Ахмадийя в Исламской Республике Пакистан: к вопросу о дискриминации религиозного меньшинства

11.06.2022

Ахмадийя в Исламской Республике Пакистан: к вопросу о дискриминации религиозного меньшинства

Ахмадийя в Исламской Республике Пакистан: к вопросу о дискриминации религиозного меньшинства
А. В. Мартыненко
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
arkanaddin@mail.ru

Введение: в статье анализируются преследования, которым с середины ХХ в. подвергается мусульманская община ахмадийя в Пакистане. Данная ситуация анализируется как пример дискриминации религиозного меньшинства.
Материалы и методы: материалом исследования послужил текст на персидском языке (фарси), изданный ахмади в Великобритании и представляющий собой описание базовых принципов жизни этой общины. В основе исследования лежит принцип историзма и связанный с ним сравнительно-исторический метод.
Результаты исследования: политика дискриминации в отношении религиозной общины ахмадийя проводится в Пакистане с 1950-х гг. по настоящее время. Основная причина заключается в доктринальных особенностях международного движения ахмадийя, в том числе в их вере в пророческий статус основателя общины – Мирзы Гулама Ахмада Кадиани.
Обсуждения и заключения: ахмадийская трактовка исламских норм и традиций была воспринята большинством мирового мусульманского сообщества как ересь. Это породило массу личных трагедий рядовых последователей ахмадийя, которые в мусульманских странах подвергались и продолжают подвергаться сегодня постоянным гонениям и репрессиям. В то же время международное сообщество ахмади обладает достаточно сильным социально-экономическим и (не будем этого отрицать!) культурным потенциалом для дальнейшего развития и распространения.
Ключевые слова: ислам, ахмадийя, Пакистан, религиозное меньшинство, дискриминация.

Ahmadiyya in the Islamic Republic of Pakistan: to the issue of discrimination of religious minority
A. V. Martynenko
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
arkanaddin@mail.ru

Introduction: the article analyzes the persecution that the Ahmadiyya Muslim community in Pakistan has been subjected to since 1950s. This situation is analyzed as the example of discrimination against a religious minority. Materials and Methods: the materials of the study were the text in Persian (Farsi), published by Ahmadis in Great Britain and representing the description of the basic principles of the life of this community. The study is based on the principle of historicism and the comparative historical method associated with it.
Results: the discrimination policy against the Ahmadiyya religious community has been pursued in Pakistan since the 1950s. until now. The main reason is the doctrinal peculiarities of the Ahmadiyya international movement, including their belief in the prophetic status of the founder of the community, Mirza Ghulam Ahmad Qadiani.
Discussion and Conclusions: the Ahmadi interpretation of Islamic norms and traditions was perceived by the majority of the world Muslim community as heresy. This gave rise to many personal tragedies of ordinary Ahmadis followers, who are the objects of constant persecution and repression in Muslim countries today. At the same time, the international community Ahmadiyya has a strong socio-economic and (let’s not deny this!) cultural potential for further development and dissemination.
Key words: Islam, Ahmadiyya, Pakistan, religious minority, discrimination.
Введение
Ахмади (ахмадийя, ахмадийят, кадиани) – мусульманская община, которая сформировалась на территории Британской Индии в конце XIX – начале ХХ вв. Основателем общины стал проповедник Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835–1908 гг.), провозгласивший себя новым пророком и Махди (мусульманским Мессией – Божьим посланником, который явится человечеству в день Страшного суда).
Необходимо признать, что ахмади в целом придерживаются основных идей и предписаний ислама. Так, они читают ежедневную пятикратную молитву, держат пост в священный месяц рамазан, оказывают помощь бедным и считают важной обязанностью совершение хаджа в Мекку. Как все без исключения мусульманские общины и течения, ахмади верят в Аллаха как единого и единственного Бога, а также в священные писания, в ангелов, пророков и в Судный день.
