Технология математической подготовки школьников в условиях интеграции общего, дополнительного и высшего образования

13.11.2021

Технология математической подготовки школьников в условиях интеграции общего, дополнительного и высшего образования

Технология математической подготовки школьников в условиях интеграции общего, дополнительного и высшего образования

И. В. Кочетова, О. Н. Журавлева, Ж. А. Сарванова, Н. Н. Дербеденева
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье актуализируется проблема выявления педагогических условий эффективности организации дополнительного математического образования школьников. Целью исследования является описание технологии математической подготовки школьников, раскрытие ее содержания и средств реализации в условиях интеграции общего, дополнительного и высшего образования.
Материалы и методы: в исследовании был применен комплекс методов: наблюдение, анкетирование учителей, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта по организации математической деятельности учащихся в рамках дополнительного образования. Материалами послужили результаты участия преподавателей Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (МГПИ) в федеральных проектах по совершенствованию системы дополнительного образования.
Результаты исследования: в соответствии с поставленной целью исследования описана технология математической подготовки школьников, раскрыто ее содержание в условиях интеграции общего, дополнительного и высшего образования, охарактеризовано учебно-методическое сопровождение обучения математике школьников в рамках работы научно-образовательных смен на базе вузов.
Обсуждение и заключения: педагогическими условиями, определяющими эффективность технологии математической подготовки школьников в условиях интеграции общего, дополнительного и высшего образования, являются: реализация принципов непрерывности, преемственности, интеграции при постановке целей, отборе содержания, форм, методов и средств обучения; разработка соответствующего учебно-методического обеспечения; привлечение высококвалифицированных преподавателей из различных вузов; использование различных организационных форм обучения; участие в математических олимпиадах и защита выполненных учебных исследований и проектов на научно-практических конференциях различного уровня.
Ключевые слова: дополнительное математическое образование школьников, методика обучения математике, технология математической подготовки.

