Вокально-хоровая подготовка как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

02.04.2022

Вокально-хоровая подготовка как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Вокально-хоровая подготовка как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза
Ю. Б. Волегова*, И. С. Кобозева**
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
*volegova1976@yandex.ru, **kobozeva_i@mail.ru

Введение: в условиях непрерывного развития мирового сообщества одной из главных целей современного образования является подготовка специалистов, способных к успешному решению профессиональных задач в соответствии со всеми видами профессиональной деятельности. Исходя из этих требований, авторами сделан вывод о необходимости формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза в процессе вокально-хоровой подготовки. В статье рассмотрены трактовки категорий «компетентностный подход», «компетентность», «компетенции», определены понятия «профессиональная компетенция», «общепрофессиональная компетенция» и составляющие компоненты их структуры. Выявлены особенности формирования общепрофессиональной компетентности в процессе вокально-хоровой подготовки студентов.
Материалы и методы: исследование проводилось на основе использования теоретических методов, основным из которых выступает анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; наблюдение за ходом учебного процесса.
Результаты исследования: подтверждается интерес научной общественности к проблеме формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза в условиях вокально-хоровой подготовки, определяется понятие «профессиональная компетентность». Обращается внимание на необходимость использования образовательных и здоровьесберегающих технологий, применения гносиологического, аксиологического, здоровьесберегающего и эмоционально-волевого подходов к здоровьесбережению в ходе вокально-хоровой подготовки, что положительно влияет на формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза. Данное исследование дает возможность к разрешению вопросов согласованности формирования профессиональной компетентности и вокально-хоровой подготовки студентов педагогического вуза, их самореализации в профессиональной деятельности.
Обсуждения и заключения: обобщенный обзор научно-методического и психолого-педагогического материала свидетельствует о том, что педагогическое образование должно быть сориентировано на подготовку специалистов, обладающих профессиональной компетентностью, которая поможет им осуществлять вокально-исполнительскую и хормейстерскую работу в общеобразовательной школе на уроке музыки и во внеурочное время (хоровое, ансамблевое и массовое пение).
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, здоровьесберегающая технология.
Благодарности: авторы выражают благодарность анонимному рецензенту.

Vocal and choral training as a means of professional competence formation of pedagogical higher education institution students
Yu. B. Volegovaa*, I. S. Kobozevab**
Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
*volegova1976@yandex.ru, **kobozeva_i@mail.ru

Introduction: in the conditions of the continuous development of the world community, one of the main goals of modern education is the training of specialists capable of successfully solving professional tasks in accordance with all types of professional activities. Based on these requirements, the authors concluded that it is necessary to form professional competence among students of a pedagogical university in the process of vocal and choral training. The article discusses interpretations of the categories “competency approach”, “competency”, “competence”, defines the concepts “professional competence”, “general professional competence” and the constituent components of their structure. The features of the formation of general professional competence in the process of vocal and choral training of students are revealed.
Materials and Methods: the study was based on the use of theoretical methods, the main of which is the analysis of scientific-methodical and psychological-pedagogical literature; monitoring the progress of the educational process.
Results: the article confirms the interest of the scientific community to the problem of the formation of professional competence of students of a pedagogical university in terms of vocal and choral training, defines the concept of «professional competence». Attention is drawn to the need to use educational and health-saving technologies, the use of gnosiological, axiological, health-saving and emotional-volitional approaches to health saving during vocal and choral training, which has a positive effect on the formation of professional competence among students of a pedagogical university. This study provides an opportunity to resolve issues of consistency in the formation of professional competence and vocal and choral training of students of a pedagogical university, their self-realization in their professional activities.
Discussions and Conclusions: A generalized review of the scientific-methodological and psycho-logical-pedagogical material suggests that teacher education should be focused on training specialists with professional competence that will help them to perform vocal and choral master’s work in a secondary school in music lesson and after school hours (choral ensemble and mass singing).
Key words: competence-based approach, competency, competence, professional competence, health saving technology.
Acknowledgments: authors express gratitude to the anonymous reviewer.

