Совершенствование навыков критического мышления посредством анализа новостного контента современных СМИ: из опыта работы

16.04.2022

Совершенствование навыков критического мышления посредством анализа новостного контента современных СМИ: из опыта работы

Совершенствование навыков критического мышления посредством анализа новостного контента современных СМИ: из опыта работы
Ю. Б. Дюндик*, О. В. Кузнецова**
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»,
г. Иркутск, Россия
*dyular@mail.ru,**kuznetsova1@mail.ru

Critical thinking is a desire to seek, patience to doubt, fondness to meditate, slowness to assert, readiness to consider, carefulness to dispose and set in order; and hatred for every kind of imposture.
Francis Bacon

Введение: в статье рассматривается опыт авторов по эффективному развитию и совершенствованию критического мышления студентов языкового вуза; подробно описывается методика работы с новостным контентом современных СМИ. Недостаточный уровень сформированности критического мышления современной молодежи, а также зачастую низкая социальная активность и заинтересованность в происходящем в мире в целом создает необходимость дальнейшего развития навыков критического мышления как необходимого качества выпускника вуза и будущего специалиста, чья работа неизбежно связана с критическим анализом происходящего в мире.
Материалы и методы: в основе предлагаемой методики лежит теория социальной обусловленности языкового образования; использованы методы теоретического (анализ научной и методологической литературы) и практического анализа проблемы формирования и развития критического мышления; метод наблюдения и аналитической обработки результатов учебного процесса.
Результаты исследования: в результате работы с новостным контентом современных СМИ автора-ми разработана методика совершенствования критического мышления студентов, что нашло подробное описание в статье. Сделан вывод о том, что чем выше развит навык критического мышления будущего специалиста, тем успешнее происходит его социализация в профессиональной среде.
Обсуждение и заключение: работа с новостным контентом – прекрасный способ развития критического мышления, преподаватель при этом является не источником информации, а модератором, который направляет студента, учит не просто чтению и трансляции новости, но и умению поставить проблему, рассмотреть ее с точки зрения социальной обусловленности, критически осмыслить, соотнести с уже существующими знаниями и вызвать интерес к презентуемой информации у своих одногруппников, также способствуя критическому осмыслению информации с их стороны.
Ключевые слова: критическое мышление, оценивание информации, новости, дискуссия.
Благодарности: авторы благодарны анонимному рецензенту, чьи комментарии позволили улучшить качество текста.

Analyzing modern Mass Media news as a means of critical thinking development: sharing experience
Yu. B. Dyundik*, O. V. Kuznetsova**
Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
*dyular@mail.ru, **kuznetsova1@mail.ru

Introduction: the article presents the authors’ experience of critical thinking development among students of linguistics; some methods of work with modern news are described. Low level of critical thinking skills, low social activity and lack of interest in all that’s happening around make the further development of critical thinking necessary for a graduate student as a future specialist, whose work will be definitely connected with critical evaluation.
Materials and Methods: as a basis we use the theory of social conditioning of language education; methods of theoretical (analysis of scientific and methodological literature) and practical analysis of critical thinking development as well as methods of observation and analytical systematization of education process are used.
Results: the authors present an algorithm of critical thinking development working with Mass Media news. The idea is that the higher the level of critical thinking skill is, the more successful the future specialist will be in his profession.
Discussion and Conclusion: work with Mass Media news is a perfect method to develop students’ skill of critical thinking, the lecturer in this situation is not the source of information, but the person who teaches students not just to read and retell a piece of information, but to differentiate and set the problem, develop it from the point of view of social conditions, correlate with information students already have on this problem and initiate interest among group mates, provoking critical thinking.
Key words: critical thinking, information evaluation, news, discussion.
Acknowledgements: the authors are grateful to the anonymous reviewer whose comments have improved the quality of the manuscript.

