Инновационная образовательная технология формирования лингвистической компетенции обучающихся (на примере изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных)

20.03.2021

Инновационная образовательная технология формирования лингвистической компетенции обучающихся (на примере изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных)

Инновационная образовательная технология формирования лингвистической компетенции обучающихся (на примере изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных)

Л. В. Кирдянова, Ю. И. Трушкина
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье обозначаются пути формирования лингвистической компетенции обучающихся при изучении лексико-грамматических разрядов имен существительных в средних классах. Целью работы авторов является описание разработанной и внедренной эффективной образовательной модели продуктивного изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных на занятиях научно-образовательной смены «Секреты русского языка» Республиканского научно-образовательного центра «Академия успеха».
Материалы и методы: в работе использовались методы педагогического моделирования и проектирования компонентов образовательных систем, позволяющие описать образовательную модель продуктивного изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных, способную обогатить и расширить представления учащихся о данном языковом феномене, содействовать совершенствованию у них лингвистической компетенции.
Результаты исследования: актуализирован функционально-семантический аспект изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных на занятиях по русскому языку, способный обогатить и расширить представления учащихся о данном языковом явлении, совершенствовать их лингвистическую компетентность, а также пополнить знания об идиостиле и языковой личности автора, чьи тексты послужат материалом для языковых наблюдений.
Обсуждение и заключения: применение инновационных технологий в работе над лексико-грамматическими разрядами имен существительных на занятиях по русскому языку способствует повышению познавательного интереса учащихся к данному языковому явлению, помогает интенсифицировать их учебную деятельность, наглядно демонстрировать способы включения различных языковых единиц в механизмы повышения изобразительно-выразительного потенциала художественной речи, что оказывает благотворное воздействие на формирование лингвистической компетенции учащихся.
Ключевые слова: инновационная образовательная технология, лингвистическая компетенция, лексико-грамматические разряды имен существительных.

