Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования

06.03.2021

Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования

Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования

Т. В. Глухова, Л. И. Ефремова
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск, Россия

Введение: статья посвящена одному из перспективных направлений в образовании – онлайн-обучению, возможность которого признана на мировом уровне. Цель исследования – разработать на основе изучения теоретических аспектов и практического опыта проект онлайн-курса.
Материалы и методы: при проведении исследования использовались теоретические методы (анализ, систематизация и обобщение данных по проблеме исследования), а также практический опыт создания и использования массовых открытых онлайн-курсов.
Результаты исследования: в соответствии с поставленной целью исследуется опыт применения онлайн-образования как в отечественной, так и зарубежной практике. Рассмотрены основные платформы онлайн-обучения. Выделена возможность объединения открытых платформ и отдельных онлайн-кур-сов под эгидой информационного ресурса, обеспечивающего доступ к ним по принципу «одного окна». Описаны свойства и требования, предъявляемые к массовым открытым онлайн-курсам. Особое внимание уделено процессу формирования открытого онлайн-курса.
Обсуждение и заключения: уточнено понятие онлайн-курса, разработан проект открытого онлайн-курса «Архитектура корпоративных информационных систем». Представлены составные части разработанного проекта: основные сведения курса, концепция и кейсы курса, результаты обучения и технологическая карта.
Ключевые слова: онлайн-обучение, массовый открытый онлайн-курс, открытые платформы онлайн-обучения, процесс формирования онлайн-курса, проект онлайн-курса, концепция и кейсы курса, технологическая карта.

Введение
Современная система образования, как и все информационное общество в целом, претерпевает существенные качественные изменения, обусловленные развитием различных интерактивных технологий и их возрастающим влиянием на все сферы деятельности человека.
На данный момент существуют следующие тренды в обучении:
– персонализация. Она важна в рамках построения индивидуальной траектории обучения, так как позволяет корректировать маршрут развития обучающегося с учетом его первоначальных компетенций и поставленных целей через определение ключевых мотиваторов, подходящих форматов, интенсивности и скорости прохождения обучения;
– развитие массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Массовый открытый онлайн-курс – это интернет-ресурс с интерактивным участием и открытым доступом, позволяющий любому желающему изучить тот или иной дисциплинарный курс и сдать экзамен в режиме онлайн;
– смешанное обучение – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т. п. Эффективное и интенсивное введение ИКТ в образовательный процесс является значимым фактором развития современной высшей школы, отвечающей процессу реформирования традиционной системы образования и требованиям информационного общества [1];
– социальные сети – способ взаимодействия и обмена информацией между пользователями. В настоящее время преподаватели создают и ведут свои образовательные блоги, которые зачастую более эффективны, чем стандартные способы взаимодействия со студентами;
– мобильное обучение – это любая учебная активность, в которой преимущественно или исключительно используются портативные устройства;
– виртуальная и дополненная реальности (VR и AR), целью которых является расширение физического пространства жизни человека объектами, созданными с помощью цифровых устройств и программ и имеющими характер изображения. Виртуальная и дополненная реальности чаще всего применяются в процессе обучения профессиям, в которых эксплуатация реальных устройств и механизмов связана либо с повышенным риском либо с большими затратами (пилот самолета, машинист, диспетчер, водитель, горноспасатель).
Одним из перспективных направлений в образовании является онлайн-обучение, основным преимуществом которого является доступность: новые знания можно получить, не выходя из дома, не вставая с инвалидного кресла, можно учиться тогда, когда это удобно, в любое время суток, достаточно подключиться к Интернету. Интенсивность и продолжительность занятий можно регулировать самостоятельно, что также немаловажно [2]. Использование технологий онлайн-обучения является в данный момент актуальным еще и потому, что компетентностный подход предполагает существенное возрастание объемов самостоятельной работы студента [3].
Обзор литературы
Что касается освещения онлайн-обучения в научной литературе, то его трудно отследить как процесс, поскольку в основном рассматриваются только отдельные его аспекты (описываются преимущества открытого образования, роль локальных и социальных сетей, облачных технологий и др.). Мы попытаемся рассмотреть онлайн-обучение как процесс, описать, какие технологии, относящиеся к образовательному процессу, его обеспечивают.
При онлайн-обучении применяются различные виды специализированных образовательных технологий, одним из которых являются массовые открытые онлайн-курсы.
