Педагогические условия формирования социально-значимых качеств младших школьников во внеурочной деятельности

30.10.2021

Педагогические условия формирования социально-значимых качеств младших школьников во внеурочной деятельности

Педагогические условия формирования социально-значимых качеств младших школьников во внеурочной деятельности
Н. Ф. Пупкова
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
nelli.pup87@yandex.ru

Введение: в статье рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Материалы и методы: методологическими ориентирами послужили логический, социокультурный подходы, теоретический анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация результатов исследования.
Результаты исследования: результаты исследования имеют научное и практическое значение для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Обсуждение и заключения: в результате реализации педагогических условий (активизация социально-творческой деятельности младших школьников во внеурочной деятельности, формирование социально-значимых качеств в рамках практикума «Время самопознания», вовлечение учащихся старших классов и учащихся младших классов в совместную социально-значимую деятельность, организация доверительного взаимодействия в структуре «родитель – учащийся – педагог») во неурочной деятельности общеобразовательных учреждений будут сформированы такие социально-значимые качества младших школьников, как духовно-нравственные и ценностно-смысловые ориентации, ответственность, коммуникативность, самостоятельность, мотивация к непрерывному личностному росту, позволяющие им успешно функционировать в качестве полноправного члена школы, семьи, социума.
Ключевые слова: педагогические условия, внеурочная деятельность, социально-значимые качества младших школьников.
Благодарности: автор выражает благодарность профессору Л. П. Карпушиной за ценные советы в процессе написания данной статьи.

Pedagogical conditions of socially significant qualities formation in younger students in extracurricular activities
N. F. Pupkova
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
nelli.pup87@yandex.ru

