Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов-музыкантов

21.05.2022

Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов-музыкантов

Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов-музыкантов
Л. Г. Паршина*, О. Ф. Асатрян**
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
*l.g.parshina@yandex.ru, **asatrian_o@mail.ru

Введение: в статье раскрывается потенциал профессионально-ориентированных подходов к организации внеаудиторной проектной работы студентов-музыкантов с использованием технологий мультимедиа. Цель исследования – представить опыт организации деятельности научно-исследовательской группы студентов «Теория и практика инновационной деятельности педагога-музыканта в системе непрерывного художественного образования» и студенческой творческой лаборатории «Художественно-педагогическое проектирование» по внедрению мультимедийных технологий в процесс профессиональной подготовки в условиях внеаудиторной проектной деятельности.
Материалы и методы: материалом для исследования стала научно-исследовательская работа студентов Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Музыка, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Музыка. Дошкольное образование, осуществляемая в рамках научно-исследовательской группы «Теория и практика инновационной деятельности педагога-музыканта в системе непрерывного художественного образования» и студенческой творческой лаборатории «Художественно-педагогическое проектирование». Исследование проводилось на основе использования методов анализа, синтеза, художественного контекста, систематизации научной и методической литературы, обобщения собственного педагогического опыта по организации внеаудиторной проектной работы студентов-музыкантов с использованием технологий мультимедиа.
Результаты исследования: на основе проведенного исследования были раскрыты потенциальные возможности профессионально-ориентированных подходов к организации внеаудиторной проектной работы студентов-музыкантов с использованием технологий мультимедиа; представлен опыт научно-исследовательской группы студентов «Теория и практика инновационной деятельности педагога-музы-канта в системе непрерывного художественного образования» и студенческой творческой лаборатории «Художественно-педагогическое проектирование» по внедрению мультимедийных технологий в условиях внеаудиторной проектной деятельности.
Обсуждение и заключения: для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности студентов-музыкантов на разных уровнях высшего образования, формирования их профессиональных компетенций авторами предложена методика использования технологий мультимедиа при организации внеаудиторной работы. Использование средств мультимедийного проекта при организации внеаудиторной работы обучающихся позволяет совершенствовать целостность, всесторонность, гармоничность и органичность процесса профессиональной подготовки студента-музыканта в педагогическом вузе, развивать его коммуникативные и дискуссионные возможности в процессе выявления и сопоставления раз-личных точек зрения, позиций, аргументации и т. д.; активизировать познавательную деятельность на основе осуществления самостоятельного научно-исследовательского поиска.
Ключевые слова: мультимедийный проект, внеаудиторная самостоятельная работа, средства обучения, студенты, студенты-музыканты, мультимедийные технологии.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПИ) по теме «Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов».

Multimedia project as a means of organization extracurricular work of music students
L.G. Parshina*, O. F. Asatryan**
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
*l.g.parshina@yandex.ru, **asatrian_o@mail.ru

