Развитие творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка

09.04.2022

Развитие творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка

Развитие творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка
М. Ш. Гусейнова
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
г. Махачкала, Россия
madina_alieva_75@mail.ru

Введение: статья посвящена проблеме формирования творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка. Целью исследования является рассмотрение методов, позволяющих создать на занятиях творческую атмосферу, когда каждый студент вовлечен в активный познавательный процесс, таких как ролевая игра, метод проектов и др. Обосновывается необходимость интерактивных методов обучения.
Материалы и методы: в исследовании использовались методы теоретического анализа изучаемой проблемы на основе изучения педагогической литературы; метод системного анализа и синтеза.
Результаты исследования: выделены наиболее эффективные методики обучения иностранному языку, развивающие творческую активность студентов; раскрыты потенциальные возможности интерактивных методов обучения иностранному языку студентов; охарактеризованы два вида методов обучения иностранному языку − игровой метод и метод проектов.
Обсуждение и заключения: обучение студентов с помощью новейших информационных технологий позволяет повысить мотивацию к обучению, способствует развитию их познавательной активности, значительно повышает интерес к учебе и уровень творческой самореализации, формирует коммуникативные навыки. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования при обучении иностранному языку новых технологий (особенно игрового метода и метода проектов), способствующих развитию у студентов самостоятельности, творческой активности, укреплению межличностных отношений, основанных на сотрудничестве и сотворчестве в группах.
Ключевые слова: творческая активность, информационные технологии, метод проектов, ролевая игра, преподавание иностранного языка, интерактивные методы, учебный процесс.

Development of creative activity of students in the process of learning a foreign language
M. Sh. Huseynova
Dagestan State University, Makhachkala, Russia
madina_alieva_75@mail.ru

Introduction: the article is devoted to the problem of shaping the creative activity of students in the process of learning a foreign language. The aim of the study is to consider methods for making a creative atmosphere in a foreign language classroom, where each student is involved in an active creative cognitive process, such as role-playing, the project method, etc. The necessity of interactive teaching methods.
Materials and Methods: the study used the methods of theoretical analysis of the problem under study based on the study of the pedagogical literature; system analysis and synthesis method.
Results: on the base of the scientists’ opinions the most effective methods of teaching a foreign language, developing students’ creative activity, are identified; the potential of interactive methods of teaching students a foreign language are revealed; two types of foreign language teaching methods are characterized – the game method and the project method.
Discussion and Conclusions: the training of the students with the help of the latest information technologies allows to increase the motivation to learn, contributes to the development of their cognitive activity, significantly increases the interest in learning and the level of creative self-realization, forms communication skills. The practical significance of the research lies in the potential of using new technologies in teaching students a foreign language, in particular the game method and the project method that promotes students’ independence, creative activity, strengthening interpersonal relations based on cooperation and co-creation of students in groups.
Key words: creative activity, information technologies, project method, role-playing, foreign language teaching, interactive methods, educational process.

