Реализация преемственности в системе СПО-вуз (на примере лингвистической подготовки будущих учителей начальных классов)

07.05.2022

Реализация преемственности в системе СПО-вуз (на примере лингвистической подготовки будущих учителей начальных классов)

Реализация преемственности в системе СПО-вуз (на примере лингвистической подготовки будущих учителей начальных классов)
Е. А. Кулебякина
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
а2811lena@yandex.ru

Введение: статья посвящена проблеме лингвистической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях системы непрерывного образования «СПО – вуз».
Материалы и методы: методологической и теоретической основой послужил анализ педагогических исследований, раскрывающих проблемы реализации родственных образовательных программ в условиях многоуровневой подготовки специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования, нормативных документов, регламентирующих структуру и содержание разноуровневых образовательных программ на примере программ подготовки учителей начальных классов. В работе применялся метод аналитической обработки учебно-методических материалов, использован анализ результатов педагогической деятельности в области преподавания лингвистических дисциплин будущим педагогам начального образования ступеней среднего профессионального – высшего образования в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева».
Результаты исследования: в статье показаны наиболее эффективные условия и технологии осуществления преемственности на разных образовательных ступенях профессионального образования, проанализирована нормативная и учебно-методическая документация, регламентирующая подготовку будущих учителей начальных классов (Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования, учебные планы, рабочие программы дисциплин); представлен опыт реализации дисциплин лингвистического цикла в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева, выявлены действующие механизмы обеспечения преемственности соответствующих компонентов образовательных программ.
Обсуждение и заключение: преемственность образовательных программ среднего профессионального и высшего образования базируется на сопоставлении структурных элементов (модулей, циклов дисциплин, соотношении теоретической и практической подготовки), объема и содержания отдельных компонентов образовательных программ (родственных дисциплин, циклов дисциплин, модулей и их составляющих). Особенно важным для педагога начального образования является профессиональное владение речью, знание русского языка, поэтому актуальной и наиболее значимой частью лингвистической подготовки будущего учителя начальных классов становятся дисциплины Русский язык, Практикум по правописанию, Русский язык и культура речи и т. п.
Ключевые слова: профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, непрерывное многоуровневое образование, преемственность, технология, лингвистические дисциплины, русский язык.
Благодарности: исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и МГПИ) по теме «Разработка и внедрение новых форм методической подготовки будущих учителей начальных классов с учетом новых технологий».

Implementation of continuity in the system of secondary vocational – higher education (on the example of linguistic training of future primary school teachers)
E. A. Kulebyakina
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
a2811lena@yandex.ru

Introduction: the article is devoted to the problem of linguistic training of future primary school teachers in the system of continuous education «SVE-higher educational».
Materials and Methods: the methodological and theoretical basis was the analysis of pedagogical research, revealing the problems and technologies of implementation of related educational programs in a multi-level training of specialists in the system of secondary vocational and higher education, regulatory documents governing the structure and content of multi-level educational programs on the example of training programs for primary school teachers. The method of analytical processing of teaching materials was used in the work, the analysis of the results of pedagogical activity in the field of teaching linguistic disciplines to future teachers of primary education of secondary vocational and higher education in the Mordovian State Pedagogical Institute.
Results: the article shows the most effective conditions and technologies for the implementation of continuity at different educational levels of vocational education, analyzes the normative and educational documentation regulating the training of future primary school teachers (Federal state educational standards of secondary vocational and higher education, curricula, work programs of disciplines); presents the experience of the implementation of the disciplines of the linguistic cycle in the Mordovian State Pedagogical Institute, identified existing mechanisms to ensure the continuity of the relevant components of educational programs.
Discussion and Conclusion: the continuity of educational programs of secondary vocational and higher education is based on the comparison of structural elements (modules, cycles of disciplines, the ratio of theoretical and practical training), the volume and content of individual components of educational programs (related disciplines, cycles of disciplines, modules and their components). Especially important for the teacher of primary education is professional language skills, knowledge of the Russian language, so the most relevant and important part of the linguistic training of the future primary school teachers are the disciplines of Russian language, Spelling of Workshop, Russian language and Culture of speech, etc.
Key words: vocational education, secondary vocational education, higher education, continuous multi-level education, continuity, technology, linguistic disciplines, the Russian language.
Acknowledgements: the study was performed under a grant to conduct scientific research on priority areas of scientific activities of universities-partners in networking (Chuvash state pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev and Mordovian State Pedagogical Institute) on the theme «Development and introduction of new forms of methodical training of future primary school teachers taking into account new technologies».