Introduction: the article reveals the potential of professionally-oriented approaches to the organization of extracurricular project work of students-musicians using multimedia technologies. The purpose of the research is to present the experience of organizing the activities of the research group of students «Theory and practice of innovative activity of the teacher – musician in the system of continuous art education» and the student creative laboratory «Art and pedagogical design» for the introduction of multimedia technologies in the process of professional training of teachers-musicians at different levels of higher education in the conditions of extracurricular project activities.
Materials and Methods: the material for the study was the research work of students of the Mordovian State Pedagogical Institute areas of training 44.03.05 Pedagogical education, profile Music, 44.03.01 Pedagogical education, profile Music. Preschool education is implemented within the framework of the research group «Theory and practice of innovative activity of the teacher-musician in the system of continuous art education», student creative laboratory «Art and pedagogical design». The research was conducted on the basis of the methods of analysis, synthesis, artistic context, systematization of scientific and methodical literature, generalization of own pedagogical experience in the organization of extracurricular project work of students-musicians using multimedia technologies.
Results: on the basis of the conducted research the potential opportunities of professionally-oriented approaches to the organization of extracurricular project work of students-musicians with the use of multimedia technologies were revealed; the article presents the experience of the introduction of multimedia technologies in the process of professional training of teachers-musicians at different levels of higher education in the conditions of extracurricular project activities in the course of the research group of students «Theory and practice of innovative activity of the teacher-musician in the system of continuous art education» and the student creative laboratory «Artistic and pedagogical design».
Discussion and Conclusions: to develop the skills of independent research activity of students-musicians at different levels of higher education, the formation of their professional competencies, the authors propose a method of using multimedia technologies in the organization of extracurricular work of students. The use of multimedia project in the organization of extracurricular work of students allows to improve the integrity, comprehensiveness, harmony and organicity of the process of professional training of the student-musician in the pedagogical Institute; to develop communicative and discussion opportunities of students in the process of identifying and comparing different points of view, positions, arguments, etc.; to activate the cognitive activity of students on the basis of independent research.
Key words: multimedia project, extracurricular independent work, learning tools, students, students-musicians, multimedia technologies.
Acknowledgements: the research is executed with financial support of a grant on carrying out research works on the priority directions of scientific activities of partner higher education institutions for network interaction (The southern Ural state humanitarian and pedagogical university and Mordovian State Pedagogical Institute) on the subject «Multimedia Project as Means of the Organization of Out-of-class Work of Students».