Введение
Интеграция России в мировое сообщество способствовала тому, что перед российской системой образования были поставлены новые задачи, модернизировано содержание обучения, разработаны новые образовательные технологии в обучении иностранным языкам. Внедрение новых информационных технологий поставило высшее образование перед необходимостью воспитания творчески активной личности, способной самостоятельно воспринимать и оценивать новую информацию, принимать решения, генерировать новые профессиональные идеи. По мнению Е. А. Седовой, «творческая активность в учебной деятельности – это субъективная сторона учебного труда обучающихся, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения к изучаемому предмету» [1]. В связи с этим сегодня одна из важнейших функций преподавания состоит в том, чтобы привить умения, позволяющие студентам самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, в силу чего в процессе обучения необходимо применение та-ких методов, которые способствуют развитию у студентов умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
В настоящей статье мы рассмотрим методы обучения иностранному языку, способствующие развитию творческой активности студентов.
Обзор литературы
Многие ученые обращают внимание на необходимость развития творческой активности студентов в преподавании иностранного языка в вузе. Большинство из них отмечают преимущества новых информационных технологий, частности интерактивных методов, таких как ролевая игра, метод проектов и др. Проанализировав работы О. С. Егоровой, И. И. Хрулевой, Н. Б. Назаровой, О. Л. Моховой, Н. М. Черновой, Т. А. Лабаевой, мы пришли к выводу, что для развития творческой активности особое место в проведении занятий по иностранному языку следует отводить интерактивным формам обучения, развивающим активность студентов, их способность самостоятельно осуществлять коммуникативную деятельность на иностранном языке, развивающим творческий потенциал с учетом индивидуальных особенностей. Следует согласиться с С. В. Еловской и Е. А. Кругловой, которые полагают, что творческий характер данных методов «позволяет создавать обучающую языковую среду, включая в ее пространство всех обучающихся, которые стремятся к творческому поиску, самовыражению, саморазвитию» [2]. Большая роль в этом возложена на преподавателя, который координирует процесс обучения иностранному языку. Как подчеркивают Н. М. Чернова и Т. А. Лабаева, «преподаватель должен организовать учебный процесс так, чтобы главное место на занятии отводилось самостоятельной познавательной деятельности студента. Задача педагога – не учить, а научить учиться» [3]. Н. Б. Назарова и О. Л. Мохова также отмечают, что «в работе с со-временными инфoрмационными технологиями особенно возрастает роль препoдавателя как ко-ординатора и организатора процесса обучения, который получает возможность более гибко направлять учебный процесс с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося» [4].
Таким образом, преподаватель вуза на занятиях иностранного языка должен развивать творческую активность студентов, для чего использовать интерактивные методы обучения, способствующие самостоятельной работе, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Материалы и методы
Для определения особенностей при обучении иностранному языку студентов, выявления оптимальных условий для повышения их творческой активности в высшей школе использовался метод системного анализа и синтеза. Для раскрытия проблем формирования творческой активности при обучении иностранному языку студентов и их успешного решения использовались методы теоретического анализа на основе изучения педагогической литературы.
Результаты исследования
Для развития творческой активности студентов большое значение имеет самостоятельная работа. Проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала, учащиеся исходят из своих потребностей, интересов, и это придает обучению личностный смысл, позволяет внедрить в учебный процесс нетрадиционные формы обучения, которые способствуют развитию творческих способностей, мышлению, умению перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе [5]. Таким образом, сегодня одна из важнейших функций преподавания состоит в том, чтобы привить умения, позволяющие самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим в процессе обучения необходимо применение таких методов, которые способствуют развитию у студентов умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Таковыми являются прежде всего интeрaктивныe методы обучения.
Большое значение для успешности обучения общению на иностранном языке имеет правильно организованная коллективная работа. Выпoлняя коллективные задания, студенты сосредоточивают свое внимание не на форме высказывания, а на содержании. Важна при этом цель совместной деятельности – узнать новую информацию и зафиксировать, oценить ее, сопоставить различные точки зрения, сообща обсудить проблемные задания, принять участие в дискуссии. В процессе выполнения интерактивных заданий студенты проявляют самостоятельность и творчество, а не являются пассивными исполнителями речевых действий. Интeрaктивныe формы обучения позволяют моделировать подобные ситуации, так как они, прежде всего, ориентированы на активное общение и взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой, развивают творческий потенциал студентов с учетом их индивидуальных особенностей. В процессе данного взаимодействия появляется возможность организовать особое образовательное пространство, которое способствует вовлечению всех субъектов образовательного процесса в активное и творческое обучение иностранному языку.
Представим некоторые интерактивные методы обучения иностранному языку и взаимосвязанные с ними нетрадиционные организационные формы обучения.
