Практико-ориентированная подготовка педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося

20.02.2021

Практико-ориентированная подготовка педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося

Практико-ориентированная подготовка педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося

И. Б. Буянова, С. Н. Горшенина, И. А. Неясова, Л. А. Серикова
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Целью исследования является выявление возможностей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации как средства практико-ориентированной подготовки педагогов к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Материалы и методы: в исследовании использовались теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала по проблеме подготовки будущего педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося, прогнозирование, сравнение, проектирование.
Результаты исследования: использование возможностей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации как средства практико-ориентированной подготовки будущих педагогов позволяет обеспечить погружение студентов в профессиональную среду через проектирование индивидуального образовательного маршрута различных категорий обучающихся. В статье представлена авторская разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Успех каждого ребенка: проектирование индивидуального образовательного маршрута» и результаты ее реализации.
Обсуждение и заключения: успешная подготовка будущих педагогов к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося возможна при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, способствующей становлению практико-ориентированной профессиональной деятельности студентов и стимулирующей их педагогическое творчество.
Ключевые слова: будущий педагог, практико-ориентированная подготовка, повышение квалификации, индивидуальный образовательный маршрут.

Введение
В современной социокультурной ситуации значительного успеха в жизни достигают люди, которые умеют планировать и реализовывать свое личное и профессиональное развитие, свой карьерный рост, процесс своего физического, нравственного, эмоционального, духовного самосовершенствования. Это актуализирует необходимость подготовки педагогов в аспекте разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания в открытом образовательном пространстве соответствующих условий и мотивации детей на их реализацию.
Проблема индивидуализации образования в целом и вопрос об индивидуальных образовательных траекториях образования рассматривается на двух уровнях – узкопредметном как разработка вариативного компонента учебного плана и на уровне образовательной организации в целом. Проблема подготовки педагога к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся отражена и в требованиях профессионального стандарта Педагог. В контексте обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» трудовой функции «Развивающая деятельность» указывается необходимость владения умением «разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся», трудовым действием «разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка». Исходя из этого, приоритетной задачей высшего педагогического образования является овладение проектировочной компетенцией, что обеспечивает формирование готовности осуществлять проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося; создавать условия для реализации в будущей профессиональной деятельности дифференцированного подхода к обучающимся в образовательном процессе; развивать умения по созданию ситуаций успеха для каждого ребенка, эффективно работать над развитием их интересов, способностей, создавать условия для успешной социализации [1].
Целью статьи является определение возможностей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в практико-ориентированной подготовке педагогов к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Обзор литературы
В современных исследованиях актуализируются вопросы практико-ориентированной подготовки педагогов (Н. В. Кузнецова, С. В. Маслова, О. И. Чиранова [2]), определяется специфика практико-ориентированной подготовки студентов в контексте требований профессионального стандарта педагога (И. Б. Буянова, С. Н. Горшенина, И. А. Неясова, Л. А. Серикова, Т. И. Шукшина [3; 4]), рассматриваются методологические аспекты индивидуализации образования (Е. А. Александрова, В. Д. Колдаев, Т. В. Неженская), определяются условия разработки оптимальных индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся различных уровней образования (Т. В. Пожидаева [5]), разрабатываются технологические аспекты проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (Н. С. Додонова, И. Ю. Исаева, С. А. Котова, Г. Е. Муравьева, И. Г. Харисова, В. В. Цветков, А. А. Шерстнева), рассматриваются вопросы подготовки педагогов к проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (С. Н. Горшенина, Н. А. Маринкина [6] и др.). Анализ литературы подтверждает актуальность и значимость проблемы подготовки педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Материалы и методы
В процессе исследования проведен анализ педагогической литературы и педагогического опыта на предмет определения возможностей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в подготовке педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Экспериментальной базой исследования выступил Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.
Исследование осуществлялось на основе применения теоретических (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация материала по проблеме подготовки будущего педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося, прогнозирование, сравнение, проектирование) методов исследования.
Результаты исследования
В соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в рамках реализации национального проекта «Образование» авторским коллективом разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Успех каждого ребенка: проектирование индивидуального образовательного маршрута». Общая трудоемкость программы составляет 108 часов.
Основной целью дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Успех каждого ребенка: проектирование индивидуального образовательного маршрута» является совершенствование компетенций по проектированию, реализации и педагогическому сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей, оказанию помощи обучающимся в осознанном выборе стратегии образования, распределению и оценке имеющихся у ребенка ресурсов для реализации поставленных образовательных и жизненных целей.
Освоение данной программы обеспечивает совершенствование следующих компетенций педагогов:
−    готовность использовать методики и технологии воспитания и обучения с учетом личностных, возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей обучающихся;
−    готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, педагогическому сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлена на решение следующих задач:
– ознакомление с теоретико-методологическими основами проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
– освоение технологии проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
– овладение технологией педагогического сопровождения реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Содержательный компонент программы выстроен по модульному принципу, который «позволяет проводить различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса» [7].
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации включает два модуля, каждый из которых предполагает освоение теоретического материала, формирование умений, способов деятельности и практического опыта.
Первый модуль «Теоретические основы проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов» ориентирован на рассмотрение проблемы индивидуализации образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, теоретических основ проектирования и педагогического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов с целью оказания помощи обучающимся в определении личной образовательной стратегии на разных уровнях образования и эффективного использования ресурсов в продуктивном достижении образовательных и жизненных целей.
Второй модуль «Педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов» способствует углублению познаний педагогов в вопросах проектирования, реализации индивидуального образовательного маршрута с учетом возрастных, психофизиологических особенностей и специфики развития обучающегося. Данный модуль ориентирован на формирование умений в области овладения технологией педагогического сопровождения реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с низкой мотивацией и трудностями в обучении.
