Система работы педагогического вуза по организации трудоустройства выпускников и временной занятости студентов

18.12.2021

Система работы педагогического вуза по организации трудоустройства выпускников и временной занятости студентов

Система работы педагогического вуза по организации трудоустройства выпускников и временной занятости студентов
С. В. Кутняк*, М. П. Миронова**
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
*kutniak@bk.ru, **prorektor_edu@mordgpi.ru

Введение: в статье анализируются проблемы трудоустройства выпускников вузов. Целью исследования является разработка системы содействия трудоустройства выпускников и временной занятости студентов педагогического вуза.
Материалы и методы: в исследовании использовались статистические методы, способствующие анализу кадрового потенциала в системе образования Республики Мордовия, методы анкетирования и опроса студентов выпускных курсов с целью определения их планов и готовности к трудоустройству, сбора и изучения аналитических данных, полученных от работодателей.
Результаты исследования: в результате исследования проблем трудоустройства молодых специалистов и анализу подходов к их решению была сформирована и апробирована на базе Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (МГПИ) система работы вуза по трудоустройству выпускников и временной занятости студентов, выявлены направления, технологии и формы, способствующие наиболее эффективному решению данной проблемы.
Обсуждение и заключения: в условиях рыночных отношений эффективность деятельности образовательных организаций высшего образования определяется не только степенью востребованности выпускников на рынке труда, но и их информированностью о реальной ситуации, умением находить вакансии и успешно позиционировать себя с точки зрения работодателя. Вуз должен взять на себя задачу адаптации выпускника к рынку труда и содействия в его трудоустройстве. Создание эффективных механизмов, формирующих устойчивые прямые и обратные связи между работодателями и соискателями, включая прогноз потребности специалистов, открытые и доступные информационные ресурсы, использование и совершенствование форм, методов и технологий карьерного развития и профориентационной работы – ответственная задача ректората, факультетов и всех структурных подразделений. Разработанная система содействия трудоустройству студентов-выпускников имеет значительный потенциал дальнейшего развития, а ее использование позволит повысить престиж педагогического вуза на рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: трудоустройство выпускников, профессиональная карьера, рынок труда, банк вакансий, профориентационная работа, работодатели, Центр трудоустройства, Акмеологический центр.
Благодарности: авторы выражают благодарность анонимному рецензенту, чьи комментарии позволили исправить фактические неточности и улучшить качество текста.

The system of work of pedagogical University on the organization of employment of graduates and temporary employment of students
S. V. Kutnyak*, M. P. Mironova**
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
*kutniak@bk.ru, **prorektor_edu@mordgpi.ru

Introduction: the article analyzes the problems of employment of graduates. The aim of the study is to develop a system to promote the employment of graduates and temporary employment of students of pedagogical universities.
Materials and Methods: the study used statistical methods that contribute to the analysis of personnel potential in the education system of the Republic of Mordovia, methods of questioning and interviewing graduate students to determine their plans and readiness for employment, collection and study of analytical data obtained from employers.
Results: as a result of the study of the problems of employment of young professionals and analysis of approaches to their solution the system of Institute work on employment of graduates and temporary employment of students was formed and tested on the basis of the Mordovian state pedagogical Institute, identified areas, technology and ways of promoting the most effective solution to this problem.
Discussion and Conclusions: in the context of market relations, the effectiveness of higher education institutions is determined not only by the degree of demand for graduates in the labor market, but also by their awareness of the real situation, the ability to find jobs and successfully position themselves from the point of view of the employer. The Institute should take on the challenge of adaptation of graduates for the labour market, and facilitate their employment. The creation of effective mechanisms that form stable direct and feedback links between employers and applicants, including the forecast needs of specialists, open and accessible information resources, the use and improvement of forms, methods and technologies of career development and career guidance – a responsible task of the administration, faculties and structural units of the Institute involved in its implementation. The developed system of assistance to employment of graduate students has a significant potential for further development, and its use will increase the prestige of the pedagogical University in the market of educational services.
Key words: employment of graduates, professional career, labor market, job Bank, career guidance, employers, employment Center, Acmeological center.
Acknowledgements: the authors is grateful to the anonymous reviewer whose comments have helped to correct factual errors and improve the quality of the manuscript.

