Возможности e-learning в лингвометодической подготовке будущих учителей начальных классов

19.03.2022

Возможности e-learning в лингвометодической подготовке будущих учителей начальных классов

Возможности e-learning в лингвометодической подготовке будущих учителей начальных классов
Н. В. Винокурова, С. А. Бабина*
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
*fotina73@mail.ru

Введение: в статье описывается структура лингвометодической подготовки будущих учителей начальных классов с использованием различных технологий электронного обучения, прежде всего e-learning.
Материалы и методы: в ходе исследования был использован метод теоретического анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы. Исследование осуществлялось в два этапа (на первом этапе определены основные теоретические и методологические основания для определения проблемы, на втором этапе обоснованы требования к выбору средств e-learning в лингвометодической подготовке будущих учителей начальных классов).
Результаты исследования: охарактеризованы компоненты лингвометодической подготовки будущих учителей начальных классов с использованием современных технологий электронного обучения; проанализированы возможности использования технологий e-learning в рамках основных этапов обучения студентов педагогического вуза (работа с электронными учебниками, использование тест-тренажеров, диалоговых тренажеров, обращение к материалам интернет-порталов, сайтов); разработаны критерии эффективного отбора средств электронного образования.
Обсуждение и заключения: выполненное исследование характеризует преимущества использования в современном образовательном процессе педагогического вуза технологии электронного обучения (e-learning), основанной на интеграции традиционной профессиональной лингвометодической подготовки будущих учителей начальной школы и возможностей современных информационных технологий.
Ключевые слова: электронное обучение, технологии e-learning, информационно-коммуникационные технологии, лингвометодическая подготовка, будущие учителя начальной школы.
Благодарности: исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и МГПИ) по теме «Разработка и внедрение новых форм методической подготовки будущих учителей начальных классов с учетом новых технологий».

Possibilities of e-learning in linguistic-methodical training future primary school teachers
N. V. Vinokurova, S. A. Babina*
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
*fotina73@mail.ru

Introduction: the article analyzes various aspects of the organization of the using of e-learning in teaching students of pedagogical university, describes in detail the structure of the linguistic-methodical training of future primary school teachers using various e-learning technologies.
Materials and Methods: in the course of the investigation a complex of methods has been used: a theoretical analysis of scientific, methodological, psychological and pedagogical literature. The research was carried out in two stages (the first stage identified the main theoretical and methodological grounds for determining the problem, at the second stage, the requirements for the selection of e-learning tools in the linguistic-methodical training of future primary school teachers are grounded).
Results: we characterize the components of the linguistic and methodical training of future primary school teachers with using modern e-learning technologies; analyze the possibility of using e-learning technologies in the framework of the main stages of teaching students at a pedagogical university (working with electronic textbooks, using test-simulators, interactive simulators, accessing materials from Internet portals, websites); develop criteria for the effective selection of electronic education tools.
Discussion and Conclusions: the performed research proves the expediency of using mixed training in the modern educational process at a pedagogical university based on the integration of traditional technologies of professional linguistic-methodical training of future primary school teachers and the possibilities of modern information technologies.
Key words: e-learning, e-learning technologies, information and communication technologies, linguistic-methodical training, future primary school teachers.
Acknowledgements: the study was performed under a grant to conduct scientific research on priority areas of scientific activities of universities-partners in networking (Chuvash state pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev and Mordovian State Pedagogical Institute) on the theme «Development and introduction of new forms of methodical training of future primary school teachers taking into account new technologies».

