Роль краеведческих дисциплин в патриотическом и гражданском воспитании студентов педагогического вуза

16.10.2021

Роль краеведческих дисциплин в патриотическом и гражданском воспитании студентов педагогического вуза

Роль краеведческих дисциплин в патриотическом и гражданском воспитании студентов педагогического вуза
Н. Ф. Беляева, Е. В. Шепелева*, М. А. Капаев
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
*tyugankova@yandex.ru

Введение: в статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией программы патриотического воспитания в условиях ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (МГПИ), представлены методы и средства использования краеведческого материала в формировании патриотического и гражданского сознания, исходя из специфики факультетов, показана внеучебная деятельность, направленная на становление активной гражданской позиции студенческой молодежи.
Материалы и методы: исследование проводилось с использованием систематизации, анализа, экспертизы программ соответствующих курсов, научной и методической литературы, посвященной значимости и важности краеведения в социокультурном и образовательном пространстве. В ходе работы авторы опирались на цивилизационный подход, позволивший выделить неповторимое сочетание культурных, духовных, материальных, социальных традиций, форм мышления и жизнедеятельности человека, а также на принцип историзма, который дает возможность показать патриотическое воспитание как динамичное явление, соответствующее современным реалиям, запросам государства и общества.
Результаты исследования: проведенный анализ показал, что патриотическое и гражданское воспитание студентов педвуза представляет собой целенаправленный, последовательный образовательно-воспитательный процесс, тесно связанный с историей и культурой этноса. Краеведческий материал прочно вошел в систему патриотического и гражданского воспитания и служит важным средством связи обучения и воспитания с жизнью.
Обсуждение и заключения: на основе проведенного анализа авторами отмечено, что краеведческий компонент занимает свою достойную нишу в образовательном и воспитательном процессе студентов педвуза. В ходе его реализации формируется патриотическое сознание, осуществляется воспитание интереса к истории и культуре родного края, экологической культуры, чувства причастности к своему народу, стране. Исходя из специфики подготовки студентов, факультеты определяют наиболее эффективные формы и методы использования краеведческого материала. Большое внимание уделяется исследовательской деятельности студентов по изучению истории и культуры родного края, сохранению и охране природной среды. Важную роль в реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.» играет внеучебная деятельность. Большой потенциал в формировании гражданской позиции имеют музеи института.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, краеведение, традиции, обычаи, экологическое поведение, научно-исследовательская работа, археология, этнография.

The role of local history disciplines in the patriotic and civic education of students of a pedagogical university
N. F. Belyaeva, E. V. Shepeleva*, M. A. Kapaev
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
*tyugankova@yandex.ru

Introduction: the article deals with the issues related to the implementation of the program of patriotic education in Mordovian State Pedagogical Institute, the methods and means of utilization of local material in the formation of patriotism and civil consciousness are shown in this article, it also deals with the extracurricular activities aimed at the formation of active citizenship of students, based on the specifics of the faculties.
Materials and Methods: the research was conducted using the systematization, analysis, examination of the programs of the relevant courses, scientific and methodological literature focused on the importance of local history in the socio-cultural and educational environment. During the work, the authors used the civilizational approach, which allowed to distinguish a unique combination of cultural, spiritual, material, social traditions, forms of thinking and human activities, as well as the principle of historicism, which makes it possible to show patriotic education as a dynamic phenomenon corresponding to modern realities and the needs of the state and society.
Results: the analysis showed that the civil-patriotic education of students of Pedagogical Institute is a purposeful, consistent educational process, closely related to the history and culture of the ethnic group. The local lore material is firmly established in the system of patriotic and civic upbringing, and serves as an important means of connecting education and upbringing with life.
