Моделирование урока обучения жанру эссе как способ повышения квалификации учителя-словесника

05.03.2022

Моделирование урока обучения жанру эссе как способ повышения квалификации учителя-словесника

Моделирование урока обучения жанру эссе как способ повышения квалификации учителя-словесника
Н. А. Белова*, Н. Г. Солдатова**, Ю. И. Трушкина***
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
*belkasun@mail.ru, **natasha-borovkova@mail.ru, ***tyi_80@mail.ru

Введение: статья имеет практико-ориентированный характер в рамках курсов повышения квалификации учителей-словесников и отражает результаты исследования, посвященного рассмотрению специфики жанра эссе, разработке методики обучения школьников созданию эссе на уроках развития речи, описанию ключевых этапов работы над этим жанром в школе.
Материалы и методы: при проведении исследования использовались теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта; практические методы: методическое моделирование, педагогический эксперимент.
Результаты исследования: определена специфика школьного сочинения в жанре эссе, разработан урок обучения написанию сочинения данного жанра, предложен примерный план работы по написанию итогового сочинения в жанре эссе.
Обсуждение и заключения: обращение к жанрово-стилистическому подходу на уроках развития речи позволяет формировать и совершенствовать у школьников такие компетенции, как языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая; использование модели урока обучения написанию сочинения в жанре эссе в рамках курсов повышения квалификации учителей дает возможность наглядно продемонстрировать композиционные и художественные возможности речевого высказывания данного жанра.
Ключевые слова: речевой жанр, жанр эссе, моделирование урока обучения написанию сочинения в жанре эссе в школе, повышение квалификации учителя русского языка.
Благодарности: исследование подготовлено по проекту «Пакет дистанционных услуг и опций по русскому языку для мобильного преподавателя» по мероприятию «Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Modeling the lesson of teaching the genre of essay as a way of professional development of the Russian language and literature teacher
N. A. Belova*, N. G. Soldatova**, Yu. I. Trushkina***
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
*belkasun@mail.ru, **natasha-borovkova@mail.ru, ***tyi_80@mail.ru

Introduction: the article has a practice-oriented character in the framework of advanced training courses for teachers of literature and reflects the results of the study devoted to the specifics of the essay genre, the development of methods of teaching students to create an essay in the lessons of speech development, the description of the key stages of work on this genre at school.
Materials and Мethods: the study used theoretical methods: analysis of scientific literature, generalization and systematization of pedagogical experience; practical methods: methodological modeling, pedagogical experiment.
Results: we define the specificity of the school composition in the genre of essay, develop a lesson of teaching how to write an essay of this genre, propose a rough plan of work on writing the final composition in the genre of essay.
Discussion and Сonclusions: the appeal to the genre-stylistic approach at the lessons of speech development allows to form and improve students‘ competences such as language, linguistic, communicative and cultural studies; the use of the model of the lesson of teaching essay writing in the genre of essay in the framework of training courses for teachers makes it possible to demonstrate the compositional and artistic possibilities of speech expression of this genre.
Key words: speech genre, essay genre, modeling of the lesson of teaching composition writing in the essay genre at school, professional development of the Russian language teacher.
Acknowledgements: the study was carried under the project «Package of remote services and options in the Russian language for a mobile teacher» within the framework of the event «Grants for the implementation of measures aimed at the full functioning and development of the Russian language» of the state program of the Russian Federation «Development of Education».

