Условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования

13.02.2021

Условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования

Условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования

Е. В. Барцаева, Н. В. Рябова
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье представлен теоретический анализ литературы по проблеме формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования является разработка условий, обеспечивающих эффективное формирование указанной готовности в организациях дополнительного образования.
Материалы и методы: анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и методической литературы; изучение, анализ и обобщение опыта работы организаций дополнительного образования; систематизация и классификация результатов исследования.
Результаты исследования: разработаны условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования (актуализация содержания социально-бытовой направленности образовательных областей в рамках ФГОС ДО; проектирование содержания программы кружка «Социально-бытовая ориентация: шаг за шагом»; реализация этапов формирования готовности у старших дошкольников; осуществление целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования).
Обсуждение и заключения: в статье раскрыта сущность понятия «дополнительное образование», представлены его основные характеристики. Описаны условия, способствующие овладению детьми определенными личностными качествами, совокупностью знаний и умений социально-бытовой направленности, что обеспечивает формирование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников. Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация указанных выше условий обеспечивает познание старшими дошкольниками окружающей социальной среды и включение их в социум, а также освоение социально-бытовой деятельности и различных ее видов.
Ключевые слова: готовность к социально-бытовой ориентации, старшие дошкольники, условия, дополнительное образование, организации дополнительного образования.

