Становление внешкольного образования земских организаций в Мордовском крае

25.09.2021

Становление внешкольного образования земских организаций в Мордовском крае

Становление внешкольного образования земских организаций в Мордовском крае
Л. М. Ермакова
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия lider-ik@yandex.ru

Введение: в России 1860-х – начала ХХ столетия земства как избираемые институты регионального самоуправления сыграли огромную роль. Начало им положила земская реформа как одно из важнейших либеральных преобразований императора Александра II. В ее рамках началось создание уездных и губернских земских собраний и управ, состав которых избирался на бессословной основе. В компетенции земских собраний и управ были различные вопросы региональной инфраструктуры. Несмотря на относительно ограниченные территориальные рамки, земская реформа оказала большое влияние на культурную и хозяйственную жизнь страны. Земство сыграло огромную роль в просветительском движении поздней Российской империи, в частности в развитии внешкольного образования, в том числе на территории Мордовского края.
Материалы и методы: исследование опирается на дореволюционные периодические и статистические издания, содержащие богатый фактический материал по внешкольной деятельности земства на территории современной Республики Мордовия. Методологической основой для статьи является принцип историзма, позволяющий анализировать тот или иной исторический феномен в контексте его эпохи и в то же время в его диалектическом развитии «во времени и пространстве».
Результаты исследования: одной из важных стратегических задач земства было всеобщее обучение населения страны. В 1880-х гг. этот вопрос считался невыполнимым, а его реализация не находила поддержки со стороны властей. Однако уже в 1890-е гг. данная задача стала успешно решаться многими земствами России, в том числе Пензенским, Симбирским, Тамбовским и Нижегородским губернскими земствами, на территории которых располагается современная Республика Мордовия. В конце ХIХ – начале ХХ столетия в провинции земствами стал реализовываться принцип всеобщности и общедоступности образования, врачебной помощи, библиотечного обслуживания. Важным, если не приоритетным, направлением в деятельности земств, связанным с вопросами внешкольного образования, явилось развитие книжных земских складов, а также института земских книгонош, книговозов, земского издательства народных книг и особенно создание сети сельских библиотек. Народные библиотеки, библиотеки-читальни призваны были предупреждать рецидив безграмотности и сделать книгу близкой и доступной крестьянам.
Обсуждение и заключения: народные библиотеки-читальни, создаваемые земством в Поволжье, в том числе на территории Мордовии, были ограничены в выборе книг для чтения, что сужало круг читательских возможностей населения. Следует отметить, что абсолютное большинство населения было неграмотным, поэтому народные чтения составляли важное звено в расширении его кругозора и повышении его нравственного и интеллектуального уровня. Таким образом, на основе анализа региональных материалов по деятельности земств на территории мордовского края можно сделать вывод о том, что внешкольное образование в форме организации работы библиотек стало одним из важных направлений их работы. Однако масштабы этой работы были серьезно ограничены, в первую очередь, различными бюрократическими препонами на пути ее реализации.
Ключевые слова: земство, внешкольное образование, просвещение, библиотеки, Российская империя, мордовский край.

Formation of out-of-school education of Zemstvo organizations in Mordovia
L. M. Ermakova
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
lider-ik@yandex.ru

Introduction: in Russia during the 1860s – the beginning of the XX century, zemstvos as elected institutions of regional self-government played a huge role. They were initiated by the Zemstvo reform as one of the most important liberal reforms of Emperor Alexander II. As part of the reform, the creation of county and provincial
Zemstvo assemblies and councils began, the composition of which was elected on a wordless basis. The competence of Zemsky assemblies and administrations was various issues of regional infrastructure. Despite the relatively limited territorial framework, Zemstvo reform had a great influence on the cultural and economic life of the country. Zemstvo played a huge role in the educational movement of the late Russian Empire, in particular, in the development of out-of-school education, including in the territory of the Mordovian region.
Materials and Methods: the study is based on pre-revolutionary periodical and statistical publications (which will be quoted in this article below), containing a wealth of factual material on the extracurricular activities of the zemstvo in the territory of the modern Republic of Mordovia. The methodological basis for the article was the principle of historicism, which allows analyzing a particular historical phenomenon in the context of its epoch and at the same time in its dialectical development “in time and space”.
Results: one of the important, strategic tasks of the zemstvo was the general education of the country’s population. In the 1880s this question was considered impracticable, and its implementation did not find support from the authorities. However, already in the 1890s this task was successfully solved by many zemstvos of Russia, including the Penza, Simbirsk, Tambov and Nizhny Novgorod provincial zemstvos, in which territory the modern Republic of Mordovia is located. At the end of the XIX and the beginning of the XX century, the principle of universality and general accessibility of education, medical aid and library services began to be realized in the provinces by zemstvos. An important, if not a priority, direction in the activities of zemstvos related to questions of out-of-school education was the development of book storehouses, as well as the institute of zemstvo bookguns, bookstores, zemstvo publishing house of folk books, and especially the creation of a network of rural libraries. Folk libraries, reading rooms were designed to prevent the recurrence of illiteracy and make the book as close and accessible to the peasants.
Discussion and Conclusions: folk reading libraries created by the Zemstvo in the Volga region, including in the territory of Mordovia, were limited in the choice of books for reading, which narrowed the circle of reading possibilities of the population. It should be noted that the absolute majority of the population was illiterate, so the popular readings were an important link in expanding their horizons and raising their moral and intellectual level. Thus, based on the analysis of regional materials on the activities of zemstvos in the territory of the Mordovian region, it can be concluded that out-of-school education in the form of organizing the work of libraries has become one of the important areas of their work. However, the scope of this work was seriously limited, first of all, by various bureaucratic obstacles to its implementation.
Key words: zemstvo, out-of-school education, enlightenment, libraries, Russian Empire, Mordovia.

Введение
В России 1860-х – начала ХХ столетия земства как избираемые институты регионального самоуправления сыграли огромную роль. Начало им положила земская реформа как одно из важнейших либеральных преобразований императора Александра II.
1 января 1864 г. было принято Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В его основу были положены проекты, которые разрабатывались с 1859 г. комиссией при Министерстве внутренних дел. В рамках реформы началось создание уездных и губернских земских собраний и управ, состав которых избирался на бессословной основе. Одна курия избирателей представляла помещиков, вторая – крестьян, третья – горожан. Земские собрания назначали земские управы (уездные, губернские), в состав каждой из которых входили шесть человек. Как правило, данные собрания собирались раз в год, но в случае какой-либо необходимости их могли созывать чаще. Работа управ носила постоянный характер и сводилась в основном к выполнению решений и распоряжений земских собраний. В компетенции земских собраний и управ были различные вопросы региональной инфраструктуры (содержание дорог, школ, больниц и медицинских пунктов, развитие местной торговли и промышленности и т. д.).
Земская реформа проходила преимущественно в губерниях Европейской части России. Вне охвата данной реформы остались многие «окраинные» регионы империи. Например, на территории Сибири земство было введено только в 1917 г. по инициативе Временного правительства, вскоре став бессмысленным и формальным в условиях начавшейся Гражданской войны. Несмотря на относительно ограниченные территориальные рамки, земская реформа оказала большое влияние на культурную и хозяйственную жизнь страны. Работа земств контролировалась на местах губернаторами, а на общеимперском уровне – Министерством внутренних дел. Губернатор осуществлял надзор над тем, как земства решают и реализуют его административно-хозяйственные и культурно-просветительские задачи. В период контрреформ 90-х гг. XIX в. в земствах было значительно расширено представительство дворян. Тем не менее их социальной основой всегда оставалась, в первую очередь, интеллигенция, в том числе – интеллигенция разночинная и зачастую оппозиционно настроенная. Земство сыграло огромную роль в просветительском движении поздней Российской империи, в частности в развитии внешкольного образования, в том числе на территории мордовского края.
Обзор литературы
Статья опирается на историографию указанной темы, в которой особое место занимают труды В. Л. Житаева [1–2] – ученого и краеведа, оказавшего автору данной статьи огромную и неоценимую помощь в сборе материалов исследования.
Первые работы по данной проблеме появились в 1890-е гг. и особенно в первом десятилетии ХХ в. В частности, проблемы народного внешкольного образования в Российской империи анализировали такие дореволюционные авторы, как В. П. Вахтеров, Г. А. Фальброк, В. И. Чарнолусский, Д. И. Шаховский. После упразднения земств в 1920–1930-е гг. советские историки излагали лишь отдельные аспекты их хозяйственно-культурной деятельности, одновременно наметилась тенденция отрицания прогрессивной роли земских учреждений, поскольку данные работы были идеологизированы. В 1970-е гг. вышли труды В. Р. Лейкиной-Свирской, А. В. Ушаковой, Н. М. Пирумовой, в которых анализируются идейно-политические взгляды земской интеллигенции, ее участие в общественно-политическом движении, в культурно-просветительской деятельности. Во второй половине 1980-х – 1990-е гг. в отечествен-ной историографии появились работы В. И. Никулина, Н. Г. Королевой, Г. А. Герасименко, Ф. А. Абрамова и упомянутого выше В. Л. Житаева, которые более объективно и глубоко анализировали отдельные аспекты культурно-просветительской деятельности земств.
Материалы и методы
Исследование опирается на дореволюционные периодические и статистические издания (которые будут процитированы в данной статье ниже), содержащие богатый фактический материал по внешкольной деятельности земства на территории современной Республики Мордовия. Методологической основой для статьи стал принцип историзма, позволяющий анализировать тот или иной исторический феномен в контексте его эпохи и в то же время в его диалектическом развитии «во времени и пространстве».
Результаты исследования
Одной из важных стратегических задач земства было всеобщее обучение населения страны. В 1880-х гг. этот вопрос считался невыполнимым, а его реализация не находила поддержки со стороны властей. Однако уже в 1890-е гг. данная задача стала успешно решаться многими земствами России, в том числе Пензенским, Симбирским, Тамбовским и Нижегородским губернскими земствами, на территории которых располагается современная Республика Мордовия. В конце ХIХ – начале ХХ столетия в провинции, на местах, земствами стал реализовываться принцип всеобщности и общедоступности образования, врачебной помощи, библиотечного обслуживания. Так, первоначальные шаги во внешкольном образовании в Нижегородской губернии были сделаны еще в 1866 г., когда при губернской земской городской общественной библиотеке было учреждено комиссионерство для выписки книг и учебных пособий. В 1872 г. и 1873 г. было начато создание центрального книжного склада с продажей книг при уездных управах. Губернское собрание 1872 г. отмечало полезность начатого дела и в своем постановлении отмечало, что «не имея книг для чтения, кроме лубочных изданий вроде сказки о Бове Королевиче, Франциле Венециане и т. п., продаваемых офенями очень дорого, ученики народных училищ через несколько лет по выходе из школ разучиваются читать».
Попытки расширения внешкольного образования были предприняты земством и в Пензенской губернии. Так, в 1871 г. для всестороннего обсуждения вопросов относительно лучшего устройства дела народного образования, требующего обсуждения и разрешения, Пензенским губернским земским собранием было образована комиссия по изучению этого вопроса. Именно данная комиссия после глубокого изучения состояния народного образования в уездах губернии и пришла к выводу об устройстве сельских библиотек. Ощутимая работа в этом направлении была проведена в Краснослободске, где в 1870 г. земством была открыта публичная читальня, на устройство которой было единовременно ассигновано 300 руб., а затем ежегодно вносило в смету по 100 руб. Пользование книга-ми в читальне было установлено бесплатное, а с желающих брать книги на дом взималась плата по 30 коп. в месяц или три рубля в год. В отчете за 1888 г. указывалось, что годовых подписчиков у читальни было 15, полугодовых – 23 и месячных – 25. Всех книг в читальне к тому времени стало 500 названий в 1507 томах. С 1888 г. земское собрание приступило к устройству библиотек при сельских школах, ежегодно на приобретение книг для училища выделялось 50 руб. [3].
Необходимо отметить, что еще до появления земств в ряде губерний делались попытки организовать воскресные школы, чтения, курсы как формы просвещения взрослого населения. Однако широкого распространения они не получили: например, в начале 1860-х гг. в Пензенской губернии было открыто всего три воскресные школы – в Пензе, Краснослободске и Мокшане, которые в июне 1862 г. были ликвидированы [4]. Однако более широкое внедрение внешкольного образования среди крестьянства столкнулось с проблемой невостребованности грамотности у значительной массы сельского населения. Земский санитарный врач П. Кудрявцев по данному поводу отмечал следующее: «Крестьянин, благодаря своему невежеству, не пошел в своей главной массе дальше сохи, которой он работал тысячу лет назад. Главная причина этого, конечно, невежества народа, выражается в огромном проценте безграмотности, а для грамотных – в отсутствии общего развития специальных, практических знаний» [5]. В связи с этим важным, если не приоритетным, направлением в деятельности земств, связанным с вопросами внешкольного образования, явилось развитие книжных земских складов, а также института земских книгонош, книговозов, земского издательства народных книг и особенно создание сети сельских библиотек. Народные библиотеки, библиотеки-читальни призваны были предупреждать рецидив безграмотности и сделать книгу по возможности близкой и доступной крестьянам. В частности, пользование книгами в таких библиотеках, равно как и посещение народных чтений, воскресных школ и другие подобные мероприятия, были бесплатными. Кроме того, учреждалась должность осуществляющих надзор за бесплатными народными читальнями. Это мог быть один или несколько лиц, причем данная кандидатура согласовывались с губернатором, попечителем учебного округа и местным епархиальным архиереем.
Обсуждение и заключения
Народные библиотеки-читальни, создаваемые земством в Поволжье, в том числе на территории Мордовии, были ограничены в выборе книг для чтения, что сужало круг читательских возможностей населения.
Следует отметить, что абсолютное большинство населения было неграмотным, поэтому народные чтения составляли важное звено в расширении его кругозора и повышении его нравственного и интеллектуального уровня. По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., грамотность среди мужского населения в Пензенской губернии составляла 23,7 %, женского – 6,0 %, в Тамбовской губернии соответственно – 26,72 % и 6,99 %, а Симбирской губернии – 25,4 % и 7,0 %. Недостаточно высокая грамотность была и в уездах, вошедших впоследствии частично или полностью в состав Мордовии: Ардатовском – 12,8 %, Инсарском – 10,2 %, Краснослободском – 11,3 %, Саранском – 14,4 %, Темниковском – 13,3 %. Еще ниже грамотность была среди мордовского населения. В Ардатовском уезде она составляла 9,52 %, тогда как среди мужчин она равнялась 17,29 %, а среди женщин только 2,26 %. В Инсарском уезде общая грамотность мордвы составляла 5,96 %, тогда как среди мужчин данный показатель составлял 10,28 %, среди женщин – 1,73 %. В Краснослободском уезде грамотность среди мужчин составляла 6,7 %, женщин – 0,6 %. В Саранском уезде общая грамотность составляла 8,9 %, в том числе среди мужчин – 16,4 %, среди женщин – 1,7 %. В Темниковском уезде общая грамотность мордвы составляла 5,2 %, среди мужчин – 9,97 %, среди женщин менее одного процента (0,96 %)3 [6]. В то же время внедрение внешкольного образования среди крестьянского населения шло медленно. Наибольшее развитие внешкольное образование получает к концу ХIХ – началу ХХ вв. Так, в Нижегородской губернии в Лукояновском уезде, куда входило немалое число поселений, ото-шедших впоследствии Мордовии, внешкольная просветительская работа стала вестись после 1895 г. Еще в 1891 г. инспектор народных училищ М. В. Овчинников внес предложение на губернском земском собрании о способах борьбы с рецидивами безграмотности. Обращаясь с этим вопросом к губернскому собранию, он отмечал, что новобранцы, являясь со свидетельствами об окончании школ, оказываются безграмотными. Однако губернское земство никаких мер тогда не приняло и только рекомендовало передать предложения М. В. Овчинникова уездным земствам, считая, что устройство повторительных школ, библиотек и других учреждений внешкольного образования является именно их функцией.
Важное место в деятельности земств занимал вопрос финансирования мероприятий внешкольного образования, которое осуществлялось за счет денежных пожертвований (пособий) не только земств, но и отдельных городов, частных обществ и благотворителей. Кроме того, выделялись средства волостными и сельскими сходами по приговору крестьян об обязательных ежегодных взносах; использовались штрафные деньги, взимаемые по решениям волостных судов; со сборов с торговых площадей; плата за дозволение открывать трактиры и питейные заведения. Использовались деньги, собираемые по подписке, добровольные взносы и пожертвования читателей, отчисления доходов от продажи книг в местных книжных складах, поступления от театральных постановок, платных вечеринок, публичных лекций и т. д.
На необходимость более широкого просветительского влияния на крестьянское население обратил внимание VIII съезд врачей Пензенской губернии (1898 г.), где рассматривались многие вопросы их деятельности, в том числе по распространению гигиенических сведений в народе, устройство уездных врачебных библиотек, книжных складов, раздача популярных бесплатных листков. Уже тогда передовая интеллигенция понимала значение книги в распространении знаний среди населения и в жизни простого человека. Например, на основании постановлений Ардатовского земского собрания 1896, 1897, 1899 и 1890 гг. на расходы по организации внешкольной работы со взрослым населением ежегодно выделялся кредит. Он складывался из следующих расходов: на приобретение книг и журналов для имеющихся в то время 8 библиотек по 60 руб. на каждую – 480 руб., на жалование библиотекарям по 30 рублей каждому – 240 руб., на поддержание библиотек для служащих земств – 200 руб. Всего на ежегодные расходы финансировалось примерно 920 рублей.
Таким образом, на основе анализа региональных материалов по деятельности земств на территории мордовского края можно сделать вывод о том, что внешкольное образование в форме организации работы библиотек стало одним из важных направлений их работы. Однако масштабы этой работы были серьезно ограничены, в первую очередь, различными бюрократическими препонами на пути ее реализации.

Список использованных источников

1.    Житаев В. Л. Культурно-просветительская деятельность в Мордовии (вторая половина XIX – 80-е гг. ХХ века). Саранск, 2006. 152 с.
2.    Житаев В. Л. Религиозно-нравственные беседы и чтения // Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития : сб. ст. Саранск, 2008. С. 113–116.
3.    Евграфов Н. Р. Двадцатипятилетняя деятельность земских учреждений Пензенской губернии. 1865–1889 годы. Пенза, 1894. 394 с.
4.    Федоров И. Выдающиеся учителя и просветители Пензенской губернии. Пенза, 1958. С. 18–19.
5.    Кудрявцев П. Ф. Народные библиотеки-читальни в селах и городах Симбирской губернии в 1900–1901 гг. Симбирск, 1904. 396 с.
6.    Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 39. Симбирская губерния. СПб., 1904. 177 с.