Активизация музыкально-слуховых представлений в процессе сольфеджийной работы с одаренными детьми

05.02.2022

Активизация музыкально-слуховых представлений в процессе сольфеджийной работы с одаренными детьми

Активизация музыкально-слуховых представлений в процессе сольфеджийной работы с одаренными детьми
И. Е. Молоствова
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
mie7@rambler.ru

Введение: в статье раскрывается специфика работы по сольфеджио с учащимися-музыкантами, обладающими высоким уровнем развития музыкальных способностей, имеющими практический опыт успешной концертной исполнительской деятельности. Целью данной работы является осмысление нетрадиционных видов сольфеджийной деятельности по активизации музыкально-слуховых представлений, направленной на стимулирование музыкально-познавательной активности школьников, развитие музыкального слуха и художественно-творческого мышления.
Материалы и методы: в исследовании использовались диагностические методы, направленные на выявление музыкально-перцептивных, познавательных и художественно-творческих способностей музыкально одаренных школьников. Экспериментальное обучение было направлено на актуализацию образного характера освоения средств музыкального языка, нестандартных способов решения художественных задач.
Результаты исследования: в результате экспериментального исследования был сделан вывод о том, что активизация музыкально-слуховых представлений у одаренных детей в условиях сольфеджийной деятельности осуществляется на основе взаимодействия музыкально-поисковой, исполнительской (музицирование) и композиторской (импровизация и сочинение) деятельности.
Обсуждение и заключения: специфика работы по сольфеджио с одаренными детьми, направленная на активизацию музыкально-слуховых представлений, осуществляется по нескольким направлениям: развитие музыкально-сенсорных способностей на основе освоения закономерностей художественной семантики; формирование способности к интеллектуальному поиску образного значения музыкально-выразительных средств, выступающих в художественно-содержательном комплексе; творческое применение музыкально-теоретических знаний в исполнении и сочинении музыки. Практическая значимость исследования заключается в эффективном использовании в преподавании сольфеджио методов, форм и средств, базирующихся на современных научных данных психологии и педагогики.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, музыкальные способности, музыкально-слуховые представления, художественно-образное мышление, музыкальное творчество.

Activation of musical and auditory representations in the process of solfeggio work with gifted children
I. E. Molostvova
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
mie7@rambler.ru

Introduction: The article reveals the specifics of work on solfeggio with students-musicians with a high level of development of musical abilities, who have practical experience in successful concert performing activities. The purpose of this work is the understanding of non-traditional types of ice-shedding activities to enhance the musical and auditory representations, aimed at stimulating the musical and educational activity of schoolchildren, the development of musical hearing and artistic and creative thinking.
Materials and Methods: the study used diagnostic methods aimed at identifying musical-perceptive, cognitive, artistic and creative abilities of musically gifted students. Experimental training was aimed at updating the figurative nature of the development of musical language, non-standard ways of solving artistic problems.
Results: basis of the interaction of music search, performing (playing) and composing (improvisation and composition).
Discussion and Conclusions: the specificity of work on solfeggio with gifted children, aimed at enhancing musical and aural ideas, is carried out in several directions: the development of musical-sensory abilities based on the mastery of the laws of artistic semantics; the formation of the ability to intellectual search figurative values of musical and expressive means, acting in the artistic and content complex; creative application of musical and theoretical knowledge in the performance and composition of music. The practical significance of the study lies in the effective use in teaching solfeggio methods, forms and tools based on current scientific data of psychology and pedagogy.
Key words: additional education of children, musical abilities, artistic-imaginative thinking, musical creativity.