Введение
Стремительное развитие информационных процессов в обществе предъявляет новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников вуза, что требует переосмысления содержательных основ данного процесса. В частности, тенденция к увеличению количества времени, отводимого в вузах на внеаудиторную работу студентов, в конечном итоге будет существенно влиять на повышение эффективности самостоятельной работы.
Своевременная и качественная организация внеаудиторной работы является залогом оптимального усвоения студентами учебного материала, условием реализации их личностного потенциала, удовлетворения потребностей в углублении и систематизации полученных знаний, а также развития навыков самостоятельной работы, что в конечном итоге во многом определяет успешность процесса формирования профессиональных компетенций.
Для максимально эффективного результата внеаудиторной работы студентов необходимы активные методы и средства, стимулирующие интерес к самообразованию обучающихся, а также педагогически продуманная организация внеаудиторной работы. Действенным и положительно влияющим средством организации внеаудиторной работы является вовлечение студентов в проектную деятельность на основе использования технологий мультимедиа. Образовательная технология проектного обучения положительно зарекомендовала себя в системе личностно-ориентированного образования.
М. В. Дубова, рассматривая историю возникновения термина «проект», отмечает, что он имеет непедагогическое происхождение и определяется как «замысел, представленный аудитории на рассмотрение, работа по созданию продукта, сам продукт этой работы, а также воспроизводимость этого продукта в других условиях» [1].
Мультимедийный проект – это вид проектной деятельности, реализуемый с использованием технологий мультимедиа и определенных ресурсов в установленные сроки. Определяющим началом при его разработке является использование мультимедийных технологий, обеспечивающих педагогическое воздействие на учащихся с использованием аппаратных и программных средств, позволяющих оперировать в интерактивном режиме интегрированной в одном контенте информацией разного формата [2]. На основе мультимедийных технологий проект приобретает дидактическую ясность, образность,
яркость выражения, художественное оформление и общий дизайн замысла [3].
Мультимедийный проект представляет собой универсальное средство организации внеаудиторной работы, которое открывает широкий спектр для вариативной творческой деятельности студентов, уделяя внимание личностным особенностям учащихся на основе индивидуализированного и дифференцированного подхода в обучении и воспитании. Мультимедийный проект является определяющим началом для разработки содержания, видов заданий и форм контроля внеаудиторной работы студентов в рамках освоения основных образовательных программ высшего образования, которые определяются преподавателями, участвующими в их реализации. Работа над мультимедийным проектом может быть организована не только в стенах вуза, но и за его пределами, а также дистанционно [4].
Подготовка мультимедийных проектов требует владения навыками работы с мультимедийной информацией (редактированием и преобразованием изображений из аналоговой формы в цифровую, для ввода в компьютер, записью и обработкой звуковых файлов в формате mp3, пользованием ресурсами Интернета, скачиванием и обрабатыванием видеоизображений, работы в прикладных программных приложениях и др.). Работа над ними способствует творческой реализации и стимулирует познавательные интересы студентов, подключая их внимание, восприятие, память, мышление. Ряд исследователей (А. В. Крапивенко, В. А. Стародубцев и др.) утверждают, что при работе с мультимедийными технологиями воздействие звуковой и наглядной информации на человека позволяет увеличить уровень запоминания материала приблизительно на 30 %, а при интерактивных возможностях мультимедийной информации уровень запоминания достигает 60 %. Таким образом, студенты, работая над проектом, проявляют себя как исследователи, создатели, погружаясь в освоение нового и необычного, что повышает их познавательную мотивацию к изучению дисциплины, и, безусловно, способствует успешному освоению образовательной программы в процессе самостоятельной внеаудиторной работы под четким руководством преподавателя [5].
Цель статьи – получение объективной информации об использовании практического опыта деятельности научно-исследовательской группы студентов «Теория и практика инновационной деятельности педагога-музыканта в системе непрерывного  художественного  образования» и студенческой творческой лаборатории «Художественно-педагогическое проектирование» [6; 7] по внедрению мультимедийных технологий в процесс профессиональной подготовки педагогов-музыкантов на разных уровнях высшего образования в условиях внеаудиторной проектной деятельности.
Обзор литературы
Проектирование и метод проектов весьма популярны в педагогической практике и являются предметом теоретического осмысления значительного количества работ В. С. Безруковой, В. П. Беспалько, Е. С. Заир-Бека, И. А. Колесниковой, В. В. Краевского, Г. Л. Ильина, В. М. Монахова, Н. Н. Суртаевой, Ю. К. Черновой и др.
Основные компоненты проектировочной деятельности педагога представлены в работах М. В. Кларина, Е. И. Машбица, В. В. Серикова и др.
Использование проектов в образовании исследователями рассматривается в таких аспектах, как:
– методологическое средство (Л. С. Выготский, Е. И. Машбиц, Э. Г. Юдин и др.);
– средство управления образованием (А. М. Новиков, Т. Д. Потапова, Т. В. Сергеева и др.);
– компонент деятельности педагога (В. С. Аванесов, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Е. Л. Белкина и др.);
– связующий компонент теории с практикой (В. С. Безрукова и В. В. Краевский и др.);
– средство активизации самостоятельной внеаудиторной работы студентов (Н. П. Грекова, И. П. Власова, Р. А. Лозовская, Л. А. Лужных, B. C. Минасян, Л. П. Якушкина и др.), формирования их творческой активности (Н. Е. Сауренко, Н. В. Мартишина и др.);
– особый вид учебной деятельности (Е. С. Заир-Бек, В. Е. Радионов, Н. Н. Суртаева).
Интересны работы В. А. Стародубцева, О. Н. Пиксаевой и др., посвященные проектированию и реализации комплексов мультимедийных дидактических средств в педагогическом процессе вуза. Однако специфика внедрения мультимедийных технологий в процесс профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в условиях внеаудиторной проектной деятельности не имеет на сегодняшний день глубокого переосмысления в контексте актуальных проблем современного высшего образования в целом и музыкально-педагогического в частности.
Материалы и методы
Материалом для исследования стала научно-исследовательская работа студентов Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Музыка, 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Музыка. Дошкольное образование, реализуемая в рамках научно-исследовательской группы «Теория и практика инновационной деятельности педагога-музыканта в системе непрерывного художественного образования» и студенческой творческой лаборатории «Художественно-педагогическое проектирование».
Исследование проводилось на основе использования методов анализа, синтеза, художественного контекста, систематизации научной и методической литературы, обобщения собственного педагогического опыта по организации внеаудиторной проектной работы студентов-музыкантов с использованием технологий мультимедиа.
Результаты исследования
В Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева при организации научно-исследовательской деятельности студентов в рамках функционирования инновационных структурных подразделений широко распространено использование современных педагогических технологий, в том числе технологий мультимедиа [8].
Организация научно-исследовательской деятельности студентов факультета педагогического и художественного образования с использованием проектной деятельности на основе технологий мультимедиа включает такие основные формы внеаудиторной работы, как групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, научно-исследовательские группы, творческие лаборатории, кружки, дискуссионные площадки, теоретические и проблемные семинары, коллоквиумы и др.
Осуществляемый студентами процесс выполнения мультимедийного проекта имеет логическую последовательность, характерную для любого другого вида проекта.
Подготовительный этап связан с определением темы исследования, составления плана работы, продумывания конечного результата проекта, его необходимости и полезности, подбором необходимого программного обеспечения. На этом этапе осуществляется поиск информации и преобразование в цифровой формат. Традиционно студенты подбирают материалы для мультимедийных проектов из разных источников: библиотеки, фонотеки, интернет-ресурсы, обращаются к композиторам, музыковедам, преподавателям и др. Затем информация оцифровывается, вносится в компьютер и обрабатывается с помощью программных приложений, улучшая ее качественные свойства. Так, для редактирования звуковой информации в цифровом представлении используются аудиоредакторы Sound Forge, Adobe Audition, для редактирования звукоряда в видео используется программа Sonar. Растровую графику редактируют с помощью растровых графических редакторов ACDSee Photo Editor, Adobe Photoshop, Corel PHOTO-PAINT и др.
Следующий этап мультимедийного проектирования заключается в анализе, обобщении собранного материала, обработке мультимедийной информации, планировании технологии изготовления и конструирования мультимедийного продукта.
Завершающий этап направлен на создание и презентацию конечного продукта проектной деятельности. Результаты творческой деятельности студентов обсуждаются на заседаниях научно-исследовательской группы «Теория и практика инновационной деятельности педагога-музыканта в системе непрерывного художественного образования», студенческой творческой лаборатории «Художественно-педагогическое проектирование», презентуются на конкурсах разного уровня в виде презентаций, сайтов, буклетов, слайдшоу и др.
Самой распространенной итоговой работой мультимедийного проекта является мультимедийная презентация, подготовленная в программном приложении Power Point. Слайды мультимедийной презентации, подготовленной в рамках мультимедийного проекта, содержат текстовую, звуковую, графическую информацию и выстраиваются в логическую последовательность, представляя результаты проведенного исследования. Так, Юля М., студентка 3 курса, презентовала в 2017 г. на Всероссийском этноконкурсе исследовательских, проектных и творческих работ «Панжема (Открытие)» презентацию «Композитор Сергей Яковлевич Терханов» и стала дипломантом I степени в номинации «Мое исследование (проект)». Она представила итоги исследовательской работы, выполненной в рамках участия в деятельности научно-исследовательской группы. Пять студентов стали лауреатами I, II и III степени, выдержав конкуренцию более 100 участников. Не менее успешным стал и 2018 г., принесший в копилку достижений 7 медалей.
Еще одним средством, позволяющим про-демонстрировать результат мультимедийного проекта, является интерактивный плакат, который представляет собой наглядную рабочую область с набором различных интерактивных элементов (определений, правил, текстовой ин-формации, схем, формул, таблиц, иллюстраций, изображений, фотографий, репродукций, звуковых сопровождений и др.).
Результаты работы над мультимедийным проектом студенты представляют также в виде музыкальных видеоклипов, которые основаны чаще всего на иллюстрации содержания вокального или инструментального музыкального произведения; визуализации музыки с отражением ее образа; представлении средств музыкальной выразительности с помощью анимации; презентации профессиональных исполнителей конкретного музыкального произведения; рекламе музыкального произведения для привлечения интереса к творчеству отдельного композитора или его сочинению и др.
Оригинальное решение выражения релаксирующего эффекта после знакомства с новым музыкальных произведением или творчеством отдельного композитора студенты находят в плейкастах – музыкальных открытках с анимацией. Создаются плейкасты на основе красиво оформленных элементов. Это могут быть картинки, фотографии, текстовое выражение эмоционального состояния, звуковые комментарии, анимационные эффекты, сопровождающие звучание музыкального произведения. Творческий процесс создания плейкаста позволяет представить визуальное выражение своих чувств и эмоций посредством лаконичных слов, красивого изображения и др.
Популярным мультимедийным продуктом проектной деятельности у студентов являются музыкально-художественные композиции (литературно-музыкальные и др.), которые представляют собой осмысление проблемы исследования и совмещают произведения разных видов искусств. Акцент в таких работах делается на определенном виде искусств (известных полотнах художников, литературном или музыкальном произведении). Важное значение приобретает правильное осмысление использования музыкального произведения или музыкального сопровождения в контексте конкретной темы. Одно художественное произведение может дополнять или раскрывать содержание другого, углубляя выразительность художественных средств.
Мультимедийное творчество привлекает студенческую молодежь своей яркостью, большими возможностями, многообразием презентации результатов работы, увлекая тем самым их в мир исследования, проектирования и обогащения познанием новых явлений и закономерностей музыкального мира.
Обсуждение и заключение
Организация внеаудиторной работы студентов с использованием средств мультимедийного проекта становится все более популярной. Подбор, обработка текстовой, звуковой, графической и другой информации в рамках усвоения теоретического материала отдельных дисциплин и преобразование ее в цифровой формат в одном контенте является своеобразным направлением в развитии познавательного интереса студентов, а также вовлечения их в исследовательский процесс детального постижения изученного и знакомства с новым.
Мультимедийные проекты как способ привлечения студентов к исследовательской работе связаны с целенаправленной деятельностью под гибким руководством преподавателя. Эффективность их использования в процессе организации внеаудиторной работы во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, при этом важное значение имеет качество используемой цифровой информации для подготовки мультимедийного продукта проектной деятельности.
Таким образом, использование средств мультимедийного проекта при организации внеаудиторной работы обучающихся позволяет совершенствовать целостность, всесторонность, гармоничность и органичность образовательного процесса в вузе; развивать коммуникативные и дискуссионные возможности студентов в процессе выявления и сопоставления точек зрения, позиций, аргументации и т. д., активизировать их познавательную деятельность; решать задачи научно-исследовательского поиска, сотрудничать, используя современное материально-техническое обеспечение.