Введение
Востребованность выпускников на рынке труда, их работа по специальности, полученной в образовательном учреждении, являются одними из важнейших показателей расходования бюджетных средств, выделяемых государством на нужды системы образования. Этим продиктовано введение в базовую группу показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования критерия, характеризующего трудоустройство выпускников. Исходя из этого, перед высшей школой, наряду с организацией полноценного набора абитуриентов, обеспечением высокого уровня профессиональной подготовки специалистов с использованием целого комплекса образовательных технологий, стоит не менее значимая задача – содействие в профессиональной адаптации и трудоустройстве выпускников.
Обзор литературы
Проблемы трудоустройства выпускников вузов и временной занятости студентов являются предметом анализа многих исследований в области педагогики, психологии, социологии, экономики.
Ряд исследователей (Л. Ф. Ильиных, С. А. Сухорукова, Н. Г. Ровбель) рассматривают трудоустройство как сложный социальный процесс, протекающий в поле социального взаимодействия личности и общества [1]; в работах И. А. Еременко, М. Н. Безугловой, И. М. Гедиевой анализируются причины безработицы среди современных выпускников, указываются ее последствия и способы минимизации [2]. Многие авторы, например М. В. Лаптева, Р. А. Золотов, Д. А. Слепнева [3], приводят современные подходы к решению данного вопроса из опыта работы Центров карьеры при вузах, предлагают наиболее эффективные методы и способы содействия трудоустройству выпускников вузов. В трудах О. В. Сычевой [4], Н. М. Шадриной [5] и др. анализируются ситуации на современном рынке труда среди выпускников вузов, предлагаются возможные пути решения проблем трудоустройства, особое внимание уделяется формированию профессиональной мобильности выпускника вуза.
Материалы и методы
При проведении исследования нами использовались статистические методы, способствующие анализу кадрового потенциала в системе образования Республики Мордовия, методы анкетирования и опроса студентов выпускных курсов с целью определения их планов и готовности к трудоустройству, сбора и изучения аналитических данных, полученных от работодателей.
Для изучения проблем трудоустройства выпускников вуза и подходов к их решению было проведено экспериментальное исследование на базе МГПИ.
Система работы МГПИ по организации трудоустройства выпускников и временной занятости студентов представлена следующими направлениями: 1) взаимодействие института с органами исполнительной и законодательной власти региона по вопросам трудоустройства и социализации молодых специалистов; 2) взаимодействие института с работодателями; 3) использование современных технологий и форм профориентационной работы и карьерного роста; 4) организация временной и сезонной занятости студентов; 5) использование информационных ресурсов, обеспечивающих максимально оперативное донесение информации о существующих вакансиях и требованиях к претендентам; 6) систематическое проведение мониторинга движения выпускников вуза на рынке труда.
Результаты исследования
Эффективность деятельности вуза в решении вопроса трудоустройства выпускников не-посредственно связана с реальными потребностями регионального рынка труда, прежде всего потребностями республики в педагогических кадрах.
Анализ статистики движения педагогических кадров показал, что за последние три года количество учителей, работающих в образовательных организациях республики Мордовия, остается примерно одинаковым. При этом количество педагогов пенсионного возраста и молодых педагогов также примерно одинаковое. Вместе с тем численность молодых учителей, пришедших работать в школу сразу после окончания вуза, постепенно сокращается, особенно в сельской местности [6].
Данная проблема с каждым годом становится все более существенной, несмотря на принятые в стране и республике меры социально-экономической поддержки учительского корпуса, направленные на повышение престижа педагогической профессии. Одним из способов ее решения может стать оптимизация целевого набора абитуриентов и внедрение системы целевой контрактной подготовки кадров для системы образования, которая предусматривает заключение трехстороннего договора между студентом, вузом и учреждением-работодателем. Договоры могут заключаться на основании прогноза вакансий в образовательных организациях республики. Безусловно, эту работу невозможно проделать результативно без тесного взаимодействия с региональными органами, курирующими образование: Министерством образования, городским и муниципальными органами управления образованием, Комитетом по молодежной политике, комитетом по труду и занятости и др. Не менее значимым направлением в решении вопроса трудоустройства выпускников является сотрудничество с потенциальными работодателями. Среди наиболее эффективных форм такого сотрудничества следует выделить: проведение производственных, в том числе и преддипломных практик на основе двусторонних договоров; участие руководителей, ведущих специалистов учреждений, образовательных организаций в работе государственных аттестационных комиссий по основным образовательным программам; проведение публичной защиты дипломных проектов, разработка дипломных проектов по заказу образовательных организаций, органов управления образованием; создание в школах базовых кафедр; проведение массовых информационно-просветительских мероприятий, начиная с обмена базами данных и заканчивая Ярмарками вакансий, с активным участием потенциальных работодателей.
Каждый год студенты-бакалавры очной формы обучения предвыпускного и выпускного курсов проходят производственную практику с последующим открытым обсуждением ее итогов на заключительных конференциях и заседаниях выпускающих кафедр. Практика организуется в разных организациях в зависимости от направления подготовки и содержания программы. В ее организации и проведении участвуют учителя школ, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, воспитатели и учителя специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, педагоги дополнительного образования, логопеды, дефектологи и психологи. Факультетами проводится работа по отслеживанию результатов и улучшению качества прохождения практики студентами на базовых площадках. Одним из разделов этой деятельности является получение данных от руководителей учреждений об уровне теоретической и практической подготовки старшекурсников, а также сбор сведений от бывших студентов и их оценка полученных в вузе профессиональных компетенций.
Уже несколько лет в институте практикуется участие в работе ГАК административных и педагогических работников, руководителей и специалистов социально-экономической сферы республики: Министерства образования, Мордовского республиканского института образования, городского управления образования, представителей общеобразовательных, художественных, спортивных и музыкальных школ, учителей-предметников высшей категории, заведующих детскими садами, заведующих кафедрами других вузов, специалистов промышленных предприятий и бизнес-структур. Несомненно, наряду с функцией оценивания и контроля знаний студентов, они оказывают содействие трудоустройству выпускников, так как являются непосредственными работодателями.
Ученым советом института принято решение о создании базовых кафедр, одна из функций которых также заключается в содействии трудоустройству студентов института: кафедра воспитательных систем и технологий на базе МДЦ «Артек»; кафедра филологии, кафедра педагогических технологий и др. на базе школ и лицеев.
Работа по трудоустройству выпускников предполагает наличие в вузе Центра трудоустройства, предназначение которого состоит в «содействии трудоустройству, профессиональному развитию и карьерному росту студентов и выпускников на основе учебно-методического, информационного, научного сопровождения делового сотрудничества» [7]. С целью информирования студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда и максимальной возможности их трудоустройства Центром используются интерактивные и традиционные технологии. Деятельность Центра ведется в соответствии со Стратегией развития института, утвержденным планом работы на год по направлению «Активное содействие занятости и трудоустройству выпускников» системы менеджмента качества и предполагает следующие направления:
– консолидация усилий всех подразделений института и координация действий по взаимодействию с работодателями с целью эффективного содействия трудоустройству выпускников;
– подготовка студентов к эффективному ориентированию на сложившемся региональном рынке труда;
– сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников.
Одной из задач Центра трудоустройства является взаимодействие с региональными службами занятости населения и кадровыми агентствами через совместное проведение мероприятий: научно-практические семинары и семинары-практикумы, круглые столы, Ярмарки вакансий, Дни карьеры и др.
Эффективным инструментом содействия в трудоустройстве выпускников является создание и организация деятельности Общественной комиссии по трудоустройству и процедуры персонального трудоустройства выпускников, в состав которой входит администрация вуза, руководители образовательных организаций, представители муниципальных органов власти и другие работодатели.
Поиск себя в профессии часто начинается до поступления в вуз, а процесс профессионального самоопределения не прекращается с поступлением в высшее учебное заведение и продолжается на протяжении всех лет обучения. Профессиональное самоопределение на этапе обучения в вузе представляет собой самостоятельный этап профессионального развития личности и характеризуется противоречием между готовностью к профессиональному самоопределению и неуверенностью в своей способности сделать правильный выбор.
К сожалению, немало студентов, стремящихся лишь получить заветную «корочку» – диплом о высшем образовании, а не желающих владеть ценностями, особенностями, традициями будущей профессии. Это связано с неорганизованностью процесса профессионального самоопределения. Поэтому одной из перспективных задач, стоящих перед вузом, является организация системы профессионального сопровождения студентов с момента поступления и до выпуска. Деятельность в этом направлении помогает личности определиться, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения и как преобразовать свою учебную деятельность в процесс собственного индивидуального карьерного развития.
Многие выпускники считают, что отсутствие опыта при трудоустройстве – это основной фактор отказа в приеме на работу. Но в современных условиях кроме профессиональных знаний и навыков большую роль играют и личностные качества выпускника, его навыки самопрезентации, активность его позиции на рынке труда. Проведенное выборочное анкетирование молодых специалистов – выпускников института – позволило выделить факторы, влияющие на негативное вхождение в рынок труда наших выпускников. Основными среди них являются: отсутствие видения собственных целей при выборе работы, низкая сформированность мотивационной сферы, неумение распорядиться личностными ресурсами, неадекватный уровень притязаний, отсутствие знаний о требованиях рынка, отсутствие навыков самопрезентации, составления резюме и прохождения собеседования, не-способность к самомаркетингу.
Для решения данных проблем в институте создан Акмеологический центр, который реализует различные формы профориентационной работы и технологии формирования карьерной направленности. Акмеологический центр разрабатывает и реализует профориентационные проекты: «Развитие карьерной направленности личности», «Профессиональная карьера педагогического работника», «Развитие личностного и профессионального потенциала студентов», проводит тренинги и обучающие семинары по подготовке выпускников к успешному трудоустройству: созданию карьерограммы и карьерного портфолио, написанию резюме, умению эффективного общения с работодателем; проводит консультационно-разъяснительную работу по вопросам самопрезентации.
Студенты института принимают активное участие в тренингах, психологических исследованиях, форумах, открытых заседаниях с привлеченными специалистами, что, безусловно, способствует их профессиональному самоопределению и делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Важным фактором, повышающим конкурентоспособность выпускника и его успешное трудоустройство, является овладение дополнительными компетенциями при прохождении дополнительных образовательных программ, программ профессиональной переподготовки. Сегодня созданы все условия, чтобы к окончанию вуза каждый студент прошел через обучение на курсах повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам и имел диплом профессиональной переподготовки.
Подготовительным этапом будущего трудоустройства можно считать организацию временной занятости студентов. Здесь институт осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Всероссийской общественной организацией «Российские студенческие отряды», Республиканским комитетом по делам молодежи, региональным волонтерским движением. Самой массовой и эффективной формой организации временной занятости студентов, способствующей профессиональному становлению, безусловно, является педагогическое движение. Ежегодно более 1200 студентов работают в составе педагогических отрядов в детских оздоровительных лагерях и образовательных центрах в качестве вожатых, психологов, аниматоров, музыкальных руководителей, кружководов, диджеев, руководителей по физической культуре и плаванию, матросов-спасателей в детских центрах, оздоровительных лагерях Республики Мордовия, Приволжского федерального округа, Подмосковья, Краснодарского края, Республики Крым. Работа всех педагогических отрядов осуществляется круглогодично – благотворительные акции и воспитательные мероприятия в образовательных организациях, детских домах и санаториях республики, работа с детьми по месту жительства, оказание помощи пожилым людям и инвалидам и многие другие формы социально-ориентированной деятельности. Формы работы, используемые педагогическими отрядами, весьма разнообразные: самоуправление и соуправление, мастер-классы, тренинги, квесты, проектная деятельность, методы и технологии эдьютеймента, интеллектуальные игры, КТД и др.
Самоорганизация деятельности педагогических отрядов помогает студенту пройти все стадии работы над ними: планирование, сбор материала, его обработка, разработка проекта, согласование, реализация, оценка. Таким образом, студенты реально достигают успеха в конкретном виде деятельности и проектируют программу собственного профессионального развития, расширяя при этом пространство социального взаимодействия. Благодаря чему происходит смена круга общения, проба и освоение социальных и профессиональных ролей, повышается социальная активность, организованность, креативность и коммуникабельность, что является необходимыми составляющими будущей профессиональной карьеры.
Участие студентов в Волонтерском движении и Российском движении школьников позволяет будущему педагогу иметь дополнительные преимущества в ситуации конкуренции на рынке труда в виде солидного портфолио, опыта работы по специальности. Организованная деятельность студенческих отрядов, кроме того, способствует сглаживанию социальной напряженности в студенческой среде, связанной с материальным обеспечением студентов.
Сегодня любая деятельность невозможна без использования сети Интернет. Министерство образования и науки РФ с 2014 г. проводит безвозмездное распространение автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников (АИСТ) во всех образовательных организациях высшего образования независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. Информационная система АИСТ позволяет: а) осуществлять работодателям поиск соискателей на замещение вакантных должностей среди студентов и выпускников организаций высшего и среднего образования всех субъектов Российской Федерации; б) студентам и выпускникам расширять параметры поиска работы во всех субъектах Российской Федерации соответственно полученным знаниям, устремлениям и карьерным амбициям; в) органам исполнительной власти, имеющим в своем ведении образовательные организации и осуществляющим управление в сфере образования, оперативно принимать управленческие решения по различным направлениям деятельности сферы образования, в том числе связанным с приведением объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда субъектов РФ [8].
Интернет-пространство сайта МГПИ также задействовано в организации трудоустройства. На портале в разделе «Внеучебная деятельность» создана закладка «Трудоустройство». В разделе содержится общая информация о Центре трудоустройства, размещены документы и вакансии, что позволяет студентам ознакомиться с возможностями временного и сезонного трудового устройства, а выпускникам – с имеющимися вакансиями в образовательных организациях.
Обсуждение и заключения
По результатам проведенного исследования были сформулированы выводы:
1.    В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе профессионального образования определяется не только степенью востребованности выпускников на рынке труда, но и их информированностью о реальной ситуации, умением находить вакансии и успешно позиционировать себя с точки зрения работодателя.
2.    Институт должен взять на себя задачу адаптации выпускника к рынку труда и содействия в его трудоустройстве. Создание эффективных механизмов, формирующих устойчивые прямые и обратные связи между работодателями и соискателями, включая прогноз потребности специалистов, открытые и доступные информационные ресурсы, использование и совершенствование форм, методов и технологий карьерного развития – ответственная задача ректората, факультетов и структурных подразделений института, задействованных в ее реализации.