Введение
Проблема формирования навыков критического мышления является актуальной, несмотря на достаточно широкую ее освещенность с теоретической точки зрения в современной литературе, однако прикладным методам их развития уделяется, на наш взгляд, не так много внимания.
В данной статье предлагается один из практических методов развития и совершенствования навыков критического мышления у студентов выпускного курса языкового вуза как необходимого качества  будущего специалиста, чья работа неизбежно связана с критическим анализом происходящего в мире.
Обзор литературы
Вопросы критического мышления широко рассматриваются в зарубежной литературе [1], огромное количество информации и источников можно найти на сайте http://www.criticalthinking.org [2]. Российские исследователи также активно исследуют критическое мышление с различных позиций и дискутируют на данную тему [3–6 и др.].
Материалы и методы
В данной статье предлагается один из способов развития и совершенствования навыков критического мышления, активно применяемый авторами в процессе преподавания дисциплин «Практический курс английского языка» и «Практикум по культуре речевого общения» (английский язык, выпускной курс бакалавриата, направление подготовки Перевод и переводоведение) на базе факультета иностранных языков Иркутского государственного университета. В основе предлагаемой методики лежит теория социальной обусловленности языкового образования; использованы методы теоретического (анализ научной и методологической литературы) и практического анализа проблемы формирования и развития критического мышления; метод наблюдения и аналитической обработки результатов учебного процесса.
Результаты исследования
Сегодня особое внимание в образовании уделяется не просто интеллектуальному развитию студента, но и его личностно-смысловой сфере, его отношению к постигаемой действительности, осознанию ее ценности, поиску причин и смысла происходящего вокруг – иначе говоря, умению рефлексировать – критически мыслить. Согласно исследованиям [5], основополагающие элементы критического стиля мышления студента вуза заключаются в следующем: 1) способность уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать степень достоверности предлагаемой учебной информации, соотнося ее с тем, что известно; 2) открытость по отношению к нестандартным способам решения как известных, так и новых задач, стремление к познанию нового; 3) готовность к конструктивному диалогу с преподавателем и партнерами, умение отстаивать собственную точку зрения, а при необходимости реализовывать различные варианты ее пересмотра в случае приведения оппонентом неопровержимых контрдоводов; 4) нацеленность на самодиагностику уровня сформированности различных умений и качеств на основе сравнения собственных результатов с заданными эталонами; 5) рефлексия всех пунктов своего учебного маршрута в контексте подготовки к будущей профессиональной деятельности, их конкретного назначения, той или иной последовательности; 6) артикулированное выражение и отстаивание той или иной философско-мировоззренческой позиции.
Г. А. Позднякова [6] характеризует процесс формирования критического мышления следующим образом: это 1) целенаправленный процесс влияния на личность с целью ее всестороннего развития; 2) процесс передачи ранее накопленных и приобретения новых знаний, которые являются неотъемлемой частью педагогического процесса; 3) социальный процесс, так как обсуждение идей происходит в коллективе; 4) самостоятельный процесс использования знания для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем; 5) интеллектуальный процесс, направленный на решение широкого круга профессиональных, повседневных и личных проблемных ситуаций; 6) совместный процесс деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание, направленные на достижение целей образования.
Таким образом, процесс формирования критического мышления представляет собой интегрированный процесс, активизирующий самостоятельную познавательную, аналитическую деятельность студента с опорой на его уже существующий опыт, формирующий всесторонне развитую личность, готовую к профессиональной деятельности на высоком уровне.
Поскольку описываемая ниже методика применяется на выпускном, четвертом курсе бакалавриата, основные компетенции будущего выпускника являются практически сформированными и требуют лишь некоторого усовершенствования; студент имеет высокий уровень владения английским языком (фонетический, лексический, грамматический, культурологический уровни). Использование этого вида деятельности именно на выпускном курсе, на наш взгляд, более оправдано, поскольку, во-первых, для обработки, усвоения и презентации такого рода достаточно сложного и «живого» матери-ала как новостной контент СМИ, требуется высокий уровень владения иностранным языком и, во-вторых, именно темы, которые чаще всего на-ходят отражение в ежедневных новостях, являются основными темами изучения выпускного курса (Politics, Economics, Crime and Punishment, Environment, Social Problems).
