Роль экспериментальной исследовательской деятельности в дополнительном биологическом образовании детей

20.11.2021

Роль экспериментальной исследовательской деятельности в дополнительном биологическом образовании детей

Роль экспериментальной исследовательской деятельности в дополнительном биологическом образовании детей

М. В. Лапшина, Т. А. Маскаева, М. В. Лабутина

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: целью данного исследования является анализ опыта работы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (МГПИ) по вовлечению школьников в экспериментальную исследовательскую деятельность в рамках дополнительного биологического образования.
Материалы и методы: исследование проводилось на основе использования методов теоретического уровня, среди которых приоритетными были анализ нормативно-правовых документов и литературных источников по рассматриваемой проблеме, анализ, обобщение и систематизация опыта инновационной деятельности.
Результаты исследования: в результате проведенного исследования авторами предложена модель дополнительного биологического образования школьников с использованием экспериментальной исследовательской деятельности. Выполнение экспериментальных работ и исследовательских проектов учащимися на современном лабораторном оборудовании под руководством вузовских преподавателей имеет исключительное значение как для формирования интереса к занятиям наукой, так и для повышения качества школьного образования.
Обсуждение и заключения: предложенная модель дополнительного биологического образования с использованием экспериментальной исследовательской деятельности может служить теоретической и практической основой успешного освоения школьниками предметного содержания науки Биология. Основу модели составляют программы дополнительного образования по освоению содержания и методов экспериментальной исследовательской деятельности в предметной области Биология и качественно но-вые условия организации образовательного процесса.
Ключевые слова: экспериментальная исследовательская деятельность, дополнительное биологическое образование детей.