Введение
В последнее десятилетие в сфере образования наблюдаются серьезные изменения, обусловленные подготовкой и проведением целого ряда важнейших общегосударственных реформ.
В условиях модернизации системы образования происходит перестройка деятельности образовательных организаций, которые ищут новые формы работы, разрабатывают новые модели обучения, новые образовательные технологии, позволяющие обеспечить интересы каждого обучающегося на каждой образовательной ступени. Наиболее востребованными сегодня становятся образовательные организации, реализующие многоуровневую структуру педагогического образования, представленную преемственными основными профессиональными образовательными программами.
Существующая структура профессионального образования в России становится составной частью системы непрерывного образования. Все больше российских вузов выбирают концепцию многоуровневого образования, идя по пути либо создания модели сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями, либо самостоятельно реализуя образовательные программы среднего профессионального образования наряду с программами высшего образования. Такие тенденции обусловлены качественными изменениями в экономической, социальной жизни общества, увеличением спроса на специалистов различных профессиональных сфер деятельности, потребностью общества в профессионально мобильных специалистах, умеющих адекватно реагировать на постоянно меняющиеся приоритеты на рынке труда.
Решение задач реализации многоуровневой подготовки через модель СПО-вуз требует от высшего образования по-новому пересмотреть объем, содержание, характер подготовки обучающихся, подходы к предоставлению учебной информации, разработать условия и технологии реализации преемственных образовательных программ.
Обзор литературы
Педагогические аспекты организации преемственности в условиях непрерывного много-уровневого образования исследуются в работах З. М. Шакуровой, Д. В. Легенчука, В. М. Самохиной и др. В частности, в работе З. М. Шакуровой преемственность рассматривается как необходимое условие обеспечения непрерывности и целостности профессионального образования.
Под преемственностью обычно понимают взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами. Преемственность в обучении, согласно данным Российской педагогической энциклопедии, рассматривается как «установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения» [1].
Технологии реализации преемственности между средним профессиональным и высшим образованием сегодня признаются недостаточно разработанными. По мнению Д. В. Легенчука, «в практике средних профессиональных учебных заведений и вуза имеет место значительная несогласованность и в содержании, и в методах, и в средствах обучения» [2].
Лингвистическая подготовка будущего учителя начальных классов занимает значительную часть образовательных программ разных уровней профессионального образования. Так, проблемы лингвистической подготовки педагогов, в том числе вопросы обучения русскому языку в условиях вуза, рассматриваются в работах Л. П. Прокиной, Е. В. Белоглазовой, С. М. Буланиной и др. При этом на разных образовательных ступенях цели обучения русскому языку, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции. Компетенция в обучении русскому языку включает способность к речевому общению и усвоению совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения, развитие личности студента [3].
Материалы и методы
С учетом новых тенденций к непрерывности образования, нацеленности современной структуры образовательных организаций на преемственность уровней и ступеней образования наиболее остро встает вопрос о принципах выстраивания образовательного процесса в условиях многоуровневого образования. Большая серьезная работа по апробации организационно-педагогических условий преемственности образования на уровне СПО – вуз на протяжении ряда лет осуществляется на базе Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева. Среднее профессиональное образование является здесь частью системы профессионального образования и занимает значительное место в подготовке высококвалифицированных педагогов для региона. Обучение студентов на базе факультета СПО – яркий пример системы непрерывного образования. С 2015 г. выпускники факультета поступают в вуз на программы высшего образования. Их количество среди абитуриентов очной формы обучения составляет примерно 20–25 %, большая часть, трудоустроившись, поступает на заочную форму обучения. Таким образом, программы высшего образования пополняются студентами, уже мотивированными к педагогической деятельности, адаптированными к условиям обучения в структуре педагогического вуза.
Одной из наиболее востребованных специальностей среднего профессионального образования, выбираемых абитуриентами в институте, является специальность Преподавание в начальных классах. Это обусловлено и тем, что в обществе сегодня растет престиж профессии учителя начальных классов и возможностью в дальнейшем продолжить обучение по выбранному направлению. Лингвистическая подготовка будущего учителя начальных классов в вузе занимает значительную часть образовательных программ как среднего профессионального, так и высшего образования.
В статье представлен анализ современных педагогических исследований, раскрывающих принципы и технологии реализации преемственности образовательных программ между ступенями СПО – вуз, содержательный компонент лингвистической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях организации непрерывного образовательного процесса в педагогическом вузе. Материалом для работы послужил анализ Федеральных государственных образовательных стандартов, других нормативных документов и учебно-методических материалов, регламентирующих профессиональную подготовку в области начального образования на уровне среднего профессионального и высшего образования. Для изучения проблемы был использован опыт преподавания лингвистических дисциплин будущим педагогам начального образования в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева».