Так, например, студенты получают задание подготовить и презентовать новости на следующее занятие. В зависимости от их количества в группе, каждый из них или пара студентов получают свою тематику – Политика, Экономика, Происшествия, Экология, Социальные проблемы (на следующее занятие уже другие студенты получают эту же тему, таким образом, каждый обучающийся будет иметь возможность подготовиться по теме, и чаще всего, не по одному разу в течение учебного года). Одному-двум студентам тему можно не определять, а предоставить право выбора, благодаря чему можно увидеть и понять круг особо важных событий / новостей для своих студентов, что позволит в дальнейшем поддерживать в них заинтересованность к происходящему в мире, отталкиваясь от конкретно их интересов.
Выбор новости – ответственный момент для любого студента. Во-первых, необходимо определиться, какой вид СМИ послужит источником новости. Роль преподавателя на данном этапе состоит в том, чтобы направить, подсказать, очертить тот круг источников, на которые можно полагаться и где, соответственно, можно наблюдать не только «качественный» язык прессы, но и где желательно минимальное использование спонтанной речи (с точки зрения обучения английскому языку и общей цели повышения и совершенствования навыков критического мышления, подготовленная речь является более правильной, четкой, сформулированной, аргументированно и грамотно выстроенной). Не секрет, что молодое поколение предпочитает печатным СМИ Интернет (исходя из опыта преподавания, 100 % студентов пользуются интернет-порталами, интернет-версиями газет / журналов). Г. Н. Трофимова [7] отмечает, что все средства массовой информации, заявившие о себе в Интернете, можно условно разделить на четыре основные категории и одну дополнительную. К основным категориям относятся электронные информационные агентства, сетевые копии и сетевые версии бумажной периодической печати, сайты радиовещательных и телевизионных программ и собственно сетевые СМИ. Дополнительным средством массовой информации можно назвать индивидуальные веб-страницы профессиональных журналистов.
Одно из основных требований при выборе новости – новость должна быть представлена не парой предложений, а в виде некой аналитической мини-статьи, то есть обладать информационной насыщенностью, достаточной для того, чтобы проследить мнение автора и критически проанализировать его позицию. Также анализируемая новость / проблема должна носить коммуникативный характер, давая возможность вступить в дискуссию и обменяться мнениями. При подготовке статьи к презентации, на наш взгляд, есть несколько положительных моментов. Во-первых, выбирая новость, о которой студент хочет рассказать на занятии, ему приходится просмотреть и проанализировать достаточно большой объем информации по заданной теме, пока он не найдет именно ту статью / новость, которой захочется поделиться со своими одногруппниками и обсудить. Поиск новости для презентации в любом случае будет для него интересным и познавательным, поскольку позволит познакомиться с наиболее актуальными событиями, происходящими в мире (новость можно подготовить не только о стране изучаемого языка, но и о любой стране в мире; тем не менее, исходя из опыта, студенты чаще выбирают те страны, чьи языки они изучают), что, безусловно, обеспечит личностный рост, развитие студента. Во-вторых, студент будет подбирать статью в соответствии с уровнем своей языковой подготовки. Но, несмотря на то, что статья может быть не слишком сложной с точки зрения языкового наполнения, новость придется прослушать / прочитать многократно; в любом случае будет достаточное количество новых / незнакомых слов, которые он вынужден проанализировать / перевести, обязательно при этом обратив внимание на контекст, пополнив, таким образом, свой словарный запас; также непременно в работу включается языковая догадка, что также необходимо практиковать любому изучающему иностранный язык. В-третьих, при подготовке новости к презентации студент практикует умение выделять основную мысль, основные факты, необходимые для иллюстрации события, мнение автора, а также тренирует навыки представлять информацию в сжатом виде, тезисно, аргументированно, обращая внимание лишь на то, что заслуживает особого внимания.
Один раз в неделю занятие начинается именно с этого вида работы и является, таким образом, в некотором роде, разминкой, языковым штурмом, активирующим студентов. Работа в аудитории с данным видом деятельности проходит несколько этапов. Первый – студент, презентующий свою новость, вводит вокабуляр, необходимый с его точки зрения не только для адекватного понимания темы, но и для дальнейшего обсуждения. Студент сам выбирает, в каком виде будет вводить вокабуляр – его можно написать на доске, вывести на проекторе на доску, сделать раздаточный материал. Как правило, слова / фразы, которые будут представлены аудитории, требуют ознакомления с транскрипцией для дальнейшего правильного произношения в процессе обсуждения. Далее приводятся дефиниции слов / фраз, что позволяет развивать компенсаторную компетенцию, столь необходимую будущим переводчикам, а при необходимости – перевод. Таким образом, незнакомые / необходимые для понимания и обсуждения слова введены, а группа студентов готова воспринимать информацию.