Введение
Важная роль дополнительного образования детей доказана вниманием к нему не толь-ко педагогического и родительского сообществ, но и руководством страны. Одной из приоритетных задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы стала «модернизация образовательных программ в системе дополнительного образования детей, направленных на развитие потенциала детей и молодежи»1. Дополнительное образование детей, согласно утвержденной Правительством Российской Федерации концепции, позволит создать социокультурную практику, которая станет полноценным системным интегратором открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. В концепции также отмечается, что дополнительное образование детей – важный фактор повышения социальной стабильности в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка.
Целью данного исследования является анализ опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (МГПИ) по вовлечению школьников в экспериментальную исследовательскую деятельность в рамках дополнительного биологического образования.
Обзор литературы
В настоящее время определены приоритеты государственной политики в области развития системы дополнительного образования, которые, как уже было указано выше, нашли отражение в Концепции развития дополнительного образования детей. Одним из приоритетных направлений развития системы дополнительного образования, указанных в концепции, является расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования3.
Теоретические вопросы интеграции вузов в систему дополнительного образования детей широко изучаются современными авторами [1–3]. Однако на практике лишь отдельные высшие учебные заведения используют свои ресурсы для предоставления дополнительных образовательных услуг детям.
В МГПИ разработана и реализуется инновационная модель дополнительного образования детей. Вуз взаимодействует с общеобразовательными учреждениями Республики Мордовия по выявлению и сопровождению мотивированных к познанию и научному творчеству школьников, реализует на своей площадке новые формы и технологии организации дополнительного образования школьников в различных предметных областях [4; 5].
Особый интерес представляет опыт вовлечения школьников в экспериментальную исследовательскую деятельность в рамках дополнительного образования, для чего были проанализированы направления деятельности учебно-исследовательской биолого-химической школы «Биосфера» и кафедры биологии, географии и методик обучения МГПИ.
Материалы и методы Исследование проводилось на основе использования методов теоретического уровня, среди которых приоритетными были анализ нормативно-правовых документов и литературных источников по рассматриваемой проблеме; обобщение и систематизация опыта вовлечения в экспериментальную исследовательскую деятельность школьников в рамках дополнительного биологического образования.
Результаты исследования
Дополнительное образование имеет огромный потенциал для привлечения детей к занятиям наукой. Исследовательская деятельность является эффективным приемом активизации познавательной деятельности школьников в предметных областях естественнонаучного профиля, в частности, предметной области Биология. Изучая состояние объектов природной среды, обучающиеся на практике могут применить полученные теоретические знания, увидеть и проследить причинно-следственные связи в системе «человек–общество–природа», научиться прогнозировать последствия воздействия на природу, намечая пути и способы решения биологических и экологических проблем, принимать активное участие в их решении.
В структуре Малой Школьной Академии МГПИ функционирует учебно-исследовательская биолого-химическая школа «Биосфера», деятельность которой направлена на организацию дополнительного образования школьников в области биологии и химии. Кадровым потенциалом дополнительного биологического образования школьников г. о. Саранск и Республики Мордовия являются ведущие доценты и профессоры кафедры биологии, географии и методик обучения. Ими реализуются следующие направления деятельности по привлечению школьников к экспериментальной исследовательской деятельности:
1. Создание системы мотивирования детей к научному исследованию, в том числе через проведение научно-исследовательских конкурсов, олимпиад.
Среди мероприятий, проводимых в рамках данного направления, следует назвать: Республиканский конкурс ученических научно-исследовательских и проектных работ «Экология вокруг нас»; Республиканский конкурс экологических видеопроектов и презентаций студентов и школьников «Экология и мы»; Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Первый шаг к успеху» (номинация «Успехи в биологии»); Межрегиональная олимпиада школьников «Альфа» (предмет биология); Евсевьевская открытая олимпиада школьников (предмет биология).
Мероприятия являются ежегодными. Они от года к году увеличивают число участников – школьников г. о. Саранск, Республики Мордовия и Приволжского Федерального округа.
2.    Разработка программно-методического сопровождения дополнительного биологического образования школьников.
Разработано 16 дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворяющих потребности обучающихся в освоении экспериментальной и исследовательской деятельности в области биологии; 2 электронных тест-тренажера, 2 электронных курса для реализации программ с использованием дистанционных образовательных технологий; 4 учебно-методических пособия; практикум по проведению биологического эксперимента.
3.    Реализация научно-образовательных смен по развитию исследовательской и проектной деятельности школьников.
Только в 2018 г. в реализации программ «Удивительный мир растений и животных», «Возможности человеческого организма: познаем и исследуем», «Тайны генетики и молекулярной биологии» приняли участие 92 школьника.
В распоряжение учеников были предоставлены лаборатории цифровой микроскопии, клеточной и молекулярной биологии, кабинеты зоологии, ботаники, анатомии человека, лекционные аудитории, оснащенные мультимедийной техникой, компьютерные классы. Так, в лаборатории цифровой микроскопии школьники оттачивали навыки приготовления микропрепаратов, работали с цифровыми микроскопами, в кабинетах ботаники и зоологии знакомились с основными группами растений и животных России и Республики Мордовии, изучали коллекции насекомых, учились определять живые объекты по специальным определителям.
В лабораториях школьники проводили биологические эксперименты, исследуя растительные и животные ткани, образцы воды, почвы. Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, результатом которой являются умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, наблюдать, работать с источниками информации. Изучая состояние природной среды, обучающиеся на практике применяют полученные теоретические знания, учатся планировать исследование, вносить в работу необходимые коррективы, анализировать и оформлять результаты.
На занятиях вузовские преподаватели ставили перед учащимися такие вопросы, которые стимулировали их любознательность, давали первые импульсы к чтению дополнительной литературы, вызывали стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебниках.
Выполнение экспериментальных работ и исследовательских проектов учащимися на современном лабораторном оборудовании под руководством вузовских преподавателей имеет исключительное значение как для формирования интереса к занятиям наукой, так и для повышения качества школьного образования.
Обсуждение и заключения
Предложенная модель дополнительного биологического образования с использованием экспериментальной исследовательской деятельности может служить теоретической и практической основой успешного освоения школьника-ми предметного содержания науки Биология. Ее основу составляют программы дополнительного образования по освоению содержания и методов экспериментальной исследовательской деятельности и качественно новые условия организации образовательного процесса.
Список использованных источников
1.    Обутова А. Д., Голикова А. И., Сапалова Д. У. Взаимодействие вуза и школы как условие сопровождения одаренных детей и подростков // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=7890 (дата обращения: 23.11.2018 г.).
2.    Кулебякина М. Ю., Лапшина М. В. Организационно-педагогические условия подготовки педагогических кадров для работы в детском оздоровительном лагере // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). С. 99–105.
3.    Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 56–64.
4.    Лапшина М. В., Кулебякина М. Ю. Взаимодействие вуза и школы как условие развития исследовательской компетентности школьников // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 64–72.
5.    Жукова Н. В., Ляпина О. А., Панькина В. В. Опыт подготовки учащихся к олимпиадам по химии на базе педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 103–109.