Введение
Современные стандарты образования предъявляют новые требования к преподаванию русского языка в школе. Особого внимания заслуживает приобретение учащимися не только орфографических и пунктуационных знаний, но и формирование коммуникативно-речевых умений и навыков. Потенциальное решение двух важнейших задач – повышения уровня речевой культуры обучающихся и совершенствование их правописных умений – автор находит в целенаправленном использовании текста в качестве дидактического материала, в ориентации на жанрово-стилистический подход в обучении, при этом речевой жанр мыслится как особая модель высказывания. Очевидно, что текст как значимая единица учебного материала дает возможность обучающимся наблюдать не только факты языка, но и усваивать речеведческие понятия и на их основе формировать навыки интерпретации чужого высказывания и создания собственных текстов. Иными словами, опора на текст позволяет гармонично формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции. Задача учителя – убедить обучающихся в том, что орфографическое и пунктуационное оформление текста и правильное оформление его содержания образуют органическое единство двух сторон грамотной письменной речи. Для того чтобы адресат понял всю требуемую для успешного общения информацию, необходимо учитывать мотив и цель речевого действия, внешние и внутренние условия общения и предполагаемый результат, компетентно отбирать соответствующие языковые средства. Только в этом случае можно говорить о наличии в речевом сознании участников коммуникации схемы речевого жанра [1].
При всем многообразии представленных методик нет единой и общепризнанной методической системы обучения жанровым формам речи, которая соединяла бы и опыт формирования коммуникативных умений по анализу и интерпретации текстов, и практику освоения коммуникативных знаний и умений, необходимых для создания высказываний определенного жанра и стиля. Чаще всего ученые изучают лишь отдельные стороны данного вопроса. Большинство методистов предлагают проводить работу по развитию речи в единстве с изучением материала основной программы. Таким образом, школьники получат возможность не только находить и различать языковые единицы, но и научатся пользоваться соответствующими языковыми средствами. Такой подход, с одной стороны, опирается на традиционные отечественные методики по развитию речи школьников, с другой – позволяет привести в определенную систему инновационные приемы и методы работы по формированию и развитию коммуникативной компетенции.
Материалы и методы
В ходе исследования использовались следующие методы:
– теоретические: обобщение, синтез, анализ методической литературы, педагогическое моделирование;
– эмпирические: констатирующий и обучающий эксперименты, контрольные срезы;
– описательные: наблюдение за речевым поведением детей на занятиях опытного обучения;
– статистические: количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальной площадкой выступил МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск. Всего в исследовании приняло участие 53 обучающихся 10 А и 10 Б классов.
Исходным постулатом работы стало следующее наблюдение: зачастую современные старшеклассники не обладают существенными для успешного речевого взаимодействия коммуникативными навыками, что нередко приводит к появлению затруднений не только в устной речи (дружеская беседа, ответ на уроке, дискуссия), но и в письменной (написание сочинений разных жанров). Кроме того, учащимся сложно соотносить такие понятия, как функционально-смысловой тип речи и стиль текста, композицию, авторскую позицию с содержательным планом собственного устного или письменного монологического высказывания: темой, основной мыслью, проблематикой. С трудом обучающиеся определяют, что важнее при создании текста: его содержание или языковая реализация. Подобное обстоятельство ведет к тому, что большая часть выпускников образовательных учреждений оказываются необученными речевой деятельности, испытывают психологические проблемы в общении. Поэтому особенностью современных стандартов образования является ориентация на коммуникативно-ориентированное преподавание русского языка, практическую речевую направленность.
Результаты исследования
Сочинение-эссе по русскому языку и литературе способствует формированию умения обучающихся не только решать коммуникативные задачи, но и применять полученные навыки на практике, что является одним из приоритетных направлений нового образовательного стандарта и отвечает требованиям выпускного и экзаменационного сочинений.
Сочинение по типу ЕГЭ по русскому языку представляет собой написание сочинения по прочитанному тексту, в котором обучающемуся необходимо определить одну из проблем, поднимаемых автором, истолковать сформулированную проблему посредством включения в комментарий двух примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста, высказать свое мнение по поставленной проблеме и обосновать его.
Итоговое сочинение – обязательный для всех выпускников школ экзамен, являющийся допуском к ЕГЭ. Его цель – проверить уровень речевой культуры обучающихся, широту их кругозора, умение мыслить и отстаивать свою точку зрения. Для успешного прохождения данного испытания сочинение выпускника должно соответствовать заявленной теме, содержать аргументацию, опирающуюся на литературный материал, отличаться выразительностью, богатством и разнообразием речевых средств, грамотностью.
В работе над эссе активизируются основные мыслительные операции (умение проводить ассоциации, находить аналогии, сравнивать, анализировать, делать выводы), нужные для построения оригинального речевого высказывания в заданном жанре.
Предлагаем примерный план работы по написанию итогового сочинения в жанре эссе, который поможет успешному прохождению испытания не только высокомотивированным обучающимся, но и слабоуспевающим.
Возможная тема: Какими качествами обладает добрый человек?
Вступление. Два первых предложения – переформулированная тема; первое предложение – назывное, второе – риторический вопрос.
Например: Добрый человек… Какими качествами он обладает?
Основная часть – тезис и его комментарий. Дать свое определение / понимание ключевому понятию, объяснить его на теоретическом уровне. Обязательно нужно дать прямой ответ на поставленный в теме вопрос, использовать в комментарии ключевые слова из названия направления. Если формулировка направления построена в виде антитезы, то в комментарии нужно противопоставить оба полюса по логике «от плохого к хорошему». Например: «Доброта и жестокость»
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе».
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
В наши дни люди все чаще поступают так, чтобы выгодно было им. Жестокость стала почти нормой. Многие бесчеловечно, грубо, оскорбительно относятся к окружающим, не готовы разделить с ближним его радости и беды, оказать бескорыстную помощь, сознательно причиняют страдание и боль другим и даже самим себе. Так не должно быть!
Мне хочется, чтобы в мире было больше добрых людей, которые неизменно расположены к тем, кто рядом, исполнены сочувствия к ним. Они стремятся помочь, не требуя за это благодарности, не остаются равнодушными к бедам других, не проходят мимо малого в ожидании большого: накормят бездомного котенка, подадут нищему, заступятся за слабого, постоят за честь друга... Для меня добро сравнимо со счастьем. А счастье – оказывать помощь нуждающимся и не ждать взамен награды.
Аргументация. Для итогового сочинения достаточно одного аргумента из художественной литературы, подтверждающего ваши рассуждения. Но лучше привести два (на случай, если первый окажется недостаточно убедительным или не будет хватать количества слов: стремитесь к рекомендуемым 350, но сочинение проверяется по критериям от 250).
Например:
Во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие либо к жестокости, либо к добру, либо проходящие путь нравственного перерождения. Одни герои готовы откликаться на чужие радости и беды, другие – воплощающие противоположный тип личностей. Например, в рассказе А. П. Чехова «Тоска» говорится / Например, в рассказе А. Платонова «Юшка» говорится о… / В сказке М. Горького «Старуха Изергиль» рассказывается о Ларре … (А1)
Но есть люди, которые живут для того, чтобы помогать другим, поддерживать в любой беде. В повести Б. Л. Васильева «Летят мои кони» рассказывается о провинциальном док-торе Янсене… / В сказке М. Горького «Старуха Изергиль» рассказывается о Данко… / В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» хотя Родион Раскольников – убийца, но его душа не умерла вместе со старухой-процентщицей. Герой помогает… / В повести В. Закрутки-на «Матерь человеческая» рассказывается о Марии… / В рассказе А. Платонова «Юшка» ...(А2)
Заключение. Возврат к теме, вывод, ваше видение проблемы.
Например:
Таким образом, добрый человек отзывчив и терпим, способен дарить окружающим заботу и любовь. Чтобы уберечь себя от жестокости, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание. Только важно, чтобы добро, совершаемое человеком, непременно шло от чистого сердца.
Обсуждение и заключения
Формирование у обучающихся навыков по созданию и редактированию речевых жанров – необходимая часть работы учителя русского языка. Систематизировать работу по усвоению многообразной системы речевых жанров, в частности жанра эссе, поможет знакомство обучающихся с моделями речевых жанров, анализ текстов-образцов, систематическая работа над созданием собственных текстов по определенному алгоритму того или иного жанра.