Введение
Условия социально-информационного взрыва, приведшего к появлению в педагогике идеи приоритетной ценности уникальности личности обучающегося, требуют построения соответствующей, адекватной этой личности, траектории обучения, удовлетворяющей индивидуальным особенностям конкретного ребенка и темпам овладения им учебным материалом.
Именно этот взгляд на ребенка как на единичную в своем роде реализацию человека как творческой личности и определил выявление большого количества детей с яркими проявлениями одаренности. Соответственно, для них необходимо построение иной системы обучения, иначе их талант и рвение растворятся в обыденности усредненного  характера  всеобщего образования. Не случайно система дополнительного образования детей именно в наши дни развивается столь интенсивно, причем в самых различных областях, до настоящего времени не существовавших. В этой сфере вузы начинают играть все более важную роль: в их стенах организуются различные школы, академии, студии и др., где на современной материальной базе со школьниками занимаются преподаватели высшей школы в рамках интересующей их области науки или искусства. На заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России Я. И. Кузьминов подчеркнул мысль об ответственности вузов в вопросах поиска и выращивания талантов в научной и профессиональной сфере, поскольку «школа ориентирована на освоение программы общего образования и не стимулирует к получению дополнительных знаний, олимпиады проводятся только по школьным предметам, и у детей нет возможности примерить к себе профессиональные роли» [1]. Работу вузов с одаренными школьниками он видит в отборе «готовых» талантов и их «выращивании». Следовательно, необходима апробация системы сопровождения талантливых людей, начиная от школы и заканчивая выбором сферы профессиональной деятельности.
На сегодняшний день эта проблема решается вузами достаточно успешно в областях классических наук и прикладных дисциплин. Вместе с тем стоит проблема привлечения детей, одаренных в области искусства, что наиболее эффективно можно осуществлять в рамках педагогического вуза, обладающего необходимым для этого кадровым потенциалом и соответствующим современным материальным обеспечением. В этом плане сложно переоценить социальную значимость такого вуза, которая «состоит в удовлетворении потребностей детей и подростков в самореализации и повышении их конкурентоспособности на основе сформированных исследовательских компетенций, развитии интеллектуального потенциала молодежи, подготовке кадров для экономики и социальной сферы региона» [2, с. 69–70].
Обзор литературы
Проблема активизации музыкально-слуховых представлений является частью проблемы становления профессионального музыкального слуха в целом, перманентно актуальной для процесса преподавания сольфеджио, где развитие музыкально-слуховых представлений традиционно опирается на научные данные психологии (М. В. Карасева, Л. М. Масленкова) [3–4]. Вместе с тем в XXI в. усиливается художественно-эстетический и музыкально-философский аспекты рассмотрения содержания и методов преподавания курса сольфеджио. В частности, Л. Н. Логинова раскрывает специфику музыкального слуха и интонирования как инструментов коммуникации [5], И. В. Воронцова подчеркивает направленность преподавания названной дисциплины на постижение смысла музыкальной информации, опору на гештальты как факторы осуществления культурной коммуникации [6]. В ряде исследований акцентируется необходимость актуализации семантических особенностей восприятия музыкальной информации и интеграции ее с исполнительской деятельностью (Н. А. Бергер) [7], изучения учебного словаря сольфеджио, осваиваемого на основе тесного взаимодействия интонационной и аналитической деятельности обучающихся (П. П. Сладков) [8]. Нельзя обойти вниманием и фундаментальные работы М. С. Старчеус, раскрывающие различные аспекты организации сольфеджийной деятельности одаренных обучающихся с использованием ключевых позиций гештальт-теории [9]. Специфика работы с музыкально одаренными детьми, диагностики одаренности изложены в работах Д. К. Кирнарской [10], опирающихся, в свою очередь, на фундаментальные психолого-педагогические исследования A. B. Хуторского (концепция продуктивного обучения) [11], А. И. Савенкова (развитие детской одаренности средствами искусства) [12] и др.
Материалы и методы
Научные данные легли в основу работы, проходившей в первую декаду июня 2018 г. в летней научно-образовательной смене «Занимательное сольфеджио» в рамках функционирования Республиканского научно-образовательного центра «Академия успеха» при Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева. В группу вошли учащиеся учреждений дополнительного музыкального образования, имеющие серьезные достижения в области музыкального искусства и проявляющие выраженный интерес к исполнительской, композиторской и исследовательской деятельности. Критериями отбора кандидатов в число слушателей смены явились высокие результаты в обучении, наличие выдающихся успехов в различных областях музыкальной деятельности, подтвержденные рекомендациями образовательных учреждений, дипломами лауреатов и победителей региональных, всероссийских и международных конкурсов, сертификатами участников творческих состязаний и фестивалей.
Для изучения особенностей активизации у одаренных детей музыкально-слуховых представлений было проведено экспериментальное обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Занимательное сольфеджио». Ее содержание было ориентировано на развитие музыкально-перцептивных, познавательных и художественно-творческих способностей обучающихся через посредство нетрадиционных форм и методов обучения, актуализирующих образный характер освоения средств музыкального языка, нестандартные способы решения художественно-творческих задач на основе семантических характеристик музыкального текста. Активизация музыкально-слуховых представлений у одаренных детей осуществлялась на основе взаимодействия исполнительской, композиторской и музыкально-поисковой деятельности и была направлена на развитие музыкально-сенсорных способностей обучающихся на основе постижения закономерностей художественной семантики.
Содержание экспериментальной программы было разделено на два модуля. Название первого – «Это элементарно…» – отражало процесс овладения средствами музыкальной выразительности как элементами музыкального языка и речи. В первом модуле слушатели работали с уже знакомыми им теоретическими понятиями и соответствующими их музыкально-художественными явлениями (ритмом, высотой музыкальных звуков, ладом), а также с нотографическими характеристиками их записи. Однако здесь ставился акцент на постижение данных музыкальных явлений с точки зрения художественной семантики. Второй модуль – «От элементов к целому» – ставил задачей ознакомление юных слушателей с художественным контекстом, определяющим музыкальную выразительность вышеназванных элементов. Таким образом, в общем плане тематическое содержание программы представляло собой своеобразное движение по расширяющейся спирали, охватывающей все больший объем знаний о художественно-эстетическом значении средств музыкальной выразительности.
В процессе экспериментального обучения применялись инновационные формы и методы. Нетрадиционные для сольфеджийной учебной деятельности лекционные занятия проводились в форме познавательных бесед с применением псевдодиалога, диалога и полилога, дискуссий с последовательным переходом учебно-педагогического взаимодействия в форму диспута, создающего условия для возникновения альтернативных суждений. На практических занятиях использовались методы проблемно-развивающего обучения: игры («Музыкальный конструктор», «Белый шум», «Музыкальный диалог», «Музыкальная риторика», «Превращения песенки», «Семантическая игра»), ритмические и интонационные этюды, рондо-импровизация, вариация-импровизация, приемы мнемотехники (создание матрицы музыкально-художественных образов на основе ассоциативной работы). В процессе учебного анализа изучаемых музыкальных явлений использовались методы гештальт-теории усвоения знаний («феноменальное поле» с его основными компонентами – фигуры и фон, когнитивные задачи).
Результаты исследования
В процессе работы обучающиеся выполняли письменные контрольные задания, распределенные на три уровня: 1) теоретический – тесты, письменное построение изученных элементов музыкального языка, анализ нотного текста; 2) репродуктивно-творческий – музыковедческая (вербальная) и исполнительская (звуковая) интерпретация фрагментов нотного текста с целью определения художественно-выразительного значения изученных музыкальных явлений; 3) творческий – создание собственного музыкального высказывания с заданной художественной выразительностью.
За весь период обучения была выявлена положительная динамика изменений результатов выполнения заданий. На начальном этапе обучения с заданиями первого уровня учащиеся справлялись довольно успешно, поскольку почти все учащиеся имели хорошую теоретическую базу. Задания второго уровня показали, что репродуктивно-творческой деятельностью дети практически не владеют, хотя и показали пытливость и желание понять суть организации музыкальной речи. Задания третьего уровня остановились на средних показателях: все дети изъявили яркое желание сочинять музыку, активно искали средства музыкальной выразительности, соответствующие художественному замыслу, вместе с тем по части нотной фиксации тональной, метроритмической и структурной организации сочиняемого фрагмента было много погрешностей.
По завершении первого модуля программы результаты существенно изменились по заданиям репродуктивно-творческого (второго) уровня: хорошая теоретическая подготовка и специально организованные занятия позволили школьникам достаточно успешно анализировать музыкально-выразительные средства, интерпретируя их художественное значение. Завершение же всей программы показало повышение творческого (третьего) уровня заданий: мелодии, сочиненные детьми, имели достаточно ясную структуру, тональную и метроритмическую организацию. Таким образом, наблюдалось качественное изменение результатов учебной деятельности школьников, обеспечиваемое активизацией их музыкально-слуховых представлений.
Обсуждение и заключения
Результаты работы по активизации музыкально-слуховых представлений у одаренных школьников-музыкантов в процессе сольфеджийной работы показали эффективность описанных выше направлений педагогической деятельности, которые будут способствовать: повышению уровня профессионально ориентированной подготовки школьников-музыкантов, позволяющей эффективно готовиться к творческим конкурсам различного уровня; укреплению их музыковедческой оснащенности, обеспечивающей качество выступлений на открытых занятиях, мастер-классах, иных методических мероприятиях, где они могут вести профессиональный диалог с другими музыкантами, педагогами; формированию профессионального интереса к музыковедческой деятельности, выражающейся в участии в научно-практических конференциях и конкурсах проектных и научно-исследовательских работ в области музыкального искусства.