В то же время важной частью учения ахмади является вера в то, что Мирза Гулам Ахмад является пророком, обетованным Мессией и Махди, появление которого, по их мнению, предрекал и пророк ислама Мухаммад. Они верят в то, что Мирза Гулам Ахмад был подлинным отражением пророчества Мухаммада и был ниспослан для того, чтобы вновь отстоять принцип таухида – единства и единственности Бога-Аллаха, то есть, по сути, принцип строгого монотеизма. Ахмади считают, что основатели всех религий так или иначе содействовали созданию ислама в самом широком значении, декларируя тем самым универсальность всех религиозных откровений, учений и традиций. В связи с этим, в отличие от остальных мусульман, ахмади утверждают, что Веды индуистов и Авеста зороастрийцев, то есть книги, находящиеся за пределами авраамистической традиции, тоже имеют божественное происхождение. Более того, помимо пророков, упоминаемых в Коране, ахмади почитают в качестве таковых Зороастра, Кришну, Будду, Конфуция.
Особое место в вероучении ахмади занимает личность Иисуса Христа, который в исламе почитается как пророк Иса. Ахмади верят в спасение Иисуса от смерти на Голгофе. Об этом, ссылаясь на авторитет коранического текста, пишет, например, ахмадийский богослов Хазрат Маулана Абуль-Ата Джаландхари в своей книге «Смерть на кресте. Десять аргументов из Священной Библии»: «Но Священный Коран провозглашает, что Христос не умер на кресте. Бог спас его от смерти от распятия точно так же, как Он спас его возлюбленных соратников от расправы»1. Более того, ахмади верят в то, что Иисус затем совершил путешествие в Индию, где он, согласно их представлениям, прожил до глубокой старости и умер в возрасте ста двадцати лет в Кашмире, в городе Шринагар. Целью же путешествия Иисуса в Индию был поиск «десяти потерянных колен Израиля», то есть еврейских родов, не вернувшихся на родину в Палестину после ассирийского плена в VIII столетии до н. э. Согласно ахмади, могила Иисуса Христа под названием Юз Асаф находится в городе Шринагар.
Ахмади категорически осуждают любые проявления экстремизма и терроризма как не имеющие ничего общего с истинным исламом, выдвинув лозунг «Любовь ко всем, ненависть ни к кому».
После смерти Мирзы Гулама Ахмада Кадиани его общину возглавили особые духовные вожди – халифы (араб. «заместители»). С 2003 г. общину возглавляет пятый халиф Мирза Масрур Ахмад Шах. Ахмади почитают своего халифа, прежде всего, как духовного лидера, хотя он, безусловно, наделен и высшей административной властью в общине. В ХХ в. ахмадийское движение распространилось в более чем 200 государствах мира; численность его последователей, по разным оценкам, колеблется от 10 млн. до 20 млн. чел. Особенно широко ахмадийские общины представлены в странах Запада и в Тропической Африке. Небольшие общины бахаи есть в Российской Федерации, а также в некоторых среднеазиатских государствах постсоветского пространства. Ахмади реализуют масштабные благотворительные и социально ориентированные программы – открытие школ и больниц, помощь бедным и пострадавшим в ходе природных катаклизмов, войн и т. п.
С 1984 г. штаб-квартира ахмадийята находится в Великобритании, в Лондоне (резиденция халифа расположена в лондонской мечети «Фазль»). «Духовной» штаб-квартирой ахмадийя является город Кадиан в Индии – родной город основателя движения. Еще одним важным центром общины является пакистанский город Рабва (Ченаб Нагар), в котором расположены дополнительные структуры управления общиной – Центральный ахмадийский совет, Совет новой схемы, Совет нового посвящения. Все указанные структуры подчиняются непосредственно халифу.
Обзор литературы
Исследование, положенное в основу данной статьи, опирается на богословские и религиозно-философские труды основателя общины ахмадийя – Мирзы Гулама Ахмада Гулама Кадиани [1–2], а также отдельных ахмадийских халифов, таких как второй халиф Мирза Башируддин Махмуд Ахмад [3–5], четвертый халиф Мирза Тахир Ахмад [6] и пятый халиф Мирза Масрур Ахмад [7].
Материалы и методы
Материалом исследования послужил текст на персидском языке (фарси), изданный ахмади в Великобритании и представляющий собой описание базовых принципов жизни этой общины, одним из которых является байят – клятва верности своему духовному предводителю: «взятие на себя байята всем сердцем и душой является обязательством, которое в будущем и до смертного вздоха спасает от ширк (араб. «безбожие». – А. М.) … это то, что отвращает от лжи, распутства, разврата, распущенности, безнравственности, предательства, мятежа; то, что побеждает плотские желания». Автором указанного текста является пятый ахмадийский халиф Мирза Масрур Ахмад. В основе исследования лежит принцип историзма и связанный с ним сравнительно-исторический метод.
Результаты исследования
Особенности ахмадийской доктрины обусловили враждебное отношение к данной общине в ряде мусульманских стран.
Наиболее тяжелым и драматичным было и остается положение ахмади в Исламской Республике Пакистан. Примечательно, что в первые годы существования этого государства многие ахмади занимали высокие посты. Самым известным примером в этом отношении стал Чаудхри Зафирулла Хан – министр иностранных дел, ахмади по вероисповеданию, который фактически организовал создание дипломатической службы Пакистана. В настоящее время численность пакистанских ахмади достигает 4 млн. человек [8].
Именно в Пакистане преследования ахмади приобрели регулярный и наиболее масштабный характер. Крупные и массовые антиахмадийские погромы в этой стране прошли в 1953 г., 1974 г. и 1984 г. Например, антиахмадийские манифестации и беспорядки в Западном Пакистане, прежде всего в городе Лахор в марте – апреле 1953 г. были инициированы улемами во главе с крупным исламистским идеологом Абу-ль-Аля Маудуди, а также исламистскими организациями «Джамаати ислами» («Исламское общество») и  «Маджлиси ахрар» («Собрание свободных»). Этой трагической развязке предшествовал ультиматум, который указанные организации 18 января предъявили премьер-министру страны, Хаваджу Назимуддину. Ультиматум содержал следующие требования: в течение ближайшего месяца официально объявить ахмади немусульманским меньшинством (это и произойдет, но позднее, в 1970-е годы…), отставка ахмади, занимающих высокие посты, в том числе министра иностранных дел Чаудхри Зафируллы Хана. 27 февраля правительство отклонило этот ультиматум и, более того, санкционировало аресты отдельных исламистских лидеров и активистов. Реакцией исламистов стали антиахмадийские погромы в Лахоре: начались массовые грабежи и поджоги, имели место убийства-самосуды. Насилие получило столь широкий размах, что губернатор провинции Гулам Мухаммад передал свои полномочия в Лахоре генерал-лейтенанту Азам-хану, который 6 марта ввел военное положение (продолжалось до мая 1953 г.). Кроме того, была образована правительственная комиссия по расследованию причин беспорядков, которую возглавили судьи Мухаммад Мунир и Кайяни. Главный вдохновитель погромов, Абуль-Аля Маудуди, был приговорен к смертной казни, но затем помилован.
В 1974 г. пакистанское правительство Зульфикара Али Бхутто под давлением суннитского духовенства страны обнародовало конституционную поправку (так называемую «вторую поправку»), которая объявляла ахмади «немусульманами» и запрещала им называть себя таковыми. Специалист по Пакистану В. Я. Белокреницкий по данному поводу отмечает: «С тех пор, хотя сами члены этой общины причисляют себя к мусульманам и следуют основным догмам и принципам ислама, в Пакистане их относят к религиозным меньшинствам наряду с христианами, индуистами, низкокастовыми индусскими группами, сикхами и парсами-зороастрийцами. В соответствии с конституцией, община ахмадийцев (кадиани) имеет одно зарезервированное за ними место в нижней палате парламента, официально называемого арабским термином маджлисе шура (законодательное собрание). Выведение ахмадийцев за скобки ислама, – подытоживает данный автор, – иллюстрирует возможности, которые предоставляют догматические различия для политической радикализации под флагом ислама» [9].
26 апреля 1984 г. режим генерала Зияуль Хака принял закон [10], по которому ахмади под страхом тюремного заключения запрещено называть себя мусульманами, а свои молитвенные здания – мечетями, а также использовать мусульманский азан (призыв на молитву) с минарета. Этим законом были запрещены все виды ахмадийской пропаганды. Пакистанским ахмади также запрещено пользоваться мусульманской терминологией.
Подвергаясь гонениям, многие ахмади все равно остались на своей исторической родине, продолжая жить и трудиться даже в тяжелых условиях враждебного окружения. Другие эмигрировали, оказавшись рассеянными по многочисленным ахмадийским общинам по всему миру. Будучи в гостях у ахмади Великобритании, по их любезному приглашению, автор этих строк обратил внимание на это своеобразное «пакистанское ядро» общины. Во время данного визита, состоявшегося в 2015 г., мне доводилось общаться с верующими-ахмади из самых разных стран – это были «афроамериканцы» и представители народностей Тропической Африки, арабы и англичане, швейцарцы и граждане постсоветских государств Средней Азии. Но пакистанские ахмади, неизменно вежливые, доброжелательные и предупредительные, явно преобладали. Мой пакистанский гид по ахмадийским центрам и поселкам как-то привел меня в небольшой выставочный зал, на стенах которого были помещены таблички с именами ахмади, убитых в Пакистане в последние годы. Таблички погибших мужчин сопровождались их фотографиями, а рядом с именами женщин-ахмади, ставших жертвами религиозного фанатизма, помещались стилизованные изображения – пустые овалы человеческих лиц.
В 1985 г. гонения на ахмади в Пакистане достигли такой остроты, что тогдашний глава общины, четвертый халиф Мирза Тахир Ахмад был вынужден эмигрировать в Великобританию. Впоследствии в своей работе «Убийство – во имя Аллаха?» он с горечью вспоминал об этих преследованиях: «Последователи Князя Миролюбия (то есть пророка Мухаммада. – А. М.), чья кровь омыла варварскую Аравию, теперь принуждаются к убиению безгрешных людей (здесь имеются в виду именно ахмади. – А. М.). Во имя защитника беззащитных жилищ бедноты его же последователи вдохновляются на грабеж жилищ тех, кто не в силах охранить себя. Во имя Про-рока, который защищал даже женщин уличного сброда, счастливые и полные любви бракосочетания мусульманских (ахмадийских. – А. М.) женщин аннулируются и трактуются как внебрачные связи. Во имя строителя первой мечети в Медине, который предложил ее Христианам Нажры для проведения Воскресных служб, и во имя Пророка, который учил своих приверженцев уважать храмы других вероисповеданий, сегодняшняя Улема возбуждает массы на разрушение мечетей маленькой общины, чьи жизни отданы распространению веры в единственность Бога, проповедованию Ислама и Жития Святого Пророка Мухаммада» [11].
Наибольшую активность в агрессивных преследованиях в отношении ахмади проявляют действующие в Пакистане экстремистские группировки радикального салафитского толка. Миролюбивая община ахмади часто становится легкой добычей для террористов и фанатиков, извращенно толкующих религиозные нормы. Например, 28 мая 2010 г. произошел один из крупнейших терактов в отношении ахмадийской общины: две ахмадийские мечети в городе Лахор подверглись нападению со стороны террористической организации «Тахрика Талибан Пакистан Пенджаб». Две атаки с применением автоматического оружия и «живых бомб» – смертников были проведены почти одновременно в мечетях «Даруль аль-Зикр» и «Байт аль-Нур», во время пятничной молитвы. Террористы захватили заложников, и полиция несколько часов вела бой за их освобождение. Восемь боевиков были уничтожены или подорвали себя сами, двое захвачены. В то же время около 90 человек были убиты, 108 человек получили ранения. Эта трагедия имела широкий международный резонанс. Например, Д. А. Медведев, являясь Президентом России, направил свои соболезнования президенту Пакистана Асифу Али Зардари. Преследования, самосуды и насилия в отношении пакистанских ахмади продолжаются по настоящее время.
Обсуждение и заключения
Ахмади постигла участь преследуемых изгоев в мусульманском мире. Ахмадийская трактовка исламских норм и традиций была воспринята большинством мирового мусульманского сообщества как недопустимое новшество би’да и ересь-куфр. Это породило массу личных трагедий рядовых последователей ахмадийя, которые в мусульманских странах подвергались и продолжают подвергаться сегодня постоянным гонениям и репрессиям. Тем не менее ахмади настойчиво проповедуют свое видение ислама и верят в свою глобальную духовную миссию, о чем говорит, например, ахмади-россиянин Равиль Бухараев: «Община утверждала, что именно ей, а не другим мусульманским течениям, суждено совершить в мире духовную революцию и привести весь мир к Единобожию. Она утверждала, что является общиной, основанной самим Обетованным, мессией всего человечества. Она духовно соперничала со всем миром, бросая философский вызов всему колоссально многообразному, непредставимо мощному и неслыханно богатому истеблишменту. Учить мир, как жить? Да ведь учили уже. Но небольшая община бросала вызов не только средневековому пониманию ислама, она бросала духовный вызов всем религиям на планете…».
В целом, несмотря на проанализированную в статье драматичную ситуацию в Пакистане, международное сообщество ахмади обладает достаточно сильным социально-экономическим и (не будем этого отрицать!) культурным потенциалом для дальнейшего развития и распространения.

Список использованных источников

1.    Хазрат Мирза Гулам Ахмад Кадиани. Иисус в Индии. Islamabad : Islam international publications Ltd, 1991. 119 c.
2.    Хазрат Мирза Гулам Ахмад Кадиани. Философия исламских учений. Islamabad : Islam International Publications Ltd, 1991. 139 c.
3.    Хазрат Мирза Башир-уд-дин Ахмад. Введение в Священный Коран. Islamabad : Islam International Publications, 1991. 460 с.
4.    Хазрат Мирза Башир-уд-дин Махмуд Ахмад. Приглашение в Ахмадийят. Tilford : Islam International Publications Ltd., 1996. 341 с.
5.    Хазрат Мирза Башир-уд-дин Махмуд Ахмад. Экономическая структура исламского общества. Islamabad : Islam International Publications Ltd, 1992. 106 с.
6.    Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности. СПб. : Блиц, 2004. 240 с.
7.    Хазрат Мирза Масрур Ахмад. Мировой кризис и путь к миру : сб. речей и писем. Islamabad : Islam International Publications Ltd, 2014. 317 с.
8.    Замараева Н. А. Пакистан: теракты в мечетях Лахора – первые итоги и комментарии (материал от 16 сентября 2010 г.) // Наука и образование против террора : интернет-проект. URL: www.science-portal. ru/.../pakistan-terakty-v-mechetyakh-lakhora-pervye-itogi-i-kom... (дата обращения: 17.03.2019).
9.    Белокреницкий В. Я. Ислам и исламистский радикализм в Пакистане // Восточная аналитика. 2015. Вып. 3. С. 20–29.
10.    Hadrat Mirza Tahir Ahmad. With Love to the Muslims of the World. The Ahmadiyya Perspective. Tilford : Islam International Publications Ltd, 2004. 53 p.
11.    Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Убийство – во имя Аллаха? Islamabad : Islam International Publications, 1991. 196 с.