Введение
Инновационная образовательная технология – это комплекс трех взаимосвязанных составляющих: современного содержания образования, предполагающего развитие компетенций обучающихся, современных методов обучения и современной инфраструктуры обучения.
Современная инфраструктура ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (МГПИ), включающая информационную, технологическую, организационную и коммуникативные составляющие, позволяет эффективно использовать пре-имущества различных форм обучения. Одной из таких форм работы со школьниками, организованной на базе института, являются научно-образовательная смена «Секреты русского языка» Республиканского научно-образовательного центра «Академия успеха». Опыт обучения школьников в период таких научно-образовательных смен показал отличный результат и заинтересованность учащихся в формировании необходимых компетенций.
Именно компетентностный подход, получивший в настоящее время широкое распространение в образовании, позволяет формировать лингвистическую компетенцию у учащихся, а это предполагает совершенствование знаний о системе языка на всех языковых уровнях. А расширение лингвистической компетенции на морфологическом уровне имеет, на наш взгляд, большое значение в современном образовании.
В центре внимания школьной грамматики и школьной практики изучения частей речи оказываются преимущественно их грамматические категории, обусловливающие особенности образования отдельных форм слов и правила их написания. Однако не менее важным выступает и семантический аспект в их освоении, поскольку именно семантика определяет набор грамматических признаков, которые в совокупности с общим грамматическим значением образуют языковую специфику той или иной части речи. Наиболее отчетливо это можно проследить в парадигме склонения имен существительных, при-надлежащих к разным лексико-грамматическим разрядам (у некоторых из них она отличается не-полнотой и семантически обоснованной редукцией). Это указывает на необходимость более подробного и внимательного рассмотрения лексико-грамматических разрядов имен существительных, наглядно демонстрирующих разнообразие и дифференцированность системы семантико-грамматических признаков данной части речи. Этому был посвящен цикл занятий смены «Секреты русского языка» Академии успеха.
Обращение к наблюдениям за функционированием лексико-грамматических разрядов в художественной речи на этих занятиях позволил углубить, обогатить и систематизировать представления о них у учащихся, разнообразить и интенсифицировать работу в данном направлении, развивая тем самым их лингвистическую компетентность.
Обзор литературы
Вопросы формирования лингвистической компетенции в настоящее время находятся в центре научных интересов многих педагогов-лингвистов. Данные вопросы получили свое частичное отражение в работах Н. А. Беловой и Е. А. Кашкаревой [1], О. А. Бурукиной и М. И. Михеевой [2], М. Д. Пашовой [3], Л. В. Табаченко [4] и других авторов, обращавшихся в своих исследованиях к описанию путей формирования лингвистической компетенции.
Предложенный нами функционально-семантический аспект изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных затронут также частично в специальной литературе. Это исследования Е. В. Белоглазовой [5], Е. В. Захаровой и Юй Сяохуй [6], С. Л. Орловой [7] и других ученых, посвятивших свои работы описанию лексико-грамматических разрядов имен существительных и поиску эффективных путей их изучения.
Актуальность исследования объясняется необходимостью описания эффективной образовательной модели продуктивного изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных, реализованной в работе научно-образовательной смены «Секреты русского языка» Академии успеха.
Материалы и методы
В исследовании использовались методы функционально-семантического анализа лексико-грамматических разрядов имен существительных в художественном тексте, что позволило, с одной стороны, выявить их количествен-но-качественное соотношение в повествовании, с другой стороны, выделить круг свойственных им функций, непосредственно связанных с особенностями их семантики и грамматики, а также употребления в тексте.
Методы педагогического моделирования и проектирования компонентов образовательных систем позволили разработать и внедрить образовательную модель продуктивного изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных, способную обогатить и расширить представления учащихся о данном языковом феномене, содействовать совершенствованию у них лингвистической компетенции.
Результаты исследования
Для эффективного изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных учащимися средних классов мы построили методическую систему работы с ними на занятиях научно-образовательной смены «Секреты русского языка» Академии успеха в функционально-семантическом аспекте.
Усилению функционально-семантического аспекта в изучении лексико-грамматических разрядов имен существительных способствует работа поисково-исследовательского характера по художественным произведениям, позволяющая актуализировать изобразительно-выразительные возможности данных единиц с учетом их лексико-грамматической специфики и с привлечением дополнительных лингвокультурологических сведений, элементов лингвокультурологического и лингвостилистического анализа.
В качестве материала исследования были выбраны различные произведения школьной программы, что позволило сформировать более полное представление об идиостиле авторов, уже знакомых учащимся из уроков литературы, расширить знания об их языковой личности и творческой манере в целом. К таким произведениям относится и поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», по которой мы предложили ряд исследовательских заданий функционально-семантической направленности.
