Развитие информационной культуры студенчества в образовательной среде университета

15.01.2022

Развитие информационной культуры студенчества в образовательной среде университета

Развитие информационной культуры студенчества в образовательной среде университета
Г. М. Щевелева*, В. Ф. Манухов**
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронеж, Россия
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск, Россия
*galmsh@mail.ru, **manuhov@mail.ru

Введение: в статье анализируются проблемы повышения уровня информационной культуры обучающихся как задачи первостепенной важности в современном информационно-образовательном пространстве. Целью исследования является рассмотрение особенностей и дидактического содержания процесса формирования информационной культуры личности студентов.
Материалы и методы: в исследовании использовались методы теоретического анализа дидактического содержания общекультурной информационно-образовательной среды университета; психолого-педагогические диагностические методики для определения уровня информационной культуры обучающихся, выявляющие соответствующие характеристики личности студентов, относящиеся к процессу формирования их информационной культуры.
Результаты исследования: определено понятие «информационная культура личности», исследованы методические и организационно-технологические основы развития информационной культуры обучающихся, определяемые как способности и потребности человека использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска новых знаний, их интерпретации и распространения. Геоинформационная культура подразумевает развитое геоинформационное мышление и должна способствовать формированию информационных ценностей, творческих географических способностей и умений, позволяющих обучающимся приобретать геоинформационную компетентность. Анализ результатов диагностического исследования «Информационная культура личности студента как будущего специалиста», охватывавшего студентов бакалавриата направлений подготовки «Прикладная информатика в образовательной деятельности» и «Картография и геоинформатика», свидетельствует о позитивном процессе развития информационной и геоинформационной культуры наших студентов, об эффективности предлагаемых обучающимся образовательных программ.
Обсуждение и заключения: информационная культура личности студента выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений и компетенций, направленных на взаимодействие с современной информационной средой. Она определена нами как одна из составляющих общей культуры человека, как совокупность информационного мировоззрения, системы знаний, умений, информационной компетентности, обеспечивающих целенаправленную деятельность в сфере прикладной информатики по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей личности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Геоинформационная культура представляется нами как проявление геоинформационной компетентности человека, включающей знание географической картины мира, сформированное геоинформационное мышление, владение методиками геоинформатики и ее терминологией, необходимые для профессиональной деятельности в области картографии и геоинформатики в современном информационном пространстве.
Ключевые слова: общество знаний и информации, информационная компетентность, культурологическая среда университета, информационная культура личности, геоинформатика, геоинформационная культура.
Благодарности: авторы выражают благодарность рецензенту за полезные рекомендации.

Development of information culture of students in the educational environment of the University
G. M. Shchevelyovaa*, V. F. Manukhovb**
Voronezh State Agricultural University after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russia
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia
*galmsh@mail.ru, **manuhov@mail.ru

Introduction: the article analyzes the problems of increasing the level of information culture of students as a problem of primary importance in the modern information and educational space. The aim of the study was to consider the features and didactic content of the process of formation of information culture of students’ personality.
Materials and Methods: the study used the methods of theoretical analysis of didactic content of general cultural information and educational environment of the University; psychological and pedagogical diagnostic techniques to determine the level of information culture of students, revealing the relevant characteristics of the personality of students related to the process of formation of their information culture.
Results: the concept of «Information culture of the person» is defined, methodical and organizational and technological bases of development of information culture of students are investigated, defined as abilities and needs of the person to use available information opportunities for systematic and conscious search of new knowledge, their interpretation and distribution. Geoinformation involves the development of a culture of thinking and should contribute to the formation of the information values, creative geographic abilities and skills, allowing learners to acquire geoinformation competence. The analysis of the results of the diagnostic study «Information culture of the student’s personality as a future specialist», covering undergraduate students of the areas of training «Applied Informatics in educational activities» and «Cartography and Geoinformatics», indicates the positive process of development of information and geoinformation culture of our students, the effectiveness of the educational programs offered to students.
Discussion and Conclusions: information culture of the student’s personality is expressed in the presence of a complex of knowledge, skills and competencies aimed at interaction with the modern information environment. It is defined by us as one of the components of the general human culture, as a set of information worldview, system of knowledge, skills, information competence, providing targeted activities in the field of applied informatics for the optimal satisfaction of individual information needs of the individual using information and communication technologies. Geographic information culture is represented by us as a manifestation of human geographic information competence, including knowledge of the geographical picture of the world, formed geographic information thinking, knowledge of methods of geoinformatics and its terminology necessary for professional activities in the field of cartography and geoinformatics in the modern information space.
Key words: knowledge and information society, information competence, cultural environment of the University, personal information culture, geoinformatic, geoinformation culture.
Acknowledgements: the authors thank the reviewer for precious recommendations.

Введение
Перемены в сфере современного образования вызваны его принципиально новым пони-манием как личностно-ориентированной культурной деятельности, что позволило заложить основы культурно-образовательного развития XXI в. В связи с этим одной из главных задач становится создание информационно-образовательной среды, помогающей взаимодействию студентов и педагогов, самообразованию студентов, повышению уровня их информационной культуры. Для университетов процессы информатизации обучения и повышения уровня информационной культуры личности студентов являются задачами первостепенной важности. Педагоги становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня их информационной культуры.
Целостная концепция формирования информационной культуры студенчества отсутствует. В настоящее время она ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации. Преобладает монодисциплинарный подход, в рамках которого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основам получения библиотечно-библиографических знаний, либо к повышению информационной грамотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой. Важность каждого из этих направлений сама по себе не вызывает сомнений, но ни одно из них в отдельности не может решить проблему формирования информационной культуры личности.
Целью нашего исследования является рассмотрение особенностей и содержания процесса формирования информационной культуры личности студентов.
Обзор литературы
Понятие «информационная культура» сформировалось во второй половине XX в. в связи с усиленным вниманием к вызовам, процессам и механизмам информационного общества. В культурологии информационную культуру определяют как культуру с аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информацией.
Информационная культура личности является составляющей частью более широкого понятия культуры личности, под которой понимается система личностных качеств – ум, характер, воображение, память, осознаваемых самой личностью как ценности нашего общества. Информационная культура личности студента как одна из составных частей общей культуры человека представляет совокупность характеристик его информационного мировоззрения, системы компетенций, знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по эффективному удовлетворению личностных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий.
Понятие «информационная культура» в российских изданиях появилось в 70-х гг. прошлого века. Первыми работами, в которых оно применялось, стали статьи К. М. Войханской и Б. А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (сборник материалов известного исследования «Библиотека и информация», 1974 г.), Э. Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.). В последующие годы в публикациях философов А. А. Виноградова, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула и др. понятие информационной культуры стало приобретать категориальный статус и использоваться в широком специально-научном и философском контексте. С философской точки зрения информационная культура выступает важнейшим компонентом духовной культуры человека и общества в целом, разных социальных групп, отдельной личности. По мере развития научно-технического прогресса понятие информационной культуры накапливало знания из наук, являвшихся основой для реализации принципиально новых подходов в работе с информацией, обеспечивающих решение проблем информационного кризиса.
Особое влияние на наполнение понятия информационной культуры новым содержанием оказало развитие информатики, вычислительной техники, теории информации, кибернетики, новых информационных технологий. Информационная культура человека – это часть общечеловеческой культуры, необходимое звено образовательной деятельности как педагогов, так и обучающихся, важная характеристика их информационной компетенности [1].
Информационная культура отражается в присутствии у человека комплекса компетенций, знаний, умений, навыков, рефлексивных установок при взаимодействии с современной информационной средой. Информационная культура проявляется и в интересе к информационной деятельности, в понимании ее важнейшей роли в образовательных процессах, в обоснованном выборе источников информации, овладении алгоритмами их переработки, в целостном применении традиционных, электронных, сетевых ин-формационных ресурсов, в осознании человеком себя как носителя и распространителя информации, в его активном информационном поведении. И. В. Роберт выделила основные педагогические цели развития информационно-культурной личности обучающихся, их подготовки к жизнедеятельности в условиях современного информационного общества [2].
