Развитие навыков критического мышления у студентов магистратуры при обучении иностранному языку

14.10.2022

Развитие навыков критического мышления у студентов магистратуры при обучении иностранному языку

Развитие навыков критического мышления у студентов магистратуры при обучении иностранному языку
Мадина Шамильевна Гусейнова
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, madina_alieva_75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4978-5331
Введение
Изменения, происходящие сегодня в мире, способствуют появлению новых подходов к методике преподавания иностранного языка, на основе чего предъявляются все новые требования к профессии педагога. В современном обществе качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление. Е. А. Попова определяет критическое мышление как «активный процесс познания, приглашающий к взаимодействию и преподавателя, и студентов, позволяющий одновременно строить диалоги, раскрывать аналитический потенциал участников». А. Ю. Ситникова, О. А. Симонова и И. Е. Чмых полагают, что это «общепедагогическая, надпредметная целостная система, формирующая навыки манипуляции с информацией во время чтения и письма и направленная на овладение базовых навыков открытого информационного пространства, а также развитие качеств человека открытого общества, вовлеченного в межкультурное взаимодействие».
Обучаясь в магистратуре, студенты совершенствуют полученные знания по иностранному языку, приобретают навыки и умения, необходимые для делового общения в устной и письменной форме. Их подготовка предполагает обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению, практическое овладение иностранным языком для использования его в научной работе, в силу чего одной из самых актуальных проблем является проблема формирования навыков критического мышления у студентов.
В настоящей статье будут рассмотрены некоторые способы развития навыков критического мышления у студентов-магистрантов.
Обзор литературы
Многие ученые полагают, что магистрантам следует давать задания, стимулирующие их критическое мышление. Проанализировав работы Е. А. Поповой, А. Ю. Ситникова, О. А. Симонова, И. Е. Чмых, Н. А. Загрядской, М. В. Пьяновой, Е. А. Агафоновой и других, можно сказать, что развитие критического мышления в изучении магистрантами иностранного языка приобретает все большее значение. Так, А. Ю. Ситникова, О. А. Симонова и И. Е. Чмых отмечают, что «иностранный язык как учебная дисциплина имеет огромный потенциал для формирования навыков критического мышления». М. В. Пьянова полагает, что важным условием применения навыков критического мышления является умение студентов работать в команде, а наилучшим видом учебной деятельности – письменная работа и достаточный уровень подготовленности студентов и магистрантов к обучению по данной технологии. Н. А. Загрядская в качестве значимого компонента рассматривает групповую работу. Особый акцент она делает на дискуссии и деловой игре. Е. А. Агафонова подчеркивает, что «учебный процесс должен быть организован так, чтобы у студентов было постоянное желание высказаться, выразить свою точку зрения, свое мнение».
Большинство ученых отмечают, что критическое мышление проходит три этапа: вызов (получение новой информации), осмысление (анализ информации); рефлекцию (создание нового знания на основе полученной информации). Данный порядок можно считать общепринятым. Немаловажной представляется предварительная подготовка к усвоению основных принципов при обучении студентов критическому мышлению. Следовательно, развитие навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку способствует достижению студентами и магистрантами практического овладения языком для развития речевой практики и усвоения материала, а также для использования его в научной деятельности.
Материалы и методы
Для раскрытия проблемы развития критического мышления у магистрантов в процессе изучения иностранного языка использовались методы теоретического анализа на основе изучения педагогической литературы, обобщения и систематизации материала.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования было выявлено, что с развитием навыков критического мышления у магистрантов формируются открытость в отношении нестандартных способов решения задач, готовность к диалогу с преподавателем и другими студентами, умение отстаивать собственное мнение, а также способность дать оценку достоверности информации. Поэтому преподаватели включают в учебный процесс творческие задания, деловые игры, тексты англоязычной прессы для формирования умений иноязычного профессионального общения. В этом отношении мы солидарны с Н. А. Загрядской, которая одним из способов стимулирования критического мышления считает работу с газетными и журнальными текстами, которые могут стать источниками важной информации, а также образцом применения разной лексики. При работе с магистрантами возможно применение заданий из текстов англоязычной прессы для выработки умения профессионального общения. Вначале преподаватель должен дать краткий обзор специфического языка прессы, затем провести работу с текстом статьи, после чего магистранты выполняют задания, а часть заданий в последующем – самостоятельно. Затем магистрантам предлагается составить аннотацию для подготовки их к чтению и обсуждению научных статей по специальности, после чего они читают статью на русском языке по данной проблеме и обсуждают ее содержание. Таким образом, работа с текстами журнальных и газетных статей совершенствует общекультурную и профессиональную компетенцию у магистрантов, формируя у них активную профессиональную позицию. Среди способов развития критического мышления мы называем также выполнение заданий по составлению различных деловых документов, для чего требуется большой объем самостоятельной работы и анализ определенной информации, а также грамотное письменное изложение решений.
Обсуждение и заключения
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Для развития навыков критического мышления общепринятым порядком считается выстраивание занятий в три этапа (вызов, рефлекция и осмысление), что способствует совершенствованию речевой практики, достижению больших успехов в усвоении материала; решению поставленных воспитательных и развивающих задач.
Эффективным способом стимулирования критического мышления следует считать работу с газетными и журнальными статьями, а также выполнение заданий по составлению деловых документов, что повышает эффективность формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетенции у студентов-магистрантов. Они должны работать в команде, иметь достаточный уровень подготовленности, применять навыки критического мышления через чтение и письмо.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf