Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе организации предметной недели по математике

27.02.2021

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе организации предметной недели по математике

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе организации предметной недели по математике

О. В. Гаврилина
ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет»,
г. Симферополь, Россия

Введение: в статье обозначена актуальность формирования у младших школьников познавательного интереса. В качестве исследуемой формы выбрана предметная неделя, поскольку одной из ее задач является повышение уровня познавательного интереса.
Материалы и методы: исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
Результаты исследования: теоретически обоснована и практически подтверждена возможность использования во внеурочной деятельности предметных недель по математике для повышения у младших школьников познавательного интереса.
Обсуждение и заключения: предметные недели по математике позволяют повышать познавательный интерес независимо от успеваемости, таланта, способностей младших школьников, так как здесь необходима групповая работа, разносторонние знания и навыки. Они вводятся в учебно-воспитательный процесс школы не только с целью повышения интереса к предмету, но и для привлечения к творческой деятельности учащихся всего класса.
Ключевые слова: математика, начальная школа, интерес, познавательный интерес, уровни, внеурочная деятельность, школьники.

Введение
В обстоятельствах модернизации образования основным направлением развития школы считается увеличение качества образования, формирование условий с целью развития личности учащегося.
В Федеральном государственном образовательном стандарте представлен «портрет выпускника начальной школы», в котором сказано, что выпускник должен быть «любознательным, активно и заинтересованно познающим мир».
Исходя из данных положений, образовательные организации должны создавать условия, которые будут этому способствовать. На сегодняшний день одним из таких условий является организация внеурочной деятельности в начальной школе. Именно она позволяет формировать и развивать интерес младшего школьника к познанию окружающего мира. Однако, как показывает существующая практика, в настоящее время в начальной школе наблюдается спад интереса к предметам, в том числе и к математике. В связи с этим возникает противоречие между предъявляемыми требованиями общества и недостаточной реализацией этих требований в практике работы начального общего образования. Отсюда появляется необходимость в поиске таких форм организации внеурочной деятельности, которые будут способствовать повышению у младших школьников уровня познавательного интереса.
На наш взгляд, целенаправленное и систематическое использование во внеурочной деятельности предметных недель по математике будет положительно влиять на повышение познавательного интереса младших школьников к данному предмету. Интерес предполагает непростое, ценное становление личности, отражающее избирательную позицию к чему-либо; определенную направленность личности; условие познавательной деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам и/или явлениям действительности.
Обзор литературы
По мнению В. В. Шаповалова, познавательный интерес – главный фактор развития познавательной активности младших школьников. Тем самым исследователь подтверждает предпозицию познавательного интереса школьника по отношению к активной деятельности по ликвидации пробелов базовой программы и углублению знаний по предмету [1].
Определим уровни развития познавательного интереса:
– начальный (школьники с данным уровнем характеризуются ситуативной активностью на уроках, часто отвлекаются, предпочитают решать репродуктивные задания и т. д.);
– средний (школьники с данным уровнем характеризуются включением в поисковый характер деятельности, их самостоятельность зависит от внешних стимулов, носит эпизодический характер);
– высокий (школьники с данным уровнем характеризуются активным участием в учебной деятельности более трудного характера, отличаются самостоятельностью, предпочитают решать продуктивные задачи).
Таким образом, познавательный интерес – одна из разновидностей общего интереса; сложное отношение человека к явлениям окружающей действительности, в котором сформулирована его направленность к всестороннему, глубокому исследованию их существенных качеств.
В настоящее время ученые отмечают, что круг познавательных интересов младших школьников существенно изменился. Это, вероятно, является следствием происходящих изменений в обществе. Глубокий интерес возникает и развивается не сразу, для этого необходимо не подбирать кратковременные средства воздействия, а проводить целенаправленную работу в учебной и во внеурочной деятельности, которая будет побуждать и поддерживать познавательный интерес учеников к предмету. Таким образом, младший школьный возраст – это важный период, в котором происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов.
Ученые неоднократно отмечали, что формирование и развитие познавательных интересов у младших школьников зависит от личности учителя, содержания учебных предметов, организации познавательной деятельности учеников.
