Опыт разработки и реализации региональной модели дополнительного образования детей на базе педагогического вуза

22.01.2022

Опыт разработки и реализации региональной модели дополнительного образования детей на базе педагогического вуза

Опыт разработки и реализации региональной модели дополнительного образования детей на базе педагогического вуза
М. Ю. Кулебякина*, Л. В. Земляченко
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
*Kulebjakina.m@mail.ru

Введение: в статье анализируется опыт разработки и реализации региональной модели дополнительного образования детей на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (МГПИ).
Материалы и методы: исследование базируется на гуманистическом, деятельностном и междисциплинарном подходах. В ходе его проведения применялись теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, моделирование, прогнозирование развития и результативности дополнительного образования на базе педагогического вуза; экспериментальные методы; изучение, анализ и обобщение инновационного педагогического опыта организации дополнительного образования, количественные и качественные методы обработки данных.
Результаты исследования: цель разрабатываемой в данном исследовании региональной модели дополнительного образования – проектирование инновационного содержания и научно-методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ для детей в условиях интеграции дополнительного, общего и высшего образования.
Обсуждение и заключения: опыт реализации модели дополнительного образования на базе МГПИ доказывает, что использование педагогического вуза в качестве площадки для организации дополнительного образования школьников способно обеспечить непрерывность, целостность образования ребенка, достижение необходимых образовательных результатов и самореализации каждого обучающегося.
Ключевые слова: дополнительное образование, региональная модель дополнительного образования, компоненты региональной модели дополнительного образования на базе педагогического вуза.

Experience of development and realization of regional model of additional education for children on the basis of pedagogical higher education institution
M. Yu. Kulebyakina*, L. V. Zemlyachenko
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
*Kulebjakina.m@mail.ru

Introduction: the article analyzes the experience of the development and implementation of a regional model of additional education for children on the basis of the FSBEI of HE «Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev» (MSPI).
Materials and Methods: the research is based on humanistic, activity and interdisciplinary approaches. The study used a theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, regulatory documents, modeling, forecasting the development and effectiveness of additional education on the basis of a pedagogical university; experimental methods; the study, analysis and synthesis of innovative pedagogical experience in the organization of additional education, quantitative and qualitative data processing methods.
Results: the purpose of the regional model of additional education developed in this study is to design innovative content and scientific and methodological support for the implementation of additional general educational and general developmental programs for children in the context of integrating additional, general and higher education.
Discussion and Conclusions: experience in implementing a model of additional education based on the Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev argues that the use of a pedagogical university as a platform for organizing additional education for schoolchildren is able to ensure the continuity and integrity of the child’s education, the achievement of the necessary educational results and the self-realization of each student.
Key words: additional education, regional model of additional education, components of the regional model of additional education on the basis of a pedagogical university.