Широта смысла и многозначность трактовки понятия «информационная культура», отсутствие четко сформулированных принципов, задач, целей, средств и условий формирования информационной культуры обусловили необходимость разработки концепции расширения современной системы информационного образования студенчества.
Одной из важнейших задач высшего образования становится выявление у студентов способностей к активной самостоятельной обработке информации с применением технологических средств. Приоритетом при этом считается развитие информационной компетентности личности [3–5].
Источники развития информационной культуры субъектов профессионального образования располагаются в наиболее информационно насыщенных местах. Они определяют стратегические и тактические приоритеты ее формирования, достигая обозначенных целей развития. Вложение материальных средств, приобретение оборудования совместно с концептуальным, программным, организационным, интеллектуальным обеспечением процесса формирования информационной культуры направлены на решение образовательных задач. Информационная культура повышает удельный вес общей культуры человека в культурологическом пространстве университета [6].
Развитие современной информационной культуры стало возможным благодаря одновременному действию нескольких факторов: 1) появление цифровых средств обработки информации; 2) развитие электроники; 3) создание спутниковых технологий связи; 4) разработка информационных сетевых технологий; 5) широкое использование интернет-технологий.
В контексте преобразований высшего образования, вызванных формированием общества знаний и информации, должны учитываться аспекты обеспечения его дальнейшего развития, требующие активного участия всего образовательного сообщества в осмыслении и воплощении в жизнь новой информационно-культурной парадигмы.
Одной из особенностей информационной среды является то, что она предоставляет возможность получения необходимых для человека данных, сведений, гипотез, теорий и пр. Информационно-образовательная среда университета – это педагогическая система нового уровня с ее материально-технической, финансово-экономической, нормативно-правовой, управленческой и маркетинговой подсистемами [7].
Сформулированные принципы построения информационно-образовательной среды – многокомпонентность, интегральность, распределенность, адаптивность – делают целесообразным ее рассмотрение и как части традиционной образовательной системы, и как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности студентов с применением новых информационных технологий [1; 7; 8].
Большие возможности для решения проблем обеспечения дальнейшего эффективного развития образования дает человечеству общество знаний и информации. Это требует активного участия всех его участников в осмыслении и воплощении в жизнь новой парадигмы общества знания и информации в контексте повышения информационной культуры личности в нашей стране в условиях цивилизации XXI в.
Материалы и методы
Для изучения сущности и особенностей процесса развития информационной культуры студенчества послужили методы теоретического анализа дидактического содержания общекультурной информационно-образовательной среды университета; психолого-педагогические методики наблюдения (анкетирование, беседы, тестирование) для возможности определения уровня информационной культуры обучающихся; диагностические процедуры, выявляющие соответствующие характеристики личности студентов, относящиеся к процессу формирования их информационной культуры.
Результаты исследования
В условиях развития информационной концепции образования возрастает роль культурных манитарных ценностей. Это связано с необходимостью преодолевать прагматизм технико-экономического интереса к природе, культуре и личности, обеспечивая переход человечества к новым природно-социокультурным отношениям созидательного типа [9].
Деятельность университетов в процессе формировании информационных компетенций, знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на развитие информационной культуры личности студентов [10; 11].
Основными проблемами, касающимися информационной культуры обучающихся, являются незнание многообразия современных информационных ресурсов и алгоритмов поиска знаний и информации, не всегда умелое представление своих информационных потребностей и запросов. Тревожащим признаком невысокого уровня информационной культуры части студентов является и то, что они нередко не осознают свою некомпетентность в области информационных технологий, не оценивают объективно ценности специальных знаний, умений и навыков в информационной области, не представляют, какую конкретную помощь соответствующие освоенные ими компетенции могут оказать в самых разных сферах профессиональной практической деятельности – научно-исследовательской, учебной, учебно-исследовательской, в самообразовании, в сфере досуга.
Комплексный процесс формирования информационной культуры студенчества иногда может подменяться монодисциплинарным подходом и сводиться к обучению компьютерной грамотности, пользованию справочно-библиографическим аппаратом, алгоритмами поиска в традиционных и электронных каталогах. Каждое из этих направлений само по себе важно. Но такие подходы не позволяют достигать главной цели – формирования информационной культуры личности.
Ключевая роль в формировании информационно-образовательной среды образовательной организации и информационной культуры педагогов и студенчества отводится библиотечным комплексам как структурным подразделениям, отвечающим за информационное обеспечение учебной и научно-исследовательской деятельности, центрам культуры, распространения знаний, интеллектуального и духовного общения [12].
Библиотечные комплексы являются системообразующими подразделениями образовательного пространства для формирования современной информационной культуры студентов в образовательной среде университета, поскольку они:
•    объединяют и систематизируют все имеющиеся информационные ресурсы;
•    обеспечивают открытый доступ к информации, создавая условия для информационного обмена;
•    предоставляют комфортные условия для осуществления самостоятельной работы студентов;
•    осуществляют организующую и координирующую функции в процессах формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Реализация дидактических функций при формировании информационной культуры обеспечивается за счет применения современных информационных и коммуникационных технологий, обладающих существенным обучающим потенциалом:
•    хранение, переработка и передача информации любого вида – текстовой и графической, визуальной и звуковой, статичной и динамической;
•    доступ к разнообразным источникам информации;
•    применение для решения учебных и воспитательных задач современного программного обеспечения как учебного, так и профессионального наукоемкого назначения;
•    организация компьютерных конференций, в том числе в аудио- и видеоформатах.
В ходе реализации цели исследования нами был организован педагогический эксперимент, касавшийся освоения студентами понятий «Информационная культура» (ИК) и «Геоинформационная культура» (ГИК), развития ИК и ГИК личности с проведением диагностического анализа «Информационная культура личности студента как будущего специалиста». В нем участвовали студенты бакалавриата второго-четвертого курсов направлений подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика в образовательной деятельности» гуманитарно-правового факультета Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I и 05.03.03 «Картография и геоинформатика» географического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Такой выбор направлений подготовки был связан с особой важностью процессов формирования информационной и геоинформационной культуры обучающихся и наблюдения за ее развитием в процессе обучения в университете.
Информационная культура включает культуру чтения, библиотечно-библиографическую грамотность, предполагает овладение человеком целым комплексом дополнительных компетенций, знаний, умений и навыков: 1) знание того, что представляет собой процесс информатизации и особенности его осуществления в конкретных регионах России; 2) ориентировка в правовом поле информатизации, в вопросах свободы слова, авторского права, информационной безопасности личности; 3) понимание характеристик и особенностей современных информационных ресурсов, отдельных их документов, массивов документов в информационных системах – библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах; 4) представление о возможностях декодирования различных носителей информации, достоинствах и недостатках традиционных и электронных средств поиска, сбора, хранения, систематизации информации; 5) умение применять современные информационные технологии; 6) стремление постоянно совершенствовать и повышать свою компьютерную грамотность.
Анализ существующих определений понятия «информационная культура» позволяет нам говорить о том, что:
•    понятие «информационная культура» характеризуется разным составом компонентов, иногда трактуется неоднозначно, неточно, через соотнесение с другими понятиями: общечеловеческая культура, образовательная деятельность, информационная деятельность, свод правил поведения человека в информационном обществе;
•    причинами многозначности термина «информационная культура» являются: во-первых, многозначность двух составляющих его базовых терминов: «информация» и «культура»; информационная культура не является просто сложением этих двух составляющих, а представляет собой качественно новое понятие; во-вторых, привлечение к трактовке обсуждаемого понятия специалистов из различных областей знаний, различающихся специфическими объектами и методиками исследования, используемой терминологий;
•    сопоставление объема и содержания понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их существенном сходстве – они оба характеризуют многоаспектный, многоуровневый, сложный феномен взаимодействия информации и человека, в составе обоих понятий выделяют умение вести поиск информации, анализировать и оценивать найденные источники для их самостоятельного творческого применения при решении разнообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой и другой деятельности.