Список использованных источников

1.    Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода. Статья 1. Теоретические аспекты организации проектной деятельности в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 1. C. 62–68.
2.    Паршина Л. Г. Педагогические условия формирования компетенций студентов педвуза в процессе освоения мультимедиа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Саранск, 2008. 21 с.
3.    Огольцова Н. Н., Стародубцев В. А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 104–107.
4.    Паршина Л. Г. Творческая мастерская мультимедийных проектов как форма организации внеаудиторной работы студентов // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов [Электронный ресурс] : монография / под ред. Л. П. Карпушиной, О. Ф. Асатрян, Л. Г. Паршиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-R).
5.    Крапивенко А. В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений : учеб. пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 274 с.
6.    Асатрян О. Ф., Ломакина Т. А. Развитие направленности на профессиональную самореализацию будущего учителя музыки в процессе внеаудиторной вокально-исполнительской деятельности // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов [Электронный ресурс] : монография / под ред. Л. П. Карпушиной, О. Ф. Асатрян, Л. Г. Паршиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-R).
7.    Асатрян О. Ф. Формирование готовности будущих учителей музыки к инновационной деятельности в условиях научно-практического центра художественного образования // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4 (16). С. 16–20.
8.    Шукшина Т. И., Замкин П. В. Основные направления развития научно-исследовательской и инновационной деятельности мордовского государственного педагогического института // Евсевьевские чтения. Серия: педагогические науки : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. школы для молодых ученых – 53-х Евсевьевских чтений / редкол.: Т. И. Шукшина (председатель), В. И. Лаптун (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. С. 197–204.