Анализ развития Международной образовательной программы и технологии «Step by Step» в зарубежной и отечественной теории и практике

16.01.2021

Анализ развития Международной образовательной программы и технологии «Step by Step» в зарубежной и отечественной теории и практике

Анализ развития Международной образовательной программы и технологии «Step by Step» в зарубежной и отечественной теории и практике

Е. С. Никитина
Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

Введение: в статье исследована актуальная проблема развития Международной образовательной программы «Step by Step». Рассмотрены этапы развития и становления программы, как в отечественной, так и в зарубежной теории и практике.
Материалы и методы: исследование проводилось на основе научно-теоретических источников с использованием следующих методов: анализ, систематизация и экспертиза научной и методической литературы, посвященной проблеме развития и практического применения технологии «Step by step» в начальной школе.
Результаты исследования: историко-педагогический анализ развития «Step by Step» позволяет понять суть и основную идею данной технологии. Целью образовательного процесса является развитие личности, ее индивидуальности, неповторимости на основе убеждения и веры, с учетом особенностей собственной «внутренней модели мира» ребенка, структуры его субъективного опыта, где субъектные отношения построены на принципах индивидуализации сотрудничества, партнерства и свободы выбора деятельности.
Обсуждение и заключения: проведенный сравнительный анализ позволил рассмотреть историко-педагогические аспекты проблемы развития данной программы, как за рубежом, так в России и Казахстане. Представленный анализ понятий «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология» позволяет употреблять данный термин применительно к «Step by Step».
Ключевые слова: технология, принципы, историко-педагогический анализ, «Step by step», инновационное образование.

Введение
Историко-педагогический анализ свидетельствует, что в России в середине 90-х гг. экономическая ситуация, снижение бюджетных ассигнований на образование, отсутствие эффективных механизмов, позволяющих компенсировать дефицит государственных средств, явились теми факторами, которые способствовали интенсификации процессов децентрализации управления и финансирования системы образования. Именно в этот период активно поддержали и инвестировали систему образования республики международные донорские организации (ЮНЕСКО, ЮСАИД, ЮНИСЕФ, ТАСИС, Фонд Сороса и др.). Одним из таких проектов стала реализация в России Международной образовательной программы «Step by Step», запущенной Институтом Открытого общества в партнерстве с Институтом развития ребенка (CRI, США).
Обзор литературы
Становление Международной образовательной программы «Step by Step» впервые началось в 1993 г., когда канадский психиатр Фрейзер Мустард встретился с известным инвестором и филантропом Дж. Соросом, основателем Института Открытого Общества (ИОО). В проекте дошкольного образования Дж. Сороса (тогда он все еще так назывался) была разработана модель целостного воспитания ребенка и оказания помощи его семье в сотрудничестве с образовательными учреждениями, медицинскими и социальными службами. Подобно программе «Head Start» в Соединенных Штатах Америки этот проект был разработан для обеспечения доступа к системе образования детей, находящихся в зоне риска. Проект был сфокусирован на главной миссии Института Открытого Общества – сплочение гражданского общества. Первоначально он назывался «Дошкольный проект Фонда Сороса» и представлял собой двухлетний проект, который должен быть реализован в 15 странах Центральной и Юго-Восточной Европы и ориентирован на детей дошкольного возраста с широким привлечением родителей в процесс обучения и воспитания. Разработчиками выступили П. Коглин – исполнительный директор «Чилдренс Рисорсиз Интернэшнл» и группа ученых Джорджтаунского университета К. Уолш, Р. Кауфман, Б. Шварц и др. Эти ученые уверены в том, что дети дошкольного возраста под руководством педагогов способны сделать правильный выбор, понять возможные последствия своих действий и с уважением относиться друг другу, несмотря на существующие различия. Более того, разработчики хотели добиться участия родителей в обучении своих детей.
Ими была разработана оригинальная методика обучения детей в возрасте от 3 до 6 лет, которая успешно внедряется в системе дошкольного образования и воспитания в странах, участвующих в реализации проекта [1]. В самом начале проекта предполагали ограничиться организацией одной показательной группы в каждой стране. Однако выяснилось, что команды в этих странах с энтузиазмом восприняли новые методы, отвечающие их академическим стандартам. 15 стран изъявили активное желание присоединиться к программе. Первая группа воспитателей раннего детского образования и учителей начальных классов прошла в Соединенных Штатах Америки 6-недельный специализированный тренинг.
На следующей встрече в сентябре 1995 г. команды стран рассматривали новые требования родителей о внедрении программы в начальную школу. В связи с этим было принято новое название «Step by Step» (конкурс выиграла Македония), которое отражало продолжение программы и ее ступенчатый подход к реформам образования. Первоначальная методология и учебное руководство, сопровождающее ее, были переработаны. В каждой стране был привлечен опытный персонал из начальной школы. Сотрудников направили в Соединенные Штаты Америки на 2-недельный курс обучения с посещением школ. В сентябре 1996 г. 179 первых классов открылись в начальных школах, расположенных рядом с экспериментальными дошкольными образовательными учреждениями. В последующие годы проект обеспечил подготовку учителей, работающих с первого по четвертые классы.
Летом 1997 г. группа профессоров, посетив летние семинары «Step by Step» в г. Кестли (Венгрия), заявила о необходимости юридического оформления этого неформального движения. Воодушевленные своими идеями, они выдвинули предложение учредить региональную Ассоциацию, которая могла бы объединить всех, кто заинтересован в методологиях обучения, ориентированных на ребенка [2]. В октябре 1998 г. Международная Ассоциация «Step by Step» (ISSA) была формально учреждена на Ассамблее в г. Дубровник (Хорватия) и зарегистрирована в Нидерландах, где директором избрана Сара Клаус. OSI и ISSA в 2003 г. стали инициаторами крупномасштабного двухлетнего проекта, цель которого состояла в том, чтобы проанализировать опыт последнего десятилетия. Благодаря проекту, специалисты многих стран сейчас получили возможность не только развивать, но и проверять на практике свои навыки в использовании инновационных подходов в обучении детей, что до настоящего времени было им неизвестно. Проект «CASE STUDY» дал возможность командам стран-участниц изучить обширный опыт других государств.
ISSA претворяет в жизнь различные инновационные проекты реформирования системы образования, базирующиеся на принципе ориентации на ребенка и прямого вовлечения сообщества в процесс образования (рис. 1).




















