Методика преподавания истории зарубежной литературы в вузе: проблемы и решения

11.12.2021

Методика преподавания истории зарубежной литературы в вузе: проблемы и решения

Методика преподавания истории зарубежной литературы в вузе: проблемы и решения
Е. В. Гнездилова*, А. А. Зайцев
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева», г. Москва, Россия
*gnezdilovaelena@mail.ru

Введение: в статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой преподавания истории зарубежной литературы студентам-гуманитариям, в частности, студентам, обучающимся по направлению «Реклама и связи с общественностью». Целью исследования является обобщение и анализ классических методик, а также поиск и разработка таких технологий, которые необходимы для достижения эффективности обучения в условиях развития информационного общества.
Материалы и методы: в основе исследования научно-методические работы отечественных и зарубежных ученых-филологов, литературоведов и педагогов-психологов, а также личный опыт авторов статьи. Исследование проводилось с использованием методов как теоретического, так и эмпирического уровней, среди которых необходимо выделить метод историко-культурного анализа, сравнительно-исторического синтеза, моделирование, наблюдение, сравнение, эксперимент.
Результаты исследования: авторы статьи, проанализировав труды отечественных и зарубежных ученых, систематизировали теоретические подходы к преподаванию истории зарубежной литературы в вузе, рассмотрели технологии, способствующие привлечению внимания студентов к изучению литературы, пониманию процесса исторического развития мировой культуры, знанию текстов и умению их анализировать, повышению культуры устной и письменной речи.
Обсуждение и заключения: для повышения эффективности преподавания истории зарубежной литературы в вузе необходимо использовать как традиционные формы обучения, так и новые, основанные на опыте педагогов-новаторов и преподавателей вузов. Традиционные формы обучения, к которым относятся лекция, семинар, практическое занятие, необходимо наполнять новым смыслом, используя современные методики и приемы, учитывая особенности развития сознания молодого поколения, современного общества в целом.
Ключевые слова: методика преподавания литературы, зарубежная литература, коммуникация, реклама и связи с общественностью, гуманитарное образование.
Благодарности: авторы благодарны анонимному рецензенту, чьи комментарии позволили исправить фактические неточности и улучшить качество текста.

Methods of teaching the history of foreign literature at high school: problems and solutions
E. V. Gnezdilova*, A. A. Zaitsev
Russian State Agrarian University – Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia
*gnezdilovaelena@mail.ru

Introduction: the article deals with issues related to the methodology of teaching the history of foreign literature to humanities students, in particular, students studying in the direction of «Advertising and Public Relations». The aim of the study is to summarize and analyze classical methods, as well as to find and develop such technologies that are necessary to achieve effective training in the conditions of the information society development.
Materials and Methods: the research is based on the scientific and methodological work of domestic and foreign philologists, literary critics and educational psychologists, as well as the personal experience of the authors of the article. The study was conducted using methods of both theoretical and empirical levels, among which it is necessary to distinguish analysis and synthesis, mental modeling, observation, comparison, experiment.
Results: the authors of the article, analyzing the works of domestic and foreign scientists, systematized theoretical approaches to teaching the history of foreign literature at the university, considered technologies that help attract students’ attention to studying literature, understanding the process of historical development of world culture, knowledge of texts and their ability to analyze, improve oral culture and writing.
Discussion and Conclusions: to increase the efficiency of teaching the history of foreign literature in a higher educational institution, it is necessary to use both traditional forms of education and new ones based on the experience of teachers, innovators and university professors. Traditional forms of education, which include a lecture, a seminar, a practical lesson, need to be filled with new meaning, using modern methods and techniques, taking into account the peculiarities of the development of the consciousness of the young generation, the modern society as a whole.
Key words: literature teaching methods, foreign literature, communication, advertising and public relations, humanitarian education.
Acknowledgements: the authors are grateful to the anonymous reviewer whose comments have helped to correct factual errors and improve the quality of the manuscript.

Введение
В условиях стремительного развития информационных технологий и мировых интеграционных процессов, в том числе и в сфере образования, одной из ключевых проблем в подготовке специалистов-гуманитариев является изучение и преподавание литературы. Для многих специальностей курс «История зарубежной литературы» является базовым, что для данной дисциплины не только термин, определяющий ее место в процессе обучения. Знание истории мировой литературы создает фундамент будущего специалиста гуманитарной сферы, формирует его профессиональные и личностные качества, создает творческую личность, способную к самообразованию и самовоспитанию, «деятельного участника своих истин», «заслуженного собеседника» (А. А. Ухтомский).
Совершенно особое значение имеет курс «История зарубежной литературы» для подготовки специалистов направления «Реклама и связи с общественностью». Его целью является знакомство студентов с классическими произведениями зарубежной литературы от античности до современности, основными тенденциями мирового словесного искусства [1]. Изучая литературу Древней Греции и Древнего Рима, Средних веков и эпохи Возрождения, знакомясь с творчеством просветителей и романтиков, писателей-реалистов и символистов, модернистов и пост-модернистов, студенты постигают взаимосвязь литературы и истории, литературы и философии, осмысляют взаимодействие литератур разных стран мира, лучше понимают особенности развития отечественной литературы и культуры в мировом контексте. Кроме историко-культурной и просветительской цели, данная дисциплина имеет важнейшее прикладное значение, так как предметом ее изучения является его величество Текст, его величество Слово. Как и для студентов-журналистов, для будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью именно текст является основой обучения, основой профессиональной деятельности. Поэтому одна из важнейших задач курса истории зарубежной литературы – научить студентов понимать и анализировать текст и, как следствие, научить создавать собственные тексты. Как отмечает П. В. Балдицын, «мы никогда не должны забывать о единстве трех ведущих направлений курса истории литературы, каковыми являются знание фактов, анализ и творчество» [2].
Однако как только мы произносим слово «текст», сразу же перед преподавателем возникает ряд вопросов, которые в настоящее время, к сожалению, трансформировались в проблемы. Во-первых, достаточно слабый уровень подготовки вчерашних школьников по литературе: они совершенно не обучены анализу текста литературного произведения. Зачастую под анализом текста первокурсники понимают прямой пересказ содержания произведения. Во-вторых, общее состояние кризиса чтения и читателя, который констатируют сегодня многие преподаватели и методисты. Для современного молодого человека, увлеченного цифровыми технологиями, чтение становится практически архаическим видом деятельности. Сегодня не художественное слово, а разнообразные формы видео-культуры в большей мере влияют на формирование личности, ее социализацию и развитие. Кино и компьютерные игры, социальные сети и новые медиа задают определенные модели и правила поведения. Все это приводит к тому, что современный молодой читатель воспринимает художественный текст не как феномен культуры, а как один из источников информации, средство массовой коммуникации. В-третьих, формируются новые модели чтения, которые будут созданы читателем «нового типа» с присущим ему клиповым сознанием и мозаичным восприятием мира, который уже сегодня «стремится прочитать любой текст быстро, не вникая в его содержание, довольствуясь только поверхностными смыслами» [3].
Все эти особенности определяют сегодня направления в выборе дидактической стратегии и методики преподавания, тех технологий, которые необходимо использовать для привлечения внимания студентов к пристальному, внимательному изучению текстов художественной литературы, для обретения способности их анализировать и создавать собственные произведения.
Обзор литературы
Теоретической базой исследования послужили научно-методические работы и рекомендации М. М. Бахтина по вопросам преподавания литературоведческих дисциплин в вузе [4], учебники Б. А. Гиленсона по истории зарубежной литературы от античности до начала XXI в. для бакалавров [5; 6], статьи преподавателей кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова П. В. Балдицына, Е. Н. Корниловой, Л. В. Кустовой, Н. Э. Микеладзе, Л. Г. Михайловой, Р. И. Галушко [7], посвященные методике преподавания и особенностям изучения истории зарубежной литературы студентами-журналистами, а также статьи и материалы участников международной научно-практической конференции «XXIV Голубковские чтения», проведенной в Институте филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета. Участники конференции исследовали актуальные проблемы методики преподавания литературы и современные стратегии ее развития. Нам хотелось бы выделить научную работу Е. О. Галицких (Киров), в которой автор анализирует и обосновывает интегративные стратегии преподавания методики обучения литературе в системе профессиональной подготовки педагогов, О. Л. Филиной (Рига, Латвия), посвященную современным стратегиям изучения литературы, Е. В. Гетманской (Москва), которая анализирует особенности мультимодальной среды и технологии соавторства в западной школе, а также авторскую методику, изложенную в статье М. И. Шутана (Нижний Новгород) и обосновывающую технологию работы с концептами на практических занятиях по литературе.
Материалы и методы
Исследование проводилось на основе комплекса методов, среди которых системный анализ научно-методических источников с целью: 1) определения актуальных проблем преподавания истории зарубежной литературы в вузе; 2) выявления методик, дидактических стратегий и коммуникативных тактик, необходимых для повышения эффективности преподавания истории зарубежной литературы в вузе на современном этапе; 3) систематизации результатов исследования. Кроме теоретических методов, мы активно применяли методы эмпирического уровня, среди которых моделирование, сравнение, наблюдение, эксперимент.
Результаты исследования
Исследовав научно-методические источники и сопоставив их с многолетним опытом преподавания истории зарубежной литературы, мы выявили некоторые пути решения проблем, обозначенных нами во введении. В данном исследовании мы сосредоточили наше внимание главным образом на поиске дидактических стратегий, методик и приемов, необходимых для повышения эффективности преподавания истории зарубежной литературы. Под эффективностью преподавания мы пониманием: 1) привлечение внимания студента, его мотивированность к пристальному и внимательному чтению произведений зарубежной литературы, знание текста; 2) умение анализировать тексты, используя приемы и термины литературоведческого анализа; 3) умение высказывать и аргументировать свою точку зрения как устно, так и письменно.