Список использованных источников

1.    Старцев Б. Ю. Поддержка одаренных детей: найти и обеспечить // Новости общества в НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/news/community/77220639. html (дата обращения: 19.08.2018).
2.    Лапшина М. В., Кулебякина М. Ю. Взаимодействие вуза и школы как условие развития исследовательской компетентности школьников // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3. С. 64–71.
3.    Карасева М. В. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. М. : Композитор, 2002. 371 с.
4.    Масленкова Л. М. Интенсивный курс сольфеджио. СПб. : Союз художников, 2003. 174 с.
5.    Логинова Л. Н. Имеющий уши, да услышит ли… (актуальные проблемы современного сольфеджио) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2012. № 2 (11). С. 34–42.
6.    Воронцова И. В. Сольфеджио нового века: от звука к смыслу // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика. М. : Московский гуманитарный университет, 2012. С. 140–144.
7.    Бергер Н. А. За качественное, современное и свободное творческое образование в России // MUSICUS. 2013. № 1. С. 36–37.
8.    Сладков П. П. Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании: история, теория, методика. М. : Композитор, 2014. 331 с.
9.    Старчеус М. С. Слух музыканта. М. : Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. 2003. 639 с.
10.    Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М. : Таланты-XXI век. 2004. 493 с.
11.    Хуторской A. B. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М. : ВЛАДОС. 2000. 420 с.
12.    Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М. : Педагогическое общество России. 1999. 220 с.