Методическое сопровождение профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования

06.11.2021

Методическое сопровождение профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования

Методическое сопровождение профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования

О. И. Чиранова, Л. А. Янкина
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье обоснована необходимость совершенствования методического сопровождения процесса профессионального становления педагога дошкольного образования, предложены пути решения данной задачи в условиях разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ и профессиональных программ повышения квалификации на базе Мордовского государственного педагогического института.
Материалы и методы: при проведении исследования использовались теоретические методы: анализ, систематизация научной и методической литературы, посвященной проблеме профессионального становления педагога, изучение и обобщение педагогического опыта организации методического сопровождения начинающего педагога в дошкольном образовательном учреждении.
Результаты исследования: проанализированы особенности методического сопровождения профессионального становления начинающего педагога дошкольного образования; выявлены факторы, способствующие совершенствованию данного процесса, предложены условия их реализации на базе взаимодействия вуза и дошкольных образовательных организаций.
Обсуждение и заключения: предложенный способ организации методического сопровождения процесса профессионального становления начинающего педагога дошкольного образования позволит обеспечить систематическое взаимодействие педагогов, способствующее пониманию вариативности педагогических задач, обогащению творческими идеями, установлению новых профессиональных связей, осознанию целостности и непрерывности профессионального самосовершенствования, сделает процесс становления начинающего педагога более результативным и обеспечит его профессиональный рост.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессионализм, профессиональное становление педагога, методическое сопровождение, дошкольное образование.

