Блоггинг как один из способов организации самостоятельной работы студентов

09.10.2021

Блоггинг как один из способов организации самостоятельной работы студентов

Блоггинг как один из способов организации самостоятельной работы студентов
Д. М.-С. Алиева*, С. М. Рабаданова, Д. А. Зайналова
ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»,
г. Махачкала, Россия
*alievadjami@gmail.com

Введение: статья посвящена проблеме реализации инновационных технологий, позволяющих повысить качество языковой подготовки студентов. Значительный вклад в формирование их коммуникативной компетенции может внести такой инновационный образовательный инструмент, как блог. Целью исследования является раскрытие потенциала образовательного блога при обучении иностранному языку в вузе в контексте совершенствования современного высшего образования.
Материалы и методы: в исследовании использовались методы теоретического анализа изучаемой проблемы на основе изучения педагогической литературы; метод системного анализа и синтеза.
Результаты исследования: в соответствии с поставленной целью исследования получены следующие результаты: 1) сделан обзор отечественной и иностранной методической литературы по теме исследования; 2) на основе личного опыта раскрыты потенциальные возможности инновационных методов обучения; 3) выделены условия реализации такого метода, как блоггинг, при обучении иностранному языку в вузе.
Обсуждение и заключения: образовательный блог нами рассматривается как инструмент Web 2.0, оригинально построенный обучающий процесс, который учит студентов креативно мыслить на изучаемом иностранном языке. Практическая значимость исследования состоит в потенциале использования такой инновационной методики, как блог, в условиях современной парадигмы высшего образования.
Ключевые слова: иностранный язык, блог, инновационные технологии, преподавание, вуз, дискуссия, мотивация, педагог, профессиональная деятельность.

Blogging as a language-learning tool for autonomous study
D. M.-S. Alieva*, S. M. Rabadanova, D. A. Zainalova
Dagestan State University, Makhachkala, Russia
*alievadjami@gmail.com

