Использование электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих учителей начальных классов

12.03.2022

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих учителей начальных классов

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих учителей начальных классов
Е. В. Белоглазова
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
elenbeloglazova@yandex.ru

Введение: с введением ряда нормативных документов одним из актуальных направлений реформирования современной системы высшего образования стало создание новых технологичных подходов к организации деятельности обучающихся с опорой на современные информационные и коммуникационные технологии. Так, ст. 16 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при внедрении образовательных программ обязывает создавать условия для их реализации, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) обусловливают актуальность создания и функционирования электронной информационно-образовательной среды вуза. Профессиональный стандарт педагога обязывает педагогические вузы готовить будущих учителей с особым набором трудовых функций.
Материалы и методы: исследование проводилось с использованием теоретических методов: анализа нормативных документов, анализа, систематизации и обобщения научно-методической литературы, посвященной проблеме использования электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих учителей начальных классов и в процессе обучения младших школьников; анализа результатов педагогической и издательской деятельности преподавателей кафедры методики дошкольного и начального образования МГПИ имени М. Е. Евсевьева.
Результаты исследования: рассмотрены электронные образовательные ресурсы как элемент электронной информационно-образовательной среды вуза, показаны преимущества и условия их использования в образовательном процессе вуза при подготовке учителя начальных классов; особое внимание уделено описанию ресурса «Электронный конструктор методических пазлов», который позволяет качественно и быстро составлять технологическую карту урока в соответствии с ФГОС НОО.
Обсуждение и заключения: выполненное исследование доказывает, что электронный образовательный ресурс обладает рядом преимуществ: обеспечивает погружение обучающегося в образовательный процесс за счет включения различных каналов восприятия информации, обеспечивает индивидуальный подход в обучении, помогает осуществлять быстрый и точный поиск необходимого учебного материала и др. Качественно подготовленный электронный образовательный ресурс «Электронный конструктор методических пазлов» способствует формированию необходимых трудовых функций будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронная информационно-образовательная среда вуза, электронные здания, базы данных, система «Электронный конструктор методических пазлов».
Благодарности: исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ И. Я. Яковлева и МГПИ) по теме «Разработка и внедрение новых форм методической подготовки будущих учителей начальных классов с учетом новых технологий».

Use of electronic educational resources in the process of training future primary school teachers
E. V. Beloglazova
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
elenbeloglazova@yandex.ru

Introduction: with the introduction of a number of normative documents, one of the most urgent areas for reforming the modern system of higher education has been the creation of new technological approaches to organizing the activities of students with the support of modern information and communication technologies. Thus, Article 16 of the Federal Law No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation» when implementing educational programs obliges to create conditions for their implementation, including the use of e-learning and distance educational technologies. The requirements of the Federal State Educational Standards for Higher Education (GEF VO 3 ++) stipulate the urgency of the creation and functioning of the electronic information and educational environment of the university. The professional standard of the teacher obliges pedagogical universities to prepare future teachers with a special set of labor functions.
Materials and Methods: the study was carried out using theoretical methods: analysis of normative documents, analysis, systematization and generalization of scientific and methodological literature, devoted to the problem of using electronic educational resources in the process of preparing future primary school teachers and in the process of teaching younger schoolchildren; analysis of the results of pedagogical and publishing activities of teachers of the Department of Methods of Preschool and Primary Education Mordovian State Pedagogical Institute.
Results: the electronic educational resources are considered as an element of the electronic information and educational environment of the university, the advantages and conditions of their use in the educational process of the university are shown in the preparation of the teacher of primary classes; special attention is paid to the description of the resource «Electronic Designer of Methodical Puzzles», which allows the qualitative and fast drawing up of a technological map of the lesson in accordance with the GEF NEO.
Discussion and Conclusions: the completed research proves that the electronic educational resource has a number of advantages: it allows the learner to immerse into the process by including various channels of information perception, provides an individual approach to teaching, helps to quickly and accurately search for the necessary teaching material, and others. Qualitatively prepared electronic educational resource «Electronic designer of methodical puzzles» contributes to the formation of the necessary labor functions of future primary school teachers.
Key words: electronic educational resources, electronic information and educational environment of the university, electronic buildings, databases, electronic designer of methodical puzzles
Acknowledgements: the research was carried out within the framework of the grant for conducting scientific research on priority areas of scientific activity of the partner universities in the network interaction (I. Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University and Mordovian State Pedagogical Institute) on the theme «Development and introduction of new forms of methodical training for future primary school teachers taking into account new technologies».