Введение
Педагогическая деятельность учителя начальных классов представляет собой координационное взаимодействие «учитель-ученик» посредством использования современных технологий обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, в том числе технологии проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий. Одной из составляющих теоретической и практической готовности педагога к реализации программ начального образования является лингвометодическая компетентность, которая в методических исследованиях определяется как «способность на основе приобретенных знаний и первоначального опыта продуктивно разрешать профессиональные методические проблемы в области начального языкового образования младших школьников» [1].
Сложность выработки указанной компетентности обусловлена в большинстве своем низким уровнем базовой лингвистической подготовки студента, отсутствием междисциплинарного подхода в подготовке будущего специалиста, отсутствием мотивации к применению данных знаний в практике пробных уроков, в рамках практики по получению профессиональных умений и профессиональной деятельности.
В основу лингвометодической подготовки студентов должен быть положен принцип единства лингвистического образования и методической подготовки будущих учителей начальной школы. Возникающие проблемы в связи с этим могут быть связаны, с одной стороны, с отсутствием опоры на профессионально ориентированную систему преподавания русского языка, с другой стороны, с недостаточностью интеграции гуманитарных учебных дисциплин в рамках формирования собственно-профессиональной компетенции будущего учителя [2].
В современной научно-методической литературе отсутствует многоаспектное описание процесса интеграции традиционных технологий профессиональной лингвометодической подготовки и возможностей современных информационных технологий. Однако следует отметить, что без должного внимания к интеграции традиционных, инновационных и информационных технологий подготовить бакалавров начального образования к будущей профессиональной деятельности ставится затруднительно и менее эффективно.
Владение интернет-технологиями, умение взаимодействовать в виртуальной среде, работа с информацией являются важным показателем профессионального уровня педагога. Подтверждение тому находим и в правительственных документах. Например, президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г. утвердил паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федера-ции». Рассмотрение приоритетного проекта по созданию цифровой образовательной среды Правительством РФ свидетельствует о приоритетности развития электронного образования, которое должно способствовать повышению качества и востребованности российского образования за счет внедрения электронного обучения, поиску и созданию эффективных разработок в области электронного обучения и их распространению в российских образовательных организациях.
В данном контексте качество процесса профессиональной подготовки педагога в большей степени определяется системой методов, приемов, технологий реализуемой профессиональной подготовки. Одним из возможных инструментов, позволяющих решить проблему генерации знаний и усвоения способов действий, является технология e-learning. Достаточно подробно изучен вопрос использования элементов электронного обучения в аспекте преподавания иностранного языка как в школе, так и в вузе [3]. В связи с этим целью данного исследования становится обоснование использования элементов e-learning в лингвометодической подготовке будущих учителей начальных классов.
Обзор литературы
В рамках данного исследования представляется очевидным рассмотреть понятие «e-learning» и определить критерии использования средств электронной образовательной среды в процессе подготовки будущих учителей начальных классов.
Понятие «e-learning» в современной образовательной системе применимо в нескольких направлениях: дистанционное обучение – взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии, с присущими учебному процессу компонентами и реализуемое специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими интерактивность процесса обучения; онлайн обучение – получение новых знаний с помощью Интернета в режиме реального времени.
В современных исследованиях данный термин может использоваться применительно к смешанному обучению, поскольку данная технология обучения совмещает непосредственное субъектное взаимодействие «преподаватель-студент» и практику дистанционного обучения [4].
Понятие «e-learning» в рамках других исследований определяется, во-первых, как любое использование электронных материалов и дидактических пособий для эффективного достижения образовательных целей [5]; во-вторых, как широкий диапазон применяемых электронных технологий в образовании с особым акцентом на обучение через Интернет [6]; в-третьих, как информационные, интерактивные, личностно-ориентированные, адаптивные технологии, предполагающие систему взаимодействия «педагог – обучающая программная среда – студент» [7]; в-четвертых, инновационная методика обучения, основанная на применении Интернета и мультимедийных технологий с целью повышения доступности и качества образования [8].
В рамках заявленной статьи понятие «e-learning» будем рассматривать как способ субъектного взаимодействия «преподаватель-студент», «преподаватель-студент-студент» посредством современных информационно-коммуникационных технологий в рамках смешанного обучения.
Материалы и методы
