Организационно-методические особенности обучения химии обучающихся мигрантов в Российской Федерации

30.10.2022

Организационно-методические особенности обучения химии обучающихся мигрантов в Российской Федерации

Организационно-методические особенности обучения химии обучающихся мигрантов в Российской Федерации
Диляра Ленаровна Дарземанова, Светлана Сергеевна Космодемьянская,
Сурия Ирековна Гильманшина
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111, Казань, Россия
darzemanova.diluara@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2840-2576
svetlanakos@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2840-2576
gilmanshina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-0302-000X
Введение
В настоящее время на территории Россия отмечается достаточно высокий миграционный приток – около 10 % всего населения нашей страны приходится на иностранцев, поэтому актуальной является проблема обучения для мигрантов.
Анализируя литературу по данному вопросу, мы отмечаем наличие определенной условности в понятиях миграция, так как один и тот же человек может быть одновременно иммигрантом и эмигрантом в зависимости от направленности территориальных перемещений. Практика показывает, что ведущим качественным признаком выявления миграции определяется именно пересечение административных границ государства, области и/или города. Такие процессы часто приводят к выделению эмиграции и иммиграции (внешняя), а также внутренней миграции .
На протяжении двух десятков лет в России отмечается увеличение роста количества обучающихся детей мигрантов, которых можно охарактеризовать как специфичную группу населения, наиболее остро сталкивающуюся с проблемами адаптации в новой общекультурной среде. К сожалению, социум (и педагогический коллектив, в частности) не всегда положительно оценивает наличие таких детей в образовательных учреждениях. Население разделилось в своем мнении, отказывая приему в школы детей иностранных мигрантов. Данный факт (2015 г.) в Москве и Московской области всколыхнул социум, так как отказ столичных школ принимать на обучение детей без регистрации является прямым нарушением Международной конвенции по правам ребенка.
Целью нашей работы является не выяснение причин миграционных процессов в стране, а изучение организационно-методических особенностей обучения химии детей мигрантов в Российской Федерации. Реализация данной цели проходит через предупреждение и решение уже имеющихся проблемных сторон в методике обучения химии детям мигрантов.
Обзор литературы
На сегодняшний день уже имеются исследования в области обучения детей мигрантов. Отечественные исследователи (Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина, Т. В. Куприна, М. В. Моисеева, А. З. Бекмухаметова и др.) выделяют в основном только две актуальные проблемы, возникающие при обучении детей мигрантов, – это социальная и языковая адаптации. Большой объем исследований в научной литературе рассматривает особенности обучения студентов подготовительных курсов различных вузов страны. Мы же отмечаем недостаточность изучения вопроса подготовки кадров для работы с детьми мигрантов в целом и для обучения их химии в частности.
Особую роль в процессе обучения химии имеет правильно организованная обратная связь, являющаяся индикатором не только уровня усвоения знаний, но и определенным мотивационным фактором дальнейшего обучения. На это обращают внимание многие исследователи. Так, Е. В. Каерова и Л. В. Матвеева, изучив проблему обратной связи как компонента профессиональной коммуникативной культуры студента, отмечают, что феномен обратной связи как компонент эффективной профессиональной коммуникации выявляют такие исследователи, как А. А. Бодалев, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева и др. На формирование компетенции социального взаимодействия указывает и О. В. Кирьякова. Таким образом, изучению организационно-методических особенностей обучения химии детей мигрантов в российских школах сегодня посвящено недостаточно работ, что связано со спецификой предмета нашего изучения.
Материалы и методы
Изучать проблему обучения (и преподавания) химии иностранным обучающимся (мигрантам) мы начали с 2016 г. Для достижения поставленной цели и решения возникающих вопросов нами были использованы теоретические и эмпирические методы. В качестве теоретических методов были использованы анализ нормативно-правовой, социальной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме обучения детей мигрантов, обработка полученных результатов, их интерпретация и систематизация. Эмпирические методы исследования включали в себя обращение к практическому опыту, анализ результатов научно-педагогической деятельности, педагогический эксперимент, количественные методы обработки результатов исследования, наблюдение и эксперимент, математическую обработку статистических данных. Проведены исследования на базе образовательных учреждений города Казани (МАОУ «Лицей № 131», МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111», ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет» и ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет») и учреждений муниципальных районов Республики Татарстан (МАОУ «Лицей № 2» г. Альметьевска, МБОУ «Пестречинская средняя образовательная школа № 2», МБОУ «Рыбно-слободская СОШ № 2»).
