Инновационные формы методической подготовки студентов-филологов в педвузе к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО

29.01.2022

Инновационные формы методической подготовки студентов-филологов в педвузе к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО

Инновационные формы методической подготовки студентов-филологов в педвузе к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО
Л. В. Кирдянова*, Ю. И. Трушкина**
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
*kirdaynova-luda@mail.ru, **tyi_80@mail.ru

Введение: в статье рассматриваются инновационные формы методической подготовки бакалавров к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО. Целью работы авторов является описание разработанной и внедренной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Инновационная технология подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку», способствующей методической подготовке будущих специалистов.
Материалы и методы: при проведении исследования авторы использовали эмпирические методы, позволившие представить опыт и результаты реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации бакалавров, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность и реализовывать стратегическую цель педагогического образования в условиях современного рынка труда.
Результаты исследования: разработанная система подготовки бакалавров – результат внедрения в процесс обучения в вузе идей профессионального и личностного развития обучающихся. Такая система обеспечит выпускнику форсирование способности самостоятельно и обдуманно принимать решения и выполнять профессиональные задачи в новых условиях, обоснованно подходить к выбору компонентов учебного процесса в современной школе. Современная инфраструктура ФГБОУ ВО «Мордовский государственный институт имени М. Е. Евсевьева» (МГПИ), включающая информационную, технологическую, организационную и коммуникативные составляющие, позволяет эффективно использовать преимущества различных форм обучения, одной из которых является система дополнительной профессиональной подготовки студентов-филологов. Профессорско-преподавательским составом вуза разработаны и успешно реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для бакалавров, позволяющие расширять рамки дисциплин учебного плана методической направленности. Эти программы готовят будущих учителей к различным ситуациям их профессиональной деятельности, в том числе к работе с одаренными детьми.
Обсуждение и заключения: на современном этапе система высшего образования должна ориентироваться на запросы рынка труда и готовить специалиста высокого уровня, способного к самообразованию, развитию, самостоятельности в решении важных вопросов методики преподавания. Способствовать этому призваны дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Описываемая в статье инновационная форма методической подготовки студентов-филологов в педвузе к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО позволит сформировать необходимые компетенции у бакалавра и будет способствовать его конкурентоспособности на рынке труда в меняющихся условиях.
Ключевые слова: инновационная образовательная форма, программа повышения квалификации, подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку.

Innovative forms of methodological training students-philologists at pedagogical Institute to work with gifted children on Russian language with regard to GEF
L. V. Kirdyanova*, Yu. I. Trushkina**
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
*kirdaynova-luda@mail.ru, **tyi_80@mail.ru

Introduction: the article deals with innovative forms of methodological training of bachelors to work with gifted children in the Russian language, taking into account the GEF. The aim of the authors is to describe the developed and implemented additional professional training program «Innovative technology of training students for the Olympiads and competitions in the Russian language», contributing to the methodological training of future specialists.
Materials and Methods: in conducting the study, the authors used empirical methods to present the experience and results of the additional professional development program of bachelors, who will carry out their professional activities and implement the strategic goal of pedagogical education in the modern labor market.
Results: the developed system of training bachelors is the result of the introduction of the ideas of professional and personal development of students in the process of training at the University. This system will provide the graduate with the ability to boost their own and deliberate decision-making and perform professional tasks in the new environment, a reasonable approach to the selection of components of the educational process in a modern school. Modern infrastructure of the Mordovian State Pedagogical Institute (MSPI), including informational, technological, organizational, and communication components allows efficient use of the advantages of the different forms of learning, one of which is the system of additional professional training of students philologists. The teaching staff of the University developed and successfully implemented additional professional training programs for bachelors, allowing to expand the scope of disciplines of the curriculum methodological orientation. These programs prepare future teachers for different situations of their professional activities, including work with gifted children.
Discussion and Conclusion: at the present stage, the system of higher education should focus on the needs of the labor market and prepare a high-level specialist capable of self-education, development, independence in addressing important issues of teaching methods. Additional professional development programmes are designed to facilitate this. The innovative form of methodological training of students-philologists in pedagogical University to work with gifted children in the Russian language, taking into account the GEF, described in the article, will allow to form the necessary competence of the bachelor and will contribute to its competitiveness in the labor market in changing conditions.
Key words: innovative educational form, training program, preparation of students for the Olympics in the Russian language.