Исследованием различных аспектов внеурочной деятельности занимаются такие ученые, как Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Л. В. Байбородова, Н. А. Криволапова и др.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как «деятельность, которая осуществляется во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Это активность детей, проявляемая вне уроков, обусловленная их интересами и потребностями, обеспечивающая воспитание младшего школьника».
На сегодняшний день наряду с термином «внеурочная деятельность» в педагогической науке используют также термин «внеурочная работа». В Федеральном государственном образовательном стандарте данные понятия равнозначны. Мы используем дефиницию «внеурочная деятельность», что позволяет более полно раскрыть деятельностную организацию образовательного процесса на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана.
Целью внеурочной деятельности является развитие личности школьника, его социальной компетенции (в т. ч. создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора).
В связи с этим внеурочная деятельность может быть организована по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Данные направления реализуются в различных видах внеурочной деятельности, к которым относят: игровую деятельность; проблемно-ценностное общение; досуго-развлекательную деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовую деятельность; спортивно-оздоровительную деятельность; туристско-краеведческую деятельность; познавательную деятельность [2].
Благодаря направлениям и видам деятельности достигаются результаты, представленные тремя уровнями достижений. Первый уровень (знания) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие. Второй уровень (отношения) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень (опыт) – приобретение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Мы согласны с Д. В. Григорьевым и П. В. Степановым, что для получения положительных результатов в развитии личности обучающихся педагоги должны придерживаться следующих принципов организации внеурочной деятельности: учет возрастных особенностей обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; опора на ценности воспитательной системы школы; включение в активную жизненную позицию; системно-деятельностная организация образовательного процесса [2]. Исходя из этого, возникает необходимость в поиске таких форм работы, которые были бы интересны не только сильным школьникам.
Анализ литературы, а также педагогического опыта позволил обобщить и сформулировать особенности организации предметных недель в начальной школе:
1.    Предметные недели проводятся с учетом возрастных особенностей учащихся.
2.    Содержание предметной недели должно включаться в образовательный процесс, продолжая начатую учителем работу на уроках.
3.    При составлении плана проведения тематических предметных недель учитываются: ее тема, цель и задачи проведения; разнообразие форм проведения мероприятий; возможности участия в мероприятиях любого ученика класса; четкое определение даты, времени и ответственного за проведение мероприятия [3].
Материалы и методы
В качестве методологической базы были использованы логические методы анализа понятий, а также аналитико-синтетическое изучение психологической, педагогической литературы. Исследование было проведено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Добровская школа-гимназия им. Я. М. Слонимского» (Россия, г. Симферополь).
Результаты исследования
Процесс организации предметной недели можно разделить на три стадии – подготовительную, стадию проведения, рефлексивную. Опишем их содержание.
4.    Подготовительная стадия. Для подготовки и проведения предметной недели создается организационный комитет, в состав которого могут входить учащиеся (как начальной школы, так и основной), учителя начальных классов, учителя-предметники, классные руководители, родители. В период подготовки изучается дополнительная литература, определяются направления и темы предметной недели, создаются сценарии проведения мероприятий, готовится наглядно-информационный материал, проводятся репетиции (при необходимости), подбираются команды участников, разрабатываются системы оценивания конкурсов и формы поощрений и награждений.
5.    Стадия проведения предметной недели. Данный этап условно можно разделить на три части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть – первый день предметной недели. Стандартной формой организации данного этапа является линейка открытия. Данному мероприятию необходимо уделить особое внимание, так как от этого зависит весь ход недели математики и активность учащихся в предлагаемых мероприятиях. На линейке озвучивается план проведения мероприятий. На данном этапе может начать работу и математический киоск. Проведение данной формы возможно на больших переменах, когда у учеников есть достаточно времени, чтобы решить одну-две несложных математических задачу на смекалку. При правильном решении ученик получает специальные жетоны. В конце дня жетоны сдаются организаторам, а в конце недели все, кто заработал большое количество жетонов, награждаются. Математический киоск – способ активизации познавательного интереса учащихся [5].
Основная часть. На данном этапе могут быть использованы различные формы организации предметной недели.