Во-первых, к заданиям с привлечением лингвокультурологического комментария относятся, например, следующие: Из хорошо знакомой вам поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» выпишите собственные имена существительные. Насколько часто они встречаются в тексте? Все ли они вымышленные? Распределите их по группам в зависимости от того, имеют ли они реальных исторических прототипов, снабдив необходимым культурно-историческим комментарием. Какую роль они играют в тексте? Какими устойчивыми образными определениями (эпитетами) их «награждает» автор и с какой целью, по вашему мнению, он это делает? Среди выписанных учащимися имен собственных были: имена собственные, имевшие реальных исторических прототипов: Владимир-солнце; вымышленные имена собственные: Черномор; вымышленные имена собственные, имеющие в качестве прототипов известных существ славянской мифологии: Баба Яга. Источником лингвокультурологических сведений стали материалы интернет-источников, к которым учащиеся обращались в процессе работы над заданием, а также заранее подготовленные учителем карточки-информаторы, несущие опорную ин-формацию, необходимую для успешного выполнения задания. Результаты выполнения данного задания были отражены в сводной таблице, в од-ном столбце которой указаны группы имен собственных, фигурирующих в поэме, в другом – их функции; проверка осуществлялась методом фронтального опроса.
Во-вторых, мы предлагаем задания на основе семантических групп и тропов (метафор, олицетворений), которые позволяют не только закрепить уже имеющиеся у учеников сведения о тех или иных лексико-грамматических разрядах имен существительных в русском языке, но и существенно обогатить и расширить их в процессе изучения выполняемых ими функций в художественной речи, раскрыть авторские установки, связанные с ними в тексте, особенности идиостиля писателя в целом. Например: В чем заключается различие между одушевленными и неодушевленными именами существительными в смысловом и грамматическом отношении? Из уроков литературы вам известен такой прием, как олицетворение, который заключается в придании свойств живого неживому. Приведите примеры олицетворения из текста поэмы А. С. Пушкина. Меняется ли лексико-грамматический разряд имен существительных? Какой еще троп способствует условному «переходу» существительных из одного лексико-грамматического разряда в другой? Какова их функция в художественной речи? Среди примеров олицетворения, приведенных учащимися, были дым бежит и т. д. С ними схожи в смысловом отношении метафоры: немой мрак, шепот старины болтливой и т. д. Анализируя представленные в них неодушевленные имена существительные, учащиеся отмечают, что данные художественные приемы не приводят к изменению их лексико-грамматических характеристик, влияя лишь на их образный и выразительный потенциал в художественной речи автора. Данная работа может осуществляться в индивидуальной, парной или групповой форме; свои наблюдения учащиеся оформили в виде небольшого исследовательского проекта; проверка осуществлялась методом фронтального опроса.
Задания, которые мы предлагаем, основаны на лингвостилистическом и сравнительно-сопоставительном анализе языковых единиц с элементами эвристики и предусматривают обращение к дополнительной информации лингвокультурологического характера, при этом достаточно универсальны в применении, допускают вариативность в организации учебной деятельности, связанной с ними как в форме работы индивидуального, так и парного, группового характера.
Обсуждение и заключения
В своем исследовании мы предложили собственную методическую систему работы с лексико-грамматическими разрядами имен существительных в функционально-семантическом аспекте, расширяющую лингвистическую компетентность учащихся средних классов.
Функционально-семантический аспект изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных способен обогатить и расширить представления учащихся о данном языковом явлении, совершенствовать их исследовательские способности, а также пополнить знания об идиостиле и языковой личности того автора, тексты которого послужат материалом для языковых наблюдений. Отличительными особенностями заданий функционально-семантической направленности выступают: а) исследовательская основа; б) интерактивная форма выполнения (не исключающая и индивидуальные формы работы); в) широкое использование проблемности (эвристических вопросов и заданий), а также других элементов развивающего обучения. Продуктивным является, на наш взгляд, включение подобных заданий в содержание урока-исследования, адаптирующего процесс получения нового знания о лексико-грамматических разрядах имен существительных на основе имеющихся у учащихся сведений к их психолого-возрастным особенностям.
Применение инновационных технологий на занятиях языковой смены Академии успеха в средних классах в работе над лексико-грамматическими разрядами имен существительных способствует повышению познавательного интереса учащихся к данному языковому явлению, помогает интенсифицировать их учебную деятельность, наглядно продемонстрировать способы включения различных языковых единиц в механизмы повышения изобразительно-выразительного потенциала художественной речи, что оказывает также благотворное воздействие на развитие коммуникативного потенциала обучающихся в целом и лингвистической компетентности в частности. Сказанное указывает на образовательную и развивающую значимость предложенной нами методической модели изучения лексико-грамматических разрядов имен существительных, необходимость ее освоения для расширения лингвистической компетенции.
Список использованных источников
1.    Белова Н. А., Кашкарева Е. А. Траектории развития профессиональной межкультурно-коммуникативной компетенции учителя в системе педагогической подготовки // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2 (10). С. 64–67.
2.    Бурукина О. А., Михеева М. И. Специальная лингвистическая и коммуникативная компетенции и компетентность // Научный вестник МГИИТ. 2014. № 6 (32). С. 83–92.
3.    Пашова М. Д. Лингвистическая компетентность как средство формирования социального капитала личности // Студенческая наука XXI века. 2015. № 4 (7). С. 93–97.
4.    Табаченко Л. В. Языковедческая компетентность учителя как основа формирования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ученика // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 11. С. 129–134.
5.    Белоглазова Е. В. Имена существительные, выполняющие градуальную функцию в современном русском языке // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 3 (19). С. 109–111.
6.    Захарова Е. В., Сяохуй Юй. Языковая категория количества и лексико-грамматические разряды имён существительных // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: духовно-нравственные основы образования : материалы 15-й Междунар. науч.-метод. конференции памяти И. Н. Ульянова / под ред. Л. И. Петриевой. Ульяновск, 2014. С. 107– 109.
7.    Орлова С. Л. Переходные явления в системе лексико-грамматических разрядов имени существительного в русском языке // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург, 2016. С. 2070–2073.