Введение
С введением ряда нормативных документов одним из актуальных направлений реформирования современной системы высшего образования стало создание новых технологичных подходов к организации деятельности обучающихся с опорой на современные информационные и коммуникационные технологии. Так, ст. 16 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 при реализации образовательных программ обязывает создавать условия для их реализации, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) обусловливают актуальность создания и функционирования электронной информационно-образовательной среды вуза. Профессиональный стандарт педагога обязывает педагогические вузы готовить будущих учителей с особым набором трудовых функций.
Образовательные организации высшего образования создают электронную информационно-образовательную среду – систему, включающую материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающую автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен» [1].
Обзор литературы
Введение новых нормативных документов привело к необходимости анализа сложив-шейся ситуации в современной системе подготовки студентов к профессиональной деятельности, в частности, будущих учителей начальных классов. В связи с этим представляют определенный интерес выводы, сделанные исследователями относительно использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения будущих специалистов (Т. Ю. Степанова, Ж. Б. Есмурзаева [1], В. К. Кочисов, О. У. Гогицаева, Н. В. Тимошкина [2], Е. В. Харунжева [3], В. В. Попов [4]), описания требований к электронным образовательным ресурсам (Н. В. Молоткова, И. А. Анкудимова, М. А. Свиряева) [5], анализа опыта подготовки будущих учителей начальных классов с помощью электронных образовательных ресурсов (Т. А. Крючкова [6], Н. В. Кузнецова, С. И. Люгзаева, С. В. Маслова, О. И. Чиранова Л. А. Янкина [7], В. В. Кадакин, Т. И. Шукшина, П. В. Замкин [8] и др.).
Материалы и методы
Исследование проводилось с использованием теоретических методов: анализа нормативных документов, анализа, систематизации и обобщения научно-методической литературы, посвященной проблеме использования электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих учителей начальных классов и в процессе обучения младших школьников; анализа результатов педагогической и издательской деятельности преподавателей кафедры методики дошкольного и начального образования МГПИ имени М. Е. Евсевьева.
Результаты исследования
Педагог вуза «как один из важнейших участников образовательного процесса не может не учитывать в работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий»5. С каждым днем появляются новые средства, использование которых способствует повышению эффективности обучения. К тому же «информатизация большинства областей научной и практической деятельности человека объективно заставляет преподавателей пересматривать содержание обучения, оперативно расширять и углублять его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных технологий».
Формирование электронной информационно-образовательной среды (ИОС) происходит посредством объединения в единую систему учебных материалов, созданных преподавателями вуза, данных по организации учебного процесса, контроля качества этого процесса и телекоммуникационных взаимодействий между всеми его участниками.
Основными и определяющими элементами ИОС становятся электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые постепенно вытесняют бумажные учебники и учебные пособия. «С позиции методики обучения электронный образовательный ресурс – это комплекс материалов учебного назначения (текстово-графические и мультимедийные учебники, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, задачники, хрестоматии, энциклопедии, словари, учебно-методические комплексы, многофункциональные системы контроля), предназначенный для организации процесса обучения в рамках учебной дисциплины». Многие исследователи сходятся во мнении, что ЭОР – источники, представленные в электронном виде, призванные обеспечивать образовательный процесс, содержащие учебную информацию и методику обучения.
Перед педагогами вуза стала необходимость создания ЭОР, при разработке которых «необходимо руководствоваться требованиями ФГОС, предметным содержанием, критериями оценки качества ЭОР, материально-технической базы образовательных учреждений».
Все вышеизложенное подтолкнуло образовательные организации, прежде всего вузы, к необходимости создания условий для использования ЭОР в обучении.
МГПИ имени М. Е. Евсевьева созданы все условия для организации образовательно-го процесса в соответствии с Федеральным за-коном об образовании и ФГОС ВО: обновлена материально-техническая база вуза, профессорско-преподавательских состав прошел обучение по созданию ЭОР и использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении; создана хорошая нормативная ба-за для создания и использования ЭОР. Еще в 2012 г. в МГПИ были введены локальные нормативные документы, по которым создаются электронные образовательные ресурсы: Положение об электронном учебно-методическом комплексе в МГПИ; Положение об электронных изданиях МГПИ; Положение о порядке использования дистанционных образовательных технологий в МГПИ и др. В названных локальных актах четко приписаны дидактические, методические, технические требования к ЭОР, отмечены виды электронных образовательных ресурсов, указана их классификация, прописаны порядок подготовки и регистрация электронных изданий. Особое внимание уделено созданию Электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД) учебных планов. В положении прописаны состав и структура ЭУМКД, порядок разработки и хранения ЭУМКД, методические основы разработки ЭУМКД, технические требования ЭУМКД, требования к составлению тестов. Все это позволило профессорско-преподавательскому составу МГПИ оперативно и качественно обеспечить дисциплины ОПОП электронными образовательными ресурсами. Созданные ЭОР размещаются в электронной ин-формационно-образовательной среде педагогического института, которая ранее размещалась на платформе ИНФО-ВУЗ, теперь перебазировалась в более усовершенствованную и отвечающую всем современным требованиям систему 1С:Университет. Кроме того, все созданные преподавателями ЭОР размещаются в Электронной библиотеке МГПИ, доступ к полным текстам которых осуществляется из любой точки, где есть Интернет, и в любое удобное время для обучающихся.