Результаты исследования
Каждый уровень подготовки будущих педагогов является профессионально завершенным и в то же время занимает свое место в системе непрерывного профессионального образования. Это означает, что, с одной стороны, после каждой ступени образования выпускники достаточно профессионально компетентны и готовы к трудовой деятельности, с другой – у них есть возможность получения профессионального образования на более высоком уровне. Поступив в вуз, выпускник, освоивший программу среднего профессионального образования с соответствующей квалификацией, сталкивается, с одной стороны, с новыми требованиями к организации процесса обучения, новыми подходами к решению задач, организации научной работы, контролю и оценке учебных достижений, с другой – с новым содержанием уже изученных учебных дисциплин. Это касается и дисциплин лингвистического цикла, изученных частично или в полном объеме. В этих условиях актуальной задачей становится разработка сопряженных или совмещенных образовательных программ как наиболее эффективного механизма выстраивания преемственности программ среднего профессионального и высшего образования. Сопряженные, или взаимосвязанные, скоординированные, программы родственных специальностей среднего профессионального и высшего образования разрабатываются, как правило, для тех специальностей, по которым виды деятельности и их содержание наиболее близки к видам деятельности соответствующих специальностей СПО, а подготовка к их выполнению на более высоком уровне не требует кардинального пересмотра запаса теоретических сведений.
В Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева по модели сопряженных образовательных программ выстроено обучение будущих учителей начальных классов, получающих подготовку по специальности СПО Преподавание в начальных классах и имеющих возможность впоследствии продолжить обучение в вузе по направлению подготовки Педагогическое образование, профилю Начальное образование. Для того чтобы выявить действующие механизмы обеспечения преемственности соответствующих компонентов образовательных программ, были скоординированы учебные планы, разработаны технологии выстраивания преемственности на уровне одноименных, аналогичных или близких по содержанию учебных дисциплин.
Значительное место и по объему, занимаемому в структуре образовательной программы, и по значению в многоуровневой подготовке учителя начальных классов занимает изучение лингвистических дисциплин.
Значение лингвистической подготовки учителя вообще, а особенно учителя начальных классов, трудно переоценить. «Именно перед начальной школой стоит актуальная задача – формирование у учащихся ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Для выполнения данной задачи учителя стараются использовать различные формы занятий, новые методические приемы, различные технические средства обучения, ищут новые пути формирования компетенций» [4].
Остановимся подробнее на преемственности в содержании лингвистической подготовки будущих учителей начальных классов.
В программе подготовки учителя начальных классов на уровне среднего профессионального образования содержание лингвистического цикла традиционно представлено рядом дисциплин / курсов, основным из которых является междисциплинарный курс «Русский язык с методикой преподавания». Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1353) включает изучение междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания» в обязательную часть образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена). Наряду с методической подготовкой данный курс предполагает изучение различных разделов русского языка в объеме, необходимом для будущих учителей начальных классов: лексикологии, фонетики, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса. Усиление лингвистической подготовки студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, как правило, осуществляется за счет введения дополнительных дисциплин, междисциплинарных курсов, таких как Русский язык и культура речи, Практикум по русскому правописанию и подобные. Лингвистическая подготовка учителя начальных классов на ступени высшего образования представлена более широким кругом дисциплин: Русский язык, Русский язык и культура речи, Практикум по русскому правописанию, Теоретические основы современных программ по русскому языку в начальной школе, Интерактивные технологии в обучении русскому языку в начальной школе и др. Широта лингвистической подготовки на ступени высшего образования обусловлена более широкими возможностями, которые дает вариативная часть стандарта.
Преемственность в изучении лингвистических дисциплин в процессе подготовки будущих учителей начальных классов на разных образовательных ступенях в реализуемых институтом родственных образовательных программах осуществляется с учетом дифференцированного подхода к содержанию излагаемого материала: от более простому – к более сложному. Дифференциация содержания дисциплин в условиях многоуровневой подготовки педагогов начального образования в вузе, например, курсов Русский язык с методикой преподавания (раздел Русский язык) на уровне среднего профессионального образования и Русский язык – на уровне высшего образования, Русский язык и культура речи осуществляется с учетом формируемых трудовых функций, вида профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС результатов обучения, большей практико-ориентированной направленностью программ СПО.