Введение
В условиях качественных изменений модернизации системы образования предъявляются все более высокие требования к профессиональным качествам педагога, таким как инициативность, способность к анализу существующей ситуации и решению проблем различной сложности на основе имеющихся знаний, самостоятельность и ответственность в принятии решений в постоянно меняющихся условиях, готовность работать в инновационном пространстве [1; 2]. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования процесса профессионального становления педагога и создания «механизмов непрерывного профессионального развития».
Проблеме профессионального становления посвящены труды многих ученых-исследователей, таких как Э. Ф. Зеер, Т. В. Киселева, К. М. Левитан, А. К. Маркова, Б. П. Невзоров, Ю. П. Поваренков и др. В своих исследованиях ученые по-разному определяют понятие «профессиональное становление», отождествляют его с такими понятиями, как «профессиональная подготовка», «профессиональное развитие», «профессиональное формирование», «профессиональная направленность», «профессиональное самоопределение», «профессиональная пригодность», «профессионализация», «идентификация личности с профессией», «самореализация в профессии», «вхождение в профессию».
Под профессиональным становлением будем понимать «прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путем ее самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности» [3].
Анализ различных точек зрения позволяет выделить следующие этапы профессионального становления педагога:
1)    формирование профессиональных мотивов;
2)    профессиональное образование;
3)    профессиональная адаптация;
4)    самостоятельная профессиональная деятельность.
Научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк и др. убедительно доказывают, что трудности у многих педагогов возникают в первые годы осуществления самостоятельной профессиональной деятельности.
Приходя в образовательное учреждение, молодой специалист ощущает отсутствие опыта работы, боится оценки администрации, критики опытных коллег, волнуется, боясь что-либо упустить. Для успешного освоения профессионально ориентированных видов деятельности, для исключения неудовлетворенности своей деятельностью, а также самоактуализации и самореализации личностного потенциала в профессии начинающему педагогу необходима целенаправленная помощь. Большинство молодых педагогов нуждаются в получении дополнительной методической, психолого-педагогической, управленческой информации. Процесс вхождения в профессию, адаптации к самостоятельной профессиональной деятельности – достаточно длительный и серьезный, важное место в нем занимает методическое сопровождение профессионального становления начинающего педагога.
Обзор литературы
Организации методического сопровождения субъектов педагогического процесса в образовательных учреждениях посвящен ряд научно-педагогических исследований, где под методическим сопровождением понимают:
– «взаимодействие, направленное на оказание помощи субъекту развития в решении проблем» (Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский) [4];
– «деятельность по разрешению актуальных проблем профессионального развития педагогического персонала и созданию условий для его непрерывного развития, осуществляемая научно-методической службой образовательного учреждения»;
– «комплекс взаимосвязанных действий и процедур, обеспечивающий оказание разносторонней помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры» (Т. В. Фиалкина) [5];
– «целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагога, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей» (К. А. Рахимова) [6].
Ряд исследователей анализируют проблему организации методического сопровождения педагога дошкольного образования. Так, по мнению Л. И. Фалюшиной, методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении – взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности [7]. В. А. Новицкая под методическим сопровождением понимает «специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта». К. Ю. Белая определяет методическое сопровождение как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на оказание конкретной практической помощи воспитателям [8].
Таким образом, анализ исследований показывает, что методическое сопровождение педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) традиционно осуществляется старшим воспитателем, профессиональными задачами которого являются: анализ деятельности воспитателя в педагогическом процессе, получение информации о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности; проектирование и помощь в реализации маршрутов профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения; организация и координирование взаимодействия воспитателей друг с другом, а также с другими субъектами педагогического процесса; организация процесса самообразования, повышения уровня профессиональной компетентности начинающего педагога.
Материалы и методы
При проведении исследования использовались теоретические методы: анализ, систематизация научной и методической литературы, посвященной проблеме профессионального становления педагога, изучение и обобщение педагогического опыта организации методического сопровождения начинающего педагога в дошкольном образовательном учреждении.
Результаты исследования
Методическое сопровождение начинающего педагога в период осуществления самостоятельной профессиональной деятельности – процесс интегрированный, включающий в себя диагностику проблем, возникающих в профессиональной деятельности, мотивацию, планирование, координацию и контроль начального этапа профессионального развития педагога ДОУ. По нашему мнению, этот процесс не должен ограничиваться плоскостью «воспитатель – методист (старший воспитатель)», а может осуществляться также в плоскостях «воспитатель – вуз», «воспитатель – воспитатель».
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (далее – МГПИ) сотрудничает с дошкольными образовательными учреждениями г. о. Саранск, в первую очередь, как базовыми площадками, на которых организуется педагогическая практика студентов. Отметим, что взаимодействие вуза и ДОУ будет носить более системный характер, выходить за рамки организации учебной деятельности студентов при условии создания на базе института условий для методического сопровождения начинающих педагогов дошкольного образовательного учреждения с целью повышения уровня их профессиональной компетентности.
Одним из таких условий является разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ и профессиональных программ повышения квалификации. Методическое сопровождение начинающих специалистов ДОУ на курсах повышения квалификации осуществляется посредством обсуждения вопросов теории и практики дошкольного образования, проблем профессиональной деятельности, что мотивирует слушателей на их решение, создает условия для овладения новой информацией о содержании и методах дошкольного образования, является важным аргументом профессионального самосовершенствования.
На базе МГПИ разработаны и реализуются дополнительные общеобразовательные программы и профессиональные программы повышения квалификации: «Игровой стретчинг для дошкольников и младших школьников», «Дополнительные образовательные услуги в до-школьном образовательном учреждении: технология разработки программы и ее реализация», «Использование народной и музейной педагогики в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования», «Музыкальное образование детей дошкольного и школьного возраста в свете требований ФГОС, профессионального стандарта педагога», «Организация работы по реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении», «Педагог-организатор проектной деятельности дошкольников и младших школьников», «Педагогическое проектирование и диагностика в профессиональной деятельности работников дошкольного образования», «Современные психолого-педагогические образовательные технологии в деятельности педагогов учреждений общего и дошкольного образования», «Современные технологии обучения дошкольников второму языку», «Технология непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО» и др. Прежде всего, это курсы, на которых рассматриваются вопросы, связанные с технологическим обеспечением дошкольного образования, например: «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ», «Развитие познавательного интереса детей в проектной деятельности», коммуникацией участников образовательных отношений, например, «Взаимодействие участников образовательных отношений в проектной деятельности».
Подготовка и проведение занятий может осуществляться преподавателем вуза при непосредственном участии как опытных, так и начинающих педагогов ДОУ. Формы участия педагогов ДОУ в подготовке и проведении занятий различны. Педагоги могут вносить поправки в круг проблем, рассматриваемых на занятиях; корректировать вопросы и задания для молодых специалистов с учетом реальной практической деятельности, собственного опыта профессиональной деятельности, что обеспечивает перенос знаний в различные педагогические ситуации. Для педагогов участие в подготовке и проведении занятий является способом осмысления и обобщения профессионального опыта, актуализации соответствующих знаний, это один из путей профессионального роста педагога.
Обсуждение и заключение
Организованное таким образом методическое сопровождение процесса профессионального становления начинающего педагога ДОУ позволит обеспечить систематическое взаимодействие педагогов, способствующее пониманию вариативности педагогических задач, обогащению творческими идеями, установлению новых профессиональных связей, осознанию целостности и непрерывности профессионального самосовершенствования, сделает процесс становления начинающего педагога более результативным и обеспечит его профессиональный рост.
Список использованных источников
1.    Vinokurova N. V. Mazurenko O. V. Development of future pedagogues’ professional competence of apre-school educationale stablishmentin the sphere of literary education of preschool children // Life Science Journal. 2014. 11(11). С. 672–675. URL: https://nova. rambler.ru/cl?rex=521B6C940A3DDC8B&block=serp& st=1527261429&id=title_1&rnd=0.16130962581016695&key=4Vj28pjXfbQCMhhwrA40S8rQL847GKlFuzyJ FeGk6KJ9DVLCJNbYSffv2B47_O1fCoDQ6ar7fND60 z5rlNLO4Va066iibKG1Va9KTMR5uIzap7iEeQVa2bpAaxofjg7xOPF_PwHmsCOTW_XhcJQdwD98JgNXa25EnAVhSPleG7TG0MJg554gksQ808TEbwvbXDXJj1pgD G2ZzXN_poXX5w==&_URL=http%3A%2F%2Fwww.lifesciencesite.com%2Flsj%2Flife1111%2F124_26121l ife111114_672_675.pdf (дата обращения: 19.05.2018).
2.    Кузнецова Н. В., Маслова С. В., Чиранова О. И. Практико-ориентированный подход к подготовке современного учителя начальных классов // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 77–83. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/ fc8/4_28_-_oktyabr_dekabr_.pdf (дата обращения: 19.05.2018).
3.    Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 573–575.
4.    Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 109–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12853750 (дата обращения: 09.06.2018).
5.    Фиалкина Т. В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 31–37.
6.    Рахимова К. А. Методическое сопровождение профессионального роста педагога. URL: https:// portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23430 (дата обращения: 11.06.2018).
7.    Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М. : АРКТИ, 2003. 259 с.
8.    Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М. : Астрель, 2003. 400 с.