Впервые термин «Массовые открытые онлайн-курсы» ввели канадские когнитивисты Джордж Сименс и Стивен Даунс в 2008 г. в результате работы над курсом «Сonnectivism and Connective knowledge» [4]. Дэвид Кормиер, специалист по веб-коммуникациям и инновационным технологиям из канадского Университета острова принца Эдуарда (University of Prince Edward Island, Charlottetown, Canada), и Брайен Александер из Национального института технологий в либеральном образовании (National Institute for Technology in Liberal Education, USA) ввели в оборот термин MOOК – массовые от-крытые онлайн-курсы и определили их как от-крытое, коллективное, распределенное, непрерывное сетевое обучение [5; 6].
Развитию МООК способствовало использование онлайн-курса Стэнфордского университета «Введение в искусственный интеллект», разработанного С. Труном и П. Норвингом в 2011 г.
В этом же году Стэнфорд предложил еще два от-крытых онлайн-курса, на которых в общей численности прошло обучение более 40 000 чел. [7]. Наиболее интенсивное развитие подобных курсов началось с 2012 г.
В настоящее время существует достаточно много коммерческих и некоммерческих организаций, которые занимаются разработкой онлайн-курсов и предлагают платформы для их продвижения. Сегодня число отечественных и зарубежных обучающих платформ исчисляется десятками, а онлайн-курсов – тысячами. Среди зарубежных платформ онлайн-обучения следует выделить такие, как Coursera, объединяющая 107 университетов и организаций, edX, созданная Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом и др. К отечественным платформам онлайн-обучения, прежде всего, следует отнести Национальную платформу открытого образования, учрежденную ведущими вузами России и предоставляющую пользователю возможность проходить курсы на русском языке по базовым дисциплинам бакалавриата и магистратуры. Можно выделить также портал «МООК – в образовании» МГУ им. М. В. Ломо-носова (проект «Университет без границ»), пор-тал онлайн-образования Поволжского РЦКОО, «Лекториум», «Универсариум», «Аrzamas», онлайн-курсы Высшей школы экономики, Московского физико-технического института и Санкт-Петербургского государственного университета и др.
Как правило, информация об онлайн-курсах размещается непосредственно на площадке образовательной организации, которая реализует и поддерживает их, однако слушателю, если он не является обучающимся данной организации, не всегда доступен представленный перечень онлайн-курсов. Объединение онлайн-платформ и отдельных онлайн-курсов под эгидой информационного ресурса, обеспечивающего доступ к ним по принципу «одного окна», является одной из главных целей реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Воспользоваться возможностями ресурса «одного окна» может любой человек, независимо от места проживания и уровня образования. Единое окно в настоящее время объединяет 35 платформ, 1034 курса, 113 вузов.
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» (далее – МГУ имени Н. П. Огарева) также активно участвует в разработке онлайн-курсов. Сегодня в ресурсе «одного окна» представлено шесть курсов, правообладателями которых он является.
Материалы и методы
Для раскрытия понятия и особенностей онлайн-обучения использовались методы теоретического анализа изучаемой проблемы. Для обоснования целесообразности использования массовых открытых онлайн-курсов в системе высшего образования использовался метод системного анализа и синтеза. Авторами использованы материалы, разработанные и апробированные в МГУ им. Н. П. Огарева для обучения студентов направления подготовки «Бизнес-информатика» по дисциплине «Архитектура корпоративных информационных систем». При разработке проекта МООК авторы опирались на материалы курса повышения квалификации по программе «Организация создания и особенности проектирования онлайн-курсов» Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола).
Результаты исследования
МООК – это онлайн-курс, реализуемый одновременно для неограниченного количества обучаемых и предоставляющий открытый доступ для всех желающих без ограничений к со-держанию и оценочным средствам в объеме, достаточном для достижения заявленных результатов обучения и их самооценки.
Ключевыми свойствами МООК являются: 1) реализация исключительно в форме электронного обучения через сеть Интернет; 2) отсутствие синхронных форм контактной работы; 3) полная автоматизация инструментов контроля, позволяющая масштабировать число обучаемых в широких пределах без увеличения затрат на сопровождение; 4) доступность для освоения широкому кругу заинтересованных лиц без жестких требований к исходному уровню образования.