Введение
В соответствии с ФГОС ОО современная школа призвана удовлетворять разнообразные, в том числе повышенные образовательные потребности школьников, поэтому педагогическое сообщество находится в непрерывном поиске решения проблем, связанных с построением индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей. В этой связи методическая подготовка будущих учителей в педвузе требует внедрения инновационных форм, направленных на формирование готовности выпускника к данному виду профессиональной деятельности.
Материально-техническое оснащение МГПИ, созданная информационная среда, высокий потенциал и опыт профессорско-преподавательского состава создают условия для использования инновационных форм обучения студентов. Целью нашего исследования является описание разработанной и внедренной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Инновационная технология подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку», способствующей методической подготовке будущих специалистов.
Обзор литературы
Вопросы методической подготовки бакалавров к будущей профессиональной деятельности в меняющихся современных условиях в настоящее время находятся в центре научных интересов многих ученых-педагогов. Свое частичное отражение они получили в работах И. Б. Буяновой и С. К. Кудряшовой [1], Н. А. Беловой и Л. В. Кирдяновой [2]. Проблемам реализации компетентностного подхода в обучении, формирования лингвистической компетенции обучающихся, а также внедрения инновационных образовательных технологий и форм посвящены исследования Л. В. Кирдяновой и О. В. Терешкиной [3], Л. В. Кирдяновой [4], З. Ф. Юсуповой [5].
Актуальность исследования объясняется необходимостью описания реализованной эффективной образовательной формы методической подготовки студентов-филологов в педвузе к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО.
Материалы и методы
При проведении исследования нами использованы эмпирические методы. Так, методы педагогического моделирования и проектирования компонентов образовательных систем позволили нам разработать и внедрить инновационную форму методической подготовки к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО, способствующую совершенствованию профессиональных компетенций бакалавров и позволяющую эффективно использовать современные образовательные технологии.
Результаты исследования
В связи с необходимостью введения в образовательный процесс курсов или занятий по под-готовке школьников к олимпиадам по русскому языку, а также с целью решения актуальных для современного учителя методических задач по работе с одаренными детьми в МГПИ разработаны и реализуются разнообразные программы повышения квалификации для бакалавров.
Одной из таких является дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Инновационная технология подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку» (авторы И. Б. Грузнова, Л. В. Кирдянова, Н. А. Нестерова). В ней представлена инновационная форма методической подготовки бакалавра к работе с одаренными детьми.
Программа позволяет расширить представление студентов-филологов о формах и методах организации занятий со школьниками при подготовке к олимпиадам по русскому языку различного уровня; формирует практические навыки построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. На занятиях курса бакалавры не только анализируют различные языковые явления и задания олимпиад различного уровня, но и знакомятся с алгоритмами их выполнения. Так, знакомясь с особенностями подготовки школьников к выполнению заданий повышенной трудности, бакалавры осваивают методики работы со словарями и справочниками, письменными историческими источниками. Рассмотрению особенностей решения и оценивания заданий с развернутым ответом уделяется также пристальное внимание. Результатом освоения курса является умение бакалавров использовать современные образовательные технологии, которые в будущей профессиональной деятельности позволят им осуществлять эффективную подготовку учащихся к участию в олимпиадах по русскому языку.
Программа состоит из трех модулей: «Технологии организации занятий для совершенствования знаний и умений учащихся при подготовке к решению заданий олимпиад (разделы: фонетика, орфоэпия, орфография, графика, морфемика, словообразование) и написанию сочинения» (Л. В. Кирдянова), «Инновации и традиции в подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку по разделам «Лексикология», «Грамматика» (И. Б. Грузнова), «Инновации и традиции в подготовке школьников к решению олимпиадных лингвистических задач историко-этимологического характера» (Н. А. Нестерова).