Содержание примерных и рабочих программ дисциплин лингвистического цикла, сопоставление конечных результатов обучения позволили определить принципы дифференциации в распределении учебного материала на разных уровнях обучения. Например, при сравнении образовательных программ подготовки специалистов в области начального образования на уровне высшего и среднего профессионального образования, реализуемых институтом, практически полное соответствие по объему времени и содержанию, формируемым результатам обучения было выявлено по дисциплине Русский язык и культура речи (72 час. / 2 з. е.). Дисциплины с таким уровнем соответствия должны быть полностью переаттестованы на уровне высшего образования. Вместе с тем принципиально должны отличаться курсы Русский язык (уровень ВО) и Русский язык с методикой преподавания, раздел Русский язык (уровень СПО). Содержание этих курсов в системе СПО–вуз должно дифференцироваться с учетом практико-ориентированного подхода к обучению в системе СПО. Соответствие по объему времени между данными курсами в образовательных программах различных педагогических колледжей определить достаточно сложно, поскольку в учебных планах часы отдельно на каждый раздел не выделяются.
В реализуемой институтом программе часы на изучение русского языка и методики его преподавания определяются в соотношении 1: 3. Отличия наблюдаются и в содержании сравниваемых компонентов образовательных программ. Несмотря на то, что курс русского языка в обоих случаях предусматривает изучение идентичных разделов, – лексикологии, фонетики, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, – существенные отличия должны быть учтены и в тематическом планировании и на уровне формируемых результатов обучения. Курс русского языка для СПО достаточно представить в объеме, необходимом для научного обоснования той или иной методической темы (раздела) рабочей программы, курс русского языка для ВО – более глубокий и наукоемкий. Например, матери-ал по морфологии русского языка в курсе Русский язык с методикой преподавания для СПО логично изучать вместе с темами по методике обучения грамматике в объеме, необходимом и достаточном для его изучения в начальной школе, тогда как изучение русского языка в образовательной программе для ВО опирается на положения научной грамматики. Так, для программы СПО достаточно предусмотреть изучение 9 частей речи, исключив из перечня слова категории состояния, модальные слова и междометия. Не требуют изучения вопросы функциональной грамматики, нет необходимости рассматривать подробно ряд морфологических категорий, например, залог глагола и т. п.
Таким образом, возможность выстраивания преемственных связей в лингвистической подготовке будущего учителя начальных классов в условиях многоуровневого образования осуществляется на основе сопоставления содержания (элементов содержания) отдельных дисциплин путем выявления преемственных или недостающих учебных элементов теоретического курса, выявления соответствий на уровне результатов обучения.
Обсуждение и заключение
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1.    Преемственность образовательных программ среднего профессионального и высшего образования базируется на сопоставлении структурных элементов (модулей, циклов дисциплин, соотношении теоретической и практической подготовки), объема и содержания отдельных компонентов образовательных программ (родственных дисциплин, циклов дисциплин, модулей и их составляющих).
2.    Особенно важным для педагога начального образования является профессиональное владение речью, знание русского языка, поэтому актуальной и наиболее значимой частью лингвистической подготовки будущего учителя начальных классов становятся дисциплины Русский язык, Практикум по правописанию, Русский язык и культура речи и т. п. Преемственность в изучении лингвистических дисциплин в процессе подготовки будущих учителей начальных классов на разных образовательных ступенях в реализуемых институтом родственных образовательных программах осуществляется с учетом дифференцированного подхода к содержанию излагаемого материала: от более простому – к более сложному.
3.    Лингвистическая подготовка будущих учителей начальных классов в МГПИ им. М. Е. Евсевьева ориентирована на ряд нормативных актов: ФГОС СПО, ФГОС ВО, профстандарт педагога. Перечень дисциплин, скоординированность целей, содержания, форм обучения на инвариантном и вариативном уровнях, представленных в родственных образовательных программах СПО и ВО, свидетельствуют об обеспечении преемственности в преподавании дисциплин лингвистического цикла, достаточной теоретической и практической подготовке будущих учителей начальных классов в области русского языка на разных образовательных ступенях. Внимание к данной проблеме подчеркивается и наличием авторских курсов на ступени высшего образования, способствующих углублению лингвистической подготовки будущих учителей начальных классов.
В заключение необходимо подчеркнуть, что реализация многоуровневой подготовки студентов в структуре вуза в настоящее время приобретает особую популярность в современном образовательном пространстве и требует качественно иного ответа на вопрос о содержании подготовки будущего педагога на каждой ступени обучения.

Список использованных источников

1.    Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1. А – М. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая Рос. энцикл., 1992, 1993. 608 с. URL: http://www.xn-80aacc4bir7b.xn-p1ai/ (дата обращения: 20.06.2018).
2.    Легенчук Д. В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 96−104.
3.    Прокина Л. П. Лингвометодическая подготовка учителя начальных классов // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1466–1467. URL: https://moluch. ru/archive/91/19821/ (дата обращения: 20.06.2018).
4.    Белоглазова Е. В. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 54–57.
5.    Булавина С. М. Современные коммуникативные технологии при преподавании русского языка как государственного в вузе // Известия ВГПУ. 2007. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovre-mennye-kommunikativnye-tehnologii-pri-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-gosudarstvennogo-v-vuze (дата обращения: 25.06.2018).