Требования, предъявляемые к массовым открытым онлайн-курсам:
– харизматичность преподавателя (умение повести за собой, структурировать информацию, заразить интересом к предмету и мотивировать слушателей к его дальнейшему изучению);
– качественное визуальное оформление (гармоничное сочетание подобранных тематических и специальных материалов, их формата и насыщенности полезной информации с аккуратным и легко воспринимаемым оформлением);
– последовательность и самодостаточность курса (охват всего курса от первой до последней темы, что позволит обучающимся вполне уверенно в нем ориентироваться);
– геймификация (способность курса вовлекать и удерживать обучающихся);
– масштабируемость (онлайн-курс может изучать одновременно неограниченное количество обучающихся);
– лицензионная чистота (соответствие объектов авторского права (видео, звуковых, графических, текстовых) законодательству Российской Федерации).
В настоящее время в мире используются различные варианты онлайн-обучения:
– использование онлайн-курсов при реализации образовательных программ внутри университетов;
– перезачет / переаттестация результатов онлайн-обучения (возможность использования вузами результатов онлайн-обучения при аттестации студентов);
– корпоративное обучение (онлайн-обучение как средство для повышения квалификации сотрудников организаций);
– онлайн-специализация (освоение новой профессиональной специализации);
– онлайн-обучение в магистратуре (получение студентом диплома государственного образца, не выходя из дома).
Мотивами ориентации обучения слушателя на платформе открытого образования могут быть смена постоянного места жительства, отсутствие возможности освоить образовательную программу в нормативный срок в связи с занятостью на работе (по службе), при определенных семейных обстоятельствах, возможно, по состоянию здоровья.
В настоящее время существуют различные варианты включения онлайн-курсов в учебные планы студентов:
– онлайн-курс вводится как обязательный элемент образовательной программы для освоения в соответствии с учебным планом или индивидуальным учебным планом;
– онлайн-курс предлагается студентам как модуль / дисциплина по выбору, в том числе как альтернативный изучаемой дисциплине с применением традиционных или смешанных техно-логий, включающих аудиторную нагрузку;
– онлайн-курс по факту предъявления студентом документа об успешном освоении онлайн-курса вносится образовательной организацией в документе об образовании как дополнительный факультативный курс.
Образовательная организация по инициативе студента и по факту предъявления им доку-мента об успешном освоении онлайн-курса осуществляет зачет определенной дисциплины / модуля образовательной программы, результаты обучения по которой совпадают с достигнутыми по факту освоения онлайн-курса.
Процесс формирования онлайн-курса достаточно длительный, включает в себя несколько этапов:
– формирование команды курса;
– определение содержания работ;
– составление календарного плана;
– составление сметы на разработку курса;
– составление технического задания для авторов курсов.
После составления технического задания начинается работа над онлайн-курсом, включающая разработку его проекта.
В МГУ им. Н. П. Огарева открытые онлайн-курсы строятся на основе требований портала онлайн-образования Поволжского РЦКОО, согласно которым разработка проекта курса предусматривает формирование основных сведений, концепции и кейсов, результатов обучения, технологической карты.
Основные сведения необходимы для представления курса на выбранной платформе и включают в себя такие разделы, как наименование, описание курса, целевую аудиторию, трудоемкость, информацию об авторах, цель курса, формируемые компетенции, краткую программу курса и формат обучения. Активными элементами онлайн-курса являются видео- и аудиоматериалы, презентации, тесты, форумы, чаты и т. п. [8].
Описание курса включает краткое и полное представление курса на платформе. Краткое описание доступно всем потенциальным слушателям, которые просматривают список курсов на портале. Более полное описание становится доступным пользователю после его регистрации для обучения.
Разрабатываемый МООК ориентирован на слушателей, изучающих корпоративные информационные системы. Прежде всего, он может быть полезен для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Бизнес-информатика». Для более яркого представления курса целесообразно сформировать его логотип.
Целью курса «Архитектура корпоративных информационных систем» является обучение студентов теоретическим основам построения архитектуры корпоративных информационных систем (КИС) и приобретению практических навыков в области проектирования архитектуры предприятия с использованием современных инструментальных средств. В основных сведениях МООК указываются компетенции, формируемые у обучающихся в результате освоения данного курса: способность моделировать архитектуру КИС; способность применять инструментальные средства для проектирования архитектуры КИС; готовность применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач при разработке и использовании интегрированных информационных систем. Далее представляется программа курса, в которой перечислены названия разделов или их краткое содержание. При описании формата обучения перечисляются планируемые виды и формы занятий. Онлайн-курс содержит четыре зачетные единицы, которые могут быть включены в учебные планы студентов по одному из описанных выше вариантов в соответствии с правилами использования МООК при реализации программ высшего образования, а также слушателей программ переподготовки и повышения квалификации.