Конкурсы:
1. Конкурс сочинений. Целью данного конкурса является формирование у учащихся представлений о прикладном значении математики, о ее важности в жизни человека, различных областях науки и техники. Темы, которые могут быть предложены ученикам для написания сочинений: «Зачем мне нужна математика?», «Математика вокруг нас», «Нужна ли математика в современном мире?» и др.
2. Конкурсы ребусов, головоломок, кроссвордов. Их цель – развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся. В связи с этим обязательным условием участия в конкурсе является самостоятельное создание занимательных заданий по математике.
Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний положительный отклик, повышает познавательный интерес [5]. Темы, которые могут быть предложены ученикам для данного конкурса: «Занимательные задачи с разнообразными сюжетами», «Задачи шутки», «Магические квадраты, ребусы, головоломки», «Задачи со спичками, домино, шашками, шахматами», «Математическая смекалка», «Математические фокусы» и др.
Для того чтобы учащиеся имели возможность отгадывать головоломки во время перемен и после уроков, необходимо перед началом недели математики оформить стенд. Ответы учащиеся опускают в специальный ящик, за правильные ответы школьники могут быть награждены призами.
3. Конкурс стенгазет. В конкурсе могут быть представлены индивидуальные, коллективные, семейные работы. Стенгазета должна включать различные рубрики, посвященные жизни и творчеству великих математиков, открытиям в области математики, историческим событиям, прикладным вопросам математики, занимательным заданиям. Примерные названия, которые могут быть предложены ученикам для создания стенгазет: «Жизнь и деятельность ученых-математиков», «Важнейшие математические открытия», «История развития математики на Руси», «Развитие математики в истории разных стран», «Вычислительная техника: от счет до компьютеров», «Математика в пословицах и поговорках» и др.
Математические часы. Математические часы готовит учитель вместе с учениками. В качестве примера можно привести тему математического часа «Профессия – математик». В рамках проведения мероприятия можно включить информацию из истории, об ученых-математиках, о профессиях, которые неразрывно связаны с математикой. «Домашняя математика» – математический час, где учитель предлагает практические задания младшим школьникам, которые могут пригодиться в домашних условиях.
Заключительная часть – день завершения предметной недели. Как и во вводной части, основной формой организации данного этапа является линейка. На линейке объявляются результаты проведенных мероприятий, награждаются победители.
Рефлексивная стадия – анализ и оценка проведенного мероприятия.
Таким образом, предметная неделя по математике – комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие мотивации к обучению, формирование потребности к углублению и расширению знаний по предмету, а также повышение познавательного интереса учащихся к изучению предмета.
При проведении исследования было сделано предположение, что целенаправленное и систематическое использование во внеурочной деятельности предметных недель по математике будет положительно влиять на повышение познавательного интереса младших школьников к данному предмету.
Опытная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
1.    Констатирующий этап. Цель этапа: выявление у учащихся 3-го класса исходного уровня познавательного интереса к математике. Для достижения цели первого этапа была проведена стартовая диагностика. В качестве диагностического инструмента были выбраны:
Методика Н. В. Елфимовой «Лесенка уроков» позволяет определить степень выраженности у младших школьников познавательного интереса к предметам начальной школы. Данная диагностика проводилась со всем классом одновременно. Ученикам было дано задание выстроить «лесенку уроков». На верхнюю ступень каждый школьник имел возможность разместить название урока, который нравится ему больше всего; на нижнюю – название урока, который нравится меньше всего. Проанализировав работы детей, было выявлено, что у 65 % учеников предмет «Математика» расположен на первых четырех ступенях, причем у четырех обучающихся данный предмет зафиксировали на верхней ступени; у 35 % учеников математика была расположена на пятой-девятой ступенях. Случаев, когда математику разместили на самой нижней ступени, зафиксировано не было.
Далее в 3 классе была проведена методика А. А. Горчинской «Познавательный интерес младшего школьника», которая позволяет определить степень выраженности у младших школьников познавательного интереса к математике. Каждому ученику выдавались бланки стандартизированной анкеты, где им необходимо было выбрать из предъявленных возможных вари-антов какой-либо один.
