Использование технологии веб-квеста в проектно-исследовательской деятельности школьников-инофонов при обучении русскому языку

30.09.2022

Использование технологии веб-квеста в проектно-исследовательской деятельности школьников-инофонов при обучении русскому языку

Использование технологии веб-квеста в проектно-исследовательской деятельности школьников-инофонов при обучении русскому языку
Ольга Ивановна Бирюкова, Елена Николаевна Морозова, Надежда Николаевна Горшкова, Елена Алексеевна Кашкарева, Ольга Владимировна Терешкина
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», Саранск, Россия
olgbirukova@rambler.ru*, https://orcid.org/0000-0001-9904-9602
moren70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4744-7163
nadgor@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1706-4513
kashea@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4289-4183
tereshkina_olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2303-7776
Введение
Одной из проблемных зон современного российского образования является обучение детей-инофонов, нуждающихся в создании для них особой адаптационной (поликультурной, языковой, полиэтнической, социальной) среды, что диктует необходимость разработки новой модели их обучения на основе использования инновационных технологий, ориентированных на вовлечение обучающихся в процесс поиска и обработки информации, ее осмысления и структурирования полученных знаний.
Дети-инофоны активно используют родной язык в процессе семейного общения и общения в диаспоре, но в условиях социализации в иноязычной среде они «вынуждены изучать русский язык в условиях естественного билингвизма», овладевая лингвистической компетенцией. Под лингвистической компетенцией понимаем не только знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании, но и владение нормами русского литературного языка, его словарным запасом, что в итоге должно обеспечить функциональную грамотность устной и письменной речи обучающегося-инофона, его эффективную коммуникацию. В Мордовском государственном педагогическом университете имени М. Е. Евсевьева (МГПУ) накоплен обширный опыт работы с детьми-инофонами, что отражено в ряде исследований и др.
В рамках настоящей статьи внимание будет сосредоточено на особенностях использования технологии веб-квеста в проектно-исследовательской деятельности школьников-инофонов при обучении русскому языку. Такая технология гармонично вписывается в учебный процесс, так как, во-первых, способствует овладению школьниками-инофонами приемами работы с различными источниками информации; во-вторых, формирует у них умения перерабатывать, систематизировать и применять полученную информацию в учебной деятельности; в-третьих, позволяет инофонам моделировать общение в реальной языковой ситуации.
Обзор литературы
Веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Этот метод обучения и контроля знаний, умений и навыков, отвечающий современным требованиям и особенностям образовательной среды, был разработан в 1995 г. профессорами государственного университета Сан Диего Берни Доджем и Томом Марчем. Берни Додж выделил следующие виды задания для веб-квеста: «пересказ, планирование, проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, головоломка, таинственная история, оценка, убеждение, научное исследование». Описывая построение квеста, March указывал, что это «вид поисковой деятельности».
С конца 90-х гг. прошлого столетия веб-квест стал популярным в российских научных исследованиях (Е. И. Багузина, О. С. Виноградова, Г. А. Воробьев, О. В. Волкова, М. Г. Евдокимова, М. Н. Евстигнеев, Ю. В. Кохендерфер, Т. А. Кузнецова, Л. К. Раицкая, И. Н. Сокол, П. В. Сысоев, Е. М. Шульгина, А. Яковенко и др.). Однако его однозначную методическую интерпретацию в отечественной педагогической науке обнаружить сложно, что дает возможность рассматривать его как технологию, веб-сайт, проблемное задание, метод, форму, средство обучения. Например, Т. А. Кузнецова определяет веб-квест как «пример организации интерактивной образовательной среды». А. Яковенко раскрывает это понятие как «проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы Интернета». И. Н. Сокол рассматривает веб-квест как «технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательное наличие наставника, четкие правила и реализуется с целью повышения у детей уровня умений и навыков».
Интересен вебинар, подготовленный М. Г. Низеньковой, методистом по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник». Автор знакомит с новой линейкой школьных учебников, которые содержат задания для создания веб-квестов, приводит примеры веб-квестов по русскому языку и литературе, дает критерии оценки выполненных заданий в обозначенном формате. Методические наработки действующих школьных учителей (Ю. В. Смольянинова, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 1476», г. Москва (веб-квест по теме «Лексика»); И. Г. Вохмянина, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8», г. Волгодонск (веб-квест по теме «Путешествие по Фразеологии»); В. А. Власюк, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Киселевка, Хабаровский край (веб-квест по теме «Типы речи»)8 и др.) выдвинутые нами тезисы подтверждают.
Описание различных образовательных веб-квестов в методической науке позволяет выделить среди них игровые и исследовательские. Исследовательские веб-квесты, в отличие от игровых, углубляют изученные школьниками знания по предмету, в нашем случае, русскому языку. Они могут охватывать содержание какой-либо одной учебной проблемы, носящей узкий характер, или, напротив, задействовать знания из различных областей учебного материала. Следовательно, применение веб-квеста в школьном обучении должно обеспечиваться реализацией целей и задач обучения, способствующих не воссозданию школьником-инофоном объективной энциклопедической реальности, а формированию им собственного представления о ней.
Материалы и методы
В ходе разработки темы использовались теоретические методы: изучение и анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы, обработка, систематизация и интерпретация полученной информации. Для изучения проблемы был интересен опыт реализации педагогического сопровождения школьников-инофонов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г.о. Саранск и результаты Всероссийского конкурса образовательных проектов на русском языке среди детей-мигрантов «По-русски реально и виртуально» в системе совершенствования кадрового потенциала центров открытого образования» (6–8 декабря 2021 г., г. Саранск).