Понятие «информационная культура личности» мы определяем как способность и потребность человека использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска новых знаний, их интерпретации и распространения.
В ходе нашего исследования при подробном анализе и уточнении понятия «информационная культура личности» мы поставили задачу определения ранее не встречавшегося в научно-методической литературе понятия «геоинформационная культура», крайне важного, на наш взгляд, для реализации компетентностного подхода при обучении бакалавров направления подготовки 05.03.03 «Картография и геоинформатика».
В настоящее время в науке и технике для описания тех или иных объектов, процессов или явлений традиционно применяется статистическая, картографическая, аэрокосмическая терминология. При подборке, накоплении и систематизации данных об объектах, процессах и явлениях используются современные методы обработки данных, информационные системы и технологии. В том случае, когда те или иные материалы об объекте имеют координатную привязку, говорят, что объект описан в пространстве и должен изучаться методами и средствами геоинформатики [13]. Геоинформатика рассматривается как новая, быстро развивающаяся область науки, позволяющая формализовать и реализовывать операции накопления, хранения, обработки и визуализации пространственно-координированных данных с помощью средств геоинформационных систем (ГИС) [14; 15].
В контексте развития геоинформационной культуры обучающихся ГИС рассматриваются с точки зрения их программного, аппаратного, информационного, организационного обеспечения в теории автоматизированных информационных систем, позволяющих работать с пространственными данными.
Геоинформатика как наука, технология и культура изучает и разрабатывает принципы, методы и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и представления пространственно-координированных данных для получения на их основе новой информации и знаний [16].
Особенностью геоинформатики является взаимодействие с информационными и естественно-научными знаниями – науками о Земле – геологическими, географическими, биолого-почвенными и др., широкое использование математических методов и информационных технологий с тематически разнообразной географической информацией, использующей за-коны информатики как системы знаний, относящихся к производству, переработке, хранению и распространению всех видов современной информации. Разделами геоинформатики являются географические информационные системы и технологии, автоматизированное картографирование на основе географических информационных систем.
Вопрос о развитии геоинформационной культуры обучающихся является весьма актуальным, поворот научных знаний к нуждам человека, к практическому их применению является основой формирования геоинформационной культуры в обществе, приводит к умению грамотно ориентироваться в окружающей человека среде.
Роль геоинформатики в подготовке обучающихся к жизни, к поведению в природе, обществе, безусловно, важна, поэтому значение геоинформационной культуры как составной части информационной культуры человека, основы ко-торой начинают закладываться еще в общеобразовательной школе при изучении информатики и географии, в рассмотрении этой проблемы сложно переоценить.
Геоинформационная культура рассматривается нами как проявление информационной образованности человека и его профессиональной компетентности. Она включает несколько основных компонентов: знание географической картины мира, сформированное геоинформационное мышление, владение методиками геоинформатики и ее терминологией.
Формирование геоинформационной культуры человека можно рассматривать как способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сознательную социально-экономическую деятельность в определенных направлениях общественного развития.
В настоящее время методика обучения геоинформатике развивается в гуманистической, культуросообразной парадигме и предусматривает интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры. Геоинформационное развитие происходит в единстве естественно-научной и информационной картины мира, что гармонично встраивается в систему знаний о Земле, человеке, природе, обществе и культуре. Задачи конкретизируются в ряде практико-ориентированных вопросов: что понимать под географической культурой, каковы цели географо-культурного образования; каковы роль и сущность его содержания; как его реализовать в процессе обучения географии; каковы условия формирования геоинформационного сознания и мировоззрения; в чем специфика форм и методов формирования у студентов ценностного, деятельностного и творческого потенциала геоинформационной культуры. Исходя из культурологической методологии, системообразующей идеей является формирование личности, умеющей строить личностные ценностные отношения в окружающей природной среде, развивать творческие способности, решать научные и жизненные проблемы.