Introduction: the article is devoted to the problem of such implementing innovative technology as blog in language training process for students. This innovative technique allows to improve the quality of communicative competence of students. The aim of the research is to disclose the pedagogical purposes for the blogging method when teaching a foreign language at a university in the context of improving modern higher education.
Materials and Methods: the research used methods of theoretical analysis of the problem studied on the basis of the study of pedagogical literature; method of system analysis and synthesis.
Results: in accordance with the goal of the study, the following results were obtained: 1) the review of methodical works as well as opinions of scientists on blogging as a language-learning tool is done; 2) on the basis of teaching experience the potential of innovative methods of teaching, is revealed; 3) the conditions for implementing such a method as blogging are described when teaching a foreign language at a university.
Discussion and Conclusions: in the context of this article an educational blog is meant a kind of Web 2.0 tool originally constructed into learning process. Blogging teaches students to think creatively in the target language. The practical significance of the research is the potential of using this innovative method in teaching foreign languages, in the context of improving modern higher education.
Key words: foreign language, innovative technologies, blogging, teaching, university, discussion, motivation, teacher, professional activity.
Введение
Владение иностранным языком для целей профессионального общения выступает в настоящее время одним из значимых показателей профессионализма. Это обусловлено как большим количеством специальной литературы на иностранных языках (в том числе профессионально-значимой информации в сети Интернет), так и практикой международного обмена студентами и специалистами, возможностью получения или продолжения образования в зарубежных вузах [1].
Целью преподавания иностранного языка является подготовка специалистов со сформированной профессионально-ориентированной иноязычной компетенцией. Придать процессу обучения деятельностный характер призваны инновационные  образовательные  технологии.
Необходимость их использования обусловлена ограниченностью аудиторных часов, выделенных на данную дисциплину, «сложностью практических иноязычных умений и навыков, которыми студенты должны овладеть; отсутствием иноязычной среды и естественной потребности использовать иностранный язык как средство общения» [2].
Современным способом организации самостоятельной работы студентов являются технологии Web 2.0. Одними из популярных и любимых как студентами, так и преподавателями инструментами стали образовательные блоги, которые позволяют студентам в непринужденной и творческой обстановке обмениваться мнениями по различным вопросам и проблемам.
В настоящей статье мы детально рассмотрим данный метод.
Обзор литературы
Модернизация системы высшего профессионального образования привела к тому, что самостоятельная работа студентов как вид учебной деятельности становится ведущей формой организации учебного процесса. Эффективность самостоятельной работы студентов зачастую определяется правильной организацией, рациональным распределением времени. Подготовка специалистов, способных к самообразованию, становится целью высшего образования при выполнении социального заказа общества.
Процесс самостоятельной работы позволяет студентам выработать самоорганизованность, самоконтроль и целенаправленность. Эти качества необходимы для дальнейшего образования и профессионального роста.
Исследования показывают, что использование образовательных блогов играет важную роль в формировании активного взаимодействия и общения на иностранном языке как между обучающимися, так и между преподавателем и обучающимися. Эффективность блогов при формировании навыков чтения в начинающей группе в университете подтвердили исследователи Б. Л. Извкиэрдо и Л. Е. Рейес [3]. По их мнению, сообщения блогов лучше воспринимаются большинством студентов по сравнению с традиционными материалами и другими новыми способами обучения. Мониторинг результатов работы годового проекта, в котором учащиеся участвовали в качестве читателей и писателей блога, показал, что блоггинг способствует реализации творческого потенциала учащихся.
Л. С. Дюкатэ и Л. Л. Ломика утверждают, что блог как образовательный инструмент позволяет учащимся экспериментировать с языком и облегчает самовыражение в непринужденной обстановке [4]. Помимо этого, блоги прекрасно зарекомендовали себя как средство для руководства дискуссией. Так, например, С. Виттэ в проекте под названием «Talkback Project» использовал блоги в качестве онлайн-среды для дискуссий, в которые он вовлек не только учащихся восьмого класса, но и их родителей, а также преподавателей. Он утверждает, что блоги в блогах создают возможности для учеников совершенствовать традиционные навыки грамотности [5]. Однако, по мнению некоторых исследователей, доказательств положительного воздействия блогов на навыки чтения студентов недостаточно. По данным эмпирических исследований Ю-Фенг Янга, использование Интернета не связано с высокими результатами на английском или китайском языках или совершенствованием навыков чтения [6].
Педагогическая значимость блога как средства развития навыков письменной речи стала предметом исследования Анник Ривенс Момпин. В статье под названием «Развитие осознанного взаимодействия посредством блога при обучении английскому языку как иностранному» автор приводит результаты собственного исследования. Она отмечает, что проект был успешным – улучшилась мотивация обучающихся, вовлеченность в процесс письма. Участники блога позитивно воспринимали онлайн-письмо [7].
Совершенствованию навыков говорения посредством блога посвящена работа Анны Марии Расмуссен. На примере курса немецкого языка, который направлен на совершенствование языковых навыков учащихся и навыков критического мышления, исследователь приходит к выводу, что блоги как один из инструментов Web 2.0 улучшают навыки говорения обучающихся [8]. Здесь, однако, следует заметить, что очень небольшое количество исследований было посвящено анализу влияния блогов на совершенствование навыков говорения. Ряд авторов отмечают, что ведение блога не влияет на улучшение беглости речи, правильности произношения. Так, Ю-Чин Сан в работе «Исследование эффективности практики говорения посредством голосового блога в контексте изучения иностранного языка» приводит данные исследования, в которое были вовлечены студенты колледжей Тайваня. Студенты изучали английский язык в качестве иностранного в течение одного семестра (18 недель) и регулярно делали записи в голосовых блогах. Несмотря на то, что навыки говорения у студентов-участников проекта в целом улучшились, они не добились значительного улучшения произношения и беглости речи [9].
С учетом анализа литературы нами были выделены следующие характеристики образовательного блога как метода обучения: 1) представляет собой инновационный способ организации самостоятельной работы студентов, прекрасно зарекомендовавший себя; 2) способствует развитию основных речевых навыков (чтение, письмо и говорение); 3) повышает мотивацию обучающихся, формирует благоприятное отношение к обучению; 4) предоставляет пространство для обсуждений и прививает студентам культуру проведения дискуссий; 5) и, как следствие, является средством формирования межкультурной компетенции.