Результаты исследования
Начало исследования по данной проблеме было определено с 2016 г. Прежде всего нами было установлено, что практикующие учителя имеют определенные проблемы при обучении детей мигрантов. Мы опросили 100 респондентов Республики Татарстан: учительские коллективы МАОУ «Лицея № 2» г. Альметьевска (50 человек), МБОУ «Пестречинской средней образовательной школы № 2» и МБОУ «Рыбно-Слободской СОШ № 2 «(30 человек). 76 % респондентов уже имели опыт работы с детьми мигрантов, который оказался не совсем положительным. Учителя отметили, что возникает целый спектр проблем при обучении иностранных детей. В первую очередь, конечно, это языковой барьер (37 %), далее – психологические трудности (26 %) и т. д. Аналогичное анкетирование было проведено нами через 5 лет в русско-татарской школе № 111 г. Казани. Результаты оказались практически идентичными. Учителя данной школы имели опыт работы с детьми мигрантов, все респонденты отмечают трудности и особенности работы с такими детьми. 40 % опрошенных отметили, что ключевая проблема – это языковой барьер, 40 % – психологические трудности, 20 % выявили другие разнообразные трудности.
В 2017 г. мы продолжили исследование и выявили, что и иностранные студенты, обучающиеся в России, также имеют трудности обучения в университете. Мы опросили 20 иностранных студентов различных институтов Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Опрошенные прибыли из стран ближнего и дальнего зарубежья. Одним из вопросов анкетирования было выявление проблем, которые возникают у иностранных студентов во время учебы в нашей стране. 37 % опрошенных студентов оценили работу преподавателей с иностранными обучающимися на отметку «4», 25 % на – отметку «3», 20 % – неудовлетворительно, остальные поставили вузовским преподавателям высший балл. Респонденты отмечают, что чаще всего успешному обучению иностранных студентов «мешают» психологические трудности, незнание преподавателем традиций и особенностей культуры страны обучающегося. Многие исследователи обращают внимание на формирование педагогических условий подготовки учителей естественных наук для устойчивого развития общества.
Резюмируя результаты анализа передовой практики и личного опыта, отмечаем актуальность проблемы подготовки учительских кадров в полилингвальной образовательной среде. Это потребует разработки новых учебных планов и / или корректирования имеющихся. Необходимо подключить и занятия на курсах повышения квалификации для совершенствования методик в работе учителей.
В дальнейшем мы продолжили изучение данного вопроса с учетом подготовленных практико-ориентированных заданий проектной технологии (Д. Л. Дарземанова, С. С. Космодемьянская, 2017, 2018). В настоящее время проекты и проектная деятельность обучающихся являются достаточно актуальными в химическом образовании, хотя и не инновационными. Мы разработали серию проектов, апробировали их и проанализировали полученные результаты. Исследовательские проекты обучающиеся выполняли согласно определенному алгоритму. Результаты педагогического наблюдения и итоги защиты проектов показали хороший уровень формирования предметных и метапредметных компетенций и проектного мышления для саморазвития и самообразования обучающихся.
Реализация по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс детей мигрантов при обучении химии осуществлялась нами в МАОУ «Лицей № 131» г. Казани. Проектную работу мы курировали по двум экологическим проектам – «Химия в реальной жизни аквариумиста» и «Исследование различных образцов почвенных вытяжек методами химического анализа». Они базировались в исследовании воды аквариумов, образцов чипсов, обработке результатов и защите проектов на итоговой конференции. К специфике данной работы относится выполнение химического эксперимента с соблюдением всех правил техники безопасности. При этом иностранные обучающиеся дополнительно более полно изучают отдельные темы углубленного материала по химии, отрабатывают практические навыки и возможность обработать полученные результаты для возможного дальнейшего их применения в своей стране.
Реализация проектной деятельности по химии с иностранными учениками проходила через использование межпредметной и метапредметной интеграции для дальнейшей мотивации и формирования химико-экологической культуры обучающихся. Такая форма работы объединяет элементы проектной деятельности и исследовательскую работу с элементами количественного и качественного химического анализа, экологического мониторинга и т. д. Она происходит через адаптацию иностранного обучающегося в измененной образовательной среде через проектную технологию по химии. В ходе анализа результатов такой практики отмечается реальная возможность самореализации и более эффективной адаптации иностранного обучающегося. Этот факт социализации сочетается с формированием предметных (химических) компетенций ученика и развитием познавательных компетенций в метапредметном и межпредметном сочетании с другими предметами науками в соответствии с требованиями социума.