Discussion and Conclusions: based on the analysis, the authors noted that the local history component takes its niche in the educational process of students of Pedagogical Institute. In the course of its implementation, a patriotic consciousness is being formed, an interest in the history and culture of the native land, ecological culture, and a sense of belonging to one’s people and country is cultivated. Based on the specifics of training students, faculties determine the most effective forms and methods of using local history material. Much attention is paid to research activities of students in the study of the history and culture of their native land, the preservation and protection of the natural environment. An important role in the implementation of the State program “Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016–2020” is played by extracurricular activities. The museums of the institute have great potential in shaping citizenship.
Key words: patriotism, citizenship, ecological consciousness, traditions, customs, ecological behaviour, research work, archeology, Ethnography.

Введение
Воспитание патриотизма во все времена занимает важнейшее место в различных сферах жизни общества, включая политику, идеологию, культуру, веру, образование. Патриотизм всегда олицетворял любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами. Он составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Исходя из этого, патриотическое воспитание – актуальнейшая проблема обеспечения стабильности и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны. Огромный потенциал в формировании патриотического сознания, воспитания активной гражданской позиции имеет образование, в том числе и на вузовском уровне. Одна из примечательных особенностей развития современной системы образования – этническая дифференциация образовательного пространства. Значительная роль в работе по формированию гражданственности и патриотизма принадлежит циклу краеведческих дисциплин и курсов.
Краеведение прочно вошло в образовательный процесс МГПИ. Изучение микроистории рассматривается как составная часть воспитания патриотического сознания, активной гражданской позиции студенческой молодежи. Этнокультурный подход к образованию позволит сохранить, ретранслировать историю и культуру своего этноса в контексте культуры народов России, мировой культуры.
Обзор литературы
Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось еще в далеком прошлом. Сведения краеведческой направленности встречаются уже в русских летописях. Однако до настоящего времени не существует толкования термина «краеведение». В начале ХХ в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения культуры, назначенной, выделяемой по административным, политическим и хозяйственным признакам относительно небольшой территории, или как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социальном строительстве своего края. Во второй половине ХХ в. краеведение трактовалось как комплекс научных дисциплин по всестороннему познанию края, как всестороннее познание определенной территории местными жителями: природы, истории, хозяйства населения, культуры1 [1]. Проведенный нами анализ существующей дефиниции этого понятия дает возможность определить «краеведение» как всестороннее изучение учащимися или студентами на занятии или во внеурочное время какой-либо определенной территории на научной основе. Объектом краеведения выступает социально-экономическое, историческое и культурное развитие малой родины [2].
С методических позиций специфика организации краеведческой работы в образовательных учреждениях представлена в исследованиях А. С. Баркова [3], Д. В. Казюба [4], Г. Н. Матюшина [5]. С точки зрения тенденций и перспектив исторического краеведения интерес представляют изыскания Н. П. Милонова [6], К. Ф. Строева [7], Н. Н. Лазуновой [8] и др.
Наиболее обобщающее освещение краеведения, формах и методах краеведческой деятельности содержатся в исследованиях Е. Б. Лукиевой [9], Н. Н. Баранского [10], И. М. Гревса [11].
В этих же работах преподавание краеведческих дисциплин рассматривается как средство развития творческого мышления и практических навыков, формирования патриотического воспитания, любви к Родине на почве любви к родному краю.
Материалы и методы
Со второй половины ХХ в. в мировой гуманитарной науке приоритетными становятся цивилизационные и культурологические подходы в изучении истории. На первый план выходит микроистория, что стимулирует повышение интереса к местной истории, воспитание любви и привязанности к малой родине, культурным ценностям, созданным предками. Данное исследование проводилось с использованием систематизации, анализа, экспертизы программ соответствующих курсов, научной и методической литературы, посвященной значимости и важности краеведения в социокультурном и образовательном пространстве. В ходе работы авторы опирались на цивилизационный подход, позволивший выделить неповторимое сочетание культурных, духовных, материальных, социальных традиций, форм мышления и жизнедеятельности человека, а также на принцип историзма, который дает возможность показать патриотическое воспитание как динамичное явление, соответствующее современным реалиям, запросам государства и общества. Изучение микроистории рассматривается как составная часть воспитания патриотического сознания, активной гражданской позиции у молодого поколения. Этим обусловлена необходимость этнокультурного подхода к образованию. В концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2007) данный подход характеризуется как стратегический  ресурс устойчивого развития полиэтнического общества, ее внутренней стабильности, обеспечивающего сохранность национальных и религиозных культурных традиций.