В ходе исследования нами был использован метод теоретического анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом были определены основные теоретические и методологические основания для определения проблемы, на втором – определены требования к выбору средств e-learning в лингвометодической подготовке будущих учителей начальных классов.
Результаты исследования
Рассмотрим организацию использования технологий e-learning обучения в рамках лингвометодической подготовки будущих учителей начальных классов на базе Мордовского госу-арственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.
Лингвометодическая подготовка осуществляется на междисциплинарной основе и предусматривает формирование филологических знаний, а также приобретение способов методической деятельности при реализации программ русского языка начального общего образования. Обучение осуществляется в двух аспектах: теоретическом и практическом. Теоретическое обучение позволяет студентам овладеть знаниями общих закономерностей обучения русскому языку, концепций и теорий языкового образования.
Практическое обучение направлено на решение педагогических задач в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности. Эффективность реализации представленной лингвометодической подготовки бакалавров зависит от взаимосвязанности ее компонентов. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса позволяет определить активность и самостоятельность студента в рамках познавательной деятельности. Отбор содержания и процесс обучения обусловлен не только требованиями нормативно-правовых документов, но и уровнем познавательной активности будущих учителей начальных классов.
Проблемы в овладении компетенциями в аспекте лингвометодической подготовки студентов позволяет оптимизировать выбор технологий обучения. Использование ИКТ-технологий требует от преподавателя специальной подготовки, направленной на формирование учебного контента. Потенциал электронных технологий может быть реализован только при использовании средств электронного образования, имеющих грамотное научно-методическое обоснование. Активное использование веб-технологий требует от преподавателя мотивационной готовности, поскольку студенты достаточно активно используют ресурсы социальных сетей не только в общении, но и в обмене информацией, учебными материалами.
Следует оговориться, что технологии e-learning не становятся полной заменой традиционной аудиторной и внеаудиторной работы преподавателя и студента, а должны эффективно дополнять традиционные формы организации учебного процесса. Ценность же преподавателя в том, что он не только транслирует знания, но и контролирует творческое преодоление возникающих профессиональных проблем и ситуаций в процессе обучения.
В соответствии с основными этапами обучения, принятыми в современной педагоги-ческой науке, нами были определены технологии электронного обучения в рамках лингвометодической подготовки бакалавров, используемые в аудиторной и самостоятельной работе студентов.
Наиболее востребованными в теоретической подготовке студентов становятся электронные учебники, поскольку они включают все компоненты учебного процесса от целевого до результативного. Так, например, для успешного усвоения правил русского правописания было разработано и внедрено в учебный процесс МГПИ электронное учебное пособие «Интерактивная орфография» [9] в программе SunRav BookReader. Данное пособие содержит систематическое изложение правил русской орфографии, интерактивные аудиодиктанты с необходимым руководством пользователя и тест-тренажеры, которые ориентированы на осмысление правил и углубление знаний в области правописания. Работа может осуществляться студентами в любое удобное для них время, отчет о результатах работы студента приходит на электронную почту преподавателя, который может просмотреть ход выполнения работы и скорректировать процесс дальнейшего обучения.
Использование тест-тренажеров в процессе лингвометодической подготовки позволяет формировать навыки, необходимые в практической деятельности. Так, отработка умения синтаксического анализа предложений предусмотрена при выполнении заданий тест-тренажера «Синтаксис сложного предложения» [10], созданного в электронной оболочке iSpring QuizMaker. Це-лью данного электронного издания является выработка устойчивых предметных знаний и умений обучающихся за счет многократного повторения материала. Тренажер включает варианты тестовых заданий, теоретический и практический материал для самоконтроля и позволяет студентам оценивать свои знания, определять уровень подготовки, быстро получать необходимые теоретические сведения, выполнять практические задания, устранять пробелы при изучении дисциплины и закреплять полученные знания.
В самом общем виде создание и использование электронных тренажеров учитывает возможность самоконтроля студентов и обратную связь с преподавателем. Интерактивные задания предоставляют возможность автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала за счет разнообразных контролируемых тренировочных действий. Это решение заданий творческого характера, выполнение устных, письменных, тренировочных, проблемно-поисковых упражнений, направленных на целенаправленное формирование у студентов умения самостоятельно работать.
Диалоговые тренажеры, выполненные в программах iSpring Suite и Microsoft PowerPoint, представляют собой интерактивное упражнение, в котором пользователю нужно выполнить задание, например, объяснить ученику алгоритм проверки безударных гласных в корне слова. В случае неверного ответа персонаж программы показывает свое отрицательное отношение и студенту предлагается выполнить задание еще раз. Диалоговый тренажер может быть использован и при промежуточной аттестации, поскольку работа с ним позволяет обучающемуся продемонстрировать уровень сформированности определенного практического навыка или способа действия.