Список использованных источников

1.    Ильиных С. А., Сухорукова Н. Г., Ровбель С. В. Трудоустройство выпускников вуза в условиях нестабильной экономической ситуации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 26–31.
2.    Еременко И. А., Безуглова М. Н., Гедиева И. М. Проблемы трудоустройства выпускников вузов (на примере Ростовской области) // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 691–693. URL https://moluch.ru/ archive/114/29674/ (дата обращения: 13.12.2018).
3.    Лаптева М. В., Золотов Р. А., Слепнева Д. А. Современные подходы к решению вопроса содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 111–113.
4.    Сычева О. В. Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и пути решения // Вестник Поволжского университета управления. 2016. № 4 (55). С. 91–97.
5.    Шадрина Н. М. Проблема трудоустройства выпускников вузов // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 368–372.
6.    Образование в Республике Мордовия. Статистика. Цифры. Факты / под общ. ред. Г. А. Явки-ной. Саранск МО РМ, МРИО, 2018. 128 с.
7.    Волошина Л. Ф. Деятельность Центра содействия трудоустройству выпускников как условие педагогического сопровождения в контексте подготовки специалиста к работе по специальности // Концепт. 2016. Т. 46. С. 81–84. URL: http://e-koncept. ru/2016/76385.htm (дата обращения: 13.12.2018).
8.    Юданова В. В., Гиль Е. А. Разработка автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 40–43.