Введение
В условиях непрерывного обновления и развития системы высшего образования обозначились новые требования к качеству профессиональной подготовки, в том числе и студентов педагогических вузов. Различные стороны этого вопроса отражены в последних правительственных документах: в Проекте «Образование 2020», постановлении Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, распоряжении Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» и др. Проблема качественной подготовки высококвалифицированных кадров решается в условиях Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» на период до 2025 года отмечается, что система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Вышесказанное актуализирует значительную реорганизацию направленности профессиональной подготовки со знаний на уровень профессиональных компетентностей студентов в решении новых профессиональных задач.
Несмотря на значительные изменения, про-изошедшие в образовательных организациях (вузах) – переход на многоуровневую систему образования, внедрение новых ФГОС ВО, научное осмысление компетентностной модели высшего образования – на современном этапе остается ряд нерешенных проблем. К ним можно отнести недостаточное научно-теоретическое обоснование компетентностной модели образования в каждой отдельной области или специальности, в частности музыкально-педагогической; использование в учебном процессе форм, методов средств, не соответствующих обновленному содержанию; сохранение лидирующей позиции преподавателя, основанной на монологическом изложении учебного материала и пассивной позиции студента в организации своей учебной деятельности. В связи с этим актуальной становится решение проблемы поиска эффективных путей реализации компетентностного подхода к вокально-хоровой подготовке студентов педагогического вуза, отличительной чертой которого является трансформация знаний, умений, навыков в определенные компетенции, которые необходимы выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Обзор литературы
В современных условиях уделяется достаточно много внимания исследованию проблемы профессионализма и компетентностного подхода в образовании. Методологические подходы к формированию профессиональной компетентности студентов педагогического вуза определяются в работах Э. Ф. Зеера, В. И. Байденко, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, Ю. Г. Татур, М. А. Холодной, А. В. Хуторского и др. По мнению Э. Ф. Зеера, компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности [1]. В. И. Байденко отмечает целесообразность компетентностного подхода, исходя из результата образовательного процесса, так как именно он позволяет сформировать меж-дисциплинарно-интегрированные требования и ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций [2]. И. А. Зимняя подчеркивает, что компетентностный подход является системным в силу того, что объектом его приложения выступает компетентность как результат образовательного процесса, представляющего собой сложную, иерархически организованную уровневую многокомпонентную структуру, отвечающую всем основным характеристикам данной системы [3].
Сказанное свидетельствует, что компетентностный подход ориентирует на то, что в качестве основной составляющей обновления образовательного процесса выступает формирование у обучающихся компетентности и компетенций. Так, по мнению А. В. Хуторского, компетентность – это «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»; а компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [4].
Таким образом, во время обучения в вузе у студентов должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональная компетентность, которую ученые РГПУ им. А. И. Герцена определили как интегральную характеристику личности, определяющую способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [5].
В ФГОС ВО утверждены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. По мнению Л. И. Сивицкой, общекультурные компетенции характеризуют такие способности профессионала в любом виде деятельности, как способность аналитически мыслить, критически оценивать, аргументированно выстраивать собственную позицию, включаться во все виды коммуникаций, организовывать сотрудничество [6]. Общепрофессиональные компетенции отражают набор основополагающих профессиональных способностей, знаний и умений профессионала, являющихся инвариантом для любой профессиональной деятельности. Овладение общепрофессиональными компетенциями определяет широту профессионального трудоустройства, следовательно, в профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования формированию общекультурных компетенций необходимо уделять пристальное внимание [6].
Материалы и методы
В ходе исследования нами был использован метод теоретического анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы. Исследование проведено на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск) и Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (г. Ярославль).
Результаты исследования
Исследование показало, что в Мордовском государственном педагогическом институте имени Е. М. Евсевьева (МГПИ) вокально-хоровая подготовка осуществляется в процессе изучения дисциплин «Хороведение», «Вокальная подготовка», «Основы дирижирования», «Хоровое пение», «Музыкально-педагогические практикумы». Общей целью данных дисциплин является подготовка бакалавров к организации обучения в системе музыкального образования с учетом содержательной специфики курсов. В Ярославском педагогическом университете имени К. Д. Ушинского (ЯГПУ) вокально-хоровая подготовка студентов реализуется в результате освоения дисциплин «Хороведение», «Хоровая аранжировка», «Класс сольного пения», «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур», «Хоровое сольфеджио», «Методика работы с детским хором» и «Вокально-хоровой практикум». Общая цель курсов – формирование готовности студентов к осуществлению вокально-исполнительской и хормейстерской работы в общеобразовательной школе на уроке музыки и во внеурочное время (хоровое, ансамблевое и массовое пение). Оба учебных учреждения обеспечивают в процессе вокально-хоровой подготовки становление профессиональной и общепрофессиональной компетентности студентов, формирование у них таких компетенций, как умение работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия, способность к самоорганизации и самообразованию, готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, владеть основа-ми профессиональной этики и речевой культуры, готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов, способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики и мн. др.
В рамках нашего исследования мы рассмотрим процесс формирования компетенции ОПК-6 (готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся). Анализ перечня планируемых результатов обучения по дисциплинам показал, что в МГПИ эта компетенция формируется в результате освоения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия, физиология и валеология», «Основы педагогического мастерства», «Здоровьесберегающие технологии в образовании». В содержании курса «Основы вожатской деятельности» в разделе педагогические технологии в работе вожатых рассматриваются здоровьесберегающие технологии. В ЯГПУ в дополнение к вышеназванным дисциплинам ОПК-6 формируется в процессе вокально-хоровой подготовки студентов на предметах профессионального цикла. Это обусловливается следующими обстоятельствами.