Второй этап – презентация самой новости, где возможны варианты подачи материала: можно рассказать новость и далее включить видео / аудио, где ее анализируют, например, эксперты; можно представить тезисы на доске (при помощи проектора), чтобы группе было легче воспринимать поток новой информации; можно сопровождать рассказ картинками из газет / журналов и т. д., иными словами, способ и манера подачи материала зависят от желания самого студента и, возможно, уровня языковой подготовки одногруппников. Структурно презентация новости состоит из сообщения основной идеи, каких-то подтверждающих / иллюстрирующих фактов, а также, возможно, мнения автора статьи / экспертного сообщества / видных деятелей политики, культуры и т. д. Желательно разнообразить подачу информации, представив противоположные точки зрения (либо один студент представляет противоположные мнения, либо одна новость освещается разными студентами). Например, сегодня большое внимание в прессе уделяется развитию американо-китайских экономических отношений, поднимается вопрос о начале торговой войны между двумя экономическими супер державами. Одни и те же факты преподносятся совершенно по-разному в западном мире (например, VOA, NBC, Fox News Channel …) и в китайских масс-медиа (China News, Xinhua News Agency…). Более того, интерпретация и критическая оценка одной и той же новости будет зависеть от направленности / качества / владельца масс-медийного продукта в рамках одной страны. Студент должен принять во внимание все эти неявные, «подводные» факторы, имеющие непосредственное отношение к тому, под каким углом новость освещается, таким образом совершенствуя умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, то есть критически осмысливать получаемую информацию [8].
Следующий, третий этап – высказывание собственного аргументированного мнения студента, презентующего новость, по поводу изложенной им фактической информации, подвергнутой критическому осмыслению. Второй и третий этапы – основные для совершенствования подготовленного монологического высказывания, студент заранее продумывает логику, объем, наполнение своей презентации.
Четвертый, завершающий этап – дискуссия, обмен мнениями. На этом этапе становится очевидным, насколько выразительно, точно, доступно и понятно была изложена новость, с одной стороны, и насколько слушатели были внимательны и какую информацию они смогли извлечь, с другой стороны. Таким образом, создается ситуация, побуждающая обмен мнениями в виде живого, спонтанного и аргументированного общения. Задача, поставленная перед студентами, – демонстрация навыков правильной неподготовленной, но, тем не менее, аргументированной диалогической речи, умения спонтанно, но критически, осмысленно реагировать на различные ситуации окружающей действительности. Высказывание каждого студента будет носить сугубо индивидуальный характер, регламентируемый исключительно общей тематикой ситуации. Задача преподавателя на данном этапе – создать благоприятный климат для обмена мнениями; «подогреть» активность студентов, поскольку успешность выполнения поставленных задач, в первую очередь, зависит от активности и заинтересованности студентов; направить дискуссию в нужное русло, не выходя за рамки обсуждаемой тематики, активизировать и оптимизировать использование введенного вокабуляра по теме, обеспечивая его многократное повторение и, таким образом, активное запоминание. Обсуждение той же самой темы (в глобальном смысле, например Политика или Экономика) становится более интересным, фактуальным и многослойным благодаря накопленной информации и активного вокабуляра, а студент получает навык работы с информацией различной сложности.
Обсуждение и заключения
Таким образом, описанный алгоритм работы с мировыми новостями решает множество задач, которые ставятся перед преподавателем и студентами в процессе изучения иностранного языка в рамках изучаемых дисциплин. Информация, обсуждаемая группой, побуждает студентов осмыслить и оценить проблему критически с различных позиций, выработать при этом собственную аргументированную позицию, опираясь на существующий опыт и имеющиеся знания. В результате происходит не только совершенствование навыков критического мышления студентов в частности, но и повышение потенциала, личностного и профессионального роста, готовности выпускника к взаимодействию с окружающим миром как профессионала в целом.

Список использованных источников

1.    Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. 2001. № 4. С. 34–40. http://www.criticalthinking.org/ (дата обращения: 30.01.2019).
2.    Тягло А. В., Воропай Т. С. Критическое мышление: проблема мирового образования XXI века. Харьков : Ун-т внутр. дел, 1999. 285 с.
3.    Федоров А. В. Развитие медиакомпетентно-сти и критического мышления студентов педагогического вуза. М. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
4.    Коржуев А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 55–58.
5.    Позднякова Г. А. Критическое мышление как интегративное свойство личности студента университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2014. № 4 (24). С. 208–213.
6.    Трофимова Г. Н. О значении сетевых СМИ в преподавании студентам-журналистам русского языка как иностранного // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2003. № 1. С. 42–48.
7.    Дюндик Ю. Б., Кузнецова О. В., Крипак А. В. Sharing Experience of Teaching Topic “Politics” for Graduate Students // Современные технологии обучения иностранным языкам : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 26 января 2017 года / отв. ред. Н. С. Шарафутдинова. Ульяновск : УлГТУ, 2017. С. 18–22.