Инновационные образовательные программы: практики Каталонии

11.09.2021

Инновационные образовательные программы: практики Каталонии

Инновационные образовательные программы: практики Каталонии
Ю. А. Шукшина
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия shukshina144@mail.ru

Введение: в статье раскрываются особенности системы образования Каталонии, исследуются инновационные образовательные программы и подходы к обучению, реализуемые в школах г. Таррагоны и г. Барселоны (Испания). Целью работы автора является представление зарубежного опыта реализации образовательных инноваций в плоскости дошкольного, начального и среднего образования. Проведенное исследование позволило обобщить опыт внедрения образовательных инноваций в общем образовании, реализуемых зарубежными образовательными организациями в рамках европейского проекта «Escola Nova 21».
Материалы и методы: исследование проводилось с использованием метода погружения, методов сбора качественных данных (наблюдения, опроса) с опорой на анализ, систематизацию и обобщение качественной информации образовательных организаций. Проанализированы образовательные программы и подходы к обучению на примере четырех каталонских школ: «Саградо Корасон», «Кармелитас», «Колласо и Гил», «PROA» на основе качественных данных и публичной информации, размещенной на официальных сайтах, а также документов европейского проекта «Escola Nova 21».
Результаты исследования: выявлены и систематизированы особенности инновационных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями Каталонии; показана практическая реализация образовательных инноваций в современном европейском образовании.
Обсуждение и заключение: выполненное исследование доказывает, что европейское образование объективно трансформируется в образовательную экосистему только с опорой на образовательные инновации.
Ключевые слова: система образования Каталонии, инновационные образовательные программы, компетенции XXI века.

Innovative educational programs: practicians of Catalonia
Yu. А. Shukshina
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
shukshina144@mail.ru

Introduction: the article reveals the features of the education system of Catalonia, explores innovative educational programs and approaches to learning, implemented in schools of Tarragona and Barcelona (Spain). The aim of the author’s work is to present the foreign experience in the implementation of educational innovations in the plane of preschool, primary and secondary education. The study made it possible to summarize the experience of introducing educational innovations in general education implemented by foreign educational organizations in the framework of the European project Escola Nova 21.
Materials and Methods: the study was conducted using the method of immersion, methods for collecting qualitative data (observation, survey), based on the analysis, systematization and synthesis of qualitative information of educational organizations. Analyzed educational programs and approaches to learning on the example of four Catalan schools: Sagrado Corazon, Carmelitas, Collazo and Gil, PROA based on qualitative data and public information posted on official websites, as well as documents from the European project Escola Nova 21.
Results: the features of innovative educational programs implemented by educational organizations of Catalonia are identified and systematized; The practical implementation of educational innovations in modern European education is shown.
Discussion and Conclusion: the completed study proves that European education is objectively transformed into an educational ecosystem only with the support of educational innovations.
Key words: Catalan education system, innovative educational programs, competencies of the 21st century.