Геоинформационная культура должна способствовать развитию информационных ценностей, творческих географических способностей и умений, позволяющих развивать у обучающихся геоинформационную компетентность. К основополагающим признакам такой компетентности и культуры можно отнести:
•    осознание пространственно-временного единства, взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов, объектов и явлений;
•    умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований;
•    умение самостоятельно различать и оценивать уровень геоинформационной безопасности для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности в геоинформационном обществе.
Такой подход позволяет разработать содержание геоинформационной культуры в единстве ряда компонентов: геоинформационной картины мира, ценностного и деятельностного компонентов, творческо-личностной основы этой культуры.
В завершение педагогического эксперимента нами было проведено диагностическое исследование «Информационная культура личности студента как будущего специалиста». Тестирование охватывало студентов 2–4-го курсов бакалавриата вышеназванных направлений подготовки, выбор которых был связан с особой важностью процессов формирования информационной культуры обучающихся и наблюдением за ее развитием в процессе обучения в университете. В заданиях предлагались 25 предложений с тремя вариантами их продолжений, из которых для каждого следовало выбрать один или два наиболее подходящих окончания. Обобщенный анализ ответов студентов обследованных групп позволил выявить следующие результаты:
студенты 2-го курса:
30 % – низкий уровень информационной культуры личности;
20 % – нормальный уровень информационной культуры личности;
50 % – высокий уровень информационной культуры личности;
студенты 3-го курса:
5 % – низкий уровень информационной культуры личности;
35% – нормальный уровень информационной культуры личности;
60 % – высокий уровень информационной культуры личности;
студенты 4-го курса:
0 % – низкий уровень информационной культуры личности;
40 % – нормальный уровень информационной культуры личности;
60 % – высокий уровень информационной культуры личности.
Полученные результаты убедительно свидетельствуют о том, что при продвижении по информационно-знаниевому пространству университета, при переходе с младших курсов студентов на последующие уровни как информационной культуры, так и культуры геоинформационной значительно повышается.
Геоинформационная культура рассматривается нами как проявление информационной образованности человека и его профессиональной компетентности. Она включает несколько основных компонентов: знание географической картины мира, сформированное геоинформационное мышление, владение методиками геоинформатики и ее терминологией. Она должна способствовать развитию информационных ценностей, творческих географических способностей и умений, позволяющих развивать у обучающихся геоинформационную компетентность.
Позитивный процесс развития и возрастания информационной и геоинформационной культуры наших студентов, безусловно, свидетельствует об эффективности предлагаемых обучающимся образовательных программ и в целом образовательного процесса в вузе.
Обсуждение и заключения
По результатам обобщения результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
1.    Информационная культура личности обучающихся является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательного процесса, качественной характеристикой информационной деятельности студентов. Она выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, компетенций и рефлексивных установок на взаимодействие с современной информационной средой. При подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности педагоги образовательных организаций должны учитывать личностные потребности студентов в развитии информационной культуры и освоении ее программ и продуктов.
2.    Информационная культура личности студента определена нами как одна из составляющих общей культуры человека, как совокупность информационного мировоззрения, системы знаний, умений, информационной компетентности, обеспечивающих целенаправленную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием информационно-коммуникационных технологий, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания.
3.    Информационная культура личности проявляется в интересе к информационной деятельности; в осознании ее важности в образовательных процессах; в обоснованном выборе источников информации и овладении алгоритмами их переработки; в комплексном использовании электронных, сетевых и других информационных ресурсов; в осознании себя как носителя и распространителя информации; в активном информационном поведении обучающихся. Обладание высоким уровнем информационной культуры характерно для студентов и педагогов тех образовательных организаций, где наиболее высок уровень развития информационно-знаниевого пространства.