Самыми эффективными формами обучения для привлечения внимания и заинтересованности студентов в изучении произведений по-прежнему остаются лекции и практические занятия. Как отмечал М. М. Бахтин, выступая на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета еще в 1960-м г., вузовская лекция по литературе ставит перед собой три цели: 1) сообщение необходимых положительных сведений по данному вопросу, определение круга знаний по данной теме; 2) воспитание научного мышления студентов; 3) воспитание эстетического восприятия и вкуса студентов. Именно преподаватели, подчеркивал литературовед, должны в лекции раскрыть историю текста, уделив особое внимание проблеме жанра. Ученый утверждал, что анализ произведения всегда нужно начинать с жанра: «анализ художественной формы всегда нужно подчеркнуть, выдвинуть в лекции, пояснить и обязательно продемонстрировать свое мнение о книге». О других задачах лекции М. М. Бахтин пишет так: «Вторая цель. Как надо научно мыслить? Это преподаватель должен показать на своей работе, а не только говорить об этом. Нужно мыслить перед студентами в аудитории (сомневаться, взвешивать доводы и т. д.). Лекции должны давать живой процесс мышления. Третья цель. Эстетическое воспитание студентов. Литературоведение – наука, а предметом этой науки являются эстетические явления. Литература является одним из искусств (как музыка), нужно воспитывать эстетическое восприятие и вкус студентов. Нужно в лекциях раскрывать художественную природу литературы, сравнивать литературу и музыку, живопись…». Эффективным приемом построения лекции и примером творческого мышления преподавателя может стать развернутое сравнение двух небольших стихотворений или отрывков. Например, для того, чтобы представить, какой фундаментальный сдвиг произошел в литературе от XVIII века к XIX столетию, можно сравнить отрывки из «Опыта о человеке» А. Поупа и стихотворение У. Вордсворта «Нарциссы». Говоря о жанре романа в английской литературе XIX века, невозможно не остановиться на романе Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» и продемонстрировать на его примере преемственность и вместе с тем новаторство таких авторов, как У. Теккерей и Ч. Диккенс.
С целью эффективного построения не только лекции, но и всего лекционного курса может быть использована система сквозных культурологических тем, основанная на ценностной проблематике произведений. Формирование критического мышления, творческого отношения к решению проблем, инициативности студентов связано, прежде всего, с формированием их ценностей, убеждений, мировоззренческих представлений. Поэтому, как отмечает О. Л. Филина, наиболее эффективным способом группировки литературного материала в содержании учебного курса является система сквозных культурологических тем, рассматривающих ценностную проблематику. Содержание учебного курса при таком подходе выстраивается вокруг культурологических тем, в основу которых положены концепты, отражающие универсальные общечеловеческие ценности.
Оригинальную методику работы с концептами на практических занятиях предлагает и педагог-исследователь М. И. Шутан [8]. В его системе концептов, рассматриваемых на практических занятиях, особое место занимает концепт «роман». Отталкиваясь от лексических значений слова, определения жанра в «Эстетике» Г. В. Ф. Гегеля, он рассматривает характерные особенности этого жанра и его специфики в литературе XIX века на примере произведений О. де Бальзака «Отец Горио» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Далее, используя форму дискуссии, педагог анализирует особенности создания романа главным героем в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», стихах Б. Окуджавы. Обобщающим завершением данного обсуждения являются размышления о смысле творчества, которые подкреплены совместным чтением и анализом фрагмента из книги Найджела Воттса «Как написать роман». Проделанную работу, что очень важно, на наш взгляд, завершают задания для самостоятельной работы, которые предполагают размышления и рассуждения в письменной форме, что, безусловно, способствует активизации творческого мышления и формированию как аналитических способностей, так и умения создавать собственные тексты.
Кроме работы с концептами, практические занятия по литературе могут строиться по тематическому или монографическому принципу. Например, одной из важнейших тем в зарубежной литературе XX в. является тема войны. На занятии анализируется, как исследуют причины и последствия участия стран и народов в военных событиях авторы Германии, Великобритании и США, какие средства поэтики используют для воплощения данной темы в своих произведениях, например, Э. М. Ремарк, Р. Олдингтон, Э. Хемингуэй. Для обсуждения данной темы группу из 27 человек можно разделить на три или четыре подгруппы, каждая из которых разбирает и анализирует произведение одного из авторов и представляет свой анализ на занятии. По итогам выступления слушатели задают выступающей группе свои вопросы. Таким образом, на практическом занятии происходит заинтересованное обсуждение сразу нескольких произведений, знакомство с особенностями стиля авторов. Студенты не только знакомятся с творчеством разных авторов, но и учатся анализировать, задавать вопросы, выражать свою точку зрения по обсуждаемой теме или проблеме. По итогам дискуссии студенты получают задание – написать эссе по обсуждаемой теме. Очень плодотворным при проведении практических семинаров по литературе оказывается и монографический принцип, использование которого способствует более детальному знакомству с творческой манерой одного писателя. Но в дан-ном случае необходимо выбирать авторов, проблематика произведений которых актуальна для молодого поколения. Только в этом случае происходит актуализация культурных смыслов. Студенту необходимо не просто понять факты литературы, истории, культуры, но и воспринять их как актуальные лично для него проблемы. Так, например, студенты с увлечением и интересом участвуют в занятии, посвященном творчеству Р. Бредбери. Большая группа также делится на четыре подгруппы, каждая из которых выбирает роман для прочтения и обсуждения. В данном случае студентам предлагается четыре произведения писателя-фантаста: циклы рассказов «Марсианские хроники» и «Человек в картинках» и два романа «451 градус по Фаренгейту» и «Вино из одуванчиков». Жанровое разнообразие произведений Р. Бредбери позволяет обсудить со студентами особенности построения новеллы и романа, провести сопоставительный анализ малой и более крупной формы на приме-ре творчества одного автора. Тематика произведений американского классика вызывает бурные дискуссии, связанные с проблемами творческой личности в обществе потребления, хрупкостью мира ребенка, который нуждается в понимании и бережном отношении со стороны взрослых, с поиском истинных ценностей в эпоху технологий и межпланетных перелетов.
Обсуждение и заключения
Таким образом, для повышения эффективности преподавания истории зарубежной литературы в вузе необходимо использовать как традиционные формы обучения, так и новые, основанные на опыте педагогов-новаторов и преподавателей вузов. Традиционные формы обучения, к которым относятся лекция, семинар, практическое занятие, необходимо наполнять новым смыслом, используя современные методики, учитывая особенности развития сознания молодого поколения, современного общества в целом. Ключевую роль в повышении эффективности обучения, безусловно, играет личность преподавателя, личность лектора, который способен заинтересовать студентов, пробудить интерес и любовь к огромному миру литературы, мотивировать студентов к пристальному внимательному чтению текста, к самообразованию и собственному творчеству.
Важным, на наш взгляд, условием совершенствования системы преподавания истории зарубежной литературы и вообще литературоведческих дисциплин в вузе в условиях стремительного развития информационных технологий является возможность регулярного обмена мнениями и методиками преподавания в профессиональной среде не только на конференциях, но и на страницах журналов, в интернет-пространстве.