При реализация курса «Архитектура корпоративных информационных систем» используются видеолекции, примеры проектирования корпоративных информационных систем, тесты для самоконтроля и контроля усвоения курса, кейсы, итоговый тест.
Концепция онлайн-курса представляется в свободной форме. Однако при ее изложении мы старались заинтересовать слушателей, интересно объяснив предмет изучения, проблематику, используемые подходы, оригинальность. Излагая концепцию, мы указываем, что архитектура информационной системы должна выбираться с учетом нужд бизнеса. Современные предприятия (корпорации) имеют сложную структуру, обусловленную многопрофильностью деятельности, территориальной распределенностью подразделений, большим числом кооперативных связей с партнерами. Корпоративная информационная система призвана автоматизировать управление всеми ресурсами и деловыми процессами такого территориально-распределенного предприятия.
Данный онлайн-курс курс состоит из теоретической и практической частей. Практическая часть включает разработку проекта корпоративной информационной системы с привязкой к конкретному экономическому объекту. В процессе освоения курса слушатели приобретут практические навыки использования современных корпоративных информационных систем, усвоят основные методы построения интегрированных распределенных информационных систем на основе объектно-ориентированного подхода, смогут применять методы проектирования и разработки информационных систем.
Основным принципом разработки МООК является максимально полное и наглядное представление учебных материалов, обеспечивающее их самостоятельное изучение в индивидуальном темпе, а также создание достаточного количества внутренних и внешних связей, позволяющих организовать эффективный и быстрый доступ студентов к необходимой информации. В этой связи в технологической карте курса представлены используемые информационные ресурсы и технологии (объем, формат и т. п.). В рамках проектирования онлайн-курса требуется выделение планируемой трудоемкости разделов или тем, выраженной в часах.
Для контроля и оценки знаний по каждому разделу онлайн-курса разработаны тестовые задания, а также итоговый тест в целом по курсу для сдачи экзамена.
В целом разработка онлайн-курса требует детальной и длительной работы, тестирования, продвижения, сопровождения, мониторинга и доработки, однако участие преподавателя в этой разработке способствует приобретению им профессионального опыта для реализации задач образования в новых условиях.
Обсуждение и заключения
Обобщая изученный опыт и полученные результаты, мы предлагаем следующее определение онлайн-курса: это целенаправленный образовательный процесс, разработанный на основе принципов электронного обучения, реализуемый с помощью современных информационных технологий одновременно для неограниченного количества обучаемых и представляющий собой логически законченную учебную дисциплину, обеспеченную совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля.
Таким образом, онлайн-обучение – это инновационный метод образования, способствующий развитию новой культуры обучения, приобретению знаний через Интернет.
Список использованных источников
1.    Глухова Т. В., Бажанова С. В. ИКТ-компетентность в современном образовании // Интеграция образования. 2013. № 2 (71). С. 130–135.
2.    Горбунова С. И., Ефремова Л. И. Информационные технологии в образовании // Системное управление. 2012. № 1 (14). С. 55.
3.    Ефремова Л. И., Аникина Н. В. Современные технологии обеспечения качества образования в национальном исследовательском университете // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 1. С. 6–13.
4.    Артеменко В. Б. МООС и мониторинг качества жизни населения регионов Украины // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. С. 374–384.
5.    Ревич И. Б. Совершенствование общекультурной компетентности студентов ВУЗов с помощью Массовых открытых онлайн-курсов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета куль-туры и искусств. 2014. № 202. С. 143–148.
6.    Тимкин С. Л. МООК и экономика образования в США. Теория подрывных инноваций применительно к МООК и ее критика // Новые образовательные технологии в вузе : материалы XI междунар. на-уч.-метод. конф. Екатеринбург, 2014. URL: http://hdl. handle.net/10995/24703 (дата обращения: 22.04.2019).
7.    Lewin T. Instructioh for masses knocks down campus walls. Publiched: 4 March, 2012. URL: http:// www.nytimcs.com/2012/03/05/education/moocs-large-courses-open-to-all-topple-campus-walls.html?_ r=4&hpw& (дата обращения: 22.04.2019).
8.    Ефремова Л. И., Сысоева Е. А. Роль дистанционного обучения в образовательном процессе вуза // Образование и общество. 2016. № 1 (96). С. 33–38.