Таким образом, в 3 классе высокая выраженность познавательного интереса выявлена у 16 % учеников, средняя – у 64 %, низкая – у 20 %. Результаты констатирующего этапа опытной работы свидетельствуют о том, что у учащихся 3 класса невысокий познавательный интерес к математике.
2.    Формирующий этап. Цель этапа: проведение предметной недели по математике, направленной на повышение у младших школьников познавательного интереса к данному предмету.
На втором этапе опытной работы с 15–19 апреля 2018–2019 учебного года проводилась предметная неделя по математике «В королевстве Математики» для учеников 3 класса, которая была составлена на основе ранее выявленных особенностей. Подготовительный период предметной недели занял одну учебную неделю. В течение этого времени был продуман план мероприятий, подготовлены сценарии их проведения. Предметная неделя включала различные формы организации деятельности – викторина, конкурсы, квест, выставка. Для поддержания интереса к математике был придуман главный герой предметной недели – Королева Математики и сюжет, который объединяет все вышеперечисленные формы.
Проиллюстрируем фрагмент квеста «Путешествие по королевству Математики». Данная форма представляет собой игру по станциям, на которых командам предлагались математические задания различного характера. В организации и проведении мероприятия приняли участие родители младших школьников. Традиционно мероприятие началось с прихода глашатая, который пригласил учеников на праздник в замок к Королеве. Каждой команде, состоящей из 4–5 человек, был выдан маршрутный лист, на котором обозначены пять станций, шестая станция – замок королевы (актовый зал). На станциях было необходимо выполнить следующие задания:
1-я станция – решить практико-ориентированную задачу;
2-я станция – разгадать «послание» и решить головоломку (магический квадрат);
3-я станция – сложить танграм по заданным изображениям;
4-я станция – решить логическую задачу;
5-я станция – решить кроссворд с использованием математических терминов.
Сюжеты заданий связаны с тематикой Королевства Математики. Особенность квеста заключается в том, что участники не могут его завершить, если не прошли хотя бы одну станцию.
3.    Контрольный этап. Цель этапа: выявление у учащихся 3-го класса уровня познавательного интереса к математике после проведения формирующего этапа опытной работы.
Для достижения цели контрольного этапа была проведена повторная диагностика с использованием методики Н. В. Елфимовой «Лесенка уроков». Проанализировав работы детей, выявили, что у 87 % учеников предмет «Математика» расположен на первых четырех ступенях, причем у 8-ми учеников данный предмет был расположен на верхней ступени; у 13 % учеников математика была расположена на пятой-шестой ступенях. Случаев, когда математику разместили на самой нижней ступени, зафиксировано не было. Проанализировав работы детей, определили, что у 26 % учеников высокая выраженность познавательного интереса, средняя – у 61 %, низкая – у 13 %.
Сравним полученные результаты диагностик на контрольном этапе. Те ученики, у которых высокая степень выраженности познавательного интереса к математике, размещают предмет «Математика» на верхних ступенях в методике «Лесенка уроков». Ученики, у которых средняя и низкая степень выраженности познавательного интереса к математике, размещают данный предмет в середине или внизу лесенки.
Обсуждение и заключения
По результатам проведенного исследования был сформулирован ряд методических рекомендаций для учителя по организации и проведению предметной недели по математике:
1.    Ежегодно меняйте план предметных недель по математике, формы организации деятельности и задания.
2.    Продумывайте единую концепцию предметной недели (название, тема, формы проведения мероприятий и их содержание).
3.    Подключайте к организации и проведению предметной недели младших школьников, а также их родителей.
4.    Используйте такие формы работы, которые позволят участвовать ученикам с различными способностями и уровнем познавательного интереса.
Список использованных источников
1.    Шаповалов В. В. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса : материалы XVII междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2015. С. 211–217.
2.    Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
3.    Тарасова А. П. Сида Я., Ананьева Е. С. Неделя математики в начальной школе // Концепт. 2013. Т. 5. С. 211–215. URL: http://e-koncept.ru/2013/54043. htm (дата обращения: 01.07.2019).
4.    Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград : Учитель, М., 2010. 108 с.
5.    Шамова Т. И. Активизация учения школьников : пособие для учителя М. : Педагогика, 1982. 208 с.