Введение
Направляющим вектором современного российского образования является личностно-ориентированный подход, предполагающий создание индивидуальной образовательной траектории с учетом склонностей, способностей, потребностей и интересов каждого обучающегося, а также для осознанного выбора им будущей профессии. Реализацию этого направления государство возлагает в большей мере на систему дополнительного образования. В утвержденной Правительством РФ концепции утверждается, что дополнительное образование, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, «становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность». Для нашего исследования важно констатировать еще одну значимую мысль, содержащуюся в последнем документе: решение проблемы эффективной организации дополнительного образования школьников должно осуществляться не только в образовательных организациях общего, но и высшего образования.
Обзор литературы
Направления исследований, представленных в соответствующей литературе, группируются вокруг функционально-сущностных, организационных, содержательных аспектов проблемы (П. М. Горева, З. С. Гребневой, И. К. Кондауровой, Н. И. Мерлиной и др.). В большинстве научно-методических работ представлены общие концептуальные положения, выделяются принципы (общие дидактические и специфические), влияющие на функционирование методических систем, ориентированных на: дистанционное обучение школьников в системе дополнительного образования (З. С. Гребнева и др.); дополнительную математическую под-готовку в условиях школы (И. К. Кондаурова, П. М. Горев, Н. И. Мерлина); дополнительную математическую подготовку учащихся, ориентированных на обучение в вузе (Н. А. Стукалова, В. Ю. Шадрин и др.). В ряде исследований достаточно подробно описаны организационные формы дополнительного математического образования: обучение в малых группах; работа по исследовательским и творческим проектам; очно-заочные школы; каникулярные сборы, лагеря, творческие лаборатории; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций и т. д.
Особый акцент во многих работах делается на проблеме отбора содержания дополнительного образования. Однако авторами охарактеризованы лишь взаимосвязи содержания общего и дополнительного (И. К. Кондаурова, П. М. Горев и др.), дополнительного и высшего образования (Н. А. Стукалова и др.), не учитывающие особенности интеграции всех трех уровней образования. Поэтому разработка технологии математической подготовки школьников, в частности, ее содержания, в условиях интеграции общего, дополнительного и высшего образования является актуальной.
Материалы и методы
Материалами исследования стали результаты участия преподавателей МГПИ в федеральных проектах по совершенствованию системы дополнительного образования, опыт работы с учащимися и педагогами в рамках сетевого взаимодействия педагогического вуза с региональными субъектами образования. Был применен следующий комплекс методов: наблюдение, анкетирование учителей, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта по организации математической деятельности учащихся в рамках дополнительного образования. В результате экспериментального исследования проблемы было установлено, что у учителей возникают объективные сложности, связанные с недостаточностью методических рекомендаций по осуществлению обучения математике в рамках дополнительного образования школьников с учетом преемственности со школьным математическим образованием, а также обучением математике в вузе.
Результаты исследования
В Республике Мордовия проблема интеграции общего, дополнительного и высшего образования не первый год эффективно решается в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева в рамках проекта «Доступное дополнительное образование для детей» [1–3]. В частности, в рамках проведенного нами исследования было установлено, что основными принципами математической подготовки школьников в названных условиях выступают принципы непрерывности, преемственности, интеграции. Целью такой подготовки является создание индивидуальной образовательной траектории для каждого школьника, вариативными компонентами которой являются: углубленное изучение математики, обеспечивающее преемственность среднего и высшего образования; формирование исследовательских и проектных умений учащихся; подготовка к всероссийским и международным конкурсам и олимпиадам; практико-ориентированное обучение.
В ходе анализа литературы по данной проблеме была отмечена необходимость в первую очередь разработки содержательной составляющей дополнительного математического образования. Разработанная концепция предполагает необходимость конструирования содержания математической подготовки школьников на основе модульно-блочной структуры, реализующей единство трех компонентов: математики как части общечеловеческой культуры, математики как фундаментальной науки, математики как прикладной науки [4]. Наличие высококвалифицированного преподавательского состава вуза явилось одним из значимых факторов, позволяющих в полной мере осуществить реализацию данной концепции. Немаловажную роль играет и учебно-методическое обеспечение, разрабатываемое преподавателями вуза: дополнительные общеобразовательные программы для учащихся 7–10 классов; методические рекомендации для проведения занятий «Изучение эффективных методов решения математических задач учащимися 7–10 классов общеобразовательных организаций» [5]; учебное пособие «Эффективные методы решения математических задач» [6]; электронный курс для использования в системе дистанционного обучения Moodle.
Так, содержание модулей разработанных дополнительных образовательных программ ориентировано на реализацию практической значимости изучаемых методов решения текстовых, геометрических и алгебраических нестандартных задач, демонстрацию роли эвристик в поиске способа решения сложных проблем, формирование исследовательских компетенций школьников. Обучение учащихся эффективным методам решения математических задач является как ядром их подготовки к математическим олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, проектно-исследовательской деятельности, так и основой для успешного последующего изучения математики в вузе.
В качестве одной из наиболее эффективных форм, обеспечивающих преемственность и интеграцию общего, дополнительного и высшего образования, выступает учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Более подробно процесс включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность в процессе их математической подготовки, ее содержание и особенности подробно охарактеризована нами в работе.
Завершающим этапом реализации разработанной технологии является защита учащимися выполненных проектно-исследовательских работ на различного рода научно-практических конференциях.
Обсуждение и заключения
Дополнительное образование позволяет интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории. В частности, оно является связующим звеном между образованием в рамках изучения предметной области (математики) и высшим образованием. Дополнительное математическое образование, осуществляемое на базах вузов, обладает многими преимуществами: позволяет не только углубленно изучать круг вопросов, выходящих за рамки школьного курса математики, но и сформировать исследовательские качества обучающихся, что немаловажно для их последующего обучения в вузе. Разработанная нами технология, построенная с учетом выделенных педагогических условий, является одним из путей осуществления эффективной математической подготовки школьников.
Эффективность ее реализации подтверждена в процессе ее апробации во взаимодействии с общеобразовательными организациями г. Саранска и Республики Мордовия в рамках работы профильной математической смены в структуре научно-образовательного центра «Академия успеха» при Мордовском государственном педагогическом институте.
Список использованных источников
1.    Воинова И. В., Мумряева С. М. Направления деятельности физико-математической школы в дополнительном образовании школьников // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 91– 98.
2.    Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 56–64.
3.    Журавлева О. Н., Сарванова Ж. А., Дорофеев С. Н. Формирование исследовательских компетенций школьников в обучении математике // Развитие науки и образования : коллектив. монография. Вып. 1. Чебоксары : ИД «Среда», 2018. С. 212–221.
4.    Кондаурова И. К. Дополнительное математическое образование детей в условиях школы : учеб.-метод. пособие. Саратов, 2014. 160 с.
5.    Дербеденева Н. Н., Журавлева О. Н., Кочетова И. В., Сарванова Ж. А. Изучение эффективных методов решения математических задач учащимися 7–10 классов общеобразовательных организаций : метод. рекомендации [Электронный ресурс] / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. 1 электрон. опт. диск (CD-R). № регистрации обязательного экземпляра электронного издания 0321703948 (ФГУП НТЦ «Информрегистр»).
6.    Дербеденева Н. Н., Журавлева О. Н., Кочетова И. В., Мумряева С. М. Сарванова Ж. А. Эффективные методы решения математических задач : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. 1 электрон. опт. диск (CD-R). № регистрации обязательного экземпляра электронного издания 0321703951 (ФГУП НТЦ «Информрегистр»)