Преподаватели МГПИ сразу почувствовали все преимущества использования ЭОР при подготовке студентов к профессиональной деятельности. Это прежде всего:
– разнообразие форм представления информации (текст, гипертекст, графика, видео- и аудиоинформация, анимированные объекты, базы данных, другие средства мультимедиа), что раскрывает новые возможности образовательного ресурса, обеспечивает погружение обучающегося в познавательный процесс за счет активного включения различных каналов восприятия информации;
– интерактивность ЭОР в реальном времени, реализованная с использованием персонального компьютера, что делает обучение более интересным и позволяет обучающемуся самостоятельно дозировать порции новой информации, длительность изучения отдельных тем учебной дисциплины, регулировать степень сложности вопросов и заданий, проводить самоконтроль знаний;
– возможность адаптации содержания учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемого, личностно значимым целям и задачам его деятельности, уровню формирования системы знаний и умений, психологическим особенностям и предпочтениям;
– возможность быстрого и точного поиска необходимого учебного материала по ключевым словам электронного словаря терминов и персоналий, глоссария, электронной энциклопедии и учебно-библиографического справочника ЭОР, для чего существует соответствующий сервис: ссылки, закладки, гипертекстовые связи, а также для адекватности восприятия информации, – элементы управления, реализующие возможность повторения анимации, видеоинформации и звуковых записей;
– возможность дистанционного, массового и самостоятельного обучения с использованием ЭУМКД, размещенного на сервере компьютерной сети;
– совершенствование качества учебно-методического обеспечения учебного процесса и многие другие.
Кроме того, ЭОР «сокращают время освоения, оптимизируя учебную деятельность за счет структурирования, четкости заданий, предотвращают отставание пропустивших занятия, предоставляют дополнительные материалы для повышения уровня развития желающих, усиливают мотивацию за счет индивидуальных настроек, адаптации, разных видов эмоционального восприятия информации, мыследеятельности и игровых ситуаций».
С целью эффективной подготовки будущих учителей начальных классов были созданы множество электронных образовательных ресурсов. Особо отметим ресурсы, созданные преподавателями кафедры методики дошкольного и начального образования МГПИ имени М. Е. Евсевьева: База данных дидактических материалов по предмету «Литературное чтение». Начальная школа (Н. В. Кузнецова); База данных дидактических материалов по предмету «Математика». Начальная школа (С. В. Маслова); База данных дидактических материалов по предмету «Окружающий мир». Начальная школа (О. И. Чиранова); База данных дидактических материалов по предмету «Русский язык». Начальная школа (С. И. Люгзаева); База данных методических приемов по предмету «Литературное чтение». Начальная школа (Н. В. Кузнецова); База данных методических приемов по предмету «Математика». Начальная школа (С. В. Маслова); База данных методических приемов по предмету «Окружающий мир». Начальная школа (О. И. Чиранова); База данных методических приемов по предмету «Русский язык». Начальная школа (С. И. Люгзаева). Данные ЭОР не только помогают качественно проводить лекционные и практические занятия по методикам преподавания литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира в начальной школе, но и позволяют грамотно организовать самостоятельную работу будущих учителей начальных классов, корректно проецировать задания для прохождения всех видов педагогической практики в образовательных организациях.
Известно, что «уровень квалификации педагогов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, должен в полной мере соответствовать всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе наличию компетентности в области профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды». Такое требование прописано и в профессиональном стандарте педагога, который одной из трудовых функций учителя определяет формирование навыков обучающихся, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. В профессиональном стандарте отмечено, что общепедагогическая функция «Обучение», которой обязаны владеть все учи-теля, в том числе и учителя начальных классов, включает необходимые умения «владеть ИКТ-компетенциями: общепользовательская общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)».
Эффективная деятельность учителя начальных классов предполагает освоение и владение учебно-методическим комплексом по преподаваемым дисциплинам. Учителя школ всегда имели хорошее информационное и методическое обеспечение урока. У них на руках были разработанные поурочные методические рекомендации по предмету для каждого класса, хороший дидактический материал в виде таблиц, схем, репродукций, аудио- и видеозаписей и др. Однако в современных условиях информатизации образования дидактических средств, доступных учителю, становится еще больше. Наряду с традиционными средствами обучения в школах широко используются инновационные обучающие технологии, цифровые образовательные ресурсы, кардинально меняется техническое оснащение кабинетов. Все это позволяет учителю начальных классов проводить интересные и эффективные уроки с использованием информационных технологий и специального оборудования: компьютерной и мультимедийной техники, интерактивной доски и т. п. Поэтому необходимо еще на стадии подготовки педагогических кадров знакомить студентов педвуза с онлайн-технология-ми, формировать информационно-коммуникационную компетентность будущего учителя [9]. «Современный учитель должен самостоятельно проектировать учебный процесс в соответствии с требованиями стандарта, а так же с конкретными задачами преподаваемого предмета. Одной из основных проблем при проектировании учебного занятия, которую приходится решать учителю, является разработка технологической карты урока».
Преподавателями кафедры методики дошкольного и начального образования МГПИ разработан сайт для учителей начальных классов «Электронный конструктор методических паз-лов» (www.tkumgpi.ru), который позволяет практикующим учителям (как молодым специалистам, так и специалистам со стажем) качествен-но и быстро составлять технологические карты уроков по всем предметам, преподаваемым в начальной школе. Он содержит базы методических приемов и дидактических материалов, «созданных с учетом лучших методических практик и находок в системе образования и позволяет самостоятельно создавать индивидуальные макеты технологических карт урока».
«"Электронный конструктор методических пазлов" – это программно-реализованная, динамично развивающая электронная система, предназначенная для автоматизации процесса проектирования и методического сопровождения урока на основе баз данных методических приемов с сформулированными метапредметными результатами, проклассифицированных по предметной области, типу урока, этапу урока, форме организации деятельности, а также баз данных дидактических материалов, структурированных по предметной области». Для конструирования технологической карты урока в соответствии с ФГОС НОО посредством данного ЭОР разработаны четыре базы данных методических приемов и четыре базы данных дидактических материалов, структурированных по предметным областям (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир); типу урока (урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации, урок совершенствования знаний, умений, и навыков); этапу урока (актуализации знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, изучение нового материала, контроль усвоения знаний, мотивация учебной деятельности учащихся, обобщение и систематизация знаний, первичное закрепление нового, применение полученных знаний в практической деятельности, применение умений и знаний в новой ситуации, рефлексия); форме организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Внедрение в учебный процесс вуза данного и подобных ресурсов позволяет формировать у студентов компетенции в области проектирования и разработки учебно-методического урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Положительное отзывы получены и от практикующих учителей начальных классов, так как указанный ресурс позволяет использовать педагогам техно-логии проектирования урока «Электронный конструктор методических пазлов» (с имеющимися базами методических приемов и дидактических материалов) для составления технологической карты урока и управления учебным процессом независимо от мета проживания. Немаловажно, что с помощью программы для персонального компьютера «Электронный конструктор методических пазлов» возможно использование его технологий в случае ограниченного доступа к сети Интернет (например, в некоторых сельских школах). Успешно решается и такая задача, как повышение качества организации образовательного процесса и оптимизации деятельности учителя по проектированию урока за счет лучших методических разработок и передового педагогического опыта, сокращения времени, затрачиваемого на подготовку урока [10].
Обсуждение и заключение
Решающее значение для будущего российской школы приобретает подготовка учителя начальных классов в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО, ФГОС НОО и Профессионального стандарта педагога. Следовательно, необходим поиск новых форм и моделей подготовки педагога, позволяющих повысить качество данной работы и создание объективных требований к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.
Создаваемая в вузах электронная информационно-образовательная среда частично решает данную проблему. Электронные образовательные ресурсы, активно внедряющиеся в образовательный процесс вуза, имеют немало преимуществ. Кроме того, использование ЭОР способствует формированию у будущих специалистов ИКТ-компетенций.
Необходимость разработки технологического решения для оптимизации процесса планирования урока и формирования его методических элементов обусловила «создание электронных библиотек актуальных методических приемов со сформулированными метапредметными результатами, их классификационном анализе по учебным предметам, типам урока, его этапам и формам организации деятельности учащихся на уроке, а также создании электронной библиотеки дидактических материалов».
«Электронный конструктор методических пазлов» является ярким примером качественного ЭОР, который способствует формированию необходимых компетенций и трудовых функций у будущих учителей начальных классов и помогает быстро и качественно составлять технологическую карту урока практикующим учителям в соответствии с ФГОС НОО.

Список использованных источников

1.    Степанова Т. Ю., Есмурзаева Ж. Б. Электронный образовательный ресурс как средство повышения познавательной активности обучающихся // Омский научный вестник. 2015. № 5 (142). С. 86–88.
2.    Кочисов В. К., Гогицаева О. У., Тимошкина Н. В. Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей // Образовательные технологии и общество. 2015. № 4. Т. 18. С. 613–628.
3.    Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования : материалы IV Все-рос. метод. конф. / под ред. Е. А. Ходыревой. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. С. 252–254
4.    Попов В. В. Организация работы с электронным образовательным ресурсом при изучении физики и астрономии // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017. № 4 (19). С. 60–62.
5.    Молоткова Н. В. Анкудимова И. А., Свиряева М. А. Дидактические требования к электронным образовательным ресурсам // Вопросы современной науки и практики. 2011. № 2 (33). С. 202–206.
6.    Крючкова Т. А. Подготовка будущих учителей начальных классов к педагогической деятельности в условиях информационной образовательной среды // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 1 (25). С. 11–19.
7.    Технология проектирования урока «Электронный конструктор методических пазлов» : методическая разработка / Н. В. Кузнецова [и др.] ; Мор-дов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2018. – 73 с.
8.    Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Электронные средства конструирования методического обеспечения современного урока // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 32–35.
9.    Белоглазова Е. В., Сафонова Л. А. Подготовка будущего учителя к использованию электронных библиотек в образовательной деятельности // Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока : монография / под ред. Н. В. Кузнецовой, Е. В. Белоглазовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016. С. 188–206.
10.    Babushkina L. E., Kuznetsova N. V., Kada-kin V. V., Shukshina T. I., Falileev A. E. The electronic designer of methodical puzzles as means of the educa-tional process organization at school // Ponte. 2017. Vol. 73. Iss. 6. DOI: 10.21506/j.ponte.2017.6.7. URL: http://www.pontejournal.net/mainpanel/abstract.php? TOKEN=gRkgF5411G&PID=PJ-D516Y (дата обращения: 05.06.2018).