Рис. 1. Проекты ISSA
Материалы и методы
Наше исследование проведено на основе использования теоретических методов. Мы обращались к философским, историческим, социологическим, психологическим, педагогическим, методическим работам известных отечественных и зарубежных ученых и практиков. Работа проведена в два этапа. Первый этап заключался в определении основных теоретико-методологических положений для постановки проблемы, проанализирована степень ее изученности, определены общие положения. Второй этап состоял в выявлении особенностей применения «Step by step» в классно-урочной модели начальной школы.
Результаты исследования
Анализ результатов показывает, что в 30 странах-участницах с 1994 по 2005 гг. обучено 245 681 педагогов. Этот результат достигнут путем проведения ISSA более 50 международных и региональных тренингов в Центральной и Восточной Европе, 10 тренинговых курсов в США, 7 международных конференций под девизом «Учиться всю жизнь».
В 1997 г. была разработана дополнительная программа для начальной школы; организованы семинары для преподавателей высшей школы; опубликована книга «Культура демократии и дошкольное образование». В 1998 г. по данной программе было обучено более 800 чел.: преподаватели вузов, колледжей, ИПК, специалисты Департаментов образования, методисты и координаторы по работе с семьей. Материалы по раз-витию программы стали публиковаться на страницах республиканского журнала в Казахстане «Отбасы жəне балабақша», а в России программа получила название «Сообщество», что дало возможность широкой педагогической общественности знакомиться с методологией «Step by Step» [3–5].
«Step by Step» является программой, в которой реализуется преемственность между детским садом и начальной школой. Говоря о «Step by Step», мы рассматриваем программы только в начальной школе с использованием классно-урочной модели.
Для выявления сущности изучения проблемы мы считаем необходимым остановиться более подробно на понятиях «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология».
В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. В переводе с греческого «Techne – искусство, мастерство, умение и – логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы объекта». В «Глоссарии современного образования» рассматривается три подхода к определению образовательной технологии: 1) регулярный способ планирования, использования, оценивания в целом хода преподавания и освоения познания посредством учета промышленных и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними с целью совершенствования наиболее результативной формы образования; 2) «решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению» (общепринятое определение 70-х годов); 3) «... выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством применяемых методов».
По мнению М. А. Чошанова, технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов [6]. В. А. Сластенин и Н. Г. Руденко трактуют понятие педагогической технологии как педагогическую деятельность, реализующую научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающую более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения [7].
Анализ понятия «образовательная технология» показывает, что любая образовательная технология включает в себя:
– целевую направленность – научные идеи, на которые опирается;
– систему действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления);
– критерии оценки результата;
– результаты;
– ограниченность в использовании.
С позиции управления образовательный процесс представляет сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления, ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействие участников образовательного процесса.
Обсуждение и заключения
Таким образом, анализ понятий «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология» послужил нам основанием для выдвижения рабочего определения «образовательная технология «Step by Step» в следующей формулировке: образовательная технология «Step by Step» – это система совместной деятельности педагогов и детей по проектированию, планированию, организации и корректированию действий с целью достижения конкретных результатов при обеспечении комфортных психолого-педагогических условий младшим школьникам.
Список использованных источников
1.    Хансен К. А. Кауфманн Р. К., Уолш К. Б. Организация программы, ориентированной на ребенка : программа «Сообщество» – первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество» / предисловие П. А. Коглин. М. : Гендальф, 2001. 276 с.
2.    Skibbe L. E., Connor Carol McDonald, Morrison Frederick J., Abigail M. Jewkes. Schooling effects on preschoolers’ self-regulation, early literacy, and language growth // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26. Iss. 1. P. 42–49.
3.    Количенко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб. : КАПО, 2000. 368 с.
4.    Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. 2004. № 3. С. 28.
5.    Вергелес Г. И. Технологии обучения младших школьников : учеб. пособие для вузов: для бакалавров. СПб. : ПИТЕР, 2017. 254 с.
6.    Чошанов М. А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. М. : Народное образование, 1996. 160 с.
7.    Инновационные процессы в системе начального образования / Е. Н. Землянская, Л. К. Веретенникова, А. Е. Дмитриев и др. М. : Прометей, 2012. 212 с.