Введение
В Инчхонской декларации «Образование 2030»1 представлен новый взгляд на образование, сформулированный членами Всемирного Образовательного Форума в 2015 г. Начиная с 2016 г. в системе образования Каталонии запущены процессы трансформации, направленные на ее обновление. Суть изменений связана с распространением образовательных инноваций как ответа на растущее несоответствие потребностей людей и общества в отношении обучения и возможностей, предлагаемых традиционной школой. Особый интерес представляет исследование практики внедрения образовательных ин-новаций в современном европейском образовании.
Обзор литературы
Европейские образовательные организации общего образования, в том числе образовательные центры Каталонии, повсеместно включаются в реализацию программы «Новая школа 21»2 (Escola Nova 21), инициатором которой является ЮНЕСКО. Целью программы является превращение каталонской системы образования в модель, ориентированную на осмысленное обучение и развитие компетенций для XXI в. Возникает необходимость обобщить опыт внедрения образовательных инноваций в общем образовании, реализуемом зарубежными образовательными организациями в рамках европейского проекта «Escola Nova 21».
Материалы и методы Проблемное поле исследования потребовало изучения и анализа содержания образования Каталонии. Определение образовательных инноваций осуществлялось на основе применения теоретических (обобщение, систематизация) и эмпирических (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности) методов исследования. Проанализированы образовательные программы и подходы к обучению на примере четырех каталонских школ: «Саградо Корасон», «Кармелитас», «Колласо и Гил», «PROA», а также доку-менты европейского проекта «Escola Nova 21».
Результаты исследования Школа «Саградо Корасон» [1], расположенная в г. Таррангона, реализует образовательный проект, направленный на инновации в мультилингвизме, на расширенное изучение иностранных языков. Школа имеет более чем 200-летнюю историю, она была образована на основе детского дома, который существовал с XVII в. при одном монашеском ордене. До сих пор школа принадлежит церковному христианскому ордену.
В школе «Саградо Корасон» обучение про-ходит по следующим этапам: а) этап дошкольного образования (etapa d’educació infantil), состоит из двух циклов (primer cicle – ясли и segon cicle – детский сад); б) этап начального образования (etapa d’educació primària), состоит из трех циклов (cicle inicial (1–2 уровень), cicle mitjà (3–4 уровни) и cicle superior (5–6 уровни)); в) этап среднего образования (etapa d’educació secundària), включающий обязательное среднее образование (E.S.O.) (состоит из 4 курсов, ступеней) и бакалавриат (batxillerat) (состоит из двух курсов, ступеней).
В школе «Саградо Корасон» обучается 889 учеников, из них: 74 (в возрасте от 0 до 3 лет) – в яслях (Llar d’Infants); 152 (в возрасте от 3 до 6 лет) – в детском саду (Educació Infantil); 335 получают начальное образование (Educació Primària); 251 (в возрасте от 12 до 16 лет) получают обязательное среднее образование (Educació Secundària Obligatòria или ESO); 77 (в возрасте от 16 до 18 лет) учатся на бакалавриате (Batxillerat) или в средней школе.
В школе «Саградо Корасон» преподают 63 учителя. Администрация и обслуживающий персонал школы состоит из 7 чел.
Основная цель педагогической линии школы «Саградо Корасон» – это максимальное развитие способностей и творческого потенциала учащихся. Школа реализует следующие педагогические проекты:
а) многоязычные инновации (innovació plurilingüe) – проект направлен на развитие лингвистических компетенций с помощью таких форм работы, как использование местных средств общения, работа в малых группах, опыт погружения, поездки, междисциплинарные программы и международные программы. Конечная цель проекта состоит в том, чтобы гарантировать всем ученикам возможность жить в глобальном мире. В качестве языка преподавания и обучения во внутренней и внешней деятельности школьного сообщества используется каталонский язык. Обучение идет и на испанском языке. Английский язык обязательно изучается с 3-х лет до бакалавриата. Французский и немецкий языки являются факультативными пред-метами. Французский изучается с 5-го уровня начальной школы до ESO и бакалавриата, а немецкий язык – со 2-го курса ESO и бакалавриата;
б) школа 2.0 (escola 2.0) – проект направлен на обеспечение цифровой компетентности, интеграцию учебных программ, цифровую интеграцию и методологические инновации. В школе используется многоплатформенное образовательное программное обеспечение Snappet, которое адаптируется к потребностям учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями;
в) робототехника (robòtica) – используется как междисциплинарный инструмент обучения; г) зеленая школа (escola verda) – проект направлен на сохранение природы и окружающей среды, воспитание уважения к ним;