4.    Геоинформационная культура связана с осознанием обучающимися информационных ценностей, развитием творческих географических способностей и умений, геоинформационной компетентности. Геоинформационная культура определяется нами как проявление информационной образованности человека, включающей знание географической картины мира, сформированное геоинформационное мышление, владение методиками геоинформатики и ее терминологией. Формирование геоинформационной культуры личности возможно рассматривать как способ гармонизации отношений между обществом и природой.
5.    Чтобы охарактеризовать концепцию содержания образования на основе культурологического подхода, мы определяем его конечную цель – формирование информационной и геоинформационной культуры личности выпускников бакалавриата представленных в статье направлений подготовки. Это требует совершенствования содержания обучения, модернизации технологий формирования информационной и геоинформационной культуры и определения их развивающего потенциала.
Таким образом, рассмотренные методические и организационно-технологические решения в развитии информационной культуры обучающихся позволяют повышать эффективность, качество и уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности, развивать способности решения будущих профессиональных задач в области прикладной информатики, а также картографии и геоинформатики. Вышесказанное представляет основу эффективной практической деятельности современного специалиста, готовящегося к профессиональной деятельности в современном информационном пространстве.

Список использованных источников

1.    Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98–113.
2.    Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М. : РАО. 2010. 356 с.
3.    Симансков А. Н., Щевелёва Г. М. Развитие информационной компетентности в педагогической деятельности // Молодежь и научно-технический прогресс : материалы VII междунар. науч.-практ. конф. Старый Оскол : Ассистент плюс. 2014. Т. 3. С. 176– 179.
4.    Щевелева Г. М., Ащеулов А. Ю. Информационно-компетентная личность субъекта профессионального образования // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар : КубГТУ. 2014. № S4. С. 48–49.
5.    Щевелева Г. М., Осьминина Г. В. Характеристика информационной компетентности в профессиональном обучении // Теория и практика инновационных технологий в АПК : материалы науч.-метод. конф. Воронеж : ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2014. С. 19–20.
6.    Щевелева Г. М., Зеленина А. А. Общекультурные компетенции студентов в формировании духовно-нравственных качеств их личности : моно-графия. Воронеж : ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ. 2015. 155 с.
7.    Извозчиков В. В., Соколова Г. Ю., Тумалева Е. А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. 2000. № 4. С. 22–28.
8.    Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5. С. 58–69.
9.    Князева Г. Н., Манухов В. Ф., Щевелева Г. М. Информационно-компетентностное сопровождение образовательного процесса в акмеологическом контексте // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 2. С. 73–80.
10.    Манухов В. Ф., Тесленок С. А. Новые информационные технологии в учебном процессе // Интеграция образования. 2010. Т. 58. № 1. С. 30–34.
11.    Манухов В. Ф., Щевелева Г. М. Формирование компетенций в профессиональном образовании картографо-геоинформационного направления // Интеграция образования. 2014. Т. 76. № 3. С. 39–45.
12.    Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие. Кемерово : Кем-ГАКИ. 2002. 337 с.
13.    Манухов В. Ф., Ивлиева Н. Г., Варфоломеев А. Ф., Долгачева Т. А. Реализация компетентносного подхода в выпускных квалификационных работах картографо-геоинформационного направления // Геодезия и картография. 2015. № 1. С. 60–64.
14.    Варфоломеев А. Ф., Коваленко Е. А., Манухов В. Ф. ГИС-технологии при изучении и оценке взаимосвязи пространственного распространения почвенного покрова и рельефа // Геодезия и картография. 2013. № 7. С. 47–53.
15.    Манухов В. Ф., Ивлиева Н. Г. ГИС-технологии в профессиональной подготовке специалистов в высшей школе // Инновационные процессы высшей школе : материалы XV Юбилейной Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар. 2009. С. 191–192.
16.    Капралов Е. Г., Кошкарев А. В., Тикунов В. С. Геоинформатика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. С. Тикунова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2008. 384 с.