В его реализации большое значение приобретает изучение краеведческого материала, который обеспечит определенный уровень развития этнической культуры личности, этнокультурной и поликультурной компетентности, позволяющий каждому обучающемуся этнически реализовать себя, почувствовать свою защищенность, жить и развиваться в полиэтничном и поликультурном пространстве. Краеведение зарекомендовало себя как школа воспитания гражданственности, патриотизма, хранитель наследия прошлого. История и культура Мордовии являются важными составными элементами истории многонациональной России. Вне ее изучения невозможно представить цивилизованную эволюцию одного из крупнейших представителей финно-угорских народов, а также проанализировать современные этнические процессы и будущие первития. Объектом данного исследования является изучение форм и методов патриотического воспитания на основе использования краеведческого материала в МГПИ.
Результаты исследования
На современном этапе приоритетным направлением образовательной политики становится воспитание социально ответственной личности, обладающей чувством патриотизма и осознающей свою роль в обеспечении национальной безопасности России. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, истории, памяти предков и т. п. Аспект нового видения проблемы воспитания патриотизма, духовности, гражданственности получил свое отражение и закрепление в нормативных актах федерального и регионального уровня (Программы «Патриотическое воспитание», Национальной доктрины образования, Закон о гос. языках РМ), в программах учреждений высшего образования. Одним из активных и эффективных средств гражданского и патриотического воспитания стала краеведческая работа. Исходя из этого, краеведение прочно вошло в образовательно-воспитательное пространство МГПИ. Краеведческий материал включен в содержание дисциплин профессиональной подготовки студентов. Это позволяет поднять их культурную самооценку, демонстрируя знания достижений малой родины в контексте российского и мирового культурно-образовательного пространства. Исходя из специфики подготовки компетентного специалиста, каждый факультет определил свое направление краеведческой деятельности.
На естественно-технологическом факультете объектом краеведения является изучение природы родного края, что позволяет обеспечить необходимую связь глобальных, национальных, местных аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны окружающей среды. В процессе изучения курсов «География Республики Мордовия», «Животный мир Мордовии», «Растительный мир Мордовии» и др. у студентов формируется экологическое мышление, ответственность за судьбу родного края. Природное краеведение – это один из способов патриотического и нравственно-эстетического воспитания студентов, ибо оно позволяет увидеть и оценить красоту родной природы. Введение краеведческого компонента в содержание курсов реализуется посредством включения тем, содержащих народный опыт взаимодействия человека с природой. Например, у мордвы с древнейших времен сложился своеобразный кодекс по отношению к окружающей среде. Существовало табу на добычу ряда птиц, животных. Большое влияние на формирование экологической культуры оказывали религиозные дохристианские верования, связанные с поклонением божествам, олицетворяющим ту или иную силу природы. Сакральными функциями наделялась земля, вода, родники, отдельные виды деревьев. Реальная основа находила воплощение в представлениях о магической связи живой природы с человеком [13]. Благодаря наличию экологической культуры, в мордовском крае сохранились редкие виды цветов, трав, животных и т. п. Эффективным средством экологического воспитания всегда служил фольклор, в котором отражено мудрое и бережное отношение народа к природе.
На кафедре биологии, географии и методик обучения краеведческий материал используется в процессе преподавания курсов «Окружающая среда и здоровье человека», «Региональные аспекты сохранения и укрепления здоровья». На занятиях у студентов формируется гражданское и патриотическое сознание в контексте народной экологической культуры поведения, осознание взаимосвязи здоровья с окружающей природной средой. В рамках курсов будущие учителя индивидуально разрабатывают конспекты воспитательных мероприятий этнокультурного содержания. Таким образом, наряду с профессиональной подготовкой формируется чувство причастности к судьбе своего родного края, а через него – общегражданский патриотизм, активная жизненная позиция.