Методическая подготовка студентов к проведению уроков русского языка в начальной школе может быть организована посредством «Электронного конструктора методических пазлов» [11]. Данный интернет-портал представляет собой «структурированный набор методических материалов и прикладное программное обеспечение для технологического сопровождения процесса планирования урока с помощью данных методик» [11]. Студенты при подготовке технологической карты урока, при проведении пробных уроков, при подготовке к проведению урока на практике могут найти методические приемы в соответствии с типом и этапом урока, формой организации деятельности учащихся; подобрать подходящие дидактические материалы (тест-тренажеры, мультимедийные презентации, дидактические игры, схемы, таблицы и др.).
Выбор инструментов e-learning позволил обозначить преимущества и ограничения применения электронного обучения в образовательном процессе современного педагогического вуза. К преимуществам для группы обучающихся (студентов) можно отнести следующее: персонализация обучения, доступность, виртуальное социальное взаимодействие, разнообразие педагогических ресурсов и технологий, позволяющих сделать обучение более интересным. Среди недостатков можно говорить о возможной недостаточной компьютерной грамотности студентов, о необходимости проявлять самостоятельность, а также о возникающих сложностях коммуникации с преподавателем и снижении мотивации.
Положительными моментами использования e-learning в преподавательской деятельности являются следующие: облегченный доступ и гибкое управление авторским учебным материалом, повышение педагогического мастерства, совершенствование компьютерной грамотности и обращения с ИКТ. Однако следует назвать и ограничения проведения данной образовательной технологии: большие временные затраты на разработку электронных ресурсов, необходимость преподносить материал в новой форме, адаптировав его к электронной версии.
Использование элементов e-learning в лингвометодической подготовке студентов позволило проводить учебные занятия на принципиально новом уровне.
Вместе с тем считаем, что для принятия оптимальных решений в выборе средств электронного образования необходимо руководствоваться следующими критериями:
– оптимизировать образовательный процесс за счет обеспечения интенсификации процесса усвоения изучаемого материала;
– персонализировать современный образовательный процесс, в частности, адаптировать учебный контент под особенности обучающего; организовать самоконтроль и взаимодействие с субъектами учебной деятельности; стимулировать мотивацию учебной деятельности студентов;
– использовать вариативность форм элементов e-learning.
Обсуждение и заключение
Таким образом, образовательная технология e-learning становится инновационной и перспективной формой обучения при условии разумной интеграции ее в учебный процесс вуза. При этом электронные ресурсы должны дополнять традиционную аудиторную форму общения преподавателя и студента с целью сохранения динамичного и личностно-ориентированного их взаимодействия. Созданная в МГПИ база электронного обучения стимулирует критическое мышление студентов, их социальную активность, позволяет осуществлять контроль более последовательно и целенаправленно, повышает качество образования, способствует формированию компетенций, необходимых бакалаврам в будущей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1.    Курлыгина О. Е. Лингвометодическая компетентность как интегративный показатель готовности учителя к обучению младших школьников русскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=13136. (дата обращения: 16.06.2018).
2.    Белова Н. А. Интеграция гуманитарных дисциплин и пути ее реализации в вузовском педагогическом образовании // Гуманитарные науки и образования. 2010. № 1. С. 32–36.
3.    Бабушкина Л. Е. Некоторые методические аспекты конструирования урока по иностранному языку посредством информационных технологий // Гуманитарные науки и образования. 2017. № 1 (29). С. 81–87.
4.    Hiltz S. R. Education goes digital: The evolution of online learning and the revolution in higher education // Communications of the ACM. 2005. 10 (48). P. 60–61.
5.    Копецкий К. E-learning pro pedagogy. Оломоуц : Ганекс, 2006. 111 с.
6.    Сергеев А. Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение : монография. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012. 182 с.
7.    Семеновских Т. В. Концептуальные аспекты применения технологий e-learning обучения в вузовской среде [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sworld.com.ua/simpoz5/ 21.pdf. (дата обращения: 21.06.2018).
8.    Электронное обучение: руководство по применению и внедрению в вузе / под ред. О. Зубиковой, Г. Исмуратовой, О. Куфлей, Н. Суеркуловой, И. Ястребовой. Костанай : Центрум, 2016. 147 с.
9.    Винокурова Н. В., Мазуренко О. В. Интерактивная орфография [Электронный ресурс] : электронное учеб. пособие. Саранск, 2017. 1 СD-R.
10.    Бабина С. А. Синтаксис сложного предложения [Электронный ресурс] : электронный учебный тест-тренажер. Саранск, 2017.
11.    «Электронный конструктор методических пазлов» [Электронный ресурс]. URL: http:// tkumgpi.ru/about/technologic.php. (дата обращения: 21.06.2018).