, формирующие опыт нравственного общения, обучая ребят толерантности, умению выстраивать межличностные от-ношения среди одноклассников, отношения со взрослыми людьми и детьми младшего возраста; развивая умения предупреждать и творчески разрешать конфликты в детской среде. Особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком, в том числе своевременное выявление и коррекция отклонений в духовно-нравственном развитии, проявляющихся в высказываниях и поведении подростка, и пресечение разных форм девиантного и преступного поведения. Именно диалог с учащимся по сложным нравственным вопросам, терпеливая индивидуальная педагогическая поддержка, стимулирование нравственных форм поведения, помощь в трудной ситуации дают наиболее существенные результаты в работе по предупреждению педагогического отчуждения.
Обсуждение и заключение
Исследование проблемы отчуждения с позиции философского и педагогического подхода показывает наличие общности положения ученых о том, что предупреждение данного явления возможно благодаря обеспечению условий для свободного развития каждого индивида, личности и раскрытию ее творческих способностей. Проблема отчуждения достаточно перспективна для дальнейшей ее научной разработки в рамках разных методологических подходов.
Список использованных источников
1.    Вторушин Н. А. Категория отчуждения: гносеологический анализ // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 313. № 6. С. 105– 108.
2.    Шопенгауэр А. Избранные произведения / сост., авт. вступ. ст. И. С. Нарский. М. : Просвещение, 1993. 479 с.
3.    Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения : в 3 т. Т. 1. М. : Политиздат, 1983. 635 с.
4.    Юдин А. А. Моральное отчуждение (этико-философский анализ) : автореф. дис. … канд. филос. наук. Саранск, 2011. 21 с.
5.    Фромм  Э.  Бегство  от  свободы  /  пер. Ф. Швейника. М. : АСТ, 2011. 288 с.
6.    Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / пер. с нем. ; сост., переводы, вступ. ст. А. В. Михайлова. М. : Гнозис, 1993. 464 с.
7.    Сартр Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., при-меч. В. И. Колядко. М. : Республика, 2004. 639 с.
8.    Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с анг. А. М. Татлыдаевой ; науч. ред. Н. Н. Акулиной. М. : Евразия, 1997. 430 с.
9.    Ильин И. А. О сущности правосознания. М. : Рарогъ, 1993. 235 с.
10.    Истратова О. Н., Голубева Е. В. Эмоциональное отвержение ребенка родителями: причины и последствия : монография. М. : ИНФРА-М, 2018. 186 с.
11.    Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М. : Академия, 1996. 320 с.
12.    Приходько Д. Н. Отчуждение и пути его преодоления. Томск : Изд-во ТГУ, 1995. 108 с.
13.    Дудина М. Н., Подбуцкая К. И. Социализация подростков и проблема педагогического отчуждения // Школьные технологии. 2000. № 5. С. 59–60.
14.    Ермолаева С. А. Отчуждение личности как проблема предупреждения преступности несовершеннолетних // Известия Волгоградского гос. пед. университета. Серия «Педагогические науки». 2007. № 4 (22). С. 61–66.