Говорение как вид речевой деятельности

13.03.2021

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение как вид речевой деятельности

М. Ш. Гусейнова
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия

Введение: статья посвящена проблеме использования говорения как вида речевой деятельности при обучении иностранному языку в высшей школе. Цель статьи − выявить трудности, возникающие у студентов в ходе овладения говорением как видом речевой деятельности, а также рассмотреть компенсаторную компетенцию как составляющую иноязычной коммуникативной компетенции.
Материалы и методы: в исследовании были использованы методы теоретического анализа рассматриваемой проблемы на основе изучения педагогической литературы, метод системного анализа и синтеза.
Результаты исследования: согласно поставленной цели исследования были получены следующие результаты: 1) охарактеризованы особенности говорения в обучении иностранному языку: речевая направленность, индивидуализация процесса обучения, профессиональная направленность обучения и др.; 2) обосновано значение говорения для межкультурного и межличностного общения; 3) выявлены проблемы, возникающие при обучении говорению как виду речевой деятельности, и пути их решения.
Обсуждение и заключения: по результатам исследования сформулированы следующие выводы: 1) говорение является продуктивным видом речевой деятельности, благодаря которому осуществляется устное вербальное общение; 2) содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс общения происходит благодаря способности говорить друг с другом, поэтому обучение говорению играет существенную роль на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: говорение, иностранный язык, речевая деятельность, обмен информацией, высшее образование, коммуникативные умения, средство общения.