Введение
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов важнейшим компонентом системы образования становится дополнительное образование, ключевая роль которого заключается в «удовлетворении образовательных запросов обучающихся, развитии их мотивации к активному участию в интеллектуальной, творческой, трудовой и физкультурно-спортивной деятельности».
В структуре дополнительного образования функционируют региональные системы, которые должны предоставлять детям различных возрастов и категорий равные возможности для получения высоких результатов образования независимо от места их проживания. В связи с этим актуальным становится внедрение современных моделей дополнительного образования в рамках единой региональной образовательной политики, разработка условий и механизмов ее реализации.
Обзор литературы
Для развития ресурса системы дополнительного образования детей в условиях региона методологическое значение имеют исследования ученых, в которых изучена теория и практика дополнительного образования в целом (И. О. Бережная, В. А. Березина, А. И. Карманчиков, B. И. Лушников, А. П. Фадеева, М. Н. Филатова, Т. П. Щербакова и др.).
Дополнительное образование – «составная (вариативная) часть общего образования, представляющая собой сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно» [1]. Исследователи отмечают многообразие функционирования моделей дополнительного образования детей: общеобразовательная школа и дополнительное образование в едином пространстве; очно-заочные школы и центры дистанционного образования на базе организаций высшего образования и организаций дополнительного образования детей [2]; ресурсный центр дополнительного образования детей, объединяющий усилия различных организаций в условиях сетевого взаимодействия [3] и др.
Социокультурные особенности региона выступают системообразующими факторами, а региональная модель дополнительного образования детей определяет новую практику единства общего и дополнительного образования в социокультурном пространстве региона. А. Попов отмечает, что «региональное развитие сегодня во многом опирается на гуманитарные ресурсы территорий», важнейшими из которых являются педагогические вузы, обладающие значительными кадровыми, материально-техническими и научно-методическими ресурсами, богатой инфраструктурой. Разработки и концептуального обоснования требуют вариативные региональные модели дополнительного образования, предполагающие взаимодействие учреждений общего, дополнительного и высшего образования
Материалы и методы
В ходе исследования применялись теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов, моделирование, прогнозирование развития и результативности дополнительного образования на базе педагогического вуза; экспериментальные методы; изучение, анализ и обобщение инновационного педагогического опыта организации дополнительного образования, количественные и качественные методы обработки данных.
Результаты исследования
В целях обеспечения функционирования системы дополнительного образования детей в Республике Мордовия создан региональный модельный центр дополнительного образования, осуществляющий «организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей»8. Концептуальной основой работы модельного центра является региональная модель дополнительного образования, состоящая из следующих компонентов:
– целевого, представленного целями и задачами дополнительного образования в регионе;
– содержательно-технологического, включающего содержание дополнительного образования и виды деятельности обучающихся;
– структурного, представляющего собой совокупность образовательных организаций республики, задействованных в разработке научно-методического обеспечения дополнительного образования;
– программно-методического, нацеленного на проектирование, апробацию и широкое внедрение методик и технологий дополнительного образования на системно-деятельностной и компетентностной основе;
– результативного, отвечающего за мониторинг качества результатов деятельности;
– управленческого компонента как совокупности механизмов, форм и методов управления, контроля и коррекции результатов функционирования модели.
Целевой компонент модели заключается в проектировании инновационного содержания и научно-методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ для детей в условиях интеграции дополнительного, общего и высшего образования.
Достижение указанной цели воплощается в содержательно-технологическом компоненте модели путем разработки нового содержания и научно-методического обеспечения реализации широкого спектра программ по шести основным направлениям дополнительного образования: естественнонаучному; техническому; гуманитарному; искусствоведческому; физкультурно-спортивному; социально-педагогическому.
Учащимся предлагаются двухуровневые дополнительные образовательные программы: базовый уровень предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы; продвинутый уровень нацеливает обучающихся на углубленное изучение содержания программы и получение профессиональных знаний в рамках содержательно-тематического направления программы. Реализация программ осуществляется круглогодично в каникулярный период по модульному принципу. Обучение по программам проводится как на базе МГПИ, так и в образовательных организациях общего и дополнительного образования [4]. Для детей, проживающих в сельских школах, организовано обучение с использованием электронной образовательной среды вуза, предоставляющей доступ каждому школьнику к электронным курсам, учебным и учебно-методическим пособиям, тест-тренажерам.
Структурный компонент модели включает в себя: 1) Региональный модельный центр дополнительного образования детей; 2) Республиканский научно-образовательный центр «Академия успеха» МГПИ, обеспечивающий научно-методическое, информационное сопровождение внедрения целевой модели региональной системы дополнительного образования детей; 3) базовые опорные школы, учреждения дополнительного образования, реализующие программы дополнительного образования детей по профилирующим направлениям подготовки.
Описанная структура имеет сетевой характер взаимодействия, предполагающий равноправное участие организаций в реализации модели дополнительного образования и многообразие горизонтальных связей (обмен между организациями кадровыми, информационными и программно-методическими ресурсами и др.). Такое взаимодействие дает возможность каждой организации усилить собственные возможности для обеспечения обучающихся более широким спектром дополнительных образовательных услуг и выстраивания индивидуальных маршрутов.
Программно-методический компонент модели представлен 170 учебно-методическими изданиями: дополнительными общеобразовательными и общеразвивающими программами различной направленности, учебно-методическими пособиями и методическими рекомендациями для педагогов и учащихся, базами данных дидактических материалов и фондов оценочных средств, электронными учебными курсами, программами повышения квалификации для педагогов системы общего и дополнительного образования.
Результативный компонент модели представлен разработанным диагностическим инструментарием, позволяющим провести входную диагностику интересов, потребностей, уровня обученности каждого ребенка, осуществлять текущую, промежуточную и итоговую диагностику.
Достижение эффекта обеспечивается за счет созданного информационного портала для детей с различными образовательными потребностями и их семей, педагогов учреждений дополнительного, общего и высшего образования, где размещены материалы для проведения мониторинговых исследований, способствующих выявлению образовательных потребностей детей; перечень реализуемых программ для детей и педагогов.
Управленческий компонент модели осуществляется в рамках:
– организации регулярного обновления направлений и содержания программ дополнительного образования на основе нормативных требований, новейших достижений науки;
– проведения непрерывного мониторинга образовательных потребностей и запросов детей (проведение анкетирования и социологических опросов школьников и родителей) и результатов образовательного процесса (текущий, промежуточный и итоговый контроль);
– совершенствования кадрового обеспечения функционирования модели;
– организации взаимодействия с различными субъектами образования при реализации модели дополнительного образования в вузе.
Обсуждение и заключения
Социальными эффектами от реализации региональной модели дополнительного образования являются: повышение качества, вариативности дополнительных образовательных программ, соответствующих социальным запросам, ожиданиям и потребностям государства, общества, личности; увеличение числа детей, обучающихся по программам дополнительного образования различной направленности, готовых продолжить свое обучение в профессиональных организациях по соответствующему профилю подготовки; формирование эффективной системы обратной связи для образовательных организаций и семей «потребность – запрос – предложение», позволяющей оказать адресную поддержку и сопровождение детей.
Опыт реализации модели дополнительного образования на базе МГПИ доказывает, что использование педагогического вуза в качестве площадки для организации дополнительного образования школьников способно обеспечить непрерывность, целостность образования ребенка, достижение необходимых образовательных результатов и самореализации каждого обучающегося.

Список использованных источников

1.    Долгушева Н. В., Маврина И. А. Дополнительное образование как средство творческого развития школьников подросткового возраста // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (9). С. 1961–1966.
2.    Савич Л. Е. К вопросу о создании межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей на базе вуза культуры и искусств // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3. С. 87–92.
3.    Буйлова Л. Н., Бакурадзе А. Б. Перспективные модели развития дополнительного образования детей и механизмы их реализации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 2. С. 26–35.
4.    Земляченко Л. В., Милешина Н. А. Специфика организации образовательного отдыха детей в условиях летнего лагеря // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). С. 113–121.