е) потребление фруктов (consum de fruita) – проект направлен на здоровое питание, в школе установлено, что среда – это день фруктов;
е) детский совет Таррагоны (consell d’infants de tarragona) – проект позволяет ученикам в возрасте от 10 до 12 лет реализовывать свои гражданские права, например, принимать решения, размышлять, обсуждать ... и поднимать на заседаниях свои предложения для того, чтобы помочь улучшить аспекты города, которые они считают необходимыми;
г) безопасность и мобильность (seguretat i mobilitat) – проект направлен на обучение и воспитание в сфере безопасности граждан;
з) здоровье и школа (salut i escola) – проект направлен на развитие компетенций здорового поведения.
Образовательное сообщество школы «Саградо Корасон» преследует цель улучшения качества образования (личного и академического) и концентрирует внимание на приверженности и готовности служить людям и обществу. По результатам селективидада в 2018 г. (прим. Selectividad или PAU – тест доступа для поступления в университет) школа «Саградо Корасон» заняла 27 место (первая квартиль) в рейтинге всех частных и государственных школ в Каталонии.
Школа «Кармелитас» (Carmelites, Col•legi Mare de Déu del Carme) [2] имеет более столетнюю историю, в настоящее время школа участвует в инновационном образовательном проекте «Школа 21 века, школа будущего». Проект направлен на разработку и внедрение инновационных образовательных программ в систему образования Каталонии – как ответ на появление и необходимость развития новых компетенций у учеников.
В школе «Кармелитас» обучение проходит по следующим этапам: 1) дошкольное образование в детском саду (jardín de infancia), 2) дошкольное и начальное образование (infantil y primaria), 3) среднее образование обязательное (ESO), 4) последующее обязательное образование (post-obligatorios), включающее:
– бакалавриат (bachillerato);
– двойной бакалавриат (позволяет получить две степени одновременно: национальный бакалавриат (Batxillerat nacional) и диплом средней школы (High School Diploma) или американский бакалавриат (Batxillerat nord-americà));
– CFGM (cicles formatius de grau mitjà) – профессиональное образование среднего уровня. Школа реализует программы профессиональной квалификации (Programes de Qualificació Professional);
– CAS (подготовительные курсы получения образования более высокого уровня).
В школе «Кармелитас» обучается около 1200 учеников. Здесь реализуются следующие проекты: а) радио (radio), б) робототехнику (robòtica), в) чтение (lectura), г) ментальную математику (càlcul mental), д) охрана окружающей среды (medi ambient), е) забота о планете (hort d’en matheu), ж) здоровые завтраки (esmorzars saludables), з) помощники в общении (auxiliars conversa), проект связанный с иностранными языками.
Школа «Кармелитас» вошла в число 30 образовательных центров Каталонии, которые реализуют программу «Новая школа 21» (Escola Nova 21). Программа инициирована Центром ЮНЕСКО в Каталонии, ее целью является превращение каталонской системы образования в модель, ориентированную на осмысленное обучение и развитии компетенций для 21 века. При этом руководством школы «Кармелитас» в качестве приоритетных установлены следующие направления:
– поддержание христианской идентичности на основе свободы, взаимной ответственности и критического смысла в развитии образовательной деятельности школы;
– развитие всестороннего образования, позволяющего ученикам обучаться в школе и демонстрировать христианскую концепцию и харизму терезийских миссионеров-кармелитов;
– обеспечение широкого спектра обучения во всех областях, признание школы в качестве лидера в системе образования Каталонии.
Школа «Колласо и Гил» (Escola Collaso i Gil), расположенная в Барселоне [3], основана в 1935 г. Она отличается акцентированием на мультикультуру, интеграцию приезжих в каталонское общество, при этом соблюдая уважение к иным культурам и обычаям (вплоть до пожелания к особому питанию). Школа является государственной, она расположена в арабском районе, ученики школы практически на 100 % не испанцы, а выходцы из Пакистана, Марокко, Индии, Китая и т. д., учителя – каталонцы. Каталонский язык является основным языком обучения в школе.
В школе «Колласо и Гил» обучение проходит по следующим этапам:
– дошкольное образование (educació infan-til), в возрасте от 3 до 6 лет;
– начальное образование, включающее циклы inicial, mitjà и superior для детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Выпускники школы могут получить в дальнейшем обязательное среднее образование (ESO) в институте Mila i Fontanals и институте Consell de Cent, с которыми связана школа.
В школе «Колласо и Гил» преподают 64 учителя. Администрация и обслуживающий персонал школы состоит из 9 чел. Здесь реализуются следующие образовательные проекты:
а) путешествие идентичности (trets d’identi-tat). Школа принимает особенности идентичности за собственные; школа уважает все народы и различные способы мышления; школа учитывает индивидуальные различия и обязуется содействовать интеграции детей с трудностями; школа предлагает равное образование для мальчиков и девочек, разработанное в рамках совместного обучения;