Список использованных источников

1.    Гнездилова Е. В. История зарубежной литературы : методические указания. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. 28 с.
2.    Балдицын П. В. Курс истории зарубежной литературы в журналистском образовании: современные проблемы, задачи, подходы // Зарубежная литература в журналистском образовании (Опыт преподавания и изучения). М. : Факультет журналистики МГУ, 2010. С. 6–19.
3.    Филина О. Л. Современные стратегии изучения литературы в условиях диаспоры // Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. XXIV Голубковские чтения : материалы между-нар. науч.-практ. конф., 24–25 марта 2016 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М. : Экон-Информ, 2017. С. 12–23.
4.    Лаптун В. И. Научно-методические рекомендации М. М. Бахтина по вопросам преподавания литературоведческих дисциплин в вузе // Гуманитарные науки и образование. Т. 9. № 1. 2018. С. 75–81.
5.    Гиленсон Б. А. История зарубежной литера-туры от античности до середины XIX века : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2014. 904 с.
6.    Гиленсон Б. А. История зарубежной литера-туры второй половины XX – начала XXI века : учеб-ник для бакалавров. М. : Юрайт, 2014. 290 с.
7.    Курс истории зарубежной литературы в журналистском образовании: современные проблемы, за-дачи, подходы // Зарубежная литература в журналистском образовании (Опыт преподавания и изучения). М. : Факультет журналистики МГУ, 2010. 185 c.
8.    Шутан М. И. Концепт «роман» на уроках литературы в 11 классе // Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. XXIV Голубковские чтения : материалы международной научно-практической конференции, 24–25 марта 2016 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М. : Экон-Информ, 2017. С. 28–37.