Обучение школьников литературе в условиях дополнительного, общего и высшего образования

27.11.2021

Обучение школьников литературе в условиях дополнительного, общего и высшего образования

Обучение школьников литературе в условиях дополнительного, общего и высшего образования

Е. А. Сердобинцева, Н. В. Карабанова, Т. В. Уткина

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье представлен опыт реализации вариативных педагогических программ дополнительного образования школьников в рамках направления «Литературное творчество» в НОЦ «Академия успеха» на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (МГПИ).
Материалы и методы: исследование проводилось на основе использования теоретических методов: изучение и анализ научных источников по проблеме развития дополнительного образования по литературе школьников.
Результаты исследования: вариативные дополнительные программы помогают удовлетворять потребности одаренных школьников в области литературного образования и включают в себя образовательную, проектную и научно-исследовательскую деятельность. В рамках направления «Литературное творчество» учащиеся имеют возможность под руководством преподавателей подготовиться к участию в разнообразных образовательных мероприятиях различного уровня (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских).
Обсуждение и заключения: основным условием становления дополнительного литературного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, инновационная модель, дополнительное образование.

Введение
В настоящее время в системе образования России наблюдаются коренные изменения: утвержден новый профессиональный стандарт педагога, корректируются программы федеральных государственных образовательных стандартов, улучшается инфраструктура и материальное насыщение школ, модернизируются образовательные методики и технологии, разрабатываются авторские программы для профильных заведений. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни учащегося, направленным, в первую очередь, на расширение и углубление знаний учащихся. Упор в последнее время делается на практико-ориентированную сторону обучения. Дополнительное образование становится единым целым с обязательным. Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативности обучения школьников, включающей овладение ими универсальных компетенций, развитие творческих способностей и навыков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и идентификацию, становление личности.
В основных нормативных документах дополнительное образование рассматривается как универсальная форма развития ребенка, которая предлагает вариативное обучение, основанное на свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, формирующей его личностное и профессиональное самоопределение. 1 декабря 2016 г. В. В. Путин в Послании к Федеральному Собранию (поручение 4) рекомендовал региональным министерствам разработать и открыть в регионах, подобно фонду «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус»), сеть образовательных центров выявления и поддержки одаренных детей в рамках программы «Доступное дополнительное образование для детей». Согласно этому положению развитие дополнительного образования школьников является приоритетной и глобальной проблемой, поставленной перед учеными, учителями, неравнодушными людьми. В этой связи актуальным становится развитие дополнительного образования школьников по литературе в условиях интеграции дополнительного, общего и высшего образования.
Цель данного исследования – выявление особенностей организации системы дополнительного образования школьников по литературе в условиях Республики Мордовия на базе образовательных смен Академии Успеха.
Обзор литературы
Главным преимуществом дополнительного образования является добровольность и персонализация, когда учащиеся совместно с родителями могут выбрать предпочтительную деятельность в соответствии со своими интересами, склонностями и ценностями, а также форму, режим и темп ее освоения. Система дополнительного образования позволяет школьнику более активно включаться в получение новых знаний, умений и навыков в связи с отсутствием оценочной системы, нестандартностью проводимых занятий.
В    современной педагогической науке существует множество работ. Среди ученых, исследующих становление и развитие системы дополнительного образования в России, В. И. Андреев [1], В. А. Березина [2], Л. Н. Буйлова [3], В. П. Голованов [4], А. И. Щетинская [5] и др.
В трудах исследователей уточнены и выявлены специфические особенности системы дополнительного образования, изучены этапы становления этого процесса.
В законе «Об образовании» (1998 г.) отмечается, что дополнительное образование – это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства». Особо подчеркивается, что это: образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности и соответствующее природе детства, признающее ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;
образовательная деятельность, осуществляемая по дополнительным образовательным программам, имеющим образовательные цели и диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты; оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах личности и государства.
