Эффективные отечественные практики педагогического наставничества в период с 1931 по 1953 гг.

14.09.2022

Эффективные отечественные практики педагогического наставничества в период с 1931 по 1953 гг.

Эффективные отечественные практики педагогического наставничества
в период с 1931 по 1953 гг.
Надежда Дмитриевна Базарнова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия, nadyafedyakova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2696-6009
Введение
Эффективное решение многих практических задач в работе учителя связано с его успешной адаптацией к профессиональной деятельности. Стоит отметить процесс возрождения наставничества в современных школах, заключающийся во введении должностей старшего и ведущего учителей, введении знака отличия
«За наставничество» и др. В этом контексте вопрос педагогического наставничества в настоящее время чрезвычайно актуален. В контексте принятия молодого учителя в школу это означает получение глубоких знаний о деятельности организации, а также изменение своего поведения в соответствии с потребностями новой среды. Среди основных причин ухода молодых учителей из школы – несоответствие реальности ожиданиям и трудности интеграции в коллектив. Проведенный недавно опрос среди учителей школ показал, что для многих профессия педагога – это профессия на всю жизнь. По результатам анкетирования многие опытные опрошенные педагоги планируют работать в этой профессии и дальше. Желания сменить профессию не возникает. Наоборот, большинство специалистов довольны своей профессией и планируют посвятить ей всю свою жизнь. Но иначе обстоит ситуация с молодыми учителями, которые относятся к своей педагогической деятельности не как к призванию, а как к работе. Опрос учителей, работавших в 1990-е гг. в школах, показал, что учителя готовы пойти ради более высокого заработка в профессии, не требующие высокой квалификации. В 2018 г. было проведено исследование, которое показало устойчивый отток молодых учителей из школ в первые три года их профессиональной деятельности. Именно поэтому важно изучить эффективные практики педагогического наставничества, заложенные в СССР в с 1931 по 1953 гг. Данный период характеризуется усилением роли экономики в жизни страны, серьезным развитием производственного наставничества, которое вело за собой и развитие практик наставничества педагогического, которое включало в себя наставничество молодых учителей.
Обзор литературы
Период с 1931 по 1953 гг. характеризуется большим научным поиском в области наставничества учителей, о чем свидетельствует большое количество статей в научной периодике, связанных с профессиональной адаптацией молодых учителей, с их деятельностью в первые годы работы, с передачей лучшего педагогического опыта, с построением эффективной коммуникации с коллегами и, конечно, с вопросами преподавания отдельных предметов.
Ответственность за методическое руководство и за организацию методической помощи учителю лежала на органах народного образования, которые осуществляли это руководство через инспекторов, через руководителей школ и через специальные методические органы – кустовые и предметные педагогические объединения, педагогические кабинеты и институты усовершенствования и повышения квалификации учителей.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 1932 г. отмечается: «Наркомпросу следует установить такую расстановку кадров на местах, которая обеспечивала бы правильное использование на работе опытных учителей и систематическую помощь с их стороны молодым учителям». Для обеспечения педагогическими кадрами советских школ и привлечения молодых людей в школы предлагалось ЦК ВЛКСМ союзных республик разработать специальные мероприятия по подбору пионервожатых, закреплению их на работе, повышению их общей и специально-педагогической квалификации. Эти молодые люди рассматривались как ценный резерв для подготовки новых педагогических кадров. В первые годы их профессиональной деятельности им уделялось большое внимание со стороны опытных учителей и администрации школы.
В. М. Васильева утверждает, что основу методической работы с учителями составляет их деятельность в рамках кустового методического объединения, позволяющая, в первую очередь, работать молодому учителю в селе. Помимо консультаций, кустовое методическое объединение включает в себя методический уголок, библиотеку-передвижку с различными методическими материалами, которые наиболее полно отражают лучший педагогический опыт. В статье приводится анализ значения движения передовых учителей города, суть которого заключалась в оказании помощи городскими учителями сельским, более опытными – молодым и начинающим учителям. «Совершенно ясно, что заведующие и методисты кабинетов должны быть квалифицированными, опытными педагогами, обладающими к тому же достаточными организаторскими данными, и совершенно ясно, что они должны быть поставлены в части материально-правового их положения в условия, которые соответствуют их сложной и ответственной работе – учить учителей».