Введение
На современном этапе развития общества особое внимание уделяется проблеме социализации личности. Понятие «социализация» представляет совокупность процесса и результата становления и развития личности в течение всей жизни. Успешность социализации определяется ее результатом, в качестве которого выступает готовность к социально-бытовой ориентации, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и практико-ориентированным опытом, положенными в основу формирования личностных качеств, познания социальной среды и включения в нее, а также освоения различных видов социально-бытовой деятельности.
Актуальность исследования проблемы готовности к социально-бытовой ориентации определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором подчеркивается необходимость «… создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития …». Анализ данного документа свидетельствует о том, что ребенок с раннего детства должен стремиться адаптироваться к происходящим изменениям в социуме и активно участвовать в его жизни, вести взаимодействие с окружающим миром, ориентироваться в новых условиях жизнедеятельности. С этой целью у него необходимо формировать такие качества, которые позволили бы ему социализироваться в обществе, быть успешным во всех сферах деятельности. Особое внимание следует уделять включению ребенка в социально-бытовую среду и овладению социально-бытовой деятельностью.
Обзор литературы
Опираясь на работы Н. В. Рябовой и Т. А. Парфеновой [1; 2], а также на особенности детей старшего дошкольного возраста, мы определяем готовность к социально-бытовой ориентации как интегративную характеристику, проявляющуюся в активном взаимодействии человека с окружающей средой, в овладении элементарными знаниями и умениями, позволяющими успешно включиться в эту среду и овладевать социально-бытовой деятельностью [3].
В нашем исследовании интерес представляет дополнительное образование, в рамках которого у старших дошкольников происходит формирование готовности к социально-бытовой ориентации.
В настоящее время вопросами содержа-тельного и организационного характера дополнительного образования детей занимаются такие исследователи, как А. К. Бруднов [4], В. П. Голованов [5] и др.; теоретическими основаниями дополнительного образования детей – Л. Н. Буйлова [6], З. А. Каргина [7] и др.; проблемами методического сопровождения в организациях дополнительного образования детей – Л. Г. Логинова [8] и др. Отдельные характеристики дополнительного образования исследованы в работах Е. Б. Евладовой и Л. А. Николаевой [9], А. В. Золотаревой [10], З. А. Каргиной [7]. По мнению О. Е. Лебедева, дополнительное образование выступает как один из основных социальных институтов, наиболее успешно обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, отличающийся от общеобразовательных организаций предоставлением обучающимся права выбора того или иного вида деятельности, а также уровня сложности образовательной программы дополнительного образования и темпа ее освоения в избранной сфере познания [11]; с точки зрения Е. Н. Никотиной – как условие, необходимое для личностного развития ребенка в условиях непрерывного образования [12].
Анализ работ исследователей (Л. Н. Буйлова [6], В. П. Голованов [5], Е. Б. Евладова [9], Л. Г. Логинова [8]) позволяет выделить следующие особенности дополнительного образования: мотивация развития личности; практическая направленность; создание ситуации успеха для каждого ребенка; личностная ориентация образования; расширение культурного пространства самореализации личности, стимуляция ее к творчеству; добровольность получения этого вида образования детьми; формирование гуманистических ценностных ориентаций; учет индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности детей; разнообразие содержания, форм и методов образования; свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; творческая и доброжелательная атмосфера; единство обучения, воспитания, развития; осуществление в сфере свободного времени детей.
Таким образом, дополнительное образование не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Оно расширяет пространство развития ребенка. Здесь дети получат новые возможности для реализации личностных качеств, которые могут быть не востребованы основным образованием.
В дополнительном образовании детям предоставляется возможность выбора формы и содержания занятий. В результате создается комфортная психологическая среда, которая оказывает позитивное влияние на развитие личности ребенка.
В нашем исследовании интерес представляют условия, способствующие эффективному формированию готовности к социально-бытовой ориентации. В словаре С. И. Ожегова термин «условие» ‒ это «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой что-нибудь происходит … »; в философском энциклопедическом словаре – это «… то, от чего зависит нечто другое …». Анализ работ А. С. Белкина, Л. П. Качаловой, Е. В. Коротаевой позволяет определить условия в виде факторов, обстоятельств, а также совокупности определенных мер, которые влияют на эффективность функционирования педагогической системы. Согласно В. М. Полонскому, данный термин рассматривается как совокупность воздействий (переменных, природных, социальных, внешних и внутренних), влияющих на развитие человека, формирование личности [13]. Нами условия определяются как определенная совокупность мер образовательного процесса, которая направлена на достижение детьми старшего дошкольного возраста высокого уровня сформированности готовности к социально-бытовой ориентации.
Материалы и методы
В нашем исследовании использовались следующие теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов и научных источников по интересующей проблеме; изучение, анализ и обобщение опыта работы организаций дополнительного образования; систематизация и классификация результатов исследования. В процессе проведенного анализа психолого-педагогической литературы дана характеристика современного понимания термина «дополнительное образование», раскрыты условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования нами разработаны следующие условия формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования: а) актуализация содержания социально-бытовой направленности образовательных областей в рамках ФГОС ДО; б) проектирование содержания программы «Социально-бытовая ориентация»; в) реализация этапов формирования готовности у старших дошкольников; г) осуществление целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования.
Первое педагогическое условие направлено на актуализацию содержания социально-быто-вой направленности образовательных областей в рамках ФГОС ДО. Анализ примерной региональной программы предшкольного образования (авт.