Introduction: the article discusses the pedagogical conditions that ensure the formation of socially significant qualities among younger students in extracurricular activities.
Materials and Methods: logical, sociocultural approaches, theoretical analysis of scientific literature, generalization, systematization, classification of research results served as methodological guidelines. Results: the research results are of scientific and practical importance for the upbringing and socialization of younger schoolchildren in extracurricular activities.
Discussion and Conclusions: as a result of the implementation of pedagogical conditions (activation of social and creative activities of younger students in extracurricular activities; the formation of socially significant qualities in the implementation of the workshop «Time of self-knowledge»; the involvement of high school students and junior high school students in a joint socially significant activity; the structure: parent – student – teacher) in the overtime activities of general education institutions such socially significant to qualities of younger schoolchildren as spiritual-moral and value-semantic orientations, responsibility, communication, independence, motivation for continuous personal growth, allowing them to function successfully as a full member of the school, family, society.
Key words: pedagogical conditions, extracurricular activities, socially significant qualities of younger students.
Acknowledgements: the author would like to thank the Professor L. P. Karpushina for the valuable advice during the writing the article.
Введение
Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к воспитанию ответственной, активной, духовно богатой личности. Общественный заказ на формирование социально-значимых качеств у обучающихся определен Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Национальным проектом «Развитие образования».
Обзор литературы
В современной науке проблема формирования социально-значимых качеств подрастающего поколения находится в центре внимания. Становление данных качеств у обучающихся влияет на процесс и результат воспитания, саморазвития, имеет общественную значимость и способствует адаптации и успешной жизнедеятельности их в обществе.
Опираясь на работы Т. А. Бурцевой [1], А. А. Костюченко [2], А. В. Пискуновой [3], Н. Б. Русских [4], А. Н. Усачёвой [5], О. А. Шириной [6] и др., на нормативно-правовые документы, мы определяем социально-значимые качества младшего школьника как комплекс взаимосвязанных между собой личностных качеств (духовно-нравственные и ценностно-смысловые ориентации, ответственность, коммуникативность, самостоятельность, мотивация к непрерывному личностному росту), имеющих социальную значимость и способствующих адаптации и успешной жизнедеятельности обучающегося в обществе [7].
Особо следует отметить важность активной работы в формировании социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности [8]. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
Материалы и методы
Методологическими ориентирами нашего исследования являются логический, социокультурный подходы, теоретический анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация результатов исследования.
Результаты исследования
Для формирования социально-значимых качеств младших школьников во внеурочной деятельности необходимо реализовать следующие педагогические условия: активизация социально-творческой деятельности младших школьников во внеурочной деятельности; формирование социально-значимых качеств в рамках практикума «Время самопознания»; вовлечение учащихся старших классов и учащихся младших классов в совместную социально-значимую деятельность; организация доверительного взаимодействия в структуре родитель – учащийся – педагог.
Первое педагогическое условие направлено на активизацию социально-творческой деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
В нашем исследовании под  социально-творческой деятельностью мы рассматриваем совокупность добровольных социально-значимых действий, в рамках которых человек посредством выполнения творческих задач и заданий формирует свои личностные качества, овладевает общечеловеческими ценностями в социуме. Младший школьный возраст более всего предрасположен к участию в социально-творческой деятельности. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит становление творческой активности личности младшего школьника, и те психические новообразования, которые типичны для него: любознательность, интерес к необычному. Так, для активизации социально-творческой деятельности во внеурочное время предлагаются следующие формы: беседы, консультации с родителями, концерты, театрализованные представления, занятия артпедагогической направленности, исследовательские и социально-творческие проекты, конкурсы, сюжет-но-ролевые игры, социально-значимые акции, экскурсии, творческие вечера и др. Рекомендуется реализовать нетрадиционные формы организации внеурочной деятельности: тематический праздник с проведением флешмоба с учащимися начальной школы, совместное мероприятие с родителями учащихся; внеклассное мероприятие с использованием метода проекта.
Второе педагогическое условие – формирование социально-значимых качеств в ходе реализации практикума «Время самопознания».
Практикум представляет возможности для осуществления более тесной связи и общения между младшими школьниками, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей, а также развивающей такие социально-значимые качества младших школьников, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, духовно-нравственные и ценностно-смысловые ориентации, мотивация к личностному росту. Тематический план программы практикума состоит из пяти разделов: 1) «Секреты общения» (формирование социально-значимого качества «Коммуникативность»); 2) «Шаг к самостоятельности» (формирование социально-значимого качества «Самостоятельность»); 3) «Чистой совести примета – поступь легкая моя» (формирование социально-значимого качества «Ответственность»); 4) «Школа успеха» (формирование мотивации к личностному росту); 5) «Дорога добра» (формирование духовно-нравственных и ценностно-смысловых ориентаций). Для младших школьников также были разработаны занятия артпедагогической направленности (музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, изотерапия и др.), реализованы различные типы занятий (занятие-игра, занятия-фантазия, занятие-спектакль, занятие-путешествие, занятие-творчество, занятие самостоятельного поиска знаний и др.).
Третье педагогическое условие – вовлечение учащихся старших классов и учащихся младших классов в совместную социально-значимую деятельность.
В рамках нашего исследования мы считаем, что для формирования социально-значимых качеств у младших школьников необходимо с учащимися старших классов преобразовать совместную социально-значимую деятельность.
Под социально-значимой деятельностью мы рассматриваем совокупность активных действий, направленных на воспитание у обучающихся развития практических социально-значимых умений и навыков, позволяющих им позитивно изменять свою социальную сущность, а также окружающий мир. Большое значение имеют социально-значимые акции. Акция включает в себя последовательность следующих этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап. Первый этап – мотивация. Дети должны знать, на решение какой социальной проблемы направлена акция, почему они должны в ней участвовать. Второй этап – реализация сценария социальной акции. Третий этап – завершающий, который предполагает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
Внедрение социально-значимых акций в совместную деятельность учащихся старших и младших школьников является важным компонентом их социальной адаптации в школьной среде: создается благоприятное социальное пространство для раскрытия личности младшего школьника в стенах школы и за её пределами; появляется выбор внеурочной деятельности, возможность приобретения большего количества полезных знаний, умений, навыков, в том числе и социально-значимых.
Четвертое педагогическое условие – организация доверительного взаимодействия в структуре: «родитель – учащийся – педагог».
Для формирования доверительного пространства необходимо доверительное взаимодействие между педагогом и учащимся. Духовный мир педагога должен быть открыт: это порождает доверие к педагогу, желание поделиться с ним, вступить в диалог. Дети хотят видеть в своих педагогах прежде всего личность, а за-тем уже учителя-профессионала. Из многочисленных учительских качеств младшие школьники выделяют справедливость, требовательность, доброту, простоту, чуткость, организованность, нравственную чистоту. А ведь эти качества не столько профессиональные, сколько личностные.
Для успешного формирования социально-значимых качеств у младших школьников необходимо создать доверительное взаимодействие «педагог-родитель» по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком и остро возникающим вопросам семейного воспитания. В настоящее время наблюдается отчуждение родителей от школы. Без педагогического анализа причин, результатов наблюдений, педагогических рекомендаций в работе с родителями младших школьников неприемлемо указывать о неуспеваемости детей и о недостатках в воспитании, об их проступках и прегрешениях с одновременным требованием «принять меры». Необходимо проводить еженедельные консультации учителя с родителями младших школьников. Они помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи трудного учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.
Обсуждение и заключения
Таким образом, в результате реализации педагогических условий (активизация социально-творческой деятельности младших школьников во внеурочной деятельности; формирование социально-значимых качеств в рамках практикума «Время самопознания»; вовлечение учащихся старших классов и учащихся младших классов в совместную социально-значимую деятельность; организация доверительного взаимодействия в структуре родитель – учащийся – педагог) во неурочной деятельности общеобразовательных учреждений будут сформированы такие социально-значимые качества младших школьников, как духовно-нравственные и ценностно-смысловые ориентации, ответственность, коммуникативность, самостоятельность, мотивация к непрерывному личностному росту, позволяющие им успешно функционировать в качестве полноправного члена школы, семьи, социума.

Список использованных источников

1.    Бурцева Т. А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеурочной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2005. 22 с.
2.    Костюченко А. А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления : автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2010. 25 с.
3.    Пискунов А. В. Формирование социально-значимых качеств личности у слушателей духовного образовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2010. 23 с.
4.    Русских Н. Б. Формирование социально-значимых качеств личности старшеклассников в условиях дифференцированного обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2001. 25 с.
5.    Усачёва А. Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 24 с.
6.    Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников // Молодой ученый. 2017. № 32. С. 108–112.
7.    Пупкова Н. Ф., Карпушина Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1. С. 42– 47.
8.    Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2013. 177 с.