Материалы и методы
Наше исследование проводилось на основе использования методов теоретического уровня, среди которых приоритетным был анализ научных источников по проблеме развития литературного образования школьников в условиях интеграции дополнительного, общего и высшего образования.
На базе МГПИ организован Научно-образовательный центр (НОЦ) «Академия Успеха», целью которого является поддержка талантливых детей в разных областях науки [6–8]. Деятельность НОЦ «Академия успеха» по дополнительным общеобразовательным программам по литературе направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих Федеральным государственным образовательным стандартам и Федеральным государственным требованиям.
Результаты исследования
Образовательные программы, реализуемые на базе НОЦ «Академия успеха», представляют собой систему дополнительного образования детей, выявляют способности и наклонности одаренных детей, формируют их интересы в различных областях науки, а также оказывают помощь в профессиональном самоопределении. Талантливые дети имеют возможность получать дополнительное образование по направлениям «Наука», «Искусство», «Литературное творчество» и «Спорт».
Направление «Литературное творчество» является одним из приоритетных. Оно создано для обучающихся 7–10 классов по дополнительным общеобразовательным программам «Проектно-исследовательская деятельность школьников по литературе» и «Подготовка школьников к олимпиадам, конкурсам научно-исследовательских работ по литературе».
Дополнительное образование в рамках направления «Литературное творчество» расширяет и углубляет знания обучающихся в области литературного образования, способствует подготовке к участию в разнообразных мероприятиях различного уровня (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских), содействует стимулированию интеллектуальных творческих достижений школьников в области литературы, определяет условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности. Для учащихся предусмотрены лекционные и практические занятия, проводимые преподавателями вуза. Важно отметить: программы ориентированы на школьные программы профильных учреждений, построены с использованием разнообразных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология раз-вития критического мышления, технология проектной деятельности и др.). Содержание занятий направлено на выявление интересов обучающихся в области литературы, способствует созданию благоприятной атмосферы для творчества (например, для школьников 7 классов в рамках 3 модуля общеобразовательной программы «Подготовка к интеллектуальным и творческим литературным конкурсам» предлагается занятие «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера), в ходе которого обучающиеся на конкретных примерах учатся создавать лирические произведения разных жанров, осваивают технику создания фигурных стихов).
Новизна и оригинальность дополнительных общеобразовательных программ определяется принципом системности в организации проектно-исследовательской деятельности успешных школьников и создании условий, направленных на поддержку и развитие талантливых обучающихся в области литературы. Программы помогают школьникам разработать долгосрочные индивидуальные образовательные маршруты в области литературы; успешно под-готовиться к олимпиадам, интеллектуальным и творческим конкурсам по литературе различного уровня (школьным, муниципальным, региональным, всероссийским, международным).
Обсуждение и заключения
Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести: творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности [9]; познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования; профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.
Список использованных источников
1.    Андреев В. А. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития: учеб. пособие. Казань : Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
2.    Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : учеб.-метод. пособие. М. : Диалог культур, 2007. 512 с.
3.    Буйлова Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 930–937.
4.    Голованов В. П. Развитие детей и подрост-ков в системе дополнительного образования : монография. Красноярск : Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. 332 с.
5.    Щетинская А. И., Тавстуха О. Г., Болотова М. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей. Оренбург : Изд-во ОПТУ, 2006. 404 с.
6.    Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3. С. 56–64.
7.    Лапшина М. В. Кулебякина М. Ю. Взаимодействие вуза и школы как условие развития исследовательской компетентности школьников // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3. С. 64–71.
8.    Уланова С. А., Романенкова О. А. Обучение филологически одаренных школьников русскому языку в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3. С. 98–103.
9.    Zhindeeva E. A., Vodyasova L. P., Romanenko-va O. A., Gruznova I. B., Ulanova S. A. Immanent modeling in the system of teaching migrant children the fundamentals of russian culture (by way of russian literature) // Espacios. 2018. Т. 39. № 21. С. 36.