б) проект «Микропространство детям» («Els microespais a infantil») направлен на развитие способностей свободно играть, учиться, общаться, открывать новое, проявлять инициативу, учиться сосуществовать и т. п. Учителя развивают в учениках способность к самостоятельности на основе принципа «нет обучения без удовольствия»;
в) проект 2.0 (EDUCAT 2.0) реализуется с 2010 г. и направлен на использование цифровых инструментов в обучении для развития, в конечном счете, компетенций для XXI в.;
г) «Создаем и программируем: робототехника и скрэтч» (Creem i programen: robòtica i Scratch). Проект направлен на использование учителями во всех школьных мероприятиях таксономии Б. Блума. Учащиеся проектируют, строят, планируют, производят, думают и разрабатывают вместе с BeeBot, Scratchjr, Scratch и роботами (Lego WeDo). Кроме того, данный образовательный проект использует такую инновацию, как «перевернутая классная комната» или Flipped Classroom. Необходимо отметить, что проект обратного класса или перевернутая классная комната является моделью обучения, типичной для цифровой эпохи;
д) проект GEP (grup d’experimentació pel plurilingüisme – экспериментальная группа по многоязычию) направлен на расширение использования английского языка и языкового разнообразия в целом.
Необходимо отметить, что обучение в школе «Колласо и Гил» строится в том числе с использованием технологий Moodle (https://agora. xtec.cat/ceipcollaso/moodle/). Ежегодно школа «Колласо и Гил» выпускает собственный цифровой журнал (https://agora.xtec.cat/ceip-collaso/ multimedia/revista/).
Школа «Про» (Escola Proa) расположена также в Барселоне [4], она была основана в 1966 г. семьями конкретного района, поэтому семейная концепция сохраняется до сих пор. Родители активно привлекаются к жизни школы от разработки концепций обучения до участия в различных мероприятиях. Школа работает на смешанном финансировании (часть расходов идет от государства, часть – от родителей).
В школе «Про» обучение проходит по следующим этапам: 1) дошкольное образование в возрасте от 3-х до 5-ти лет (segon cicle); 2) начальное образование (Ensenyament Primari) для учащихся от 6 до 12 лет (включает 3 цикла: inicial, mitjà и superior) и среднее образование (Ensenyament Secundari) для учащихся от 12 до 16 лет; 3) пост обязательное образование (Batxillerats) для учащихся старше 16 лет включает такие направления, как искусство, наука и техника, гуманитарные и социальные науки, исследовательскую работу. В школе «Про» обучается около 900 учеников.
Школа «Про», как и школа «Кармелитас», реализует программу «Новая школа 21» (Escola Nova 21). Цель школы состоит в том, чтобы развивать жизненные компетенции, объединяя четыре столпа обучения, предложенные Юнеско: учиться знать, учиться делать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти навыки предназначены для жизни и составляют основу обучения в течение всей жизни [5].
Обсуждение и заключения Результаты исследования позволяют констатировать, что обучение в школах Каталонии, участвующих в проекте EN21, строится на следующих принципах:
– ученики являются центром обучения;
– процесс обучения носит социальный характер;
– неотъемлемой частью обучения являются эмоции и мотивация;
– в процессе обучения должны быть приняты во внимание индивидуальные различия учащихся и их предыдущие знания;
– ключом к обучению являются усилия и желания учеников;
– непрерывная оценка поощряет обучение;
– обучение основано на построении горизонтальных связей.
Оцениваемое обучение не ограничивается когнитивным развитием, оно включает физическое, социальное и эмоциональное развитие. Школа должна быть независимой и открытой, способной к саморефлексии, инновациям и обновлению. Представленные в исследовании школы преследуют в качестве образовательной цели развитие компетенций для жизни. Любой ребенок независимо от его индивидуальных особенностей и условий жизни должен иметь возможность получить опыт обучения, который в дальнейшем позволит ему реализовать собственные проекты в жизни для того, чтобы стать благополучным.

Список использованных источников

1.    Официальный сайт школы «Саградо Корасон». URL: http://www.sagratcor.cat (дата обращения: 20.01.2019).
2.    Официальный сайт школы «Кармелитас». URL: www.carmelites.cat/es (дата обращения: 22.01.2019).
3.    Официальный сайт школы «Колласо и Гил». URL: https://agora.xtec.cat/ceip-collaso (дата обращения: 24.01.2019).
4.    Официальный сайт школы «PROA». URL: www.escola-proa.cat (дата обращения: 26.01.2019).
Т.    Шукшина Ю. А., Сульдина О. В. Образование XXI века: ключевые компетенции и новая грамотность // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 1. С. 90–94.
6.    Escola Nova 21. URL: https://www. escolanova21.cat (дата обращения: 10.01.2019).