Инновационная форма описываемой программы характеризуется особым отбором содержания обучения и выбором методов и приемов обучения. Так, по всем темам программы представлен банк профессиональных задач. Среди них, например, следующие: а) проанализировать сочинение как тип олимпиадного задания, его структуру и особенности; б) предложить приемы совершенствования умений и навыков написания сочинения на олимпиаде. Или: подобрать слова для анализа с точки зрения морфемного состава и особенностей словообразования; предложить виды работы с данным языковым материалом при подготовке к олимпиадам по русскому языку.
Еще одной формой работы на занятиях по описываемой программе является совместное с учителем участие студента в разработке индивидуального образовательного маршрута лингвистически одаренного школьника. Слушателям программы по итогам ее освоения предлагается создать для школьников программу элективного курса по подготовке к олимпиадам по русскому языку.
Самостоятельному построению студентом индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка предшествует серьезная подготовка на занятиях. Она включает изучение нормативно-правовых и организационно-педагогических условий проектирования индивидуального образовательного маршрута, определение его структурных компонентов, знакомство с теоретическими и практическими рекомендациями по его конструированию и оформлению, определение педагогических задач, которые помогает решать индивидуальный план развития. Способность студентов к такому виду деятельности обеспечит им решение задачи индивидуализации образовательного процесса – формирование универсальных способностей личности, на что ориентируют документы, посвященные модернизации российского образования.
Опыт реализации вышеназванной дополнительной профессиональной программы в МГПИ с использованием указанных форм обучения показывает, что педагогическим вузам необходима такая система подготовки студентов. Она способна обеспечить выпускнику форсирование способности самостоятельно и обдуманно принимать решения и выполнять профессиональные задачи в новых условиях, обоснованно подходить к выбору компонентов учебного процесса в современной школе. Современная инфраструктура МГПИ, включающая информационную, технологическую, организационную и коммуникативные составляющие, способствует эффективному использованию преимущества различных форм обучения, обеспечивая расширение рамок дисциплин учебного плана методической направленности.
Обсуждение и заключения
Опыт реализации дополнительной профессиональной программы «Инновационная технология подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку» позволил нам прийти к следующим выводам:
1.    Эффективная организация процесса обучения студентов педвуза с использованием инновационных образовательных форм и технологий, гарантирующих высокое качество профессиональной подготовки выпускников, гарантирует высокую востребованность бакалавров как специалистов современной системы образования.
2.    Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Инновационная технологии подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку» предусматривает такие формы работы, как разработка индивидуального образовательного маршрута лингвистически одаренного школьника и создание программы элективного курса по подготовке к олимпиадам по русскому языку.
3.    Предлагаемая авторами исследования инновационная форма методической подготовки к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО позволяет формировать профессиональные компетенции у студентов-филологов.

Список использованных источников

1.    Буянова И. Б., Кудряшова С. К. Педагогическая олимпиада как средство формирования успешности учебно-профессиональной деятельности будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2018. № 3 (35). С. 20–25.
2.    Белова Н. А., Кирдянова Л. В. Профессиональная подготовка будущих учителей в системе дополнительного образования в педагогическом вузе (педагогические условия и опыт реализации) // Наука и школа. 2018. № 2. С. 40–44.
3.    Кирдянова Л. В., Терешкина О. В. Элективный курс по подготовке к олимпиадам по русскому языку как средство формирования лингвистической компетенции обучающихся // «Педагогика» («Советская педагогика»): 80 лет служения отечественному образованию : материалы Междунар. науч.-практ. конф. М. : Педагогика. 2017. С. 210–214.
4.    Кирдянова Л. В. Принципы и технологии подготовки одаренных детей к олимпиадам по русскому языку // Лингвистика сегодня и языковое образование в современных условиях : сб. науч. тр. ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016. С. 125–131.
5.    Юсупова З. Ф. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе. Казань : Казан. ун-т, 2015. 68 с.