Освоение программы предполагает самостоятельное выполнение слушателями следующих учебных заданий:
– знакомство с нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
– разработка требований к педагогу при реализации индивидуализации образования в образовательной организации;
– проведение диагностики интересов и способностей обучающегося с целью последующего проектирования индивидуального образовательного маршрута на основе полученных результатов;
– разработка рекомендаций родителям по реализации индивидуального образовательного маршрута ребенком;
– изучение особенностей взаимодействия субъектов образовательных отношений по проектированию индивидуального образовательного маршрута;
– рассмотрение функциональных обязанностей различных специалистов в области проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
– разработка интеллект-карты для проектирования обучающимися индивидуального рабочего листа на уроке;
– проектирование технологической карты урока с использованием индивидуальных образовательных маршрутов;
– знакомство с деятельностью организаций дополнительного образования детей, с особенностями реализации модели мобильных детских технопарков «Кванториум» с целью проектирования элементов профильных индивидуальных образовательных маршрутов;
– разработка рекомендаций к проведению индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
– разработка маршрутной карты самостоятельной работы на уроке для обучающегося с трудностями в обучении.
Завершение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации представлено итоговой аттестацией, предполагающей защиту проекта индивидуального образовательного маршрута обучающегося на выбор слушателя (обучающегося с низкой мотивацией, одаренного школьника, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося с трудностями в обучении).
В результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Успех каждого ребенка: проектирование индивидуального образовательного маршрута» слушатели овладеют знаниями:
– нормативно-правовых документов, регламентирующих проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов;
– закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития и социализации личности;
– индикаторов индивидуальных особенностей траекторий личностного развития, возможных девиаций;
– способов и методов педагогической диагностики индивидуальных особенностей субъектов образовательных отношений;
– психофизиологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями.
Программа ориентирована на формирование следующих умений:
– проводить диагностику субъектов образовательных отношений при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов;
– использовать образовательные события при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута для удовлетворения образовательного запроса;
– использовать, апробировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с низкой мотивацией и трудностями в обучении.
Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации позволит овладеть следующими способами деятельности:
– проектировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом возрастных, психофизиологических особенностей и специфики личностного развития обучающегося;
– осуществлять педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Оценка готовности будущего педагога к проектированию, реализации и педагогическому сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей осуществлялась в хо-де установления соответствия критериев сформированности совершенствуемых компетенций планируемым результатам.
В ходе итоговой аттестации в форме защиты проекта индивидуального образовательного маршрута различных категорий обучающихся 90 % слушателей продемонстрировали знание принципов, этапов проектирования образовательной среды, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, форм и методов контроля качества образования; умение осуществлять помощь в педагогическом проектировании образовательной среды, осуществлять помощь в педагогическом проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, проектировать формы и методы контроля качества образования; владение системой технологий педагогического проектирования образовательной среды, системой технологий педагогического проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, системой технологий педагогического проектирования форм и методов контроля качества образования.
Обсуждение и заключения
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов в условиях вуза должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять проектирование, реализацию и педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, оказывать им помощь в осознанном выборе стратегии образования, распределять и оценивать имеющиеся ресурсы для реализации поставленных образовательных и жизненных целей.
2. Готовность будущего педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося представляет собой интегративное профессионально-личностное образование, характеризующееся наличием установки на осуществление профессиональной деятельности с учетом личностных, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, совокупности знаний об индивидуализации образования, способности проектировать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
3. Одним из средств подготовки педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося, способствующих становлению практико-ориентирован-ной профессиональной деятельности студентов и стимулирующей их педагогическое творчество, является дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. Данная форма профессиональной подготовки, тесно связанная с освоением основной профессиональной образовательной программы, способствует созданию условий для выхода за пределы требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования и совершенствования проектировочных компетенций будущих педагогов.
4. Тщательный отбор содержания образования и педагогически целесообразное композиционное построение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации обеспечивают достижение максимально возможного уровня готовности будущих педагогов к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, создают условия для совершенствования профессиональных компетенций и способствуют формированию устойчивой положительной мотивации к профессиональной деятельности педагогического работника.
Список использованных источников
1.    Липатова В. М., Митрохина С. В., Романов В. А., Шерстнева А. А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся: педагогический аспект : монография. Тула : ООО Тульское производственное полиграфическое объединение, 2017. 192 с.
2.    Кузнецова Н. В., Маслова С. В., Чиранова О. И. Практико-ориентированный подход в подготовке современного учителя начальных классов // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. С. 77–82. URL: https://elibrary.ru/full_text.asp?id=27700971 (дата обращения: 14.06.2019).
3.    Шукшина Т. И., Буянова И. Б., Горшенина С. Н. Практико-ориентированная подготовка магистров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 79–84. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_23935788_39051644.pdf (дата обращения: 21.06.2019).
4.    Шукшина Т. И., Буянова И. Б., Горшенина С. Н., Неясова И. А. Педагогические условия практико-ориентированной подготовки магистрантов педагогического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 102–108. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_23935788_39051644.pdf (дата обращения: 20.06.2019).
5.    Пожидаева Т. В. Процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–2. С. 289–292. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 36511013_19718453.pdf (дата обращения: 20.06.2019).
6.    Горшенина С. Н., Маринкина Н. А. Подготовка учителя физической культуры к освоению технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные процессы и меж-предметные связи в системе образования физической культуры и спорта : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 20–21 декабря 2016 г. / под общ. ред. В. П. Губа. Москва, 2016. С. 39–43. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_27456129_13254372.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
7.    Горшенина С. Н. Дополнительная профессиональная программа как средство подготовки будущего педагога к деятельности в поликультурной образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 134–137. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=14477 (дата об-ращения: 14.06.2019).