Так, игровой метод обучения иностранному языку предполагает проведение занятий в форме ролевых / деловых игр, викторин. При дискуссионном методе обучения используются занятия в форме дебатов, круглых столов, семинаров и др. Творческие методы обучения способствуют творческому поиску, самовыражению и саморазвитию на занятиях с элементами драматизации, при проведении тематических вечеров, посвященных изучению языков и культур. Компьютерные методы обучения предполагают проведение виртуальных конференций, форумов и семинаров.
Отдельные авторы считают ролевую игру одним из наиболее эффективных способов стимулирования творческой активности студентов. Стимулирование творческой активности студентов посредством ролевой игры должно осуществляться поэтапно, методом индукции. К ее преимуществам относят то, что она как один из видов речевого общения:
– является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса;
– способствует лучшему усвоению грамматических структур, служит основой развития речемыслительной деятельности студентов, способствует развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи;
– содействует эстетическому воспитанию студентов, сплочению коллектива, полному раскрытию творческих способностей и творческой активности каждого студента [6].
Однако надо заметить, что даже при использовании интерактивных методов обучения уровень владения иностранным языком у студентов будет разным. По этой причине следует вести постоянный контроль для выявления уровня владения умениями и навыками, сформировавшимися во время обучения, и понимания ранее пройденного материала у обучающихся. Контроль степени владения умениями – неотъемлемая часть всего процесса обучения иностранному языку. С этой целью представляется важным проводить компьютерное тестирование. Интерактивные тесты, применяемые на разных этапах обучения, помогают в решении целого комплекса задач: выявить степень освоения учебного материала, овладения иностранным языком; проблемы в изучении материала, речевых и языковых единиц; проверить знание определенного материала; быстро составить картину успеваемости студентов [7].
Одной из действенных форм, позволяющих создать на занятиях по иностранному языку исследовательскую творческую атмосферу, где каждый студент вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе педагогики сотрудничества, является метод проектов. Проектная методика не только способствует развитию коммуникативных способностей студентов, но и обогащает знания по предмету, создает благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей, так как при выполнении проекта доминирует творческо-информационная направленность. Студенты имеют целью сбор информации по какой-либо теме, а затем ознакомление с этой информацией, облекаемой в определенную форму. Это могут быть газеты, видеофильмы, рефераты, макеты и пр. Этот метод укрепляет межличностные отношения, основанные на сотрудничестве и сотворчестве. Создание проблемных ситуаций в работе над проектом – один из важных моментов, поскольку проблемные ситуации являются компонентами метода проблемного обучения, который, в свою очередь, наиболее эффективен для процесса развития творческого потенциала студентов, активизации и формирования их интереса к обучению на занятиях по иностранному языку [8].
Обсуждение и заключения
В образовательном процессе вуза одной из наиболее важных целей обучающих и воспитательных воздействий является стимулирование творческой активности студентов, в частности на занятиях по иностранному языку. Большое значение имеет обучение с помощью новейших информационных технологий, что позволяет повысить мотивацию к обучению, способствует развитию познавательной активности, повышению интереса к учебе и уровня творческой само-реализации, фoрмирoванию коммуникативных навыков.
Среди интерактивных методов следует выделить такие, как игровой метод и метод проектов, которые способствуют развитию у студентов самостоятельности, творческой активности при изучении иностранного языка. Так, «метод проектов» является одним из эффективных методов исследовательской деятельности на занятиях по иностранному языку, направленных на развитие творческой активности студентов, поскольку, овладевая культурой выполнения проектных заданий, студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Ролевая игра является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, содействует эстетическому воспитанию студентов, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей, творческой активности каждого студента и т. д. Таким образом, использование интерактивных методов обучения иностранному языку способствует лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной активности и мотивации к изучению иностранного языка.

Список использованных источников

1.    Седова Е. А. Ролевая игра как средство стимулирования творческой активности девушек и юношей-студентов младших курсов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 384−385.
2.    Еловская С. В., Круглова Е. А. Использование интерактивных методов в обучении иностранному языку // Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 35−39.
3.    Чернова Н. М., Лабаева Т. А. Самостоятельная познавательная деятельность студентов в изучении иностранного языка // Теория и практика: совершенствование современного научного знания : сб. ст. науч. тр. / под общ. ред. С. В. Кузьмина. Казань, 2017. С. 237−241.
4.    Назарова Н. Б., Мохова О. Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 248−250.
5.    Егорова О. С., Хрулева И. И. Педагогические средства повышения мотивации к изучению иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 93−98.
6.    Костенко И. Ю., Тимохова М. К. Интерактивный тест как одна из форм контроля при обучении студентов неязыковых специальностей английскому языку // Предметная и методическая компетентность как важнейшая составляющая профессионального мастерства преподавателя иностранного языка. Минск, 2017. С. 110−117.
7.    Дорофеева Е. В. Проектная методика в обучении иностранным языкам в высшей школе // Успехи современной науки и образования. 2018. № 1. С. 17−20.