Введение
Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека. Иностранный язык благотворно влияет на общий уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.
Говорение является одним из важнейших средств общения, так как с помощью него устанавливается контакт, передается какая-либо информация, осуществляется взаимопонимание между людьми. Как вид речевой деятельности он представляет собой, по мнению Н. И. Геза и Н. Д. Гальсковой, форму «устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего» [1].
Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, благодаря которому осуществляется устное вербальное общение. Его содержанием является выражение мыслей в устной форме. Любая речевая деятельность должна быть обусловлена ситуацией, поэтому при обучении говорению на иностранном языке учителю необходимо создавать речевые ситуации с целью мотивирования учащихся на активное общение.
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что обучение иностранному языку, закономерности им овладения как видом речевой деятельности вызывают потребность в развитии у студентов не только коммуникативной компетенции, делающей их способными осуществлять иноязычную речевую деятельность, но и формировать у них комплекс личностных качеств и умений, присущих «поликультурной языковой личности и которые могут и не иметь прямой связи исключительно с вербальными способностями студента» [2]. Достижение этих целей требует поиска новых эффективных форм обучения.
В настоящей статье мы детально рассмотрим говорение как один из видов речевой деятельности при обучении иностранному языку в вузе, проблемы, возникающие при обучении говорению, и пути их решения.
Обзор литературы
Многие ученые обращают внимание на использование говорения как формы обучения иностранному языку. Именно благодаря ему собеседники устанавливают контакт, обмениваются информацией и достигают взаимопонимания. М. М. Ныркова отмечает, что «говорение как один из видов речевой деятельности определяется как обязательный компонент каждого занятия по иностранному языку. Благодаря говорению осуществляется устное общение, а значит, происходит вовлечение учащихся в коммуникативную ситуацию, которая в свою очередь тесно связана с языком» [3]. Е. И. Пассов считает, что «говорение – это речевая деятельность, у которой есть ряд характерных признаков, а именно: мотивированность, активность, целенаправленность, связь с действительностью, связь с коммуникативной функцией мышления, связь с личностью, ситуативность, эвристичность, самостоятельность и темп» [4].
Обучение говорению является одной из главных целей обучения иноязычной речи. С. С. Кашлев среди признаков говорения выделяет «мотивацию, активность процесса, сопровождение других видов речевой деятельности, непредсказуемость, темп, ситуативность» [5].
Говорение рассматривается многими отечественными исследователями как сложный многоаспектный­ процесс. Так, И. А. Зимняя в своих работах подчеркивает, что «наряду со сложностью и многогранностью, данный процесс можно охарактеризовать внутренней мотивированностью, активностью и строгой организацией» [6]. С ней согласен В. М. Филатов, также указывающий, что говорение как один из видов речевой деятельности является «сложным и многоаспектным явлением», выполняющим в жизни человека «роль средства общения» и реализующим такие функции, как передача и прием информации, регулирование поведения человека и определение эмоционального состояния [7].
Как полагает О. Л. Каменская, одной из основных задач обучения говорению в настоящее время следует считать «формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры» [8].
На трудность обучения говорению указывает Д. Нанан, подчеркивая, что «говорение включает в себя не только знание элементов языка, его грамматики, лексики, фонетики (языковая компетенция), но и осознание, когда, зачем­ и каким образом данный язык использовать (социолингвистическая компетенция)» [9].
Преподаватель вуза на занятиях иностранного языка должен проявлять умения, направленные на снятие трудностей говорения, обращая внимание на значимость говорения для межкультурного и межличностного общения.
Материалы и методы
Основным методом исследования выступил метод системного анализа и синтеза. Нами использовались также методы теоретического анализа рассматриваемой проблемы на основе изучения педагогической литературы.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования было выявлено, что вышеперечисленные характеристики говорения как вида речевой деятельности могут стать причиной возникновения у обучающихся проблем при овладении им. Опишем их подробнее.
Главной проблемой следует считать отсутствие у обучающихся мотивации для осуществления говорения или естественной потребности говорения на иностранном­ языке. При этом роль мотивации нельзя недооценивать, поскольку она является чрезвычайно важным­ фактором успешного участия в устно-речевой коммуникации [10].
Проблема отсутствия мотивации способствует возникновению еще одной проблемы «молчаливого студента», когда он, хорошо зная иностранный язык, при выполнении задания по говорению путается, выражая собственные мыс-ли10. Как представляется, данная проблема основывается, помимо отсутствия мотивации, на других проблемах, в частности таких, как боязнь совершать ошибки, неуверенность в собственных возможностях, формулировка мыслей сна-чала на родном языке, использование родного языка вместо иностранного, нехватка языковых средств, преодоление психологического барьера и др.
Еще одной проблемой является то, что обучающимся зачастую нечего сказать по обсуждаемой теме. Как отмечает Е. И. Пассов, любое высказывание­ должно обладать информативностью, иначе возникнет проблема «речевого партнерства», т. е. собеседникам нечего будет сообщить друг другу и потребность в общении отпадет.
Трудности определения смыслового содержания высказывания – еще одна проблема. Она появляется в том случае, если говорение в процессе обучения не преследует целей воздействия на собеседника и тем самым не воспринимается как средство общения, что приводит к непониманию обучающимися речевой задачи­ и цели коммуникации.
Существует множество способов преодоления этих проблем, например, поддержание располагающей к общению атмосферы в аудитории с целью устранения стеснения у студентов; похвала, позитивные комментарии. Для развития мотивации следует установить связь с собеседником. По мнению ряда авторов, решению данных проблем будет способствовать сформированная на должном уровне компенсаторная компетенция, входящая в состав иноязычной коммуникативной компетенции наряду с языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной компетенциями. В понятие компенсаторной компетенции входят два ключевых компонента: компенсаторная стратегия и компенсаторное умение. Развитие данных умений может помочь изучающим иностранный язык выходить из сложных ситуаций при дефиците языковых средств. Задачей преподавателя является четкое формулирование цели речевой деятельности и предоставление необходимых материалов и языковых средств с этой целью. Следует также помнить об индивидуальных особенностях студентов.
Обсуждение и заключения
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что говорение как вид речевой деятельности играет первостепенную роль в устно-речевом общении. В обучении говорению существуют определенные трудности, в частности, боязнь совершения ошибок, недостаток языковых­ средств, отсутствие личной мотивации. Чтобы устранить эти проблемы, следует использовать различные способы: правильно подобрать материал, создать комфортную атмосферу на занятии, предоставить возможность каждому студенту высказаться с учетом их индивидуальных особенностей. Эти способы будут способствовать продуктивному и содержательному подходу к обучению говорению на иностранном языке. К тому же они внесут значительный вклад в развитие профессионализма преподавателя, а также в овладение студентами устной речью. Считаем целесообразным согласиться с Ю. Ю. Кузнецовой и М. С. Парфеновой, которые полагают, что следует «организовать обучение таким об-разом, чтобы оно стимулировало высокую личную мотивацию студентов в общении на изучаемом языке и в изучении этого языка. Свободное использование языковых средств не означает совершенное, полное усвоение этих средств».
В учебном процессе постоянно следует создавать условия, обеспечивающие студенту возможность для свободного проявления мысли-тельных операций, а также использования им языковых средств для реализации личных потребностей и преодоления «языковых барьеров».
Список использованных источников
1.    Гальскова Н. Д., Гез Н. Н. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студентов лингвистических ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 336 с.
2.    Кузнецова О. Ю., Парфенова М. С. Интерактивные формы обучения говорению на иностранном языке // Язык. Культура. Коммуникация: матери-алы XI всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) / отв. ред. С. А. Борисова, И. Н. Соколова. Ульяновск, Ульяновский государственный университет. 2018. С. 113–117.
3.    Ныркова М. М. Проблемы обучения говорению на иностранном языке и способы их решения // Цивилизация знаний: российские реалии : труды 18-й междунар. науч. конф. М., 2017. С. 247–249.
4.    Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М. : Рус. яз., 1989. 276 с.
5.    Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения : учеб.-метод. пособие. М. : ТетраСистемс, 2013. 224 с.
6.    Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. : Просвещение, 1991. 222 c.
7.    Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / под ред. В. М. Филатова. Сер.: Среднее профессиональное об-разование. Ростов н/Д : Феникс, 2004. 414 с.
8.    Кузнецова О. Ю., Парфенова М. С. Кузнецова О. Ю., Парфенова М. С. Интерактивные формы обучения говорению на иностранном языке // Язык. Культура. Коммуникация : материалы XI всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) / отв. ред. С. А. Борисова, И. Н. Соколова. Ульяновск : Ульяновский государственный университет. 2018. С. 114.
9.    Каменская О. Л. Текст и коммуникация: учеб. пособие. М. : Высш. шк., 1990. 152 с.
10.    Nunan D. Second Language Teaching and Learning. Boston, Massachusetts: Heinle & Heinle Publishers, 1999. 330 p.
11.    Попова К. С. Стратегии компенсаторной компетенции для снятия трудностей иноязычного говорения // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе : сб. науч.-метод. тр. / отв. ред. С. С. Куклина. Киров, 2018. 147 с.