Список использованных источников

1.    Белова Н. А., Солдатова Н. Г. Работа над жанрами речи в контексте требований ФГОС ООО к формированию коммуникативной компетенции школьников // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2 (26). С. 15–19.
2.    Ладыженская Т. А. Теория и практика сочинений разных жанров. М. : Просвещение, 1973. 271 с.
3.    Львов М. Р. Риторика. Культура речи : учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. М. : Академия, 2003. 272 с.
4.    Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М. : Проспект, 2012. 448 с.
5.    Дейкина А. Д. Аксиологизация работы с текстом в школьном курсе русского языка // Актуальные проблемы стилистики, риторики и лингводидактики : сб. науч. тр. М. : ИИУ МГОУ, 2014. 320 с.
6.    Сотова И. А. Жанрово-ориентированный подход, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики // Вестник Российского университета дружбы народов. 2017. № 4. С. 427–446.
7.    Ассуирова Л. В. Топосы как смысловые модели порождения речи : монография. М. : Прометей, 2002. 153 с.
8.    Ладыженская Т. А. Риторика. 10 класс. Методические рекомендации. М. : С-инфо, 2003. 144 с.
9.    Литературный энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
10.    Павлова Т. И., Раннева Н. А. Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху : учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д : Легион, 2013. 111 с.
11.    Савова М. Р. Речь и ее функции в методической концепции Т. А. Ладыженской // Русский язык в школе. 2018. № 4. С. 3–7.
12.    Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь : метод. рекомендации. М. : Сфера, 2012. 127 с.
13.    Чевтаева И. Б. Шампур В. П., Пташкина В. Н. Русский язык. 9–11 классы: формирование коммуникативной компетенции старшеклассников: (разработка уроков, ситуативные упражнения). Волгоград : Учитель, 2012. 207 с.