В. С. Корозов отмечает, что большое число учителей-выпускников педагогических училищ относятся к категории молодых, поэтому на начальном этапе их профессиональной деятельности им нужна помощь, которую может оказать учитель опытный, со стажем работы. Так, автор предлагает учиться у ударников производства и перенести их достижения в педагогическую область, т. е. трудиться как стахановцам на благо государства. Для достижения задач был создан Институт усовершенствования учителей, который проводил следующую работу:
1)    курсы усовершенствования по специальности без отрыва от работы в школе с учетом образования и педагогического опыта отдельных групп учителей и руководящих кадров школы и органов народного образования;
2)    организация факультативного лектория с лекциями по отдельным специальностям;
3)    научно-исследовательская работа;
4)    для лучших учителей Москвы путем прикрепления их к кафедрам институт организует помощь в научном анализе и оформлении педагогического опыта, привлекает их к работе в специальных теоретических и методических семинарах, разрабатывает тематику научно-исследовательской работы и осуществляет руководство в проведении ее.
Таким образом, в данный период практиковалось и двойное наставничество, которое заключалось в поддержке молодого учителя со стороны школы и учебного заведения и позволяло наиболее комплексно подходить к решению профессиональных задач.
Приказ народного комиссара просвещения т. Тюркина от 23/10-1938 гласил, что «...нужно восстановить разрушенные вредителями методические объединения учителей в школах и районах: педагогические совещания в начальных школах, предметные методические комиссии и классные объединения учителей в неполных средних и средних школах, кустовые методические объединения учителей в районах – рассматривая их основной формой организации и проведения массовой методической работы с учителями». Основными формами работы в тот период являлись предметные комиссии, на которых заслушивались отчетные доклады отдельных учителей по итогам своей темы. Помимо этого практиковалось и взаимопосещение уроков, которое было наиболее популярной формой педагогического наставничества. Особое внимание автор предлагает уделить работе с молодыми учителями: «В свою очередь на местах следует заблаговременно начинать подготовку к встрече молодых специалистов. Прошлой весной в некоторых районах для приезжающих учителей засевались специальные огородные участки, чтобы обеспечить учителей овощами и картофелем, и уже летом подготавливались квартиры и хозяйственно-бытовой инвентарь. Этот опыт заботливой подготовки надо широко пропагандировать и перенимать». Кроме того, автор констатирует, что часть учителей занята в непригодных для них местах – в канцелярии, в Советской Армии, на производстве. Поэтому следует создать им благоприятные условия для возвращения на педагогическую работу. «Среди мер, способствующих закреплению учительских кадров на работе, видное место занимает применение различных форм поощрения. Однако многие отделы народного образования плохо используют такую форму поощрения, как представление лучших учителей к присвоению звания «Заслуженного учителя школы РСФСР».
В статье «Рабочий день учителя двухкомпонентной школы» Н. В. Покровская подробно описывает свой рабочий день в школе, где одновременно она работает в начальной школе на 2 класса – второй и четвертый. После уроков Н. В. Покровская оказывает помощь и поддержку молодой учительнице, работающей первый год в первом классе. Автор отмечает, что наиболее эффективной практикой педагогического наставничества является взаимопосещение уроков, так как именно такой формат способствует решению ряда практических проблем, которые возникают у молодых учителей. Автор предлагает двойной анализ уроков – сначала молодой учитель анализирует урок опытного педагога, а затем опытный учитель в ходе наблюдения за уроком молодого педагога анализирует его деятельность и дает практические рекомендации по улучшению. Кроме того, автор показывает важность методической литературы в подготовке молодого учителя: «Выясняя слабые стороны его работы, я подбираю методическую литературу, отмечаю главы, которые следует прочесть и проверяю, как усвоено содержание. Я веду систематически запись предложений по работе и контролирую выполнение». Работа с молодым учителем после рабочего дня происходит до 4–5 часов, т. е. процессу наставничества отводится львиная доля рабочего времени.
По свидетельству ряда опытных завучей школ, придя на работу, молодые учителя как будто забывают даже те общие методические положения, которые изучали в вузе. Они начинают ориентироваться исключительно на работу своих коллег, причем относятся к этой работе совершенно некритически и зачастую перенимают опыт, не имеющий никакой ценности. Почти все молодые учителя оказываются беспомощными как классные руководители. Они не умеют изучить своих учеников, установить с ними правильные взаимоотношения, организовать детский коллектив, не владеют разнообразными методами и формами внеклассной работы, мало знакомы с работой пионерских и комсомольских организаций. Таким образом, возрастала роль передачи опыта на рабочем месте, и, следовательно, наставники молодых учителей выбирались из числа наиболее опытных профессионалов.
С. В. Куликова обобщила основные профессиональные и личностные качества наставника в советское время, среди которых выделила следующие: 1) коммунистическая идеология, убежденность и решимость. Большое значение в советский период имела коммунистическая идеология всех субъектов образовательного процесса, в учебные планы образовательных организаций разного уровня вводились специальные дисциплины по изучению коммунистической идеологии; 2) высокий уровень политического развития, проявляющийся в активной гражданской позиции всех субъектов образовательного пространства; 3) педагогическая направленность и высокая мотивация к работе у педагогов, обладание высоким уровнем терпения, решимости и педагогического такта; 4) понимание цели профессионального образования, знание учебных планов и программ; 5) высокий уровень профессионального мастерства; 6) строгость, принципиальность, упорство в достижении поставленной цели; 7) высокий уровень общей культуры, постоянное самообразование, организаторские способности. Автор отмечает высокую степень развития наставничества в советский период, так как в это время происходит активная работа наставников на предприятиях. Таким образом, был разработан двухлетний план наставничества, который включал в себя в первый год ознакомление наставников с проблемами обучения молодежи. Среди рассматриваемых тем указывались те, что были связаны с проблемами и задачами производственной педагогики, с профессиональными интересами работающей молодежи, с некоторыми партийными решениями по повышению эффективности промышленного производства, со стимулами и мотивацией для обучения молодых рабочих и др. Второй год обучения был посвящен более глубокому знакомству с работающей молодежью и включал в себя разделы плана, связанные с интерпретацией взглядов молодежи того времени. Акцент был смещен на то, чтобы опытные работники могли лучше узнать студентов и определить тип сотрудничества с ними. Интересно отметить, что время, отведенное на теоретическое обучение и практику, было совмещено.
Материалы и методы
Методологической основой исследования выступают методы педагогического и историко-педагогического анализа, положения системного, интегрального, комплексного подходов. В них подчеркивается значимость следующих принципов: гуманизма, объективности, систематичности, ориентации на профессиональное совершенствование учителя. Методологическим основанием данного исследования являются труды по методологии педагогического исследования (Н. В. Бордовская, В. И. Загвязинский и др.), методологии историко-педагогического исследования (В. Г. Безрогов, Б. М. Бим-Бад и др.).
Результаты исследования
Выделим основные эффективные практики педагогического наставничества в школах в период с 1931–1953 гг.: взаимопосещение уроков с последующим обсуждением и анализом сильных и слабых сторон, двойной анализ уроков; педагогическая деятельность в рамках методических объединений; работа методических кабинетов; двойное наставничество молодых учителей; работа предметных комиссий; работа института усовершенствования учителей; индивидуальные консультации молодых учителей с опытными педагогами; создание методических уголков; создание библиотеки-передвижки с различными методическими материалами и пособиями; чтение и обсуждение педагогической литературы; просмотр и обсуждение фильмов на педагогическую тематику.
Обсуждение и заключения
Наше исследование имеет научно-прикладной характер, заключающийся в анализе эффективных практик наставничества в период с 1931 по 1953 гг., к которому относятся взаимопосещение уроков с последующим обсуждением и анализом сильных и слабых сторон, двойной анализ уроков, педагогическая деятельность в рамках методических объединений, работа методических кабинетов; двойное наставничество молодых учителей, работа предметных комиссий, работа института усовершенствования учителей, индивидуальные консультации молодых учителей с опытными педагогами, создание методических уголков, создание библиотеки-передвижки с различными методическими материалами и пособиями, чтение и обсуждение педагогической литературы, просмотр и обсуждение фильмов на педагогическую тематику. Разнообразие применяемых эффективных практик наставничества с 1931 по 1953 г. способствовало развитию советского образования и, вероятно, это повлияло на то, что советское образование тех лет считалось лучшим в мире. Данный опыт можно использовать сегодня, когда у РФ есть задача войти в топ-10 стран мира по качеству образования. Среди данных практик есть возможности в современных условиях реализации взаимопосещения уроков с последующим обсуждением и анализом сильных и слабых сторон, двойной анализ уроков, педагогической деятельности в рамках методических объединений, чтения и обсуждения педагогической литературы, просмотра и обсуждения фильмов на педагогическую тематику. Кроме того, самой частой практикой наставничества остается проведение индивидуальных консультаций молодых учителей с опытными педагогами, в которых происходит обмен мнениями, знаниями и опытом работы.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf