Развитие художественной самодеятельности в Мордовии (1920–1930-е гг.)

02.10.2021

Развитие художественной самодеятельности в Мордовии (1920–1930-е гг.)

Развитие художественной самодеятельности в Мордовии (1920–1930-е гг.)
Р. Н. Каукина*, А. В. Логинов, А. В. Меркуши1
ФГВОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Средне-Волжский институт (филиал) «Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)», г. Саранск, Россия *kaukina1966@mail.ru

Введение: в статье рассматривается развитие художественной самодеятельности в 1920–30-е гг. на территории Мордовии. Цель исследования заключается в комплексном анализе основных направлений, стиля и методов руководства художественной самодеятельностью в довоенный период, раскрытии ее потенциала как формы творческого самовыражения поколения 1930-х гг.
Материалы и методы: методологической основой исследования явился системный подход, реализованный на основе общенаучных принципов историзма, объективности и системности. Принцип историзма дал возможность изучить развитие художественной самодеятельности в Мордовии с учетом конкретных исторических условий, выявить качественные и количественные изменения в этом процессе. Принцип объективности позволил на основе широкого круга привлеченных источников выявить основные направления, закономерности, стиль и методы развития художественного творчества в российской провинции.
Результаты исследования: определены основные направления художественного творчества населения Мордовии в 1920–1930-е гг., а также стиль и методы руководства культурно-просветительной деятельностью. Показан его потенциал как формы общественной инициативы и творческого самовыражения поколения 1930-х гг.
Обсуждение и заключения: период 1920–1930-х гг. стал важным этапом развития художественной самодеятельности Мордовии. Характерным явлением в это время становится ежегодное проведение смотров и олимпиад, массовость, повышение уровня исполнительского искусства. Несмотря на активную пропаганду хозяйственных и других задач социалистического строительства, большое внимание стало уделяться творчеству мордовского народа. Кроме того, население приобщалось к культуре советского, индустриального общества. Участие в художественной самодеятельности открывало новые возможности для творческой самореализации населения Мордовии.
Ключевые слова: Республика Мордовия, художественная самодеятельность, драматические кружки, хоровые кружки, агитбригады, Дома культуры, избы-читальни.

The development of amateur art in Mordovia (1920–1930s)
R. N. Kaukinaa*, A. V. Loginovb, A. V. Merkushina
aMordovian State Рedagogical Institute, Saransk, Russia
bThe Middle Volga Institute (branch) of the All-Russian State «University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia»), Saransk, Russia
*kaukina1966@mail.ru

Introduction: the article discusses the development of amateur art activities in the 1920s – 30s. on the territory of Mordovia. The purpose of the study is to comprehensively analyze the main directions, style and methods of leadership of amateur performances in the prewar period, revealing its potential as a form of creative expression of the generation of the 1930s.
Materials and Methods: the Methodological basis of the study was a systematic approach, which was implemented on the basis of General scientific principles of historicism, objectivity and consistency. The principle of historicism made it possible to study the development of Amateur art in Mordovia, taking into account specific historical conditions, in chronological order, to identify qualitative and quantitative changes in this process. The principle of objectivity on the basis of a wide range of sources involved allowed to identify the main directions, patterns, style and methods of development of artistic creativity in the Russian province.
Results: as a result of the study of the development of Amateur art in Mordovia in the 1920s – 1930s, the historical characteristics of the processes under consideration are given. The article defines the main directions of artistic creativity of the population of Mordovia in the 1920s – 1930s, as well as the style and methods of management of cultural and educational activities.
Discussion and Conclusions: the period of 1920–1930s. became an important stage in the development of amateur art of Mordovia. A characteristic phenomenon during this period is the annual conduct of reviews and competitions, mass character, and the rise in the level of performing art. Despite the active propaganda of the economic and other tasks of socialist construction, much attention was paid to the creativity of the Mordovian people. In addition, the population was introduced to the culture of the Soviet, industrial society. Participation in amateur performances opened up new opportunities for creative self-realization of the population of Mordovia.
Key words: Republic of Mordovia, Amateur art, drama clubs, choral circles, propaganda teams, Houses of culture, reading rooms.

Введение
В 1920–30-е годы большое значение в социокультурной жизни Мордовии имело развитие самодеятельного художественного творчества. Участие в художественной самодеятельности открывало новые возможности для творческой самореализации населения Мордовии. В ней участвовали как мужчины, так и женщины, как молодежь, так и пожилые люди. Это движение охватило представителей всех национальностей Мордовии, что способствовало формированию уважительного отношения к различным национальным культурам, традициям и обрядам.
Обзор литературы
Различные аспекты культурного строительства в Мордовии исследуются в монографиях В. Л. Киселева [1], В. К. Абрамова [2], В. Л. Житаева [3]. Проблема форм и методов деятельности культурно-просветительных учреждений частично рассматриваются в работах В. С. Ивашкина [4], И. А. Яшкина [5]. Комплексному изучению основных направлений деятельности культурно-просветительских учреждений Мордовии с 1928 по 1941 гг. посвящено наше диссертационное исследование [6]. Одна из его глав анализирует развитие художественной самодеятельности в Мордовии. При подготовке статьи были привлечены материалы сборника документов «Культурное строительство в МАССР», архивные документы и материалы периодической печати.
Материалы и методы
Методологической основой исследования явился системный подход, который был реализован на основе общенаучных принципов историзма, объективности и системности. Принцип историзма дал возможность изучить развитие художественной самодеятельности в Мордовии учетом конкретных исторических условий, выявить качественные и количественные изменения в этом процессе. Принцип объективности позволил на основе широкого круга привлеченных источников выявить основные направления, закономерности, стиль и методы развития художественного творчества в российской провинции. Особое внимание уделялось принципу системного анализа, который позволил выявить отдельные факты и события в рамках исследуемой темы как отражение характерных явлений в деятельности культурно-просветительных учреждений.
Результаты исследования
В первые годы Советской власти в различных районах Мордовии создаются многочисленные драматические самодеятельные кружки. Так, в 1924 г. в целях пропаганды национального искусства молодежь села Ичалки решила организовать свой драматический кружок. Этому способствовало то, что в национальных газетах появились драматические произведения, достойные воплощения на сцене. В газетах «Якстере теште», «Од веле» было опубликовано множество одноактных пьес мордовских драматургов. Многие коллективы художественной самодеятельности сами занимались переводом русских пьес и песен на мордовские языки. Руководителем драматического кружка в Ичалках становится Павел Батаев. Первым спектаклем кружка стала постановка пьесы Ф. М. Чеснокова «Кавто киява» («Два пути»). Спектакль имел большой успех у зрителей. Кружок просуществовал до середины 1930-х гг. и поставил почти все произведения эрзянских драматургов рассматриваемого периода [7]. Отметим, национальная драматургия сыграла немалую роль в духовном воспитании села. И как бы мы не относились сейчас к ее агитационно-пропагандистской направленности, она внесла большой вклад в освещение достаточно острых социальных проблем современности, помогала Советам осуществлять культурную революцию на селе. Именно после появления мордовских пьес повсеместно начинают создаваться драматические коллективы.
В 1925–1929-е гг. в Саранске наиболее популярным из самодеятельных коллективов был драматический кружок педагогического техникума. Одаренный актер-самородок, страстный любитель театра Арсений Учватов организовал драматический коллектив и наряду с постанов-кой больших переводных пьес русских классиков ставил одноактные пьесы, написанные самими участниками кружка на актуальные темы жизни города [9].
Развитие художественной самодеятельности происходило не так стремительно и плавно, как хотелось бы. В коллективах не хватало талантливых руководителях, недостаточно было произведений по национальной мордовской тематике. Кроме того, возникали трудности со снабжением кружков музыкальными инструментами, нотным материалом, гримом, париками, костюмами. Особенно остро, по мнению В. Л. Житаева, стояла проблема подготовки кадров культпросветработников.
Определенную роль в их подготовке сыграл Дом мордовки, открытый в конце 1929 г., который являлся единственным учебным заведением, занимающимся подготовкой кадров женщин-мордовок для культурно-просветительной работы на селе. В августе 1934 г. Дом мордовки был реорганизован в постоянно действующие трехмесячные областные курсы колхозного актива.
В связи с этим в декабре 1935 г. было принято постановление Мордовского обкома ВКП(б) «О работе колхозных клубов и изб-читален», в котором указывалось на организацию при Мордовском государственном театре мастерской по изготовлению париков, бутафории и реквизита для обслуживания кружков художественной самодеятельности. Было уделено внимание подготовке кадров для учреждений культуры, предпринята организация широкого привлечения к общественной работе при клубах и изб-читальнях учителей, агрономов и другой сельской интеллигенции.