Материалы и методы
Для выявления целесообразности использования образовательных блогов как средства организации самостоятельной работы студентов использовался метод системного анализа и синтеза. Для раскрытия содержания методики блоггинга использовались методы теоретического анализа изучаемой проблемы.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования было выявлено, что активное использование образовательных платформ Web 2.0 в обучении иностранному языку изменяет образовательный процесс, его содержание и методическую базу. Преподавателям предоставляется возможность выбрать те инструменты, которые они считают наиболее целесообразными для своих предметов. Преподаватели иностранных языков часто предпочитают блоги. Блог (blog) – это один из инструментов Web 2.0, представляющий собой дневник, сетевой журнал одного или не-скольких авторов, организованный в обратнохронологическом порядке. Большинство образовательных блогов являются текстовыми, однако они, как правило, объединяют тексты, изображения, видео и ссылки на другие блоги, включают в себя фотоблоги, видеоблоги (vblog), музыкальные блоги (MP3blogs), подкасты или микроблоги. Внимание преподавателей иностранных языков привлекли, в первую очередь, такие свойства технологий Web 2.0, как неограниченность во времени и пространстве.
Образовательный блог является по своей сути своеобразным диалогом между пользователем и мультимедийной информацией. В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель, он может быть открытым или закрытым. Доступ к блогу и право участвовать в учебных дискуссиях или публиковать посты предоставляются преподавателем. Для студентов естественнонаучных направлений блоги являются открытыми, так как открытость (технологическая и идеологическая) – основная черта технологий Web 2.0.
Блоггинг при обучении иностранному языку оказывает значительное влияние на уровень мотивации обучающихся. Включение блогов в учебные планы дисциплины формирует позитивное отношение студентов к изучению иностранных языков и благотворно влияет на восприятие обучения. В настоящее время важным кажется развитие основных речевых навыков при помощи использования доступных и бесплатных инструментов Web 2.0. Опыт применения данной технологии к организации самостоятельной работы студентов естественнонаучных факультетов показал, что у участников блога значительно улучшились навыки чтения. Открытость этой технологии, возможность при помощи гиперссылок переходить к материалам всевозможных образовательных и информационных ресурсов способствовало повышению интереса к чтению как к процессу. Очень хороших результатов достигли студенты, которые вели совместные блоги. Мы придерживаемся мнения, что блоги развивают артикуляцию, концептуализируют речевые навыки. Студентам представилась возможность публикации голосовых сообщений. Для многих это стало первым опытом услышать иностранную речь в собственном произнесении. Это подстегнуло многих к дальнейшей работе над произношением и интонацией, мелодикой речи. Значительно улучшилось качество письменных работ. Развитие навыков письменной речи стимулировалось прежде всего потому, что обзоры, эссе, аннотации, опубликованные в сети, являются достоянием общественности, поэтому их авторы стремились избежать негативных комментариев со стороны сверстников.
Блоги улучшают взаимодействие и способствуют коммуникативной практике студентов. Они являются средством формирования межкультурной компетенции, так как создают возможность диалога представителям разных куль-тур. Посетители в интерактивном режиме обмениваются сообщениями и комментариями.
Обсуждение и заключения
По результатам исследования сформулированы следующие выводы.
1.    Целью создания образовательных блогов является оптимизация асинхронной самостоятельной работы студентов. Образовательные блоги позволяют обеспечить учебный процесс учебно-методическими материалами, которые соответствуют требованиям новых государственных стандартов и способствуют развитию соответствующих компетенций. Образовательные языковые блоги для студентов предоставляют студентам естественнонаучных направлений возможность расширить знания языка, общаться с носителями языка и дают доступ к популярной культуре.
2.    Блог предоставляет студентам не ограниченную временными рамками аудиторного занятия свободу самовыражения. Начало живой дискуссии в Интернете инициирует преподаватель, побуждая студентов углубиться в ту или иную проблему. Если при разработке учебного плана дисциплины преподаватель руководствуется только традиционными методиками, то из-за недостатка времени на занятиях и ограниченности объема учебных курсов не у всех обучающихся может быть шанс высказаться и быть услышанными.
3.    Блог как платформа для проведения дискуссий обеспечивает учебный процесс оперативной и надежной обратной связью между студентами и преподавателем, предоставляет студентам возможность обмена информацией друг с другом для совместного обучения. Инновационные методы обучения иностранному языку позволяют реализовать принцип профессиональной направленности обучения, что, в свою очередь, повышает интерес студентов к занятиям и оптимизирует учебный процесс. При таких методах обучения иностранный язык становится одним из средств активизации познавательной деятельности, готовности целенаправленно использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1.    Рольгайзер А. А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Социогуманитарный вестник. 2011. № 6. С. 13−17.
2.    Чащина Е. И., Карпец Л. А. Использование инновационных технологий в изучении иностранного языка в высшей школе // Развитие дорожно-транс-портного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки : материалы междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2014. С. 325−327.
3.    Izquierdo de B. L., Reyes L. E. Effectiveness of blogging to practice reading at a freshman EFL program // The Reading Matrix. 2009. Vol. 9 (2). P. 100–117. URL: http://www.readingmatrix.com/articles/sept_2009/ izquierdo_reyes.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
4.    Ducate L. C., Lomicka L. L. Exploring the blogosphere: Use of web logs in the foreign language classroom // Foreign Language Annals, 2005. Vol. 38 (3). P. 410–421. URL: https://www.learntechlib.org/p/70485/ (дата обращения: 17.09.2018).
5.    Witte S. “That’s online writing, not boring school writing”: Writing with blogs and the Talkback Project // Journal of Adolescent & Adult Literacy, 2007. Vol. 51(2). P. 92–96. URL: https://www.learntechlib. org/p/65432/ (дата обращения: 17.09.2018).
6.    Yang Y. Learner interpretations of shared space in multilateral English blogging // Language Learning & Technology. 2011. Vol. 15 (1). P. 122–146.
7.    Rivens Mompean A. The development of meaningful interactions on a blog used for the learning of English as a foreign Language // ReCALL. 2010. Vol. 22 (03). P. 376–395. URL: https://www.cambridge. org/core/journals/recall/article/development-of-meaningful-interactions-on-a-blog-used-for-the-learning-of-english-as-a-foreign-language/FDEAEB2 DD5C93BCE97BC4A793121A197 (дата обращения: 17.09.2018).
8.    Rasmussen A. M. Siegfried the Dragonslayer meets the web: Using digital media for developing historical awareness and advanced language and critical thinking skills // Die Unterrichtspraxis / Teaching German. 2011. Vol. 44 (2). P. 106–115.
9.    Sun Y. C. Examining the effectiveness of extensive speaking practice via voice blogs in a foreign language learning context // CALICO Journal. 2012. Vol. 29 (3). С.494–506.