-сост. Н. В. Винокурова, С. И. Васенина, С. Л. Уланова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 113 с.) [14] позволяет выделить следующие основные направления развития детей предшкольного возраста: познавательно-речевое; социально-личностное; физическое; художествен-но-эстетическое; региональный компонент. Содержание направления познавательно-речевое развитие нацелено на формирование у ребенка необходимых знаний, понимание им самого себя и др. Оно реализует образовательные области подготовки детей предшкольного возраста через следующие виды организованной деятельности: области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». В процессе осуществления социально-личностного развития у детей воспитывается внимательное отношение к окружающим им людям, нравственные и моральные нормы и правила поведения. Включает следующие области: «Безопасность», «Социализация», «Труд». Содержание направления физическое развитие включает в себя реализацию задач физического, эмоционального и психологического благополучия детей. Реализует следующие образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье». Содержание направления художественно-эстетическое развитие направлено на формирование графомоторных функций у ребенка, графической деятельности, развитие воображения, освоение средств художественной выразительности. Реализует образовательные области подготовки детей предшкольного возраста через следующие виды организованной деятельности: области «Художественное творчество», «Музыка». Региональный компонент направлен на расширение кругозора ребенка о животном и растительном мире на примере РМ; о культуре, музыкальном и изобразительном искусстве мордвы, богатства и меткости языка (на основе мордовских потешек, песенок, сказок, примет). Итак, анализ образовательных областей дал основание сделать вывод, что в них представлено содержание материала социально-бытового характера, который позволяет сделать акцент детей старшего дошкольного возраста на явлениях социума, природы и др. Таким образом, реализация первого условия предусматривает актуализацию содержания социально-бытовой направленности, это позволит формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к социально-бытовой деятельности, обогащать элементарные представления об окружающем их мире, что в свою очередь способствует последующему включению в социум и освоению различных видов социально-бытовой деятельности.
Второе педагогическое условие – проектирование содержания программы «Социально-бытовая ориентация: шаг за шагом», реализуемой в рамках кружковой деятельности. Программа предназначена для старших дошкольников. Ее целью является развитие интереса, любознательности и мотивации детей к социально-быто-вой деятельности через последовательное, поэтапное овладение элементарными социально-бытовыми знаниями и умениями, расширение опыта указанной деятельности, познание окружающей социально-бытовой среды и включение в нее. В качестве основных задач выделим следующие: сформировать у детей личностные качества, которые позволяют успешно адаптироваться в обществе; сформировать элементарные представления и умения, которые позволяют им включаться в окружающую социально-бытовую среду; способствовать овладению практико-ориентированной деятельностью социально-бытового характера.
Программа «Социально-бытовая ориентация: шаг за шагом» включает в себя три модуля: «Морально-нравственная ориентация», «Познавательно-исследовательская ориентация», «Опытно-экспериментальная ориентация». Все темы программы взаимосвязаны и делают акцент на то, чтобы происходило усвоение детьми элементарных социально-бытовых представлений, социальных норм и образцов поведения за счет активной деятельности старших дошкольников и включения их в социально-бытовую среду. На занятиях, представленных в программе, были использованы такие игровые технологии, как технология моделирования реальных ситуаций, технология сюжетно-ролевой игры и технология подвижной игры. На каждом занятии используется сочетание указанных выше игровых технологий, и в связи с этим достигается большая эффективность в процессе формирования межличностных отношений и в целом в процессе формирования готовности к социально-быто-вой ориентации. Таким образом, разработанная нами программа позволит обогатить образовательный процесс в рамках указанных выше областей и организовать эффективную работу по формированию интересующей нас готовности старших дошкольников.
Третье педагогическое условие – реализация этапов формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей в дополнительном образовании. Нами выделены следующие последовательно реализующиеся и взаимосвязанные этапы: от формирования у детей мотивов, интересов, любознательности к активизации имеющихся у них элементарных социально-бытовых представлений; к формированию элементарных социально-бытовых знаний и умений; к применению социально-бытовых знаний и умений в различных видах деятельности, в том числе – социально-бытовой; до расширения опыта указанной деятельности.
Четвертое педагогическое условие – осуществление целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования, в качестве которых выступают дети, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог), родители. Данное условие предполагает тесное сотрудничество педагога дополнительного образования, узких специалистов и родителей на этапах формирования интересующей нас готовности детей старшего дошкольного возраста. Реализация целенаправленного взаимодействия планируется через использование следующих форм: беседы, семинары, круглый стол, моделирование, консультации, групповые дискуссии, мастер-классы.
Обсуждение и заключения
Таким образом, апробация разработанных нами условий формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего до-школьного возраста в организациях дополни-тельного образования (актуализация содержания социально-бытовой направленности образовательных областей в рамках ФГОС ДО; проектирование содержания программы «Социально-бытовая ориентация»; реализация этапов формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей в дополнительном образовании; осуществление целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования) способствует овладению определенными личностными качествами (нравственные качества, инициативность, самостоятельность, ответственность, решительность, целеустремленность), совокупностью элементарных представлений о себе, об окружающем мире, о нормах и правилах поведения в социуме, о социально-бытовой деятельности, элементарных социокультурных представлений; совокупностью общеинтеллектуальных, общетрудовых, социально-бытовых, коммуникативных умений. Это в свою очередь обеспечивает познание старшими дошкольниками окружающей социальной среды и включению их в социум, а также освоению социально-бытовой деятельности и различных ее видов.
Список использованных источников
1.    Ryabova N. V., Parfyonova T. A. Study of personal and social adjustment ability of the disabled pupils // International Education Studies. 2015. Vol. 8. No. 5. Pр. 213‒221. URL: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ1060914.pdf (дата обращения: 25.05.2019).
2.    Парфенова Т. А., Рябова Н. В. Диагностика сформированности личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1. С. 61‒67.
3.    Barcaeva E. V., Ryabova N. V., Zolotko-va E. V. Scientific and Methodological Basics of Forma-tion of Preschoolers’ Readiness for Social and Personal Orientation // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7. No. 4.38. Pр. 54‒59. URL: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/ view/24320 (дата обращения: 25.05.2019).
4.    Бруднов А. К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей // Директор школы. 1995. № 2. С. 56‒59.
5.    Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М. : Владос, 2004. 252 с.
6.    Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. 2015. № 15. С. 567‒572.
7.    Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник ТГПУ. 2011. № 1 (103). C. 5‒11.
8.    Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М. : АПКиПРО, 2003. 132 с.
9.    Евладова Е. Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. 1995. № 5. С. 39‒44.
10.    Золотарева А. В. Модели взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования // Образование личности. 2014. № 3. С. 18‒26.
11.    Дополнительное образование детей / под ред. О. Е. Лебедева. М. : Владос, 2000. 256 с.
12.    Никотина Е. Н. Роль дополнительного образования детей в современном обществе // Проблемы современного образования : материалы между-нар. науч.-практ. конф., 5–6 сентября 2010 г. : Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2010. № 5. С. 77‒85.
13.    Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш. шк., 2004. 512 с.
14.    Примерная региональная программа пред-школьного образования / авт.-сост. Н. В. Винокурова, С. И. Васенина, С. Л. Уланова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. 113 с.