В течение 1935 г. возросло количество кружков художественной самодеятельности.
Так, если в 1933–34 гг. в Мордовии было организовано 179 драматических кружков, 76 хоровых, 80 музыкальных, в которых участвовало более 6300 человек, то в 1935 г., по данным только двенадцати районов, почти в два раза увеличилась сеть кружков: драматических стало 212, музыкальных – 138, хоровых – 1516. Формами работы кружков были главным образом спектакли, концерты, самодеятельные вечера. Самыми распространенными пьесами являлись «Од ки» («Два пути»), «Великая сила», «Поднятая целина», «Победа» и др. Репертуар коллективов художественной самодеятельности в основном отражал происходящие события в стране, текущие политические и хозяйственные кампании. В марте 1936 г. Мордовский обком ВКП(б) принял специальное постановление «О развитии и укреплении художественной самодеятельности в республике». В апреле 1936 г. было создано Управление по делам искусств при СНК МАССР. В результате улучшилось методическое руководство художественной самодеятельностью, произошел качественный и количественный рост коллективов художественной самодеятельности. Широкое развитие в республике получила сеть колхозных драматических кружков. В репертуар сельских самодеятельных кружков входили такие произведения национальных авторов, как, например, пьесы Ф. М. Чеснокова «Калдоргадсть ташто койтне» («Расшатались бытовые устои»), «Кавто киява» («Два пути»), пьесы К. С. Петровой «Кизэнь ве» («Летняя ночь»), В. И. Виарда «Шобда веста» («Темной ночью») и др.
Еще одной формой в организации деятельности учреждений культуры были хоровые кружки. Их репертуар состоял из традиционных мордовских песен: «Ульяна», «Самсон Леляй», «Сюре кштирди». Многие хоры исполняли современные песни на мордовских языках: «Комсомолонь моро» («Комсомольская песня»), «Шумбрат Октябрь чи» («Да здравствует день Октября»), «Якстере армиятень» («Красной армии») и др.
О широком развитии художественной самодеятельности свидетельствовало и то, что в нем активное участие принимала не только молодежь, но и пожилые люди. Начиная с 1936 г. в республике стали регулярно проводиться районные и республиканские смотры художественной самодеятельности. В декабре 1936 г. состоялась первая республиканская олимпиада художественной самодеятельности, которой предшествовали районные смотры.
Следующим направлением в работе культурно-просветительных учреждений было развитие танцевального искусства. В ноябре 1936 г. были проведены первые фестивали мордовских танцев. По итогам 10 лучших исполнителей были направлены в Москву для участия во Всесоюзном фестивале танцев.
Особенностью деятельности учреждения культуры явилось широкое распространение агитбригад. Участники агитбригад обслуживали колхозников во время сельхозкампаний. Так, в 1936 г. на весь период весеннего сева за колхозами было закреплено 453 драматических кружка и агитбригад11. Большинство агитбригад имели передвижки с книгами, музыкальные инструменты, передвижные стенгазеты. Так, сельский корреспондент в газете «Красная Мордовия» от 1 августа 1937 г. в статье «Об агитбригаде из Торбеево» отмечала: «агитбригада состоит из 12 человек, имеет духовой оркестр, радио, библиотеку, кинопередвижку с фильмом «Дети капитана Гранта», баян, патефон и даже фотоаппарат».
Особенно большие успехи были достигнуты в развитии художественной самодеятельности в середине 1930-х гг. Это следует из докладной записки Управления по делам искусств при Совнаркоме МААСР обкома ВКП(б) о развитии самодеятельного искусства в Мордовии, в котором отмечалось, что «1937 г. на фронте самодеятельного искусства является годом выявления молодых дарований. Хоровая и музыкальная самодеятельность Мордовии превратилась в массовое движение, которое требует к себе самого серьезного внимания со стороны нашей общественности. Мы имеем на местах хоры различных возрастов: хоры подростков, хоры стариков.
В хорах зачастую ведущую роль играют председатели колхозов, бригадиры, парторги. В некоторых селениях есть такие семьи, которые в полном составе участвуют в хоровых и музыкальных кружках. Например, хор Песковых из села Посоп, состоящий из 10 человек».
Важную роль в развитии художественного творчества играла шефская помощь профессиональных театральных коллективов и помощь домов народного творчества. Поэтому в целях улучшения организации художественной самодеятельностью в Саранске в 1937 г. был создан Дом народного творчества. Управлению по делам искусств при Совнаркоме поручалось направить на помощь колхозным кружкам художественной самодеятельности на один месяц не менее 25 творческих работников профессиональных театров и 50 лучших исполнителей из коллективов рабочей самодеятельности. Все это должно было способствовать развитию художественной самодеятельности в республике.
В проведении культурно-просветительной работы в деревне определенную помощь оказывали промышленные центры страны. Так, в 1937 г. Московский газовый завод направил культбригаду в с. Мамолаево Рыбкинского района для оказания помощи в организации обучения неграмотных, а также в проведении культурно-просветительной работы.
Следующим направлением в деятельности культурно-просветительных учреждений была организация кружков изобразительного искусства. В 1930-е гг. были организованы выставки художников-профессионалов и самоучек.
Так, на выставке самодеятельных художников в 1936 г. приняло участие 47 художников и было представлено 127 работ. 19 работ было отобрано и выставлено на Всероссийской выставке самодеятельного изобразительного искусства. Достижения мордовских мастеров были высоко отмечены: начинающий художник Седов получил за свои работы первую премию, студент пединститута Киреев – вторую.
Наряду с достижениями, выставки показали и недостатки в работе. К их числу относится отсутствие студии изобразительного искусства, плохо налаженное сотрудничество между художниками, отсутствие систематических консультаций местным кружкам.
В 1930-е годы большой шаг был сделан и в использовании фольклорного наследия мордвы. Так, коллектив писателей и научных работников подготовил к 1937 г. сборник народного творчества мордвы, в который вошли 150 лучших народных песен и наигрышей мордвы. Эти песни вошли в «Сборник песен народов СССР».
Таким образом, улучшилось методическое руководство художественной  самодеятельностью и увеличилось численность кружков. Так, на 1 января 1937 г. в республике уже насчитывалось 1298 кружков, из них – 493 драматических, 545 – хоровых, 260 – музыкальных.
В апреле 1838 г. бюро Мордовского обкома ВКП(б) принимает постановление о созыве и проведении республиканской колхозно-совхозной олимпиады самодеятельного искусства «с целью добиться массового подъема самодеятельного искусства мордовского народа, выявляя в массах талантливых художников и музыкантов, певцов и всемерно помогая их творческому росту» [5]. В связи с этим постановлением в 26 районах и городах Мордовии были проведены смотры художественной самодеятельности.
Некоторые творческие коллективы становились профессиональными. Так, организованный в 1918 г. оркестр народных инструментов в 1940 г. получил статус государственного профессионального оркестра. На 1 января 1940 года в его составе было 45 чел. Оркестр состоял из учащихся, служащих и крестьян. Коллектив оркестра в 1940 г. указом Верховного Совета Мордовской АССР был награжден почетной грамотой и премией в размере 10 тыс. руб.
В целом по Мордовии значительно увеличилось число кружков художественной самодеятельности. В 1940 г. в республике действовало кружков: драматических – 490, хоровых – 372, музыкальных – 19, танцевальных – 15. В них участвовало более 10 тыс. человек. Несмотря на ряд достижений, в их работе имелись определенные недостатки: не хватало квалифицированных руководителей, хорошо продуманного репертуара для драматических кружков, особенно на мордовских языках, так как мордовский писательский коллектив только учился профессионализму и был немногочисленным.
Обсуждение и заключение
Художественная самодеятельность республики Мордовия в 1920–1930-е гг. претерпела качественные и количественные изменения. Характерным явлением в этот период становится ежегодное проведение смотров и олимпиад, массовость, повышение уровня исполнительского искусства. Все это способствовало развитию творчества мордовского народа, несмотря на необходимость пропагандирования хозяйственных и других задач социалистического строительства. Через самодеятельное искусство население Мордовии лучше узнавало свою культуру, а также приобщалось к культуре индустриального общества. Участие в художественной самодеятельности открывало новые возможности для творческой самореализации.

Список использованных источников

1.    Киселев А. Л. Социалистическая культура Мордовии. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1970. 315 с.
2.    Абрамов В. К. Мордовский народ (1897– 1939). Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1996. 412 с.
3.    Житаев В. Л. Культурно-просветительская деятельность в Мордовии (II половина XIX – 80-е гг. XX в.) : монография. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 152 с.
4.    Ивашкин В. С., Яшкин И. А. Культурно-просветительная работа среди крестьянства // История советского крестьянства Мордовии (1917–1937) : монография. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. 264 с.
5.    Яшкин И. А. Мордовская социалистическая нация – детище Октября. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. 176 с.
6.    Ямашкина Р. Н. Деятельность культур-но-просветительных учреждений Мордовии (1928– 1941 гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Саранск, 1998. 23 с.
7.    Культурное строительство в Мордовии : сб. док. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. 357 с.
8.    Мордва : историко-культурные очерки. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. 689 с.
9.    Самохвалов И. С. Мордовское искусство и народное творчество в годы Советской власти. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1949. 36 с.