В настоящее время, по данным многих врачей-фониатров, участились случаи заболевания голосового аппарата школьников (от 6 до 41 %). Вокальная педагогика определяет следующие факторы риска для здоровья певческого голосового аппарата детей: несоответствие вокально-хорового репертуара возрастным, индивидуальным физиологическим особенностям певческого голосового аппарата (Г. П. Стулова), несоблюдение режима занятий, питания, сна (Н. Б. Гонтаренко, И. Б. Бархатова), нарушение основных гигиенических и физиологических требований к организации вокально-хоровых занятий (А. Г. Менабени), неправильная постановка голоса, пение форсированным звуком, физические зажимы при пении, утомляемость голосового аппарата речевой нагрузкой (Н. Б. Гонтаренко) и т. д. [7–10].
Одним из учреждениий, контролирующим вопросы здоровья подрастающего поколения, является Министерство образования и науки РФ. В законе РФ «Об образовании» (ст. 41 «Ох-рана здоровья обучающихся») отмечается, что система образования призвана обеспечить «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, … организацию и созданию условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся … обеспечение текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся».
ФГОС НОО (от 6 октября 2009 года № 373) предъявляет требования к укреплению физического и духовного здоровья обучающихся через программу «Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни», которая реализуется во всех предметных областях, в урочное и внеурочное время. Поэтому образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. В связи с этим становится актуальной проблема овладения студентами педагогического вуза здоровьесберегающими технологиями в процессе вокально-хоровой подготовки.
В связи с тем, что термин «технология» обозначается как «наука об искусстве» или «наука о мастерстве», нам остается добавить термин, характеризующий предметную область (вид искусства или мастерства), и получить значение любой конкретной технологии [11].
Область нашего исследования – здоровьесбережение в процессе вокально-хоровой подготовки. Следовательно, технологию применительно к поставленной проблеме можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, направленную на сохранение и приумножение здоровья ребенка. А. М. Митяева считает, что термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [12].
Опираясь на исследования Н. К. Смирнова [13], мы следующим образом формулируем определения подходов к здоровьесберегающим технологиям в процессе вокально-хоровой подготовки студентов: гносеологический (осуществляется в процессе изучения строения голосового аппарата и механизмов его работы, а также освоению специальных упражнений, направленных на развитие, укрепление и оздоровление голоса); аксиологический (выражается в осознании учащимися ценности здоровья своего голоса, необходимости бережного отношения к нему, что способствует полноценной работе голосового аппарата); здоровьесберегающий, в котором особая роль отводится соблюдению режима дня, питания, занятий, сна и соблюдению правил охраны и гигиены своего голоса; эмоционально-волевой, способствующий проявлению положительных эмоций и переживаний, полученных в процессе занятий пением.
Таким образом, к вокально-хоровой подготовке студентов педагогического вуза предъявляются достаточно высокие требования, а высокий уровень профессиональной компетентности становится необходимым условием успешной профессиональной деятельности студента в будущем.
Обсуждения и заключения
Анализ научно-методической и учебной литературы показал, что по исследуемой нами проблеме под профессиональной компетенцией понимается интегральная характеристика личности, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
В структуре профессиональной компетентности студентов-музыкантов мы выделяем следующие компоненты: 1. Умение работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия, способность к самоорганизации и самообразованию; 2. Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии; 3. Обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; 4. Владение основами профессиональной этики и речевой культуры; 5. Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; 6. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; 7. Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.
Практическая деятельность показала, что для формирования профессиональной компетентности студентов необходимо использовать образовательные и здоровьесберегающие технологии. Применение гносеологического, аксиологического, здоровьесберегающего и эмоционально-волевого подходов к здоровьюсбережению в ходе вокально-хоровой подготовки положительно влияет на формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза. Можно с уверенностью говорить о том, что данные технологии являются эффективными средствами, при правильном применении которых у обучающихся появляется стимул к активному познанию, творческому поиску новых знаний, побуждают к дальнейшему совершенствованию своей профессиональной деятельности.
В соответствии с вышеперечисленным мы сформулировали практические рекомендации по формированию профессиональной компетентности студентов педагогического вуза в процессе вокально-хоровой подготовки:
1. Считать формирование профессиональной компетентности студентов неотъемлемым компонентом вокально-хоровой подготовки в педагогическом вузе.
2. Создать условия для формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза в процессе вокально-хоровой подготовки.
3. Обозначить современные подходы, соответствующие требованиям времени и направленные на формирование профессиональной компетентности студентов педагогического вуза в процессе вокально-хоровой подготовки.
4. Разработать и реализовать технологию формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза в процессе вокально-хоровой подготовки.

Список использованных источников

1.    Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие техно-логии начального профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2010. 176 с.
2.    Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 3–13.
3.    Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20–26, 76.
4.    Хуторской А. В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
5.    Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпициной. СПб. : Питер, 2013. 304 с.
6.    Сивицкая Л. А.,  Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 12 (102). С. 52–55.
7.    Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992. 170 с.
8.    Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов : учеб. пособие. СПб. : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. 128 с.
9.    Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. 2-е изд. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 190 с.
10.    Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1987. 78 с.
11.    Юдин В. В. Педагогическая технология : учеб. пособие. Ч. 1. Ярославль, 1997. 48 с.
12.    Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., пере-раб. и доп. М. : Академия, 2012. 208 с. (Сер. Бакалавриат).
13.    Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002. 121с.