Определенный опыт работы по патриотическому воспитанию на основе краеведения сложился на филологическом факультете. В учебный план по всем направлениям и специальностям введен курс «Язык и культура мордовского народа». Он помогает воспитывать у студентов толерантность, гражданское и патриотическое сознание. Использование краеведческого материала позволяет сформировать представления о языке как основной формы передачи истории и культуры новым поколениям [14].
Весьма широко и эффективно краеведческая работа осуществляется на факультете истории и права. Важное место в структуре подготовки учителя-историка занимает «Историческое краеведение», помогающее донести до сознания студентов картины прошлого, сохранить народную память, осуществить преемственность поколений. Целью изучения данного курса является формирование у студентов систематизированных знаний о роли исторического краеведения в сохранении исторического и культурного наследия народов России, об историческом и социокультурном развитии народов мордовского края с древнейших времен до настоящего времени6. Историческое краеведение на факультете представляет различные виды деятельности: познавательную, в процессе которой студенты приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом; преобразовательную – организация выставок, сбор археологических и этнографических экспонатов для музея, участие в поиске пропавших без вести солдат и т. п.; ценностно-ориентированную – студенты осознают значимость для себя, общества тех или иных исторических фактов, событий, поступков людей. Участие студентов в историко-краеведческой деятельности способствует более углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Как показывает опыт преподавания курсов, процесс овладения историко-краеведческим материалом является одним из путей формирования этнокультурной компетентности студентов, их готовности изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтничной среде, постижения взаимовлияния народов [15].
Большой воспитательный потенциал имеют курсы «Мордовский народ в составе российской государственности», «Современные этно-демографические процессы в РФ и РМ». В ходе занятий студенты получают углубленные знания по истории и культуре своего народа. В рамках изучения этих дисциплин студенты проводят самостоятельное исследование с использованием архивных материалов. Например, составляют свою генеалогию, изучают историю семьи, рода, топонимику родного края, этимологию, название рек, сел, городов и т. д. Постигая историю малой родины, большое внимание уделяется со-временному состоянию, перспективам развития. Данный подход позволяет более глубокому постижению последовательности событий, выявлению причинно-следственной коммуникации, что способствует развитию исторического мышления [16].
Существенную роль в формировании патриотического сознания имеет проведение экспедиций, научно-практических конференций, участие студентов в различных конкурсах. Уже более двадцати лет на факультете истории и права МГПИ в рамках учебной практики проводятся археологические исследования, в ходе которых были обнаружены и исследованы древнейшие мордовские захоронения. Археологический материал широко используется в практике преподавания краеведческих дисциплин. Он дает студентам большие возможности для научно-исследовательской деятельности, а также приобщает к работе по охране памятников древней культуры.
Большие возможности в патриотическом воспитании студентов имеет музейный комплекс: музей истории института, истории образования в Мордовском крае, археологии и этнографии, мемориальный музей М. Е. Евсевьева. Они созданы при непосредственном участии нескольких поколений студентов. Так, экспонаты этнографического раздела, включающие уникальные мордовские предметы быта, одежды, декоративно-прикладного искусства, собраны студентами факультетов истории и права, филологического, педагогического. Археологический раздел представлен экспонатами, собранными в ходе учебной, археологической практик. Краеведческая направленность музеев дает возможность повысить культурную самооценку студентов-автохтонов, демонстрируя достижения своей малой родины в контексте российского и мирового культурно-образовательного пространства. На базе музейных комплексов был реализован проект «Учитель – тоже солдат». Студентами собран материал из архивных фондов и фондов Музея боевого и трудового подвига республики Мордовия, устные и материальные свидетельства об учителях, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, принявших участие в горячих точках и т. п. Активное сотрудничество с музеями способствует формированию патриотического сознания, активной гражданской позиции.
В рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» преподавателями и студентами факультета истории и права МГПИ им. М. Е. Евсевьева разработана историко-патриотическая смена для детского оздоровительного лагеря. В процессе реализации проекта «Патриотический десант» проведены различные мероприятия, в том числе круглый стол «О чем спорят историки», мастер-класс «Поисковая работа: что нужно знать и помнить!», историчекий квест «Партизанскими тропами» и др. Краеведческая тематика представлена в программах различных научных конференций, семинаров, круглых столов.
Обсуждение и заключения
По результатам проведенного исследования можно констатировать, что в МГПИ, наряду с профессиональной подготовкой студентов, большое внимание уделяется формированию патриотического сознания и активной гражданской позиции. Одним из наиболее эффективных способов воспитания любви к родине является введение в учебно-воспитательные планы факультетов дисциплин краеведческого и этнокультурного содержания. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс краеведческого компонента позволяет осуществить связь обучения и воспитания с жизнью. В процессе изучения краеведческих дисциплин студенты выступают не только с позиций носителя определенной культуры, но и транслятора этнических ценностей, что способствует росту профессиональных навыков будущего педагога, формированию этнокультурной компетентности.
Как показывают материалы опроса, студенты проявляют интерес к истории своего края, села, семьи. Привлечение краеведческого материала позволяет лучше уяснять неразрывную связь, единство истории каждого народа, города, села, почувствовать причастность к ней каждой семьи, рода и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших народных традиций, морально-духовных ценностей. Немаловажно и то, что через краеведение студенты получают возможность чувствовать себя более комфортно и уверенно в этом мире и самоидентифицироваться. Введение в учебный процесс дисциплин краеведческой направленности способствует развитию и знанию не только культуры своего этноса, но и освоению культуры других народов, ориентацию на диалог с ними. Таким образом, происходит расширение культурного потенциала студентов, создаются условия для максимально полной реализации личности. Преподавание краеведческих дисциплин способствует подготовке студента к практической деятельности, чтобы они стали специалистами, умеющими передать полученные знания в процессе профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1.    Никонова М. А. Краеведение : учеб. пособие для студентов учрежд. высш. проф. образования. М. : Академия, 2011. 102 с.
2.    Ашурков Д. В. Историческое краеведение. М. : Просвещение, 2011. 192 с.
3.    Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М. : Инфра-М, 2010. 290 с.
4.    Казюба Д. В. Историческое краеведение в школе. М. : Школа, 2011. 231 с.
5.    Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М. : Просвещение, 2011. 176 с.
6.    Милонов Н. П. Историческое краеведение. М. : Эксма-Пресс, 2012. 376 с.
7.    Строев К. Ф. Краеведение. М. : Просвещение, 2012. 315 с.
8.    Лазунова Н. Н., Ермолаева Л. К. Историческое образование: тенденции и перспективы // Преподавание истории в школе. 1999. № 2. С. 40–48.
9.    Лукиева Е. Б. История краеведения. М. : Наука, 2013. 205 с.
10.    Баранский И. Н. История изучения краеведения в России. М. : Просвещение, 2013. 205 с.
11.    Гревс И. М. История в краеведении ; под ред. Ф. Ольдербурга, Н. Я. Марра // Краеведение. М. : Просвещение, 2012. 297 с.
12.    Калинин М. И. Патриотическое воспитание. М. : Просвещение, 2012. 132 с.
13.    Беляева Н. Ф. Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2002. 102 с.
14.    Налдеева О. И., Водясова Л. П. Формирование ценностного отношения к национальным языкам и литературе в полиэтничном регионе // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 67–71.
15.    Кошкарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35–42.
16.    Краеведение Мордовии : материалы 1-й Мордовской краевед. конф. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2013. 280 с.