В своей работе мы разработали, адаптировали и проанализировали методику проведения внеклассного мероприятия с применением QR- кода как элемента игровых технологий во внеклассной деятельности учителей химии и биологии для повышения мотивации обучающихся к самостоятельному и систематическому формированию навыков безопасности жизнедеятельности школьников, подтвердили ее эффективность.
В 2021 г. мы продолжили исследование проблем, возникающих у иностранных обучающихся КФУ из Республики Туркменистан, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Химия. Полученные данные мы сравнили с 2016 г. Нами было определено следующее: практически все респонденты (90 %) положительно ощущают себя в новом коллективе, их удовлетворяет атмосфера обучения и проживания. Но все студенты отметили и наличие проблем: языковой барьер (40 %), низ- кая мотивация к учебе из-за нестабильного финансового положения (30 %), субъективное от- ношение (20 %) и/или недопонимание с преподавателем (10 %).
Мы провели сравнительный анализ результатов анкетирования 2016 и 2021 гг., что подтвердило актуальность проблемы адаптации иностранных обучающихся при изучении химии.
Проводя анализ результатов возникающих проблем учителей химии при работе с детьми мигрантов, взаимоотношений студентов с преподавателями и результатов проектной работы иностранных обучающихся лицея № 131 г. Казани, мы выявили необходимость пересмотра ряда вопросов на другом уровне. Основное решение данной проблемы мы видим в новом (или скорректированном) варианте подготовке будущих учителей химии.
Для подготовки будущих учителей химии к формированию у детей мигрантов учебной успешности нами был спроектирован один из блоков цифрового образовательного ресурса (ЦОР) для обучения по дисциплине «Методика химии» на платформе MOODLE. Основными компонентами данного блока явились курс лекций по теме «Работа учителя химии с детьми мигрантов», видеолекция, глоссарий для обучающихся. Для студентов и в помощь преподавателю мы разработали методические рекомендации, указав необходимую литературу. Апробация разработанного блока ЦОР показала рациональное применение ведущих материалов (обучающих, вспомогательных и контролирующих). В конечном итоге результат рассматривается как продукт, привлекая и мотивируя обучающегося для дальнейшего изучения методики химии в организации самостоятельной работы студента (СРС).
Обсуждение и заключения
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1.    Существует ряд проблем (языковой барьер, психологические трудности, незнание традиций и культуры детей мигрантов и т. д.), с которыми сталкиваются учителя школ и преподаватели вузов при обучении детей мигрантов.
2.    Возникает необходимость в организации для учителей специализированных курсов повышения квалификации (или введения соответствующих блоков в программу имеющихся курсов) и/или корректирование авторской методики преподавания химии для устранения вышеперечисленных проблем при работе с детьми мигрантов.
3.    Современное образование ориентировано на обучение иностранных обучающихся в школе и вузах.
4.    Для предупреждения и решения существующих проблем при обучении детей мигрантов в химическом образовании необходимо разработать комплекс адаптации для детей мигрантов, который позволит не только предупредить и решить возникающие проблемы, но и повысить профессиональные компетенции учителей и химическую грамотность иностранных обучающихся.
Таким образом, проблема обучения детей мигрантов химии не теряет актуальности в нашей стране и за рубежом. Это подтверждают результаты многочисленных исследований по данной проблематике. Мы предлагаем разработать комплекс адаптации для детей мигрантов при изучении естественнонаучных дисциплин в школе. Данная система, по нашему мнению, должна содержать в себя вариативные мероприятия, включая работу не только с самими обучающимися, но и с педагогическим составом образовательного учреждения. Все это подразумевает организацию курсов повышения квалификации работников образования по работе с мигрантами и дополнительные занятия по психолого-методическим дисциплинам для будущих учителей химии, разработку методического сопровождения по организации индивидуальной и проектной работы учителя химии с иностранными детьми. В результате исследования конкретизировались результаты научного поиска нашей работы. Полученные результаты позволяют обогатить методику работы учителя химии в образовательном учреждении и профессиональной подготовки обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Химия по направлению самообразования и самосовершенствования в вопросах преподавания химии иностранным обучающимся.

https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e96/Tom-13_-_1-_yanvar_mart_.pdf