Результаты исследования
Представленные на суд жюри конкурса проекты отличались тематическим многообразием, оригинальным видением изучаемых языковых явлений, их содержательной глубиной. Номинация «Виртуальный дружеский русский» объединила работы школьников-инофонов, чьи интересы лежат в русле проблем интернет-коммуникации (проект «Образовательный канал в TikTok для мигрантов, изучающих русский язык», авторы – А. А. Курбонов, А. А. Мухамедзянова, МБОУ «СОШ № 1» г. Новосибирска, учитель – Л. В. Золотухина), использования социальных сетей в образовательных целях (проект «Тематическое образовательное сообщество для мигрантов, испытывающих затруднения в изучении русского языка Russian For Us», авторы – Г. Т. Сапарбаева, МБОУ «СОШ № 1» г. Новосибирска, учитель – Золотухина Л. В.; проект «Влияние социальных сетей на грамотность», автор – Н. Ф. Султонкулова, «Технологический лицей «Алгоритм», Республика Татарстан, Пестречинский район, д. Куюки, учитель – А. А. Насыбуллина), применения веб-технологий при обучении русскому языку (проект «В поисках острова знаний», автор – Ш. Иброхимова, МОУ «СОШ № 40», г. Саранск, Республика Мордовия, учитель – Л. А. Ветчинникова).
Проведенный анализ конкурсных работ позволил сделать вывод о том, что применение веб-технологий в проектно-исследовательской деятельности по русскому языку школьников-инофонов является эффективным механизмом вовлечения данной категории обучающихся в процесс, позволяющий развивать не только их языковые и речевые, но и информационные компетенции. Так, например, веб-квест «В поисках острова знаний», разработанный Шабнам Иброхимовой, обучающейся 9 класса МОУ «СОШ № 40» г. о. Саранск Республики Мордовия, под руководством учителя русского языка и литературы Л. А. Ветчинниковой, предлагает интерактивную игру на сюжетно-ролевой основе с различными траекториями решения учебной задачи. Учитывая возраст учеников (5 класс) и относительно небольшой имеющийся у них багаж знаний, автор проекта выстраивает образовательный маршрут на основе знакомого детям сюжета (поиск острова в открытом море в результате крушения корабля), поэтому следование по нему не составляет особого труда. Выбор намеченного учителем пути определяется позицией ученика в конкретной игровой ситуации, его шаги способны привести к разным результатам, важно выбрать правильный вариант (определить характер звука, поставить ударение, увидеть оглушение или озвончение звука в слове и др.) и в конечном итоге прийти к решению обозначенной проблемы.
В процессе поиска острова знаний школьники в игровой форме осваивают такие понятия, как язык и речь, гласные и согласные звуки, фонетические процессы в русском языке и др. Отметим, что предложенный веб-квест имеет четкую структуру. Во введении дано краткое описание сюжета. Задача данного раздела – привлечь внимание учащихся, мотивировать их, разъяснить учебную задачу. Следующим важным структурным элементом является постановка проблемы и описание формы представления результата, учтен порядок работы и необходимые ресурсы – выстраивание последовательности ученических шагов (от одного острова к другому), закрепленных ролей (капитан и матросы потерпевшего крушение корабля), предлагаемых ресурсов, необходимых для выполнения всех заданий, которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом по русскому языку для нерусских учащихся. Продумана система оценки, дано описание критериев и параметров оценивания выполненных обучающимися-инофонами заданий. В заключительной части веб-квеста представлено краткое описание результатов. Заявленный веб-квест «В поисках острова знаний», представленная его результативность показали дидактические возможности данной технологии при изучении русского языка школьниками-инофонами: развитие коммуникативных умений и творческого потенциала, формирование информационной культуры и мотивации учащихся, достижение метапредметных результатов. Следовательно, технология веб-квеста методически целесообразна при обучении русскому языку детей-инофонов, поскольку в процессе работы над проектом учащиеся выступают в роли активного субъекта, способного самостоятельно осуществлять учебную и проектно-исследовательскую деятельность, контролировать ее, создавать продукт, объективно оценивать его.
Обсуждение и заключение
В ходе исследования нами разработаны рекомендации по использованию апробированной технологии веб-квеста при обучении русскому языку школьников-инофонов, в том числе в центрах открытого образования.
Веб-квест может стать инновационной моделью учебной деятельности школьников-инофонов, которая объединит в себе элементы проблемного и исследовательского обучения, метода проектов. Это, в свою очередь, позволит расширить рамки образовательного процесса, сделает обучение увлекательным.
1. Данная технология должна быть ориентирована на реализацию трех основных составляющих продуктивного языкового обучения: проблемность, аутентичность, интерактивность, что способствует продуктивному формированию у школьников-инофонов личностных, метапредметных и предметных результатов:
– личностные результаты (формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с носителями русского языка; формирование мотивации изучения русского языка);
– метапредметные результаты (умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения; самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения учебных и познавательных задач в процессе освоения предмета «Русский язык»; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; аргументировать свое мнение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией);
– предметные результаты (умение воспринимать на слух русские тексты, понимать их содержание при чтении, составлять письменное и устное высказывание по теме, вести диалог и полилог, адекватно использовать в речи лексические и грамматические единицы в зависимости от контекста; расширение знаний о культуре и истории русского народа).
2. Веб-квест может выступать эффективным средством формирования языковой компетенции у школьников-инофонов только при условии, что учитель поддерживает высокий уровень учебной мотивации, предлагает творческие задания, интенсифицирует процесс обучения русскому языку за счет самостоятельной работы с дидактически выверенными качественными информационными ресурсами и опирается при этом